“... ГДЕ ВОЗДУХ ЗДОРОВ, ВОДА УДИВИТЕЛЬНА...”

Экологические картинки дореволюционной Гатчины

Юронен Наталья Викторовна,
начальник отдела
Центральной городской
библиотеки им. А.И. Куприна

“... есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок...”. Эти известные строки из письма графа Григория Григорьевича Орлова к Жан Жаку Руссо дают нам возможность представить, как выглядела Гатчина во второй половине XVIII века, когда влияние человека на здешние места выразилось, главным образом, в расчистке непроходимого леса и устройства парка вокруг дворца. Порою кажется, что Гатчинский парк является нетронутой частью русской северной природы. Это один из самых первых пейзажных парков в России. Его создатели, садовые мастера И. Буш, Д. Гекет, Ф. Гельмгольц, удачно использовали природные условия местности – ключевые озера, обилие леса, слегка всхолмленный рельеф, речку Гатчинку. Художники постарались “облагородить” красоты ландшафта, придав ему большую мягкость и изящество, вместе с тем сохранить видимую естественность пейзажей, чтобы не было заметно участие человека в создании парка. К этому призывал известный агроном и садовод XVIII века А.Т. Болотов: “Естественным красотам придать еще более пригожества и приятности и рассеянные по разным местам красоты соединить в единое и то место, которое под натуральный сад назначено”.

В конце XVIII века гатчинские земли начинают активно заселять и осваивать. В Гатчине появляются небольшие мастерские, фабрики, заводы, строятся дома, прокладываются улицы. Происшедшие изменения вызвали необходимость в появлении указа великого князя Павла Петровича от 19 (30 н. ст.) ноября 1793 года “Полицейское учреждение для Гатчинского дворцового посада”. Этим документом учреждалась “полицейская комиссия”, на которую наряду с другими функциями возлагалась обязанность наблюдения за чистотой на улицах Гатчины. Правилами было установлено, что каждый владелец обязан был чистить улицу перед своим домом два раза в неделю, за несоблюдение этого распоряжения полагался штраф.

В то время Гатчину окружали со всех сторон леса. На картинах художника Я. Меттенлейтера, написанных в 1790-х годах, можно увидеть панораму окрестностей Гатчины, которая открывалась с башен дворца. От границ парка до самого горизонта с виднеющимися Дудергофскими высотами тянулся лес. Наверное, поэтому первый документ (известный на данный момент), который можно отнести к природоохранным актам Гатчины, был посвящен сохранению лесов. Этим документом в гатчинских лесах вводилась должность смотрителя за состоянием лесов – оберфорштера, на которого возлагалась обязанность определять места и время необходимой вырубки, руководить посадкой молодых саженцев деревьев, наблюдать за выполнением правил охоты. В Полицейском учреждении оговаривались меры наказания за нарушения правил (снятие коры с деревьев, самовольная рубка деревьев, поджигание сухой травы и т.п.).

Леса гатчинского имения стремились содержать в образцовом порядке, на протяжении всего XIX века они были местом царской охоты. Для улучшения лесоустройства в середине 40-х годов по распоряжению Николая I была создана специальная комиссия по разработке проекта осушения болот в окрестностях Гатчины. “Весьма полезно начать с осушки огромного и совершенно непроходимого пространства от Гатчины по дороге к Луге. Это начало своими немыслимыми последствиями укажет всю огромную пользу предпринимаемого дела...” В июле 1846 года план работ был составлен и утвержден. В разработке планов принимал участие Альфонс Романович Варгас (1816-1902), будущий известный ученый – лесовод. В 1846 году он занимался устройством лесов Гатчинского дворцового имения. В ходе работ ближайшие от Гатчины болота были осушены, что способствовало правильному ведению лесного хозяйства. Осушенные земли были использованы в сельскохозяйственных целях и для добывания торфа, запасы которого были значительны. Работы продолжались на протяжении многих лет, но полностью программа не была осуществлена из-за отсутствия необходимых средств. Позже, уже в советское время болота подверглись значительному осушению, часто совсем неоправданному и неэкономичному. В 1976 году несколько болот Ленинградской области были объявлены заказниками. На территории Гатчинского района расположены заказники "Мшинское болото" и “Глебовское болото”.

Каждый владелец Гатчины стремился к тому, чтобы содействовать развитию города, не только возводя здания, храмы, открывая больницы, школы, но и способствуя благоустройству города. Во времена Николая I было начато благоустройство Приоратского парка, в нем были проложены дорожки, и в результате горожане получили прекрасное место для прогулок. Долгие годы этот парк был излюбленным местом отдыха гатчинцев. Желая развести форель в гатчинских озерах, Николай I повелел привезти рыбу из Ропшинского озера, что и было сделано в мае 1854 года. 108 рыбок выпустили в Карпин пруд.

