ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
(из опыта Рождественской средней общеобразовательной аграрной школы)
Потехина Галина Витальевна,
преподаватель Рождественской школы
Цели и задачи.
I. Образовательные:
II. Развивающие:
III. Воспитательные:
Программа является попыткой свести воедино поиски и результаты трехлетней работы педагогического коллектива, помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения.
Структура программы
I ступень: 1-2- классы |
|
---|---|
3-4 классы |
|
II ступень: 5 классы |
|
7 классы |
|
8 классы |
|
9 классы |
|
III ступень: 10 классы |
|
11 классы |
|
Спецкурсы, вводимые на I ступени обучения, тесно связаны, обогащают друг друга, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относиться к родной природе.
На II ступени (5-9 кл.) эколого-краеведческого профиля объединены общей целью: дать более глубокие знания по истории и культуре родного края, научить охранять природу, воспитать любовь к малой Родине, сформировать позицию: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.
На II и III ступенях предусмотрен практикум по экологическому мониторингу, где учащиеся осуществляют сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.
Участие школьников в подобных исследованиях обуславливает, в значительной степени, осознанный выбор будущей профессии, успешное поступление в ВУЗы, создает условие для творческого развития и личностного самоопределения.
Практические эколого-краеведческие работы дают учащимся и педагогам обширный материал для использования на уроках, кружках, факультетах. Результаты работ могут иметь большую социальную значимость для просветительной деятельности среди местного населения, создание экологических карт и учебно-методических пособий.
Одним из важнейших направлений работы может стать участие школы в реализации проекта национального парка "Верхний Оредеж", создание на его территории эколого-краеведческих зон.
Изучение парка можно вести по следующим направлениям.
Новизна программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно.
Приоритетными здесь выдвигаются идеи экологического образования, т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданс-кой ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.
Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты проекта национального парка "Верхний Оредеж".
Результаты рa6oты по программе
Учителями школы Иванниковым В.В., Смирновой Н.А., Зверевым Н.М., Андреевой О.Н., Захарчук И.Н. разработаны авторские программы по экологии, основам растениеводства и животноводства, истории и культуре Санкт-Петербурга и пригородов, краеведческая программа "Моя малая Родина". Программы прошли лицензирование в ЛГОУ, ЛОИРО на кафедре естествознания.
В школе создан эколого-краеведческий клуб "Родничок". Учащиеся ведут исследования по направлениям: геоэкология, экология и медицина, гидрология, комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям и др. Члены клуба активно участвуют в проведении "Дней защиты от экологической опасности", в региональном конкурсе рисунков и плакатов на тему: "Природа – дом твой. Береги его!"
В рамках акции "Нет – свалкам!" создан видеофильм "Главное –начать..."
О красоте природы Рождественской волости и несанкционированных свалках на ее территории. Администрацией волости приняты меры по уничтожению несанкционированных свалок, школьники участвуют в благоустройстве парков, усадьб В.В. Набокова в с. Рождествено и К. Ф. Рылеева в д. Батово, создании экологической тропы в своей волости. С 1996 г. учащиеся активно работают в движении "Школьная экологическая инициатива" под руководством член-корреспондента MAНЭБ, заслуженного эколога Российской Федерации С.М. Мирошкиной. Школьники приобщаются к миру науки, участвуя в исследовательских проектах в лабораториях ПИЯФ РАН. По результатам работ оформляются отчеты, составляются доклады и т.д.
Вот перечень некоторых работ, выполненных учащимися Рождественской школы и напечатанных в информационно-исследовательских сборниках “Экология. Безопасность. Жизнь”:
По итогам II и III Международных “Биос-олимпиад” учащиеся школы награждены дипломами II и I степени.
Тихонова Жанна, Батракова Юлия, Славянская Мария, Антонова Ольга, Шляхтиченко Дарья, Агеева Анастасия стали лауреатами 2-ой Международной “Биос-олимпиады-97” и награждены дипломами II степени.
Осьмак Наталья, Киш Виктория в 1998 году стали лауреатами 3-ей Международной “Биос-олимпиады-98” и награждены дипломами I степени.
Осьмак Наталья, Киш Виктория в 1999 году стали лауреатами 4-ой Международного конкурса “Мир воды глазами детей-99” в номинации исследовательские проекты и награждены дипломами I степени и ценными подарками.
На 4-ом Международном конкурсе творческих работ "Мир воды глазами детей" в 1999 г. учащиеся II класса Киш Виктория и Осьмак Наталья заняли I место. Работы учащихся и преподавателей школы опубликованы в сборниках "Экология. Безопасность. Жизнь" № 5, б, 7, 8, 9. В течение 2-х лет при школе работает летний экологический лагерь, где ведутся работы по мониторингу состояния окружающей среды, опытнические исследования на пришкольном участке. На районных олимпиадах по биологии, химии, географии, экологии, краеведению учащихся школы постоянно занимают призовые места. В течение 1997, 1998, 1999 учебных годов ученики школы активно участвовали в работе молодежных экологических семинаров и лагерей, организованных Международным клубом аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона.
Работы учителей, школы Потехиной Г.В., Шляхтиченко В.Н., Иванникова В.Я., Бороданковой Л.H., Игонен Т.И. получили в 1998 г. диплом Всероссийского конкурса "Организация учебного процесса, научно-методической и экспериментальной работы в школе".
Под руководством ст. научного сотрудника музея "Усадьба Рождествено" В.С. Дмитриевой учащиеся занимаются поисковой деятельностью, составляют и проводят экскурсии по истории родного края. Мы вправе ожидать, что новое поколение, прошедшее через систему непрерывного экологического образования, будет носителем экологической культуры, что, собственно, и является целью современного экологического образования.
Перейти к оглавлению | ||||||