УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Наталья Викторовна, преподаватель Таицкой школы |
Тема.Водоем – природное сообщество. Если вмешается человек?
Цели.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
II. Сегодня мы с вами продолжим изучение водоемов.
Будем рассматривать водоем как среду обитания.Но прежде давайте вспомним:
Перед уроком ученики 3 класса “Б” были на экскурсии в Демидовской усадьбе. Брали пробы воды в реке Веревка. С помощью прибора “Пчелка”, который выпускает НПО “Крисмас +”, они исследовали воду на кислотность (рН), нитраты, нитриты и прозрачность вместе со старшеклассниками.
Юля Митишова, Федя Белянин, Света Турабова, Оля Хирвонен на основе своих исследований и исследований старшеклассников сделали выводы: вода в реке Веревка соответствует нормам. Результаты своих исследований они занесли в таблицы.
III. Наша сегодняшняя цель на уроке – выяснить, является ли пресный водоем
домом, природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно
связаны между собой.
IV. Лучше всего изучать жизнь пресного водоема летом, когда растения цветут, а животные наиболее активны. Предлагаю совершить заочную экскурсию на летний водоем.
Старайтесь двигаться медленно и бесшумно.
Перед Вами водоем. Первое, на что мы обратим внимание, – это растения.
Рогоз, камыш, тростник, стрелолист – корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности.
Но есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются – ряска, водокрас. Они плавают на поверхности воды.
Растения элодея, рдест полностью погружены в воду.
В толщине воды плавают мельчайшие зеленые водоросли. разглядеть их можно только под микроскопом. Но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.
Роль растений в водоеме велика. Они служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных.
Разнообразен мир животных пресного водоема. Они есть везде.
Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет.
Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме.
В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры.
Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания.
Вывод. Важно не нарушать количественное соотношение различных видов животных и растений в пруду, тогда всем хватит пищи. Почему же сообщество развивается и не погибает?
Оно устойчиво благодаря цепям питания. И чем разнообразнее цепь питания, тем она более устойчива.
Важнейшую роль в жизни водоема играют факторы неживой природы: свет и температура.
Свет нужен для нормального роста растений. У затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше. Чтобы питаться и выделять кислород, необходим солнечный свет.
Тепло – также необходимое условие жизни водоема. Температура очень важна. Например, когда вода становится холодной, то лягушки прячутся на дно, а рост растений прекращается еще раньше, что влияет на многих животных.
Фактором живой природы является также и человек. Деятельность человека оказывает многообразное влияние на водоемы.
Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?
Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать). Не нарушать своими действиями пищевые цепи.
Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор.
Ученики – экологи старших классов делали анализ воды реки Веревка, которая течет в Тайцах (выступление старшеклассников с результатами экологического мониторинга реки Веревка)
Выводы. В пресном водоеме совместно обитают разнообразные растения, животные,
микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоемах.
Водоем – это природное сообщество, которое надо охранять.
Перейти к оглавлению | ||||||