ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ

(из опыта Рождественской средней общеобразовательной аграрной школы)

Потехина Галина Витальевна,
преподаватель Рождественской школы


Цели и задачи.

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Программа является попыткой свести воедино поиски и результаты трехлетней работы педагогического коллектива, помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения.

Структура программы


I ступень:
1-2- классы


Моя малая Родина.
Культура речи.
Азбука нравственности.
Ознакомление с окружающим миром.
Основы православия.


3-4 классы


История родного края.
Природоведение и с/х труд.


II ступень:
5 классы


История земли Рождественской.
Истоки нашего мировоззрения.
Основы растениеводства.
Естествознание.
История Гатчинского района.


7 классы


Географическое краеведение.
Основы животноводства.
Основы экологии.
Естествознание.
Культурное наследие Гатчины и Гатчинского
района.


8 классы


Экология и основы природопользования.
Экологический мониторинг.
Основы животноводства.
Допрофессиональная подготовка на базе
ПТУ-43 по с/х профессиям.
История Санкт-Петербургской губернии.


9 классы


Историко-архитектурный облик
Санкт-Петербурга и его пригородов.
Экология и экологический практикум.


III ступень:
10 классы


Геоэкология.
Психология.
Исследовательская работа по экологическим
проектам.
Допрофессиональная подготовка по специальностям:
механизатор, воспитатель д/сада, секретарь.


11 классы


Работа по индивидуальным программам.

Спецкурсы, вводимые на I ступени обучения, тесно связаны, обогащают друг друга, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относиться к родной природе.

На II ступени (5-9 кл.) эколого-краеведческого профиля объединены общей целью: дать более глубокие знания по истории и культуре родного края, научить охранять природу, воспитать любовь к малой Родине, сформировать позицию: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.

На II и III ступенях предусмотрен практикум по экологическому мониторингу, где учащиеся осуществляют сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.

Участие школьников в подобных исследованиях обуславливает, в значительной степени, осознанный выбор будущей профессии, успешное поступление в ВУЗы, создает условие для творческого развития и личностного самоопределения.

Практические эколого-краеведческие работы дают учащимся и педагогам обширный материал для использования на уроках, кружках, факультетах. Результаты работ могут иметь большую социальную значимость для просветительной деятельности среди местного населения, создание экологических карт и учебно-методических пособий.

Одним из важнейших направлений работы может стать участие школы в реализации проекта национального парка "Верхний Оредеж", создание на его территории эколого-краеведческих зон.

Изучение парка можно вести по следующим направлениям.

  1. Флористическое и геоботаническое описание парков усадьбы В. В. Набокова в с. Рождествено, Рылеевского парка в д. Батово, Вырской Мызы.

  2. Исследования орнитофауны парков. Наблюдение за птицами и составление их видового списка.

  3. Редкие и исчезающие виды растений. Выявление мест произрастания редких видов, их картирование.

  4. Комплексные исследования экологического состояния верховьев р. Оредеж.

  5. Создание экологических троп.

  6. Благоустройство и уход за природными источниками.

  7. Компьютерная обработка данных.

  8. Фото- и видеодокументирование.

  9. Экскурсионно-краеведческая работа.

  10. Составление маршрутов экскурсий, работа в архивах, подготовка гидов.

Новизна программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно.

Приоритетными здесь выдвигаются идеи экологического образования, т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданс-кой ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты проекта национального парка "Верхний Оредеж".

Результаты рa6oты по программе

Учителями школы Иванниковым В.В., Смирновой Н.А., Зверевым Н.М., Андреевой О.Н., Захарчук И.Н. разработаны авторские программы по экологии, основам растениеводства и животноводства, истории и культуре Санкт-Петербурга и пригородов, краеведческая программа "Моя малая Родина". Программы прошли лицензирование в ЛГОУ, ЛОИРО на кафедре естествознания.

В школе создан эколого-краеведческий клуб "Родничок". Учащиеся ведут исследования по направлениям: геоэкология, экология и медицина, гидрология, комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям и др. Члены клуба активно участвуют в проведении "Дней защиты от экологической опасности", в региональном конкурсе рисунков и плакатов на тему: "Природа – дом твой. Береги его!"

В рамках акции "Нет – свалкам!" создан видеофильм "Главное –начать..."