Егерская слобода возникла в период с 1857 по 1860 годы в связи с переводом в Гатчину из Петергофа придворной императорской охоты. Был построен специальный комплекс, включающий здания различного назначения. Егерская слобода отличалась своей благоустроенностью и продуманной организованностью. Главная улица была вымощена булыжником, между домами посажена живая изгородь, вдоль дорог росли липы и были разбиты клумбы. Значительную часть занимал ремиз – бор с дикими косулями. На территории охотничьего заповедника, в Зверинце, содержались в особых помещениях различные звери – зайцы, лисы, волки и даже зубры.

Превращению Гатчины в благоустроенный город способствовала также деятельность начальников Гатчинского дворцового управления, которых отличало честное исполнение своих обязанностей на благо города. Таким, например, был комендант города генерал Федор Иванович Люце. Вот что вспоминает литератор Аркадий Васильевич Эвальд: “Люце заботился об обширных Императорских садах и парках гатчинского дворца с такою же тщательностью и даже мелочностью, как будто они составляли его любимую собственность. Довольно указать на то, что он никогда не расставался с садовым ножом и, обходя парки, тщательно осматривал все деревья и кусты и собственноручно обрезал сухие ветки, как-нибудь пропущенные садовником. Несмотря на преклонный возраст, он влезал иногда для этого на дерево. ... Во время пребывания императора в Гатчине Люце почти ежедневно обедал у государя и они часто гуляли по саду. При этом Люце, нисколько не стесняясь присутствием государя, отходил от него, чтобы обрезать где-нибудь сук или сделать отметку на дереве, и государь терпеливо поджидал, пока он кончит свое дело, и затем они продолжали прогулку далее”.

В 1865-1870 годах была приведена в благообразный вид Бульварная улица (сейчас ул. К. Маркса), были посажены аллеи, которые украшают улицу и сегодня, покрыта булыжником проезжая часть. В знак признательности к заслугам управляющего Гатчинского дворцового управления Карла Федоровича Багговута, способствовавшего проведению этих работ, горожане ходатайствовали о переименовании этой улицы в Багговутовскую, на что последовало высочайшее соизволение. Ему также первому в городе было присвоено звание почетного гражданина Гатчины.

Избрание Гатчины резиденцией Александра III способствовало тому, что в городе было обращено самое пристальное внимание на благоустройство улиц и, в первую очередь, на необходимость строительства в городе канализационных бетонных сооружений. Были проведены геологические исследования и разработан проект, который был высочайше одобрен в 1885 году. Согласно проекту главный гатчинский водоотвод был проведен от реки Ижоры вдоль проспекта и Люцевской улицы (ул. Чкалова), а по ближайшим от главного коллектора улицам была проложена канализационная сеть. Канализационные колодца были установлены во дворах домов, расположенных вблизи дворца, в зданиях дворцового ведомства, Сиротского института, в приюте Гатчинского благотворительного общества. Работы проводились с 1886 года по 1890 год. Проходила замена имеющихся деревянных сливов бетонными, прокладывались водосточные трубы вдоль улиц, находящихся неподалеку от озер. Это было необходимо для того, чтобы предохранить парковые озера от уличных, грязных вод. После окончания работ была произведена очистка Черного озера от накопившихся грязных отложений, упорядочена дренажная сеть.

В 80-х годах XIX столетия было обнаружено прогрессивное обмеление Филькина озера и были предприняты меры к выявлению причин этого явления. Филькино или Глухое озеро было популярным местом купания горожан, там были построены специальные купальни. Общественные, городские бани, открытые еще в 1839 году. пользовались водой из этого водоема. Они оказались под угрозой закрытия. И, наконец, обмеление озера могло лишить Приоратский парк одного из главных его украшений. Филькино озеро питалось водой с помощью водовода, который назывался “Канал из озера Колпанское в озеро Филькино, или Глухое”. Для того, чтобы обеспечить озеро водой в достаточном количестве, был углублен канал и сооружены верхний и нижний створы, регулирующие приток воды из Колпанского озера и сток ее из Филькина озера. Это обеспечивало озеро проточной водой, что было особенно важно жарким летом для поддержания необходимого уровня воды. С помощью построенной гидротехнической системы питались также озера комплекса гатчинских парков.

В это же время в Гатчине проводились работы по реконструкции дорог и улиц. Улицы были приведены в образцовое состояние, произведен настил мостовых и тротуаров. Все палисадники, выходящие на улицы, должны были иметь опрятный и стройный вид. Проведенные работы привели к тому, что в конце XIX века — начале XX века Гатчина стала зеленым, благоустроенным пригородом Санкт-Пе-тербурга. Об этом упоминается во многих воспоминаниях тех лет.

