ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
В НИКОЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Муратова Татьяна Ивановна,
преподаватель Никольской школы

Экология как наука обладает большим потенциалом для развития новых способов взаимоотношения общества и природы, при котором возможно полное снятие экологических катастроф. За полуторастолетний возраст своего развития многие разделы экологии стали хорошим руководством к практическим действиям.

Экологические проблемы сегодняшнего дня – загрязнение, экологические катастрофы, переэксплуатация ресурсов – стоят перед человеческим обществом. Почти 14 лет прошло после аварии на Чернобыльской АЭС, но человечество и сегодня не избавлено от опасности повторения трагедии.

Не случайно в Гатчине экологическое движение получило особое развитие. Именно здесь была разработана и уже 10 лет внедряется в жизнь экологическая программа “Школьная экологическая инициатива” под руководством Стеллы Марковны Мирошкиной. Благодаря её активному участию и поддержке администраций города и района, учреждений народного образования, многие школы успешно работают по данной программе. В Гатчине созданы 9 сборников “Экология. Безопасность. Жизнь”, в которых отражена многогранная деятельность гатчинских экологов, ученых, специалистов, преподавателей и учащихся по программе “Школьная экологическая инициатива”. Дети – будущее нашей Родины, и от того, какими они вырастут, зависит жизнь не только всего живого в нашей стране, но и на Земле. Поэтому все учителя школ, которые входят в общественное экологическое движение, стремятся развивать системы экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

Учащиеся Никольской средней школы
Андреев Алексей (11 кл.), Иванов Алексей (10 кл.),
Андреев Андрей (8 кл.), Логунов Александр (8 кл.)
с преподавателем Муратовой Т.И.

Учителя и учащиеся Никольской средней школы не остались в стороне, активно включились в экологическое движение. Учителя начальных классов (1-3) ведут уроки природоведения с экологическим уклоном. В классах мы проводим беседы, игры, смотрим диафильмы на экологические темы, совершаем экскурсии в природу, дети подкармливают птиц зимой, охраняют растения и животных.

Вместе с учителями гатчинского региона я прошла курс обучения по экологии в Ленинграде в октябре 1998 года при ЛИМТУ. Под руководством Никитиной Надежды Леонидовны мы прослушали интересный курс по уплотнённой программе, общались с преподавателями Высших учебных заведений Санкт-Петербурга, получили большой объём знаний по экологии. В Никольской школе был введён предмет “Экология” в расписание 10-11 классов, а в 5, 8, 9 классах преподавание экологии ведётся на факультативных занятиях. Мною была разработана авторская программа по экологии.

Учащиеся школы провели обследование села Никольское, парка, проложили экологическую тропу. За каждой точкой экологической тропы закреплён экскурсовод, который даёт полную характеристику данной экологической системе.

Проводятся акции “Нет – свалкам!”, “День Земли”, “За чистоту планеты”, высаживаются деревья и кустарники, проходят экологические дни в школе. Учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, стихов, кроссвордов на экологическую тему, в олимпиадах по экологии и природоведению. Защищают проекты исследовательских работ по экологии, выступают на экологических конференциях в ПИЯФ РАН.

Учащиеся Никольской школы делают доклад на
Межрегиональной научно-практической конференции о
экологической тропе, проложенной в селе Никольском

Наиболее активны Андреев Алексей (11 кл.), Андреев Андрей (8 кл.), Логунов Александр (8 кл.), Иванов Алексей (10 кл.), Охитин Александр (7 кл.), Степанов Леонид (7 кл.). Летом 1999 года два ученика нашей школы посещали экологический лагерь “ЭКО-99” , где интересно провели время, научились проводить исследования, замерять радиационный фон, разрабатывать маршруты, оформлять работы на компьютере. В этом году желающих поехать в экологический лагерь“ЭКО-2000” много, ученики ждут продолжения работы в экологическом лагере, им хочется общаться друг с другом, с интересными людьми, совершать экскурсии по родному краю, проводить посильную работу по охране окружающей среды. Большую помощь в работе с учащимися по экологии оказывают сборники “Экология. Безопасность. Жизнь”, которые для учителя являются методическим пособием. Экологическое движение ширится, гатчинцы не одиноки, к нам примкнули учащиеся Колпино, Соснового Бора, Новгорода, Череповца, Москвы. Чтобы программа “Школьная экологическая инициатива” развивалась, необходима заинтересованность тех людей, которые могут помочь нам в открытии экологического лагеря в этом году и выпуске новых сборников “Экология. Безопасность. Жизнь”. Тот, кто был на экологической олимпиаде в Таицкой школе, слышал выступления учащихся школ, видел, что экологические проблемы волнуют наших детей, проникся мыслью о необходимости дальнейшей работы в этом направлении. Так пусть же исследовательские работы детей войдут в новые сборники. Хотелось бы, чтобы юные экологи снова встретились и интересно провели время в летнем экологическом лагере. У наших школьников есть хорошая база при Петербургском институте ядерной физики. После окончания школы выпускники поступают в ВУЗы и продолжают там работы по экологии. То вдохновение и заряд, который получают они от своих учителей-энтузиастов, от Стеллы Марковны, не проходят бесследно.

Где бы ни работали наши выпускники в будущем, они будут помнить экологическую заповедь “Не навреди!”, они будут стоять на защите окружающей среды.

Как хочется в это верить! Ведь будущее молодых людей находится в наших руках. Давайте же вместе будем сеять разумное и вечное.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100