О красоте природы Рождественской волости и несанкционированных свалках на ее территории. Администрацией волости приняты меры по уничтожению несанкционированных свалок, школьники участвуют в благоустройстве парков, усадьб В.В. Набокова в с. Рождествено и К. Ф. Рылеева в д. Батово, создании экологической тропы в своей волости. С 1996 г. учащиеся активно работают в движении "Школьная экологическая инициатива" под руководством член-корреспондента MAНЭБ, заслуженного эколога Российской Федерации С.М. Мирошкиной. Школьники приобщаются к миру науки, участвуя в исследовательских проектах в лабораториях ПИЯФ РАН. По результатам работ оформляются отчеты, составляются доклады и т.д.

Вот перечень некоторых работ, выполненных учащимися Рождественской школы и напечатанных в информационно-исследовательских сборниках “Экология. Безопасность. Жизнь”:

  1. Осьмак Наталья, Киш Виктория. Результаты комплексного исследования села Рождествено. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г., с.104-113.

  2. Тихонова Жанна, Батракова Юлия, Славянская Мария, Антонова Ольга, Шляхтиченко Дарья, Агеева Анастасия. Экологический проект на территории Рождественской волости, “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г., с.327-361.

  3. Shlyakhticenko Daria. The ecological project on the territory Rozhdestveno volost. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г., с.361-363.

  4. Славянская Мария. Птицефабрика Заводская и ее влияние на окружающую среду. Измерение радиационного фона в поселке Батово. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 5, 1997 г., с.205-209.

  5. Агеева Анастасия, Батракова Юлия, Осьмак Наталья, Киш Виктория, Гусева Анна. Экологический мониторинг на территории Рождественской волости. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 7, 1998 г., с.260-279.

    Батракова Юля. Эколого-ботаническая характеристика зимнего леса. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 7, 1998 г., с. 279- 281.

  6. Киш Виктория, Осьмак Наталья. Комплексный мониторинг экологического состояния рек Ижоры и Оредежа. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 7, 1998 г., с.57-78.

  7. Бойцова Ирина, Батракова Юлия. Определение качества питьевой воды по гидрохимическим показателям в селе Рождествено, в деревнях Выра и Песчанка. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г., с.265.

  8. Кузнецова Надежда. Определение содержания растворенного кислорода в воде реки Оредеж методом Винклера. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г., с.267-271.

  9. Осьмак Наталья, Киш Виктория. Характеристика бентосных сообществ реки Гладышевки. “Экология. Безопасность. Жизнь”, выпуск 9, 1999 г., с.267-271.

По итогам II и III Международных “Биос-олимпиад” учащиеся школы награждены дипломами II и I степени.

Тихонова Жанна, Батракова Юлия, Славянская Мария, Антонова Ольга, Шляхтиченко Дарья, Агеева Анастасия стали лауреатами 2-ой Международной “Биос-олимпиады-97” и награждены дипломами II степени.

Осьмак Наталья, Киш Виктория в 1998 году стали лауреатами 3-ей Международной “Биос-олимпиады-98” и награждены дипломами I степени.

Осьмак Наталья, Киш Виктория в 1999 году стали лауреатами 4-ой Международного конкурса “Мир воды глазами детей-99” в номинации исследовательские проекты и награждены дипломами I степени и ценными подарками.

На 4-ом Международном конкурсе творческих работ "Мир воды глазами детей" в 1999 г. учащиеся II класса Киш Виктория и Осьмак Наталья заняли I место. Работы учащихся и преподавателей школы опубликованы в сборниках "Экология. Безопасность. Жизнь" № 5, б, 7, 8, 9. В течение 2-х лет при школе работает летний экологический лагерь, где ведутся работы по мониторингу состояния окружающей среды, опытнические исследования на пришкольном участке. На районных олимпиадах по биологии, химии, географии, экологии, краеведению учащихся школы постоянно занимают призовые места. В течение 1997, 1998, 1999 учебных годов ученики школы активно участвовали в работе молодежных экологических семинаров и лагерей, организованных Международным клубом аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона.

Работы учителей, школы Потехиной Г.В., Шляхтиченко В.Н., Иванникова В.Я., Бороданковой Л.H., Игонен Т.И. получили в 1998 г. диплом Всероссийского конкурса "Организация учебного процесса, научно-методической и экспериментальной работы в школе".

Под руководством ст. научного сотрудника музея "Усадьба Рождествено" В.С. Дмитриевой учащиеся занимаются поисковой деятельностью, составляют и проводят экскурсии по истории родного края. Мы вправе ожидать, что новое поколение, прошедшее через систему непрерывного экологического образования, будет носителем экологической культуры, что, собственно, и является целью современного экологического образования.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100