В мемуарах “Записки кирасира” Владимир Сергеевич Трубецкой, который служил в Лейб-гвардии кирасирском полку, вспоминал: “Удивительно опрятный, с аккуратными, прекрасно вымощенными улочками, чистенькими домами, с образцово содержащимся огромным городским парком, в котором сверкали живописные озера, город выглядел празднично и жизнерадостно, ничем не напоминая российскую провинцию”.

Гатчина начала века – “...милый, тихий городок”, который “весной нежно зеленеет первыми блестящими листочками сквозных берез и пахнет терпким веселым смолистым духом”, “летом весь в густой зелени”. А “осенью же она одета в пышные царственные уборы лимонных, янтарных, золотых и багряных красок”, в которых скрываются “маленькие разноцветные дома и домишки”, где “в саду душистая сирень”. Используя строки из произведений А.И. Куприна и И. Северянина, мы мысленно переносимся в город. где находилось много небольших, городских усадеб. Единственной усадьбой, которая, пусть в измененном виде, но сохранилась до наших дней, является усадьба Клодницких на углу улиц Достоевского и Володарского. Вокруг небольшого деревянного дома был разбит сад в английском вкусе с извилистыми дорожками и клумбами. От входа к дому вела аллея, обсаженная деревьями, в саду была беседка над прудом. Рядом находилась усадьба Александра Ивановича Куприна, которая состояла из деревянного одноэтажного дома, небольшого сада и двора, где располагались каменные и деревянные службы. Участок был окружен высокими тополями, в саду росли большой ясень, елки, рябина, кусты боярышника, сирени, было место для огорода и цветника. Куприн считал, что второе его призвание – садоводство, он даже выращивал в парниках медовые дыни-канталупы. В одном интервью приводятся его слова: “Я сумел создать себе полную иллюзию деревни, которую так люблю и которая единственно создает душевный покой, настоятельно необходимый нашему брату”. В купчей на дом имелся пункт: “Мостовую содержать в чистоте и исправности, а дом и забор с наружной стороны в благовидности”. Вероятно, в этом и был секрет “благовидности” всей Гатчины.

Страсть к садоводству была свойственна многим гатчинцам. Поселившись в Гатчине, художник Александр Карлович Беггров на болотистом пустыре возвел дом и разбил сад. Вот что вспоминает художник Я.Д. Минченков: “Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. По величине и вкусу нигде кругом не было подобных ягод. Мало того: выписал необыкновенные розы, уберег их от морозов или акклиматизировал, и жители Гатчины приходили любоваться цветами в саду Беггрова. Выращивал в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозными с юга”.

На углу Константиновской (ул. Радищева) и Николаевской (ул. Урицкого) улиц находилось образцовое садоводство “Любитель”, которое принадлежало члену Российского императорского географического общества А.У. Термену. Он разводил саженцы сирени, садовых деревьев и кустарников, редкие сорта цветов. У садовника императорского сада в Гатчине Леона Кловве был дом на Багговутовской улице (ул. К. Маркса) с садом, где росло больше десяти сортов сирени.

Гатчина превращалась в крупный дачный пригород Петербурга, популярное место отдыха. И интенсивно загрязнялась окружающая среда. В газетах тех лет появились публикации, авторы которых отмечали факты загрязнения рек вблизи Гатчины. В газетной заметке “Вымирание налимов и форелей”, помещенной в “Гатчинской неделе” от 31 августа 1913 года, говорилось, что “за последнее время замечается массовая убыль и вымирание налимов и форелей в Салюзской речке, которая протекает близ самого военного эллинга”. Автор предполагал, что подобное явление – следствие сброса кислот и щелочи в реку. В другом случае земский врач Н. Колпаков обращал внимание общественности на несколько случаев заболевания брюшным тифом, которые стали следствием загрязнения воды в реке Ижора у деревни Вайя. Там находилось выходное отверстие коллектора, через которое без предварительной очистки сплавлялись нечистоты города, поэтому вода стала непригодной для питья и людей, и животных.

К началу XX столетия в обществе стали приходить к осознанию, что человеческая деятельность меняет окружающую среду, причем изменения носят часто негативный характер. Люди постепенно стали понимать, что только богатство природы, разнообразие живых видов обеспечивает жизнь и будущее самого человека. Появляются объединения людей, занимающихся изучением природы и ее охраной. В Гатчине возникает общество любителей природы, которое объединило людей, интересующихся естественными и физико-математическими науками. 28 мая 1911 года был зарегистрирован устав общества. Организаторами общества стали Федор Назарович Красиков, преподаватель природоведения в Реальном училище, Михаил Владимирович Смирнов, помощник столоначальника Лесного департамента, Николай Эммануилович Сум, лаборант химической лаборатории Министерства финансов. Осенью 1911 года состоялось первое заседание общества. Первым председателем общества был избран Дмитрий Львович Иванов, горный инженер. Затем председателем общества стал Ф.Н. Красиков. На своих встречах члены общества, число которых за первый год существования достигло 83, выступали с докладами, обменивались научными новостями и информацией о новых изданиях по естественным наукам.

Общество разослало обращение к гатчинцам о необходимости бережного отношения к природе и призвало к естественно-историческому исследованию Царскосельского уезда. В этих целях доктор И.И. Бок разработал программу изучения уезда. Предполагалось, что результаты этой работы должны быть использованы для создания местного естественно-научного музея. В первую очередь общество направляло свои обращения к учителям сельских и народных школ, педагогам учебных заведений Гатчины, которые могли вместе со своими учениками начать собирать этнографические материалы, создавать гербарии растений края, вести наблюдения за природными явлениями. В планах работы общества было также создание метеорологической станции в саду Учительской семинарии. Членами общества были проведены химические исследования питьевой воды из гатчинского водовода.

Стремясь к распространению среди населения полезных сельскохозяйственных знаний, общество любителей природы решило организовать в Гатчине курсы садоводства и огородничества. Курсы были бесплатными, теоретические занятия проходили в помещении воскресной школы. Практические занятия должны были проходить на садовых участках, которые предоставили члены общества Л.Х. Сабинин, М.В. Смирнов. Проводились экскурсии в дворцовые оранжереи.

Хотя общество любителей природы просуществовало недолго, (распалось в 1917 году), оно сыграло свою роль в истории города как первая организация по изучению и охране природы родного края.

Экологическое состояние нашего края в разные исторические периоды и история природоохранного движения в Гатчине является темой малоизученной. В данной статье сделана попытка собрать вместе известные факты и наметить основные направления дальнейшего изучения этого вопроса. Подобные исследования помогут познакомиться с традициями уважительного отношения ко всему живому, к окружающей среде и учесть опыт, ошибки прошлых лет, что в конечном итоге будет способствовать тому, чтобы Гатчина была местом, где “воздух здоров, вода удивительна”.


Используемая литература

  1. Баркова Н. Егерская слобода, Гатчина. 1994 г. 27 с.

  2. Юронен Н.В. Тришина А.А. Литературный портрет Гатчины: Избранные страницы прозы, поэзии, воспоминаний и писем. Гатчина. 1995 г.274 с.

  3. Рождественский С. Столетие города Гатчины. 1796-1896:. Исторические сведения. Гатчинское дворцовое управление. Гатчина 1896 г.Т.1, с. 418.

  4. Алаберг И. Форель в Белом озере. Газета “Гатчинская правда” от 10 апреля 1960 г.

  5. Бурлаков А. Сиреневая Гатчина. Старая Гатчина. СПб. Лига. 1996 г. с. 247-250.

  6. Вымирание налимов и форелей. Газета “Гатчинская неделя”, от 31 августа 1913 г.

  7. Гатчинское общество любителей природы. Газета “Гатчинская неделя”, от 11 мая 1913 г.

  8. Годовое собрание Гатчинского общества любителей природы. Гатчинская неделя от 11 мая 1913 г.

  9. К открытию в Гатчине курсов садоводчества и огородничества. Жизнь Царскосельского уезда, от 24 мая 1914 г.

  10. Колпаков Н. Загрязнение реки Ижоры. Жизнь Царскосельского уезда от 8 февраля 1914 г.

  11. Минченков Я.Д., Беггров А. К. Воспоминания о передвижниках. Изд. 6-е, исправ. и доп., Л. Художник РСФСР. 1980 г.. с. 155, 167.

  12. Николаев В. Рыцари природы. Газета “Гатчинская правда” от 8 августа 1996 г.

  13. Поляков А. Кавалер семи орденов. Былое. № 8. 1996 г. с.9.

  14. Пугачевская Л. Канталупы Куприна. Крестьянка № 12. 1996 г. с.14.

  15. Рожков А. Начиналось в Гатчине. Газета “Гатчинская правда” от 23 августа 1985 г.

  16. Рябов Д. И болота надо спасать! “Вести” от 10 февраля 1994 г.

  17. Сум Н. По поводу исследования Царскосельского уезда в естественно-историческом отношении. “Жизнь Царскосельского уезда.” от 22 марта 1914 г.. с. 1-2.

  18. Якимова Н. Усадьба Клодницких. Газета “Гатчинская правда” (Коннетабль) от 29 июня 1991 г.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100