КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРОВАЯ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА "ЛЕНЭК"

Исполнитель работы — Киселёва Елена (9 кл.), школа-лицей № 3 г. Гатчина

Руководители работы: Орешкина Т.И., Лаппо О. В.

Программа "ЛЕНЭК" представляет собой авторскую разработку нового типа эколого-экономических компьютерных программ для обучения школьников по интерактивному методу. Она противостоит агрессивным игровым программам, основанным на уничтожении, захвате и силовых методах восстановления справедливости или достижения личного успеха. Предлагаемая игра не является агрессивной экономико-экологической программой, основанной на терроризме. Игра основана на добровольном понимании экономических и экологических проблем, выборе алгоритма для правильного их решения. Игра содержит элементы воздействия на подсознание в целях формирования определенного экономико-экологического стереотипа поведения, любви к природе и окружающему миру, активной жизненной позиции, направленной на приоритет в рациональном использовании природной среды, энерго- и ресурсосберегающих технологиях, пропаганде вторичной переработки сырья, обучающая расчету экономической выгоды как личной, так и в масштабах государства и природы планеты в целом. Программа воспитывает особое чувство восприятия мира с точки зрения экономической и экологической целесообразности любого жизненного поступка, анализу эффективности использования продуктов потребления, определенной ответственности за экологическую обстановку в своем доме, микрорайоне, в городе, в стране, на всей Земле. Игра преднамеренно лишена элементов азарта (нет баллов, очков, призов). Цель игрока при условии принятия определенных правил экономически и экологически грамотного поведения состоит в постепенном продвижении к новым игровым уровням, обучающим его решению все более сложных экономико-экологических проблем. Это проблемы все более высокого и широкого ранга требуют усвоения изучения и применения законов экономического развития государства и понятия природоохранных проблем.

Кроме того, переход к новому уровню игры подразумевает выполнение определенных практических заданий, направленных на улучшение экологической обстановки и проведение природоохранных мер, причем довольно часто с извлечением из этих заданий личной экономической выгоды и морального удовлетворения. Игра способствует (при условии ее широкого распространения) привлечению все новых и новых школьников к участию в разработке экологических и экономически значимых, взвешенных и продуманных программ, повышая тем самым эффективность и народнохозяйственную ценность экологических акций или мероприятий. Игра способствует объединению и, в конечном итоге, созданию неполитической молодежной экономико-экологической организации, иерархия членов которой основана на экологически значимых и экономически ощутимых делах, соответствующих уровню прохождения игры от ЛЕНЭка первого уровня до ЛЕНЭка третьего или (в случае разработки программы для ИНТЕРНЕТ) еще более высокого, международного уровня. Игра ЛЕНЭК тесно связана с практикой и не оторвана от реальной жизни. Она совершается в реальном мире, а не в виртуальном пространстве. Эффективность и массовость игры контролируется по улучшению окружающей экологической и природоохранной обстановки, так как чем больше детей будут выполнять экологические правила и практические экологические задания, тем лучше и чище будет наша среда обитания. Экономическая часть игры оценивается по реальной прибыли, полученной участниками акций, и по экспертной оценке экономической выгодности поддерживаемых организацией проектов народного хозяйства, инвестиций. Например, блокировка экологически грязных и экономически нецелесообразных проектов строительства (фабрик, котельных, дорог и т.п.) и расчет экономической выгоды от экологически выгодных и рациональных проектов. Игра не требует финансирования из бюджета, так как основана на воспитании культуры, экономической и экологической грамотности, что подразумевает труд без ажиотажа получения прибыли любой ценой для каждого участника игры, а получения реальной прибыли, теоретически значимой выгоды для города, региона страны, плюс это экологически полезный труд без принуждения ради сохранения природы и ресурсов нашей окружающей среды в пригодном для жизни состоянии. В процессе игры должна остаться следовая реакция, направленная на изменение образа жизни играющего. То есть, даже после окончания игры возникает потребность жить по экологически и экономически разумным правилам и, возможно, приучать к ним других. Игра "ЛЕНЭК" несет определенную воспитательную нагрузку, приучая школьников к экологически грамотному образу жизни. В отличие от других игр, игра "ЛЕНЭК" призвана неформально объединить участников игры, так как требует общения и "здорового хвастовства" экономической эффективностью своих экологически добрых дел.

Буду надеяться, что вступление в экологическое рыцарство ЛЕНЭКов станет массовым и, следовательно, полезным для страны и для всего Мира делом.

Описание программы "ЛЕНЭК"

Программа написана самостоятельно на языке Quick BASIC 4,5, который достаточно прост и имеет наибольшее распространение в России, кроме того, конструкция языка и операторы поддерживаются компанией Microsoft, и, следовательно, дальнейшие версии программы, возможно, осуществлять не только в DOS NC, но и в Windows, то есть на современных компьютерах, используемых во всем мире и пригодных для общения в Internet. Программу может дополнять, изменять и совершенствовать любой учащийся, знакомый с элементами программирования на BASIC. Программа динамична и предназначена для развития и модернизаций, ее можно свободно изменять без риска сбоя работы программы и потери информации. В программе намеренно не использованы библиотеки программ или готовые программные оболочки типа музыкального редактора MUSEDIT и графических программ Paintbrush или Picture Maker, что позволяет работать на компьютерах с процессором от 286 и выше. Программа разбита на сектора, внутри которых возможны изменения и дополнения по желанию пользователя.

Программа "ЛЕНЭК" содержит визуальный ряд, музыкальное сопровождение, элементы воздействия на подсознание в виде лаконичных надписей, имеет раздел тестирования знаний по экологии в режиме интерактивности (правильность ответа показывает значок улыбающегося солнышка) и алгоритм выполнения условий при правильном ответе на все вопросы, то есть участнику игры предоставляется возможность стать ЛЕНЭКом, выполнив конкретное экологическое задание, имеющее экономическую выгоду. (Сдачу макулатуры, лома цветных металлов, стеклотары и пр.).

Дальнейшие уровни программы пока не разработаны, но они также содержат уже более сложные и обширные задания по тестированию экологических и экономических знаний.

Второй уровень представляет тесты по контролю над промышленными объектами города, методы контроля и нормативы по загрязнению воздуха, воды, почвы, экономический анализ рентабельности предприятия, производительности труда, себестоимости продукции, уплату налогов, уровень заработной платы и характер поступлений в местный бюджет в балансе с экологическим вредом от данного объекта. Природоохранные мероприятия по месту проживания: анализ живых маркеров экологической обстановки (лишайники, растения, насекомые, птицы и др. животные по разнообразию видов) и рациональность расходования статей бюджета в этом направлении. Практическая часть подразумевает сбор и анализ экологической и экономической информации - экоразведку.

Знакомство с предприятиями и заповедниками области, экопутешествия. Защиту окружающей природы от техноагрессии и нерационального использования земель, ресурсов, финансов - экоэкспертиза.

Третий уровень является международным, и программа дублирована на английском языке. Цель программы в ознакомлении с экономической выгодностью проектов, направленных на коррекцию экологически возможных катастроф, в основе которых, как правило, лежит экономический терроризм - это проблемы озонового слоя, изменения климата планеты, переработка мусора, радиационная безопасность атомных станций, хранилищ радиоактивных отходов и ядерное разоружение, рациональное использование природных ресурсов, защита разнообразия животного и растительного мира, охрана пресной воды, природных ландшафтов, экономико-экологическая программа освоения мирового океана, космического пространства и других планет. Программа включает контроль над развитием современных технологий, экономическую целесообразность и экологическую безопасность научных экспериментов и др. Этот уровень, помимо обширного тестирования знаний предполагает создание компьютерной базы данных экологически опасных и экономически незащищенных объектов. Практическая часть включает коллективное (возможно и международное) творчество по созданию экопроектов рациональной и безопасной экономике городов, транспорта, туризма. Совместные работы с научно-исследовательскими институтами экономического, технического, биологического, химического, медицинского и экологического профиля экскурсии, совместные проекты и разработки. Участие в работе международных организаций Гринпис, ЮНЕСКО, международного валютного фонда по охране природы и культурного наследия, по пропаганде экономико-экологических знаний, по финансированию экономически выгодных объектов, имеющих экологическое значение или прошедших полную экологическую экспертизу.

ИНТЕРНЕТ-общение — это переписка, компьютерные конференции, совместные разработки по программе ЛЕНЭК.

О программе "ЛЕНЭК"

Программа ЛЕНЭК содержит определенные смыслообразы, которые следует пояснить, так как их выбор не случаен, а обоснован. Некоторое несовершенство программы обусловлено еще недостаточно свободным владением навыками программирования, и, безусловно, многие визуальные и звуковые эффекты могут быть улучшены или написаны более рационально и профессионально на языке BASIC любым из участников-игроков.

Звездное небо, появляющееся на экране монитора, олицетворяет Вселенную, в которой мы живем. За продолжение существования жизни на нашей планете мы несем ответственность. Музыкальное сопровождение собственного сочинения призвано создать впечатление беспредельности космоса и, пока что, научно доказанной уникальности жизни на нашей планете, одинокости разумных существ в лице человека в обозримом космосе. Никто нам не поможет, проблемы выживания на фоне поглощения природы цивилизацией мы обязаны решить сами. Созданная графически иллюзия подлета из космоса к Земле делает участника игры ответственным за проблему. Он как бы посещает Землю из космоса и должен объективно разобраться в экологических проблемах и экономических возможностях. Участник игры - это человек, который воспринимает красоту планеты наравне с нами и так же, как мы. Но он представитель цивилизации, хотя в нем есть зерно экокультуры, которое должно развиться в процессе игры.

Океан и восход солнца. Слева внизу экрана часть зеленой Земли. Звучит музыка Эдварда Грига "УТРО" из оперы "Пер Гюнт".

Жизнь произошла из океана, озаренного солнечным теплом. Соотношение океана и земли примерно соответствует графическому изображению, но мы обитаем на земле и загрязняем и так небольшое жизненное пространство ради экономической выгоды. Произведение композитора Грига наполняет высокими чувствами любви, романтики и красоты, что соответствует первозданной природе. Человек как вершина творения природы также должен быть исполнен красоты и любви.

Следующая картина представляет бабочку на фоне зеленого луга. Это хрупкое творение природы похоже на живой цветок. Бабочка — это аллегория хрупкости и ранимости природы. Звучит музыка Грига "В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ". Музыка изображает троллей и гоблинов - мифологических существ темного мира - разрушителей живой природы. Главное, чтобы люди не становились гоблинами, сеющими зловоние и жестоко уничтожающими природу ради своего удовольствия и ради сомнительного прогресса — базиса старой экономики разрушения. Но музыка ускоряется, как в безумном танце, которым правит нажива, жадность, зло и разрушение. Бабочка исчезает под падающим мусором.

Звучит музыка Людвига Бетховена из пятой симфонии — олицетворение стучащейся в наши двери судьбы. Предупреждение о грядущей экологической и экономической катастрофе. Люди опомнитесь!

Появляется надпись "Внимание, тревога!" Звучит SOS по азбуке Морзе. Три длинных, три коротких, три длинных сигнала.

Программа экологического опросника состоит из следующих вопросов:

Как поступить с накопившейся в доме макулатурой?


Варианты ответов:

  1. Выброшу на помойку.
  2. Сдам в макулатуру.
  3. Сожгу сам в безопасном месте.
  4. Выкину куда-нибудь.

При выборе первого ответа — знак солнышка, с прямым ртом, следовательно, ответ не оптимален. Идет текстовое пояснение, что, выбросив на помойку мусор, ты поступил правильно, так как не стал загрязнять территорию вокруг дома, но мусор отвезут на городскую свалку и там сожгут, все равно, загрязнив окружающую среду, или же бумага подвергнется медленному гниению. Бумага не пошла во вторичную переработку, значит будут вырубаться леса, работать бумажные фабрики, загрязняющие внешнюю среду большим количеством отходов. В Гатчинском районе в поселке Коммунар находится картонная фабрика. Посети ее и посмотри, как она работает. Знаешь ли ты, что уникальное озеро Байкал с особо прозрачной пресной водой может погибнуть из-за работы бумажной фабрики, расположенной на его берегу недалеко от Баргузинского заповедника. Об этом ты можешь посмотреть художественный фильм "У ОЗЕРА". Теперь попробуй ответить еще раз и правильно.

При выборе второго ответа солнышко улыбается. Идет текст: “Ты поступил правильно и экологически грамотно. Вторичная переработка бумаги спасет леса от вырубки. Посети картонную фабрику в поселке Коммунар и узнай, сколько макулатуры они получают, и какой процент занимает вторичная переработка бумаги в производстве. Молодец! Отвечай на следующий вопрос.”

При выборе третьего варианта ответа солнышко обиженное. Текст пояснения следующий: “Ты пробовал решить проблему уничтожения сам, но вызвал задымление и загрязнение района твоего проживания. Помни, что массовые действия по сжиганию бумаги могут привести к катастрофе, так как продукты сгорания могут вызвать отравление, задымление, что ухудшает видимость на дорогах. Глобальное задымление способствует парниковому эффекту и влечет изменение климата. Ты не сохранил лес от вырубки. Бумагу, которую можно было переработать, ты превратил в уголь. Тепло, выделившееся при горении бумаги, не пошло на обогрев жилища или выработку электроэнергии. Ты поступил как гоблин расточительно и экологически неверно. Посети городскую свалку и узнай, сжигают ли там бумажные отходы, и в каком количестве. Оцени качество воздуха и как тебе дышится — не дело ли это рук зловредных гоблинов. Теперь попробуй найти правильный ответ!”

При выборе четвертого варианта — солнышко сердитое. “Ты поступил, как гоблин. Замусорил территорию вокруг дома. Знаешь ли ты, что из отходов бумаги производят высококачественные строительные и отделочные материалы — есть ли такое производство в городе, районе и области. Попытайся посетить такие производства и посмотреть, как они работают. Проследи, как в твоем районе собирают мусор, куда вывозят и как перерабатывают — какие на этот счет у тебя есть идеи. Попробуй найти правильный ответ.”

Куда выбрасывать пищевые отходы?

  1. Выбросить в мусоропровод или отнести на помойку.
  2. Закопать где-нибудь.
  3. Откормить знакомого поросенка или собаку.
  4. Собирать пищевые отходы в специальные баки.

Варианты ответов:

1. Солнышко серьезное. Текст: “Ты поступил правильно, но не решил проблемы рациональной утилизации пищевых отходов. Пищевые отходы могли бы быть направлены на переработку в случае их сортировки от примесей стекла, железа, бумаги. В поселке Новый Свет есть свинооткормочный комбинат. Там из отходов могли приготовить комбикорм. Поинтересуйся технологией. Что ты знаешь о взрывоопасности метана. Какая связь переработки органического мусора (остатков пищи) с опасностью для человека и окружающей среды, какие есть безопасные технологии. Благодаря тебе пищевые отходы отвезли на городскую свалку, там они гниют, самовозгораются, ты перенес проблему от дома на городскую свалку мусора. Знаешь ли ты, что причиной опустошающих эпидемий чумы в средние века были крысы. Они питались пищевыми отходами, выбрасываемыми жителями городов прямо из окон. Являются ли свалки источниками инфекций? Поинтересуйся, есть ли на свалках животные мутанты или же это проблема будущего? Теперь попробуй найти правильный ответ.”

2. Солнышко обиженное. “Вариант трудоемкий, особенно в зимнее время. Вряд ли тебе удастся регулярно удобрять свой микрорайон. Некачественное захоронение органики приводит к развитию инфекций, к выплоду мух, к увеличению популяций бездомных животных, и привлечению крыс, ворон, чаек в непосредственную близость от твоего дома. Запах гнили сделает из тебя гоблина района, кроме того, возможны и административные штрафы. Найди правильный ответ.”

3. Солнышко серьезное. “В принципе поступок правильный, если животное всеядно. Старайся, чтобы отходы были качественными и относительно свежими, чтобы не погубить поросенка или собаку. Сложности с эпиднадзором ожидают тебя и твоих друзей. Ознакомься с работой комбикормовых заводов и со способами доставки им сырья. Попробуй снова ответить.”

4. Солнышко улыбается. “Ответ правильный, молодец! Вторичная переработка и сортировка отходов — самая важная задача. Можно ли ее решить в твоем доме и в городе?”

Переходим к следующему тесту.

Как поступить с металлическими банками из-под напитков?

  1. Раздавить и сдать за деньги.
  2. Раздавить и выбросить бесплатно.
  3. Выкинуть в мусор.
  4. Закопать.

Ответы:

1. “Молодец! Ответ верный.” — солнышко улыбается — “Ты не только поступил экологически грамотно, но и сумел заработать на сдаче вторсырья. Вторичная переработка металлов сохраняет недра и природные запасы страны.”

2. Солнышко обиженное. “Ты засоряешь территорию, правда, частично утилизируя тару, но делаешь все как гоблин. Посети завод пепси-колы и узнай, откуда берутся банки. Где выпускают такую тару и из чего. После попробуй еще раз ответить, но теперь уже правильно.”

3. Солнышко серьезное. “Ты поступил как все. Проблема загрязнения отведена от твоего дома на городскую свалку. Ценное сырье выброшено, гоблины готовы принять тебя в свои ряды. Узнай, где принимают металлическую тару и как осуществляется ее дальнейшая переработка. Найди правильный ответ.”

4. Солнышко сердитое. “Ты все превращаешь в свалку. Металлическая тара долго не разрушается в земле. Ты настоящий гоблин. Попробуй исправиться и найти правильный ответ. Знаешь ли ты, что сдача металла в пункты вторсырья довольно выгодное дело. Найди правильный ответ.”

После правильных ответов идет приглашение:

“Хочешь ли ты стать ЛЕНЭКом?”
Да Нет

При ответе “Да” второй уровень программы под фанфары текст: “Собери и сдай 50 кг макулатуры, сдай лишние стеклянные бутылки и сосчитай экономическую выгоду. Это твой фонд. До встречи на следующем уровне игры.”

При ответе “Нет” выход из программы под мелодию “Чижик-пыжик”.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРИЛАГАЕТСЯ В ФОРМЕ РАСПЕЧАТКИ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC или в форме дискеты.

Данное пояснение программы, как и вся программа, дополняет эссе и развивает высказанную идею игры и молодежной неполитической организации ЛЕНЭК.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100