РОЛЬ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ
У УЧАЩИХСЯ “ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ”
(из опыта работы)

Лаппо Ольга Владимировна,
преподаватель школы-лицея № 3

Одной из задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является формирование у всех членов общества “образа страны”. Любой человек должен иметь правильное представление о том, в какой стране, каком регионе, городе, селе он живёт. Без этого невозможен истинный патриотизм – любовь к своему Отечеству.

Как ни странно, но в наше время подростки намного больше знают о том, что происходит в лесах Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что их ждёт за порогом собственного дома. И поэтому одна из актуальных проблем географического образования – развитие интересов учащихся в области изучения своего края. Одним из способов привлечения внимания, развития интереса к изучению своего края может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

Состояние окружающей среды сейчас волнует каждого, так как от этого зависит здоровье человека. В то же время, анкетирование, проводимое среди старшеклассников, показало, что учащиеся теоретически хорошо ориентируется, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях, вокруг нас.

Недостаток этих знаний должен восполняться не только за счет введения предмета экологии, но и в результате экологизации других школьных предметов, в частности, географии, что, в свою очередь, сделает изучение географии своего края более значимым. Экологизация географического образования выглядит наиболее естественно, так как сейчас существует реальная угроза нарушению равновесного состояния биосферы (т.е. живой оболочки) или всей географической оболочки в целом. Первая служит объектом исследования экологии, а вторая – географии.

География и экология – предметы очень схожие в своей универсальности, они используют знания математики, физики, биологии, химии. Изучение этих наук невозможно без практической деятельности по изучению окружающей нас природной среды. Экологические проблемы во многом порождены обществом. А взаимодействие природы и общества – это предмет изучения географии. В географии объектом исследования являются геосистемы, в экологии – экосистемы. Такой системный подход также сближает экологию и географию, т.е. взаимосвязь и взаимообогащение этих наук очевидно.

Для изучения родного края, знакомства с состоянием окружающей среды 20 уроков, отведенных в курсе географии России, явно недостаточно. Дополнительно к урокам необходима организация кружковых занятий, экскурсий, экологических лагерей, художественной самодеятельности на экологические темы, экспериментальной деятельности отдельных учащихся.


Члены экологического кружка на фоне газеты “Эко-дятел”




Участники экологического спектакля “Смертоносная восьмерка”
выступают на научно-практической конференции 9.12.1999 г.

Эти формы внеурочной деятельности помогают приблизить обучение к реальной жизни. Часть знаний добывается самостоятельно, что делает их более прочными, а проблемные ситуации уже не надо специально создавать, они оказываются рядом с нами, и решение их становится лично значимым.

Школа наша городская и основной темой исследовательских работ учащихся было изучение антропогенных городских ландшафтов, освоение мониторинга в городских условиях, cоздание геоэкологических карт.

Город – это особая социально-экономическая и природная среда обитания живых организмов и в том числе человека. Жители города, в том числе и школьники, все свое время проводят в такой измененной, даже искусственной среде обитания. Городская среда не воспринимается ими как непосредственно значимое окружение, и они себя не осознают ее частью.

Чтобы уменьшить неблагоприятные следствия подобного восприятия, необходим школьный экологический мониторинг. От него в прямой зависимости находится степень обеспокоенности школьников состоянием окружающей среды. Проведение экологического мониторинга, анализ его результатов невозможен без привлечения географических знаний.

Изучение особенностей рельефа, климата территории, ее гидрографии, а также особенностей хозяйственной деятельности человека, умение читать карту и картировать местность – все эти географические знания и умения помогают вести экологические исследования. Самостоятельные исследования учащихся имеют большое развивающее значение. В ходе исследований учащиеся сами находят и формулируют проблему, ставят задачи и выбирают методы исследований. В процессе обработки и осмысления информации учащиеся получают элементарные знания по экологической безопасности. Исследовательская работа заставляет оценить свой запас знаний по тому или иному вопросу, дает толчок к самостоятельному более глубокому изучению того или иного явления. Такое глубокое осмысление объектов и явлений приводит к формированию мировоззрения, экологической культуры человека. Привычные явления уже рассматриваются с позиций человека, заинтересованного в сохранении их качества.

Тематика исследовательских работ учащихся лицея №3,
реализующих программу “Школьная экологическая инициатива”

Результаты исследовательских работ учащихся напечатаны в информационно-исследовательских сборниках “Экология. Безопасность. Жизнь”, начиная с 1995 года.

  1. Алексеева Валентина, Буш Наталья, Жиделева Юля. Характеристика экологического состояния биоценоза Дворцового парка. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 1, 1995 г.

  2. Жиделева Юля, Буш Наталья. Химически опасные объекты. Результаты полевых исследований. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 1, 1995 г.

  3. Аленичев Михаил. Создание школьной базы данных экологического мониторинга. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 1, 1995 г.

  4. Бронзов Ростислав, Демин Денис, Степанов Дмитрий. Уровни МЭД гамма-излучения на территории, прилегающий к школе-лицею №3 г. Гатчины. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 3, 1996 г.

  5. Кудрявцев Игнат, Триман Андрей. Шумовое загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 3, 1996 г.

  6. Севериков Алексей. Наблюдение за качеством атмосферных осадков (дождевой воды) на территории микрорайона Хохлова поля. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г.

  7. Орлова Надежда. Изучение видового состава птиц в зависимости от степени урбанизации территории. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г.

  8. Орлова Надежда, Сорокина Дарья, Севериков Алексей, Холмова Антонина, Кудрявцев Игнат. Комплексное обследование микрорайона Хохлово поле. “Экология. Безопасность. Жизнь.”, выпуск 5, 1997 г.

  9. Кудрявцев Игнат. Несанкционированные свалки микрорайона и измерение на них радиационного фона. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г.

  10. Кудрявцев Игнат. Ионизирующее излучение и человек. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 7, 1998 г.

  11. Федотов Кирилл, Федотов Артем. Биоиндикация загрязнения водоемов. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 7, 1998 г.

  12. Малявкина Анастасия. Жизнь как подвиг. “Экология. Безопасность. Жизнь.”, выпуск 7, 1998 г.

  13. Князева Екатерина, Шабанова Наталья, Якимов Александр. Радиационное обследование Гатчинских парков. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г.

  14. Ястребцева Ольга. Сравнение санитарных условий помещения квартиры с кабинетом школы. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г.

  15. Лисин Сергей, Тамми Андрей. Экологическое обследование территории огородничества “Ветеран-5”, г. Гатчина. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г.

  16. Сысоев Марк, Федотов Кирилл. Комплексное исследование состояния окружающей среды территории микрорайона Хохлово поле города Гатчины. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999г.

Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы очень трудоемок и требует постоянного отслеживания, корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только более глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и т.д.

Так как сегодняшняя экономическая ситуация не позволяет нам активно перемещаться по территории области, то экскурсии, в основном, проводятся в Гатчинском и соседних с ним районах, а именно:

Изучение природы и хозяйства Ленинградской области на уроках географии сопровождается рассмотрением экологических проблем на разных уровнях: город – район – область. На уроках используется информация, полученная в исследованиях школьников.

В результате организации разных форм познавательной деятельности у учащихся сочетается чувственное и рациональное познание своего края, формируется “образ территории”, т.е. адекватное отражение окружающей действительности возникающее у человека как результат ее восприятия и теоретического осмысления.

Хочется отметить экологическое движение “Гатчина – Гатчинский район – Санкт-Петербург – Кронштадт”, которое оказывает огромную помощь лицею по внедрению программы “Школьная экологическая инициатива”.

Поздравляю коллектив движения с десятилетним юбилеем творческой деятельности и большими достижениями в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Желаю коллективу движения здоровья и дальнейших успехов в проведении экологических лагерей, конкурсов, олимпиад и издательской деятельности по выпуску замечательных информационно-исследовательских сборников “Экология. Безопасность. Жизнь”, где представлены работы и нашего лицея.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100