ЛАУРЕАТЫ РАЙОННЫХ,
ОБЛАСТНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЛИМПИАД


Поляков Артем,
ученик 10 класса средней школы
пос. Высокоключевой

Автор 9 работ, вошедших в информационно-исследовательские сборники «Экология. Безопасность. Жизнь».

Впервые Артем принял участие в мероприятиях, проводимых под эгидой программы «Школьная экологическая инициатива» в экологическом лагере летом 1997 года.

Работая в лагере, он начал комплексное обследование экологического состояния своего поселка, параллельно изучая приборы, методики исследования состояния окружающей среды.

В первой работе «Экологическое состояние поселка Высокоключевой», вошедшей в информационно-исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 5, 1997 г., Артем поставил перед собой следующие задачи:

  1. познакомиться с основными источниками загрязнения окружающей среды;

  2. провести комплексное обследование экологического состояния поселка Высокоключевой;

  3. составить аттестационный лист комплексного экологического состояния поселка на основе методик, с которыми ознакомился в "ЭКО-97";

  4. произвести практическое измерение радиационной обстановки на местности;

  5. составить технический паспорт несанкционированных свалок в посел-ке Высокоключевом

Вот что писал Артем.

– У большого поселка проблем хоть отбавляй, в этом смысле мой поселок не исключение, а самое что ни на есть правило из правил. Многие сложности сельской жизни стали уже привычными и чуть не родными, но вот – новая напасть. Имя этой напасти – МУСОР. Его нашествие на село началось незаметно и также незаметно приняло угрожающие формы.

Акцию «Нет – свалкам!» я решил провести в родном поселке Высокоключевом. Для этого были выявлены несанкционированные свалки, составлены технические паспорта, все свалки сфотографированы и составлены схемы их расположения на территории поселка.

Был проведен социологический опрос жителей поселка Высокоключевой по состоянию окружающей среды в Гатчинском районе.

Данная работа была передана Главе администрации Воскресенской волости.

Первый раз я проходил несанкционированные свалки весной, второй раз – в конце июля. Одна из четырех свалок была частично убрана и обнесена земельным валом.

Главной задачей проводимой работы было не только выявить несанкционированные свалки, но и привлечь внимание общественности к этой проблеме.

За эту работу Артем был награжден дипломом 2-ой степени на 2-ой Международной молодежной «Биос-олимпиаде» в Санкт-Петербурге в 1997 году.

«Утраченные святыни», «Загадки гатчинской топонимики» – эти две работы также вошли в информационно-исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 5, 1997 г. Прекрасные, обширные работы по краеведению.

Работа «Утраченные святыни» была представлена на конкурс работ школьников Ленинградской области по истории, проводимый Ленинградским государственным областным университетом, и заняла первое место. По условиям конкурса работа вошла в сборник участников областного литературного конкурса «А.С. Пушкину потомки посвящают» и детского краеведческого конкурса «Народная Пушкиниана», посвященного 200-летию со дня рождения великого поэта.

Небольшой фрагмент, иллюстрирующий эти работы.

– Время неумолимо не только к людям. Исчезают, уходят в небытие памятники отечественной культуры. Сегодня лишь названия, бытующие в местном фольклоре, напоминают о многих умолкших свидетелях нашей истории, да еще старинные фотографии и открытки с изображением церквей, часовен, утраченных в XX веке. Можно взять любые наугад – за каждой чья-то судьба.

В старинном селе Суйда Гатчинского района началось возрождение храма Вознесения Христова. Событие это стало важной культурной и исторической вехой в жизни всего края.

В разное время здесь находилось три храма, носивших имя Вознесения Христова. По разному складывались их судьбы, но все они частички народной памяти, древних традиций, духовного подъема, великой славы и гордости старой и новой России.

В данной работе предлагаю познакомиться с некоторыми забытыми страницами прошлого Суйдинских храмов, связанных с именем незабвенного Александра Сергеевича Пушкина.

Две следующие работы вошли в информационно-исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 7, 1998 г.

– В работе «Исследование окружающей среды Воскресенской волости», явившейся логическим продолжением работ предыдущего года, я решил продолжить комплексное обследование экологического состояния своей волости.

Здесь я постарался решить следующие задачи:

  1. изучение состояния окружающей среды Воскресенской волости и выделение факторов, которые существенно влияют на здоровье населения и его демографические показатели;

  2. произвести измерение радиационной обстановки на местности;

  3. продолжить начатую работу по несанкционированным свалкам, провести выставку в Воскресенской сельской библиотеке под девизом "Нет свалкам!", провести анкетный опрос населения "Как вы относитесь к несанкционированным свалкам?"

В ходе работы я произвел измерение уровня радиационного фона в нашем поселке. В результате пришел к выводу, что он соответствует норме. Также был определен естественный прирост населения и выяснены причины, которые, по-моему, существенно влияют на демографическое состояние населения Воскресенской волости. Я выяснил, что в нашей волости показатель естественного прироста отрицателен. Рождаемость в три, а в некоторые годы и в четыре раза меньше, чем смертность.

Два года назад я занялся изучением несанкционированных свалок нашей волости. Главная задача была – привлечь внимание общественности к этой проблеме. Весь накопленный материал в виде статей, фотографий и технических паспортов свалок был представлен на выставке в Воскресенской сельской библиотеке.

В июле я вновь прошел по местам нахождения несанкционированных свалок. Вместо мусора и отходов увидел чистые поляны, мусор убран жителями поселка на субботнике. Созданы уличные комитеты, представители которых следят за чистотой на местах бывших свалок. Теперь раз в месяц по территории поселка проезжает грузовая машина, собирающая мусор, который не подлежит утилизации в домашних условиях.

Я считаю, что в проводимой работе есть частичка моего труда, которая дала положительные результаты. Теперь можно заняться другими актуальными вопросами. Ведь любая проводимая работа не должна быть поверхностной, нужно добиться результата. А в моей работе он есть.

За эту работу Артем был награжден дипломом 2-ой степени на 3-ей Международной молодежной «Биос-олимпиаде» в Санкт-Петербурге в сентябре 1998 года.

«Формирование у учащихся начальных классов знаний о лесных сообществах, обитателях, растениях своего края. Воспитание активности школьников, культуры поведения в природе в поселке Высокоключевом» – это тема второй работы, вошедшей в информационно-исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь», выпуск 7, 1998.

Цель работы. Необходимо научить школьников не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее богатства.

Задачи:

Основная задача связана с формированием у учеников системы знаний о предметах и явлениях природы.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее нравственное, трудовое и физическое воспитание.

Я провел свой первый урок «Праздник леса». Форма праздника – урок-игра для учащихся 3 класса.

На подготовительном этапе ученикам дали задание подготовить дополнительную литературу для чтения о лесе. По составленному сценарию праздника распределили роли между учениками и проводили репетиции. Мы рисовали плакаты и подбирали загадки о лесе, занимались оформлением класса и призовым фондом.

И вот наступил сам праздник. Каждому ученику был приколот к одежде листок клена – символ праздника.

Лес – это наряд нашей земли. Участники читали стихи о грибных полянах, душистой землянике и чистом воздухе. Каждый ученик подготовил дополнительную литературу для чтения по произведениям Скребицкого, Толстого, Мамина-Сибиряка, Соколова-Микитова, Пришвина, Бианки.

Участники проявили инициативу, энтузиазм и творчество.

Очень интересно прошло соревнование «Лесное лукошко», когда участники причисляли к съедобным грибам поганки и мухоморы. В классе стоял смех.

На заключительном этапе были подведены итоги праздника и вручены призы за активность, смекалку, знания. Все ученики получили вкусный сладкий приз. Ребята правильно и быстро выполняли задания, поэтому проигравших не было.

Мой первый экологический праздник, подготовленный для учеников начальных классов, прошел успешно. Творческие игры способствуют освоению и получению новых знаний, они развивают умственные способности ребенка, воображение, укрепляют память, внимание, расширяют кругозор.

В информационно-исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь», выпуск 9, 1999 г. вошли 4 работы.

Тема первой работы – «Экологическая оценка качества питьевой воды Воскресенской волости»

Я решил провести работу по направлению «Медицина и экология» по следующим аспектам:

Предметом исследований стали грунтовые воды, свалки бытовых от-ходов и очистные сооружения.

По всем представленным разделам данной работы можно сделать несколько основных выводов:

Помните! Человеку нужна чистая вода

Работа получила высокую оценку профессора СПб ГТУРГ, член-корреспондента РАДН Вольфа И.В.: «Работа производит очень тяжелое впечатление. Но виноват в этом не автор, а люди, проявляя беспечность, халатность и экологическую безграмотность. Инициатива автора работы, избравшего для себя столь актуальную и животрепещущую тему, заслуживает одобрения и всецелой поддержки. Информация автора должна восприниматься не как глас вопиющего в пустыне, а как набатный гром колоколов!»

За эту работу Артем был награжден дипломом 1 степени на 4-ой Международной молодежной «Биос-олимпиаде» в г. Санкт-Петербурге в сентябре 1999 года.

«Деловая игра» – тема второй работы, вошедшей в сборник «Экология. Безопасность. Жизнь», выпуск 9, 1999 г.

–Эта работа была выполнена в виде экологического урока, который мне разрешили провести в конце 1998 года в помещении Воскресенской сельской библиотеки, где была организована выставка экологических работ и плакатов по программе «Школьная экологическая инициатива».

Цель работы. Вовлечь учеников среднего звена в экологическое движение.

Задачи:

Урок проводился в форме судебного заседания, на котором рассматривалось несколько дел: по обвинению директора химического комбината за халатное отношение к своим обязанностям, приведшим к тому, что в июне 1998 года в реку Ижору были сброшены неочищенные стоки. Это привело к гибели рыбы в реке, нарушению экологического равновесия. Вслед за этим также рассматривались и другие дела. Например, несоблюдение технических норм эксплуатации транспорта начальником гаража, создание несанкционированной свалки директором бумажной фабрики, незаконная вырубка леса фирмой «Рассвет».

При осуществлении различных видов хозяйственной деятельности ее участники, независимо от форм собственности, обязаны руководствоваться основными принципами:

На подготовительном этапе ученикам было дано задание подготовить и изучить дополнительную литературу о ведении судопроизводства, ознакомиться с законом «Об охране окружающей среды». Между учениками распределили роли: прокурора, судьи, секретаря судебного заседания, обвиняемых и защиты. Каждый должен был в соответствии со своей ролью подготовиться к судебному заседанию. Обвинитель-прокурор обосновывал обвинение, собрав необходимый материал. Обвиняемый и его защита представили документы и факты в свою защиту. Судья на этапе судебного заседания рассмотрел документы и ходатайства. Далее состоялся процесс. Выступил прокурор с обвинительным заключением.

На данном уроке ученики поняли, что наличие природоохранительных законов, контроль за их неукоснительным исполнением является основной гарантией прав населения на приемлемые условия его проживания: условия труда, быта, окружающую природную среду. Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод: большой спектр задач и их практическое решение в области экологического благополучия населения России требуют не только знания предмета экологии, но и правовую подготовку, знаний по проведению организационно-технических мер в этой области.

Совокупность всего вместе взятого предполагает создание в школах системы обязательного экологического образования. Анализируя значение проводимой работы, можно утверждать, что в ходе ее решаются несколько очень актуальных для нашего времени задач:

Акция «Нет – свалкам!»– тема третьей работы, вошедшей в сборник «Экология. Безопасность. Жизнь», выпуск 9, 1999 г.

Цель работы. Обратить внимание администрации Воскресенской волости и сельских жителей на проблему сбора и вывоза бытовых отходов.

Задачи:

помочь администрации волости выяснить через социологический опрос, как относится население к проблеме вывоза бытовых отходов и к несанкционированным свалкам;

Свалки – это величайшая проблема любого населенного пункта. Здесь первое, чем предстоит заняться, это экологическое просвещение населения. Чтобы ни один человек не сказал: «Нечего из ничего делать проблему».

Поражает то равнодушие, с которым жители волости относятся к правилам сбора отходов. Большинство из нас имеют весьма слабое понятие об экологии.

Нужно разместить в администрации волости отдельным стендом собранный материал.

Нужно рассказать через плакаты, как правильно собирать мусор, как сортировать и перерабатывать отходы. А главное, объяснить, что все это нужно в первую очередь сельчанам. Жителям волости были предложены несколько мероприятий, способствующих тому, чтобы улицы поселка стали чище: от администрации требуется проведение определенной политики и конкретного действия; одними запретительными мерами, грозными предупреждениями и штрафами делу не поможешь, особенно при хроническом безденежье населения:

«Это было недавно, это было давно» – тема четвертой работы, вошедшей в информационно- исследовательский сборник «Экология. Безопасность. Жизнь», выпуск 9, 1999г.

Эта работа по краеведению. В ней рассказывается об истории дачных усадеб Воскресенской волости. Работа была представлена на областной олимпиаде по истории и заняла 2 место.

В 1999 году поселок Суйда отметил свой 500-летний юбилей. 1499 год – первая известная дата в богатой событиями истории поселка. Все было в ней – Пушкин и Ганнибалы, Апраксин и Арина Родионовна, славные победы над врагом и поражения, великолепные усадьбы и причудливые дачи, именитые гости, императорские охоты, церкви и театры. О многом помнит здешняя русская и финская земля!

Есть в Суйде и ее окрестностях немало приятных мест, о которых крайне скупо упоминается в самых подробных туристических справочниках. Да и что увидит там любопытный иностранец – остатки былого великолепия, пыль и тлен...


В черную свалены яму
Сокровища всех времен:
И златоверхие храмы,
И колокольный звон.

Усадьбы, пруды и парки,
Аллеи в свете зари,
И триумфальные арки,
И белые монастыри.

Владимир Солоухин

Мы узнаем о первом упоминании о селе Суйда, об образовании села Воскресенское, об усадьбах времен А.П. Ганнибала и домике Арины Родионовны. Сегодня никто не ответит на вопрос, сколько лет существует железнодорожная станция с реликтовым названием Суйда. А ведь станция — старейшая в России. Судьба станции во многом определилась развитием дачной местности по Варшавской железной дороге. Удачное ее расположение способствовало образованию крупнейших дачных поселков Высокое, Ключевое.

Присмотритесь повнимательнее к домам родного поселка. Пусть и обветшали эти солидные некогда роскошные здания. Но, вместе с тем, как выразительно, оригинально старинное художественное убранство их фасадов. Прошлое Суйды и ее прославленной дачной местности невозможно сегодня представить без существования здесь в начале нашего столетия общественного театра и почты.

Все эти памятники – представители почти трех веков.

Работы Полякова Артема имеют огромное научно-практическое значение для школьников и населения, а также для административных органов законодательной и исполнительной власти района, волости. Сам Артем отличается большим трудолюбием и накопленными знаниями в области решения задач экологической безопасности в своей волости и районе.

Коллектив Экологического движения благодарит Артема Полякова за активное участие в реализации программы «Школьная экологическая инициатива», пропаганду экологических знаний среди населения.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100