ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Куракова Наталья Геннадьевна
преподаватель школы № 1, г. Гатчина
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: гумманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции:
В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования. Эти три модели представлены в таблице.
Однопредметная | Многопредметная | Смешанная |
---|---|---|
|
|
|
Большинство отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса “Экология”, экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
Введение системы непрерывного экологического образования требует формирования практических навыков по оценке качества окружающей среды. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования и [c.3] широко внедряются в практику экологического образования школьников.
Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы.
Практическая экологическая деятельность учащихся Войсковицкой гимназии начиналась с работы по составлению карты риска территории пос. Новый Учхоз. На карте отмечались источники возможных аварийных ситуаций, основные загрязнители окружающей среды. Учащиеся анализировали основные факторы экологической опасности на территории поселка, прогнозировали основные пути распространения загрязнений, способы защиты от них.
Результатом работы по составлению карты риска стала настольно- печатная игра “Спасем кота Леопольда”, авторы этой работы – Шалыгина Настя, Париева Мария. В этой игре отражены возможные для нашей местности экстремальные ситуации как природного, так и промышленного характера [1]. В процессе игры у детей формируется эмоционально- чувственное отношение к предмету, усваиваются конкретные знания и умения в поведении и способах защиты во время аварийных ситуаций.
Работа по составлению карты риска вызвала необходимость дальнейшего изучения территории поселка: его истории и природы. Найдены материалы о Войсковицкой мызе, гидротехнических сооружениях, выявлены наиболее интересные природные объекты. Все эти материалы и легли в основу создания экологической тропы. [2]. Результатом этой работы стала статья “Исследовательская работа по экологическому состоянию поселка Новый Учхоз”,авторы этой работы – Горбок Елена, Верясова Юлия, Париева Мария.
Частью исследования стала работа по изучению первоцветов. Ученики 6 класса определили состав весенней флоры, выяснили биологические особенности раннецветущих растений, места их произрастания. А как радовались и гордились ребята, когда увидели свою работу “Первоцветы”, напечатанную в книге [3].
Большую роль в экологическом образовании играют специальные вопросы, касающиеся экологии человека, связанные с его здоровьем, факторами риска и адаптивными возможностями организма.
Вопросы здоровья школьников, факторы риска исследовались в работе “Антропоэкологическое исследование здоровья школьников Войсковицкой гимназии” [4].
В ходе работы Стефанова Татьяна, Горбок Елена, Ильяшенко Елена изучили показатели здоровья учащихся 1, 5 и 11 классов, провели эколого-гигиеническую оценку помещений школы, проанализировали школьное расписание. Эта работа получила высокую оценку – диплом I степени на Международной “Биос-олимпиаде-98”.
Одним из факторов риска, приводящим к нарушению здоровья, было названо питание. Что мы едим? Как это влияет на наше здоровье? Эти вопросы рассматривались Боровецкой Юлией и Пантюховой Лидией в работе “Пищевые добавки” [5].
Интересное исследование начали учащиеся Войсковицкой гимназии на ключевом осоко-гипновом болоте в деревне Корпиково, в пойме реки Парица. Болото является местообитанием редкого реликтового вида – сверции многолетней. Летом 1999 года изучался флористический состав болотной растительности, встречаемость видов. Эта работа продолжается учащимися школы № 1 г. Гатчины, и будем надеяться, что результатом исследований станет организация на данной территории ботанического заказника.
Элементы общеэкологических представлений должны вводиться еще в начальной школе, постепенно подготавливая все более глубокое восприятие. В средней школе № 1 г. Гатчины изучение экологии проходит на уроках в 5 классах в рамках курса “Введение в биологию и экологию” и на факультативных занятиях в 7-х классах.
Учащиеся 5-х классов знакомятся с общими биологическими и экологическими понятиями, получают представления о разнообразии живых организмов, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле.
Программа курса включает экскурсии на природу, практические работы, которые направлены на формирование умений и навыков, сбор и анализ экологической информации. Учащиеся в течение года изучали состояние деревьев и кустарников на пришкольной территории, наблюдали за жизнью живых организмов осенью, зимой и весной, подкармливали птиц, проводили контроль за расходом воды и электроэнергии.
Старшеклассники на занятиях собирали экологическую информацию о состоянии окружающей среды, анализировали результаты наблюдений. О своих первых, еще пока очень небольших исследованиях учащиеся рассказали на межрегиональной научно- практической конференции по программе “Школьная экологическая инициатива” в декабре 1999 года, которая проходила в Петербургском институте ядерной физики. Работа “Антропогенное загрязнение почв города Гатчины”, выполненная Ходанович Анной, заняла 3 место на городской олимпиаде по экологии-2000. Это послужило стимулом к дальнейшей работе. Думаю, что у Ани все еще впереди – выступления на олимпиадах, конкурсах и конференциях.
В процессе выполнения практических работ пятиклассники и семиклассники приобщаются к природосообразному образу жизни и процессу творческой экологически сбалансированной деятельности.
С большим нетерпением юные экологи ожидают наступления летних каникул, ведь каникулы - это летний экологический лагерь по программе “Школьная экологическая инициатива”, который будет проходить уже восьмой раз в г. Гатчине. Вместе с преподавателями школ, учеными и специалистами ПИЯФ РАН, СЕМТО ГАН, Центров Госсанэпиднадзоров города Гатчины и Гатчинского района будут проведены полевые исследования, которые дадут богатый материал для использования в предметной классной и внеклассной работы. Эти материалы будут использованы в олимпиадах, конкурсах и конференциях.
10 лет исполняется экологическому движению “Гатчина – Гатчинский район – Санкт-Петербург – Кронштадт”, реализующему программу “Школьная экологическая инициатива”. Много это или мало?
Много – потому что столько ребят увлеклись экологической работой, так или иначе связали свою будущую профессию с экологией.
Мало – впереди, думаю, еще очень много работы, интересных исследований, нерешенных экологических проблем.
Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды.
Проводимые экологические исследования дают богатый материал для использования в предметной классной и внеклассной работе. Материалы, собранные учащимися, успешно используются на экологических олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.
Результаты работ имеют значение не только на локальном уровне, но и для более широких слоев населения и административных органов
Перейти к оглавлению | ||||||