ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В КРОНШТАДТЕ
Белкина Г. Ю. – эколог администрации Кронштадтского
района г. Санкт-Петербурга
Город Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе на расстоянии 24 км от Санкт-Петербурга.
Кронштадтский район является одним из пригородных районов г. Санкт-Петербурга и со всех сторон окружен водой. Площадь территории района составляет 15 км2, площадь зеленых насаждений – 145 га.
Кронштадтский район Санкт-Петербурга славится своей чистотой и зеленью среди остальных районов города. Но экологические проблемы у нас существуют.
Исторически Кронштадт – это военно-морская база российского флота, и все предприятия, все население острова Котлин со времен Петра I работали во имя процветания флота. Все экологические проблемы, существующие сейчас в Кронштадте, – это следствие бурного развития военно-промышленного комплекса на таком маленьком острове.
Центральная, исторически сложившаяся часть города застроена. В промышленности района преобладающим направлением является судоремонт, имеется одно предприятие легкой промышленности - швейная фабрика, три пищевых предприятия – хлебозавод, мясоперерабатывающий завод и молочный завод. Из шести промышленных предприятий – два принадлежат министерству обороны.
В основном, вся перечисленная инфраструктура объектов размещена на территории с исторически сложившейся застройкой, площадью 540 га (2,7 км х 2,0 км).
Преимущественно жилая застройка центральной части занимает около 170 га, куда входит и центральная часть жилого массива с историческими объектами города (Летний сад, Петровский док, объекты Кронштадтского адмиралтейства, Якорная площадь и Морской собор), ограничена по периметру Обводным каналом.
Отдельная территория на юго-востоке района, примыкающая к Финскому заливу, принадлежит Морскому заводу и воинской части. Санитарно-защитная зона указанных объектов до жилой застройки составляет 50 м.
Значительная часть центральной исторически сложившейся застройки (22,8 га) принадлежит воинским частям и учебным отрядам Кронштадтского гарнизона.
Таким образом, фактическая часть центральной части г. Кронштадта занимает площадь около 50 га и характеризуется крайне высокой плотностью населения (720 чел/га).
Интенсивность транспортного потока в настоящее время в Кронштадте невелика. Поэтому вклад автомобилей в загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлива незначителен, автомобильных пробок у нас не бывает.
Основными экологическими проблемами Кронштадта, требующими скорейшего разрешения, являются:
1. Наличие малых угольных котельных.
Произведенные расчеты концентраций из труб источников тепла показали, что максимальная концентрация оксидов азота составляет 0,113 мг/куб.м, что превышает предельно-допустимую концентрацию в 1,33 раза, максимальная концентрация золы составляет 1,83 мг/куб.м, что превышает ПДК в 3,66 раза, максимальная концентрация оксидов ванадия составляет 0,0032 мг/куб.м, что превышает ПДК в 1,6 раза. Кроме котельных, работающих на экологически чистом топливе (городские котельные, Морского завода, Арсенала и Водоканала), на территории Кронштадта имеется большое количество котельных, работающих на угле и мазуте. Всего таких котельных, принадлежащих Министерству обороны, 24. Указанные котельные являются основным источником загрязнения воздуха г. Кронштадта и причиной заболевания органов дыхания. В результате износа оборудования состояние этих котельных является крайне неудовлетворительным. В период особо неблагоприятных метеоусловий (штиль, туман, приземные инверсии или сочетание этих факторов) на таких котельных необходимо предусмотреть специальные мероприятия, снижающие абсолютные выбросы вредных веществ.
На мой взгляд, это должны быть следующие мероприятия :
Наименование мероприятий | Эффективность мероприятий |
---|---|
Стабилизация работы теплоисточника (поддержание постоянной нагрузки, исключение растопки котлов, прекращение обдувки котлов) | Снижение выбросов СО |
Максимально возможное использование природного газа в качестве топлива | Снижение выбросов SO и NO |
Подбор числа работающих котлов в зависимости от степени влияния их на загазованность воздушного бассейна по выбросам оксидов азота | Снижение выбросов NO |
Максимальное использование рециркуляции дымовых газов | Снижение выбросов NO на 40% |
Проведенный анализ результатов лабораторных исследований атмосферного воздуха (наблюдения 5-ти лет) в г. Кронштадте позволил рассчитать потенциальную опасность немедленного токсикологического действия отдельных компонентов воздуха, которым мы дышим, спрогнозировать эффект и время начала проявления хронического действия, вероятность разовых эффектов по Кронштадту, в сравнении с Санкт-Петербургом.
Начало хронической интоксикации возможно ожидать не ранее, чем через 15-16 лет проживания на данной территории. Риск хронической интоксикации после 30 лет проживания не превышает 7%, а после 60 лет – 14%.
Внедрение систем локальной очистки отходящих газов позволило бы уменьшить выбросы в атмосферу на 2660 т/год и будет достигнуто снижение выбросов более, чем в 2,4 раза.
2. Наличие прямых канализационных выпусков в Финский залив.
Имеющиеся прямые канализационные выпуски ежесуточно сбрасывают без очистки в Финский залив около 10 тыс. куб. м неочищенных сточных вод бытового и промышленного характера, включающие в себя нефтепродукты, взвешенные вещества, широкий спектр тяжелых металлов, фосфор, азот, сульфаты и т.д. в концентрациях, намного превышающих предельно-допустимые концентрации.
Так как все канализационные выпуски, а их 52, принадлежат Министерству обороны и находятся в центральной (исторической) части Кронштадта, то переключение их на городские коллекторы крайне дорого и сложно. К тому же в настоящее время городская канализация не имеет свободных мощностей по канализационным насосным станциям, по пропускной способности уличных коллекторов и производительности канализационных очистных сооружений.
Возможно два пути решения этой проблемы:
3. Проблема нетоксичных отходов г. Кронштадта.
Необходимо строительство экологически чистого мусороперерабатывающего завода небольшой мощности (около 80 тыс. куб. м отходов в год). В настоящее время бытовой мусор вывозится на полигон в п. Новоселки, расположенный на расстоянии 26 км от Кронштадта, что приводит к увеличению расходов на его перевозку, а создание свалки на острове приведет к ухудшению экологической обстановки.
К сожалению, в последние годы из-за ухудшения материально-технического обеспечения воинских частей стало нормой сжигание хозяйственно-бытового мусора прямо на территории части, что приводит к загрязнению воздуха продуктами сгорания отходов, в составе которых много синтетических упаковок, вызывая многочисленные жалобы проживающего вблизи населения и озабоченность природоохранных органов.
Территориальным управлением Кронштадта проведена инвентаризация отходов города (промышленных и бытовых). В настоящее время рассматривается несколько возможных проектов мусоропереработки, но окончательного варианта строительства пока нет. С развитием свободной экономической зоны в Кронштадте проблема может еще более обостриться и создать неблагоприятную обстановку для жителей Кронштадта.
У нас есть предложения о строительстве ветроэнергетических установок, вырабатываемая ими экологически чистая энергия могла бы быть использована для переработки мусора, и это дало бы возможность строительства мусороперерабатывающего завода в отдалении от жилой застройки и не требовало бы дорогостоящей подводки инженерных сетей. Мы не планируем переработку высокотоксичных отходов, нас заботит вопрос возрастающих объемов хозяйственно-бытового мусора.
Надеемся, что в результате работы мусороперерабатывающего завода район мог бы получить удобрения для парков и газонов, например, из осадков сточных вод.
Наряду с мусоропереработкой мы рассматриваем вопросы прессования мусора с целью снижения затрат на транспортировку, выясняем вопрос рентабельности раздельного сбора отходов. Рассматривается вариант изготовления экологически чистого теплоизоляционного материала на основе бумажных отходов и его рентабельность в условиях Кронштадта. На наше рассмотрение был предложен проект переработки собираемой пластмассы и производство из нее тары. Все эти проекты в стадии рассмотрения, далеко не все параметры устраивают район, некоторые из них очень энергоемки, что для Кронштадта на сегодняшний день является проблемой. Работа в этих направлениях продолжается, также предстоит провести большую разъяснительную работу среди жителей района, возможно, выбрать один микрорайон для проведения эксперимента.
4. Необходимость посадки лесозащитной полосы в охранной зоне по территории города вдоль трассы защитных сооружений.
Состояние атмосферы напрямую зависит от такого фактора, как озеленение города. В настоящее время количество зеленых насаждений на одного жителя Кронштадта составляет 50 кв.м .
Менее всего зеленых насаждений приходится на жителей «новых» жилых кварталов 19 А и Б. При строительстве окружной дороги может возникнуть высокая загазованность от проходящего автотранспорта при преобладающих на острове юго-западных и западных ветрах.
Посадка лесозащитной полосы в жилых кварталах 19 А и Б крайне необходима, т.к. строительство окружной дороги осложнит экологическую обстановку для проживающего вблизи населения и усугубит тревожный фон, существующий в настоящее время. Всего требуется озеленить около 20 га. Деревья растут медленнее, чем строится автотрасса, поэтому к решению этой проблемы необходимо приступить как можно скорее.
Первоначало, при строительстве дамбы посадка лесополосы была предусмотрена проектом, но из-за изменения объемов финансирования в дальнейшем вопрос посадки деревьев уже не рассматривался.
Строительство окружной дороги вызывает большое беспокойство среди населения Кронштадта, которое не хотело бы завершение строительства дамбы связывать с ухудшением условий жизни.
5. Высокий уровень загрязнения акватории Финского залива.
В настоящее время в Санкт-Петербурге еще 320 миллионов кубометров в год сточных вод без предварительной очистки сбрасывается в водоемы, что составляет 28 % всего объема стоков, образующихся на территории города. Большое количество канализационных выпусков не подключено к канализационной системе. Пока не будут построены юго-западные очистные сооружения и треть промышленных и хозяйственно-бытовых стоков будет по-прежнему попадать прямиком в Финский залив, проблема не потеряет своей остроты. Следует отметить, что в последние годы загрязнение Финского залива предприятиями в целом уменьшилось из-за резкого снижения производства почти во всех отраслях хозяйства.
В акватории вокруг острова Котлин наблюдается значительно большее загрязнение воды, чем в целом в Финском заливе. Это связано с изменением направления течения из-за строительства дамбы.
Хотя вклад Кронштадтских предприятий в загрязнение залива на несколько порядков ниже, чем загрязнения, поступающие из Петербурга, проблема эта существует. В настоящее время в Кронштадте имеется более 50 прямых канализационных выпусков, загрязняющих залив, промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. Кроме того, имеющееся большое количество кораблей и судов в гаванях и доках Кронштадта, является потенциальным источником загрязнения. Большинство из них производит сброс хозфекальных, сточных вод в акваторию портов. Исследования показывают, что в гаванях Кронштадта превышение предельно-допустимых концентраций составляет:
Загрязнение грунта нефтепродуктами превышает фоновые концентрации в 107 раз, ртутью в 15 раз, свинцом в 4 раза, никелем, цинком и медью - в 2 раза. Береговая черта, прибрежная водоохранная зона, причальные стенки захламлены, замазучены, образованы свалки металлолома. Уборка прибрежной водоохранной зоны, вывоз мусора производится несвоевременно, неоднократны случаи сжигания хозяйственно-бытового мусора на причальных стенках.
Отдаленность Кронштадта от Санкт-Петербурга создает проблемы при ликвидации и локализации нефтеразливов, особенно в зимних условиях. Если для Санкт-Петербурга готовность аварийных служб при аварийных работах с разливом нефти составляет 2-3 часа, то только для того, чтобы дойти до места аварии в Кронштадте нефтемусоросборщикам, скорость которых невысока, требуется не менее 3 часов. В результате получается 5-6 часов упущенного для ликвидации аварии времени, в течение которого эффективность работы резко снижается, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Так, в декабре 1997 г. при заводке подводной лодки в сухой док Кронштадтского Морского завода потерпел аварию буксир. При этом произошел разлив 28 т дизельного топлива. Из-за плотного льда работа нефтемусоросборщиков из Санкт-Петербурга оказалась невозможной. Усилиями служб Морского завода с поверхности было собрано около 6 т нефтесодержащих вод, остальное топливо было убрано лишь после схода льда в апреле 1998 года, что привело к загрязнению береговой черты, причальных стенок, дна гавани. Частично загрязнение попало в Финский залив посредством попадания замазученного льда. В 1998 году при содействии Управления по охране окружающей среды создан опорный пункт ликвидации нефтеразливов в Кронштадте. Это позволяет в некоторой степени решить проблемы загрязнения акваторий Финского залива, но проблема приема льяльных вод с судов остается по-прежнему нерешенной и требующей пристального внимания. В Кронштадте существует станция очистки нефтесодержащих вод, но она требует модернизации. После модернизации на станции возможен прием нефтесодержащих вод не только с судов, стоящих в гаванях Кронштадта, но и из других районов Санкт-Петербурга. Собранные загрязненные нефтепродуктами воды проходят 4-х ступенчатую очистку на станции до степени очистки по содержанию загрязнений от 1 до 3 мг/л. В результате получают котельное топливо, отвечающее стандартам, и техническую воду, поступающую на Кронштадтские очистные сооружения.
Для выхода на проектную мощность станции 840 куб. м в сутки со степенью очистки сточных вод до 0,05 мг/л по нефтепродуктам необходима модернизация станции, предусматривающая дополнительную 2-х ступенчатую доочистку загрязненных вод и сброс ее в акваторию. Так как проблема загрязнения Финского залива стоит остро и для Санкт-Петербурга, Ломоносова, Сестрорецка, то развитие материально-технической базы Кронштадтского опорного пункта позволило бы снизить остроту этой проблемы. В настоящее время проводятся работы по очистке гаваней Кронштадта от нефтепродуктов, плавающего мусора, зачистка стенок причалов и каналов в Кронштадте. В случае аварийного разлива нефти готовность опорного пункта к работе в рабочие часы – 1 час, в нерабочее время – 3 часа. Для оперативной и качественной работы опорному пункту недостает бонов, сорбента, материальных средств. Из-за ограниченности финансирования сейчас возможен обход гаваней и водотоков только раз в неделю, хотя необходим ежедневный обход. Если бы в распоряжении работников опорного пункта была экспресс-лаборатория для установления виновника разлива нефти, то была бы возможность привлечения виновного к материальной ответственности за аварию или халатность. Это дало бы возможность устранять нефтеразливы за счет штрафов без привлечения средств города.
6. Проблема территории бывшей городской свалки Кронштадта.
До 1987 года на территории о. Котлин существовала свалка бытовых отходов, возникновение ее обозначается серединой XIX века и есть основания считать, что она была свалкой и промышленных отходов.
С 1987 года свалка закрыта, но ее проблемы остались. Были проведены санитарно-химические исследования почвы свалки, занимающей 12 га и находящейся в непосредственной близости к Финскому заливу. Произведенными исследованиями обнаружено превышение предельно-допустимых концентраций по таким веществам 1 класса опасности как мышьяк, кадмий, свинец; 2 класса опасности: кобальт, никель, медь, по отдельным веществам превышения достигают 1500 раз.
Указанные превышения характерны практически по всем показателям вредности, в т.ч. транслокационному, миграционному и общесанитарному, и почва здесь расценивается как почва с чрезвычайно опасным загрязнением антропогенного происхождения.
Можно выделить четыре наиболее важных фактора влияния свалки ТБО на окружающую среду :
Нами была составлена Программа комплексного обследования городской свалки и проект ее рекультивации, однако из-за отсутствия средств не была осуществлена. В зависимости от результатов исследований будет подготовлен проект по ликвидации или рекультивации данной свалки, в зависимости от результатов исследований.
7. Проблема затонувших судов.
За последние годы остров Котлин превратился в «остров погибших кораблей». Проходящим мимо или заходящим в порт Кронштадт российским или иностранным кораблям и судам открывается неприглядная в экологическом и эстетическом плане панорама: десятки ржавеющих на набережных и в гаванях списанных кораблей и судов. Владельцы, как правило, представители Министерства обороны, не имеют средств для разделки всех судов и способны поднять не более 3-х затонувших судов в военном порту без их разделки. В настоящее время вокруг острова имеется 18 затопленных судов, 26 списанных у пирсов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и способных затонуть в любой момент, и 10 выброшенных на берег. С каждым годом количество таких судов возрастает. Большинство судов не имеют владельца, либо они не имеют намерений их поднимать. В гаванях Кронштадта есть списанные подводные лодки, которые должны утилизироваться только после проведения предварительного радиационного контроля. В гаванях Кронштадта происходит разделка судов на металлолом на плаву с нарушением всех экологических норм и правил. Нередки случаи, когда при разделке срезаются лишь части, содержащие цветные металлы, все оставшееся просто остается брошенным, при этом происходит вытекание льяльных и нефтесодержащих вод, масла в акваторию гаваней. Все это осложняет и без того сложную экологическую обстановку на побережье Финского залива.
8. Неудовлетворительное состояние здоровья населения Кронштадта.
С 1989 года Горсанэпиднадзором совместно с Территориальным управлением Кронштадта проводились исследования влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Получены интересные результаты, но в настоящее время работы прекращены из-за отсутствия финансирования.
По заключению кафедры медицинской экологии Санкт-Петер-бургской медицинской академии последипломного образования, в связи с высокими темпами прироста заболеваемости среди детского населения по большинству заболеваний в 1990-1993 годах (в том числе по врожденным аномалиям и новообразованиям), требуется более детальное изучение патологий и факторов окружающей среды. Высокий рост заболеваемости среди детей мы связываем с загрязнением почвы. Вот какие выводы и предложения были сделаны после проведенных исследований.
Последующие исследования, по нашему мнению, должны быть направлены на дальнейшее изучение качества почвы в местах ее наиболее сильного загрязнения, а также углубленное исследование заболеваемости детей экологически зависимыми патологиями.
К сожалению, в настоящее время такие исследования приостановлены.
Не хотелось бы пугать всех читающих или слушающих данный доклад существующими экологическими проблемами Кронштадта. Возможно, все эти данные звучат именно так из-за углубленных исследований всех наших проблем на небольшой территории острова. Согласитесь, что исследовать проблемы состояния окружающей среды или экологически зависимых заболеваний значительно удобнее на небольшой территории, где население меньше подвержено миграции, большинство живет и работает на одних и тех же почвах, дышит одним и тем же воздухом, пьет одну и ту же воду. Это и позволило нам не только исследовать условия жизни населения Кронштадта, но и определить, какой же из факторов окружающей среды сильнее всего влияет на здоровье человека и продолжительность его жизни и стратегию наших действий по улучшению качества жизни.
Перейти к оглавлению | ||||||