ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО.
СУЙДЕ 500 ЛЕТ

Посвящается 200-летию

со дня рождения

А.С. Пушкина

(1799 — 1837 гг.)

Исполнитель работы — Поляков Артем ( 10 кл.), Высокоключевая школа

Руководитель работы — Синявская Л.И

1. Введение

В 1999 году поселок Суйда отметит свой 500-летний Юбилей.

1499 год — первая известная дата в богатой событиями истории поселка. Все было в ней: Пушкин и Ганнибалы, Апраксин и Арина Родионовна, славные победы над врагом и поражения, великолепные усадьбы и причудливые дачи, именитые гости, императорские охоты, церкви и театры. О многом помнит здешняя русская и финская земля!

Есть в Суйде и ее окрестностях немало приятных мест, о которых крайне скупо упоминается в самых подробных туристических справочниках. Да и что увидит там любопытный иностранец — остатки былого великолепия, пыль и тлен… Правда кое-какие из этих старинных построек рачительные хозяйственники использовали для практических нужд. Была усадьба Ганнибала — получилась контора ОПХ «Суйда», было старинное кладбище — стало картофельное поле. Сколько строений — столько судеб. Ведь речь идет и о нравственности, и о духовности, и о более простых вещах — законах практической целесообразности. И крайне важно, чтобы мы вновь приучились цивилизованно, по-людски, разрешать все эти непростые проблемы.


В черную свалены яму
Сокровища всех времен:
И златоверхие храмы,
И колокольный звон.
Усадьбы, пруды и парки,
Аллеи в свете зари,
И триумфальные арки,
И белые монастыри.
В уютных мельницах реки
И ветряков крыло.
Старинные библиотеки,
И старое серебро.

Владимир Солоухин

Во время работы над рефератом я встречался со многими интересными людьми, чьи судьбы связаны с моим поселком. Встречался с местным краеведом Бурлаковым, брал небольшое интервью у потомков коллежского асессора Е. П. Серебренникова и жительницы поселка Высокоключевого Скрипко З. П., бывавшей в доме Софьи Алексеевны Волынской. 8 июня 1998 года побывал на Пушкинском празднике в мызе Суйда.

2. «Желаний всех моих единственный предмет»

2.1. Первое упоминание о селе Суйда

В старину мой край назывался Ижорской землей. Он принадлежал Новгороду Великому и входил в состав одной из его административных единиц - Водской Пятины.

Водская Пятина, расположенная на северо-западном рубеже новгородских владений, у выхода к Балтийскому морю, претерпевала много бедствий, часто подвергаясь нашествию со стороны ливонцев и шведов.

С падением Новгорода и Пскова эта земля вошла в состав Московского государства. Но после русско-шведских войн начала ХVII века Водская пятина отошла к шведам. Они владели ею около восьмидесяти лет и переименовали в Ингерманландию.

В начале ХVIII века Петр I освободил этот край и вернул его в состав Русского государства. Петр I при раздаче вновь завоеванных земель государственным деятелям, полководцам и членам царской фамилии обязывал новых владельцев заселять поместья крестьянами из великорусских губерний.

Так появились в Ингерманландии в начале ХVIII века русские переселенцы из-под Москвы, Калуги, Рязани, Костромы и других мест. Теперь население Ингерманландии составляли жившие здесь со времени новгородского владычества русские, карелы, крещеные еще в ХIII веке новгородским князем Ярославом, и новые русские переселенцы. Среди населения было много и финнов, переселенных сюда шведами в период шведского владычества и оставшихся здесь после освобождения края.

2.2. Образование села Воскресенское

Первое упоминание о селе мы находим еще в Новгородских летописях за 1499 год. Среди больших и малых сел и деревень Водской пятины упоминается село Суйда в Никольском Суйдовском погосте. “А на погосте монастырек, а в нем церковь Велики Никола, а живут в том монастыре черницы...”.

В документальных источниках Никольская церковь так же, как женский монастырь в Суйде, в ХVIII веке уже не встречаются.

Первый храм Вознесения Христова появился в Суйде в 1718 году, когда здесь находилась загородная мыза графа Петра Матвеевича Апраксина. Церковь располагалась в полуверсте от его господского дома, на старинном погосте. Есть предположение, что эта церковь стала своеобразным памятником русским воинам, павшим в боевых действиях против шведов в годы Северной войны, участником и героем которой был сам петровский сподвижник. Как известно, в районе Суйды состоялось одно из самых крупных военных сражений. Может быть рядом с храмом находились могилы русских воинов? По преданию бывал в церкви государь Петр Великий, гостивший в усадьбе Апраксина. Через Суйду царь ездил в Рождественскую мызу, принадлежащую его сыну царевичу Алексею. Из самых ранних документов удалось установить, что в 1742 году церковный притч состоял из священника, дьякона и пономаря, а в церковный приход входило село Суйда и еще семнадцать деревень.

История церкви Вознесения Христова связана с именем предков, родных и близких А. С. Пушкина. Запись в метрической книге за 1781 год сообщает: ”... отставной генерал-аншеф Абрам Петрович, 98 лет... исповедан и причащен 9 мая еще”. Могила его со временем затерялась. Существующая ныне памятная стела воздвигнута на предполагаемом месте его погребения в 1971 году.

В 1796 году в Суйдинской церкви венчались “лейб-гвардии Измайловского полка поручик отрок Сергей Львович Пушкин с девицею Надеждою Осиповной Ганнибал” — будущие родители поэта. Стены этой церкви помнили имена многих Ганнибалов и Пушкиных, их родных и друзей, в том числе великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, часто гостившего в Суйде.

Название Суйда осталось за мызой Апраксина, но бывшая деревня Суйдинская при погосте теперь стала называться селом Воскресенским. Наибольшую известность Воскресенское получило во второй половине ХVIII века, когда эта земля принадлежала Ганнибалам. Своим развитием село обязано расположенной в полуверсте от него усадьбе “Суйда”. Здесь, 10 апреля 1758 года в семье крепостных Родиона Яковлевича и Лукерьи Кирилловой родилась Арина Родионовна - будущая няня А. С. Пушкина. Крестили ее в Суйдинской церкви, а в 1781 году выдали замуж за Кобринского крестьянина Федора Матвеева. Венчались они в той же церкви в год смерти А. П. Ганнибала. С того времени Арина Родионовна поселилась с мужем в Кобрине, часто навещая своих родных и близких в селе Воскресенском. Позднее ее взяли няней в дом Пушкиных. Именно отсюда, в 1798 году Арина Родионовна вместе с семьей Пушкиных уехала в Москву, где менее чем через год родился великий русский поэт. Она стала любимой няней Александра Сергеевича Пушкина. Спустя годы Арина Родионовна несколько раз приезжала погостить на свою родину. Здесь жили ее дети, братья и сестры, многочисленные родственники.

Во второй половине ХIХ века село Воскресенское было одним из крупнейших в Царскосельском уезде Санкт-Петербургской губернии. В 1862 году в нем насчитывалось 90 крестьянских дворов и проживало почти пятьсот жителей. Здесь имелись трактир, лавка, постоялый двор, питейный дом, церковь, школа. Из отчета земской управы за 1875 год видно, что в Воскресенской школе, в которой находилось 12 мальчиков и 3 девочки “обучение шло весьма слабо”. В 1910 году в селе было построено здание церковно-приходской школы. Во главе управления селом стояло Воскресенское сельское общество. Жители занимались хлебопашеством и огородничеством, разводили лошадей и выращивали лен. Большой славой пользовались изделия местных мастериц- рукодельниц. Здесь бытовал какой-то особый фольклор, в котором воедино сплелись русские и финские мотивы устного народного творчества. И не случайно, что почти все пушкинские сказки родом из Воскресенского.

Многое изменилось с тех пор в этом селе. Давно уже нет дома, в котором родилась Арина Родионовна. Крестьянский двор родителей Арины Родионовны находился где-то напротив церкви, у кладбища. Он сгорел при сильном пожаре в 1868 году, когда огнем была уничтожена большая часть старинного села. С прошлого века сохранились крестьянский дом Ванюшиных, построенный в 1848 году, и бывший дом священника о. Николая Быстрякова, расположенный у кладбища и возведенный в 1857 году. Погибла от пожара в 1964 году церковь Вознесения Христова.

Совсем немного осталось в селе Воскресенском от былой старины. Но жива память о Пушкине и Арине Родионовне.

Фото 1. Таким будет храм в Суйде

2.3. Усадьба во времена А.П. Ганнибала


Души чувствительной отрада, утешенье,
Прелестна тишина, покой, уединенье.
Желаний всех моих единственный
предмет!...
Там запах ландышей весь воздух наполнял,
Там пели соловьи, там ручеек журчал...

Пушкин Василий Львович.
Суйда 1796 год

А.П. Ганнибал стал владельцем