УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Коновальчик
Наталья Викторовна,

преподаватель Таицкой школы

Тема.Водоем – природное сообщество. Если вмешается человек?

Цели.

  1. Обобщить знания о водоемах нашего края.

  2. Дать понятие учащимся о том, что водоем является природным сообществом.

  3. Развивать умение сравнивать и различать, выделять главное в изучаемом материале и систематизировать полученные знания.

  4. Воспитывать у учащихся экологическую культуру.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

II. Сегодня мы с вами продолжим изучение водоемов.

Будем рассматривать водоем как среду обитания.Но прежде давайте вспомним:

Перед уроком ученики 3 класса “Б” были на экскурсии в Демидовской усадьбе. Брали пробы воды в реке Веревка. С помощью прибора “Пчелка”, который выпускает НПО “Крисмас +”, они исследовали воду на кислотность (рН), нитраты, нитриты и прозрачность вместе со старшеклассниками.

Юля Митишова, Федя Белянин, Света Турабова, Оля Хирвонен на основе своих исследований и исследований старшеклассников сделали выводы: вода в реке Веревка соответствует нормам. Результаты своих исследований они занесли в таблицы.

III. Наша сегодняшняя цель на уроке – выяснить, является ли пресный водоем домом, природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой.

IV. Лучше всего изучать жизнь пресного водоема летом, когда растения цветут, а животные наиболее активны. Предлагаю совершить заочную экскурсию на летний водоем.

Старайтесь двигаться медленно и бесшумно.

Перед Вами водоем. Первое, на что мы обратим внимание, – это растения.

Рогоз, камыш, тростник, стрелолист – корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности.

Но есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются – ряска, водокрас. Они плавают на поверхности воды.

Растения элодея, рдест полностью погружены в воду.

В толщине воды плавают мельчайшие зеленые водоросли. разглядеть их можно только под микроскопом. Но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.

Роль растений в водоеме велика. Они служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных.

Разнообразен мир животных пресного водоема. Они есть везде.

  1. По поверхности воды бегают водомерки (их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут, они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность).

  2. Жук-вертячка – назвали его так потому, что он много вертится.

  3. В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек, рыбы – щука, карась, окунь. Щука и окунь – хищные рыбы, а карась питается личинками насекомых, растениями.

  4. На самом дне обитают моллюски (ракушки).У них очень мягкое тело, которое защищено раковиной. Питаются моллюски водой, оставляя в себе, как в фильтре, мелкие водоросли и мелкие живые существа.

    Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет.

  5. Живут в водоеме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобер. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью.

  6. У водоема можно встретить уток, цапель, так как их жизнь тоже связана с водоемами. Когда растения и животные погибают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения.

Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме.

В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры.

Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания.

Вывод. Важно не нарушать количественное соотношение различных видов животных и растений в пруду, тогда всем хватит пищи. Почему же сообщество развивается и не погибает?

Оно устойчиво благодаря цепям питания. И чем разнообразнее цепь питания, тем она более устойчива.

Важнейшую роль в жизни водоема играют факторы неживой природы: свет и температура.

Свет нужен для нормального роста растений. У затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше. Чтобы питаться и выделять кислород, необходим солнечный свет.

Тепло – также необходимое условие жизни водоема. Температура очень важна. Например, когда вода становится холодной, то лягушки прячутся на дно, а рост растений прекращается еще раньше, что влияет на многих животных.

Фактором живой природы является также и человек. Деятельность человека оказывает многообразное влияние на водоемы.

Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?

  1. Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.

  2. Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.

  3. Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.

  4. Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.

  5. Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно реки, где обитают животные.

  6. Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода “зацветает” и растениям, живущим на дне, не хватает света.

Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать). Не нарушать своими действиями пищевые цепи.

Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор.

Ученики – экологи старших классов делали анализ воды реки Веревка, которая течет в Тайцах (выступление старшеклассников с результатами экологического мониторинга реки Веревка)

Выводы. В пресном водоеме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоемах. Водоем – это природное сообщество, которое надо охранять.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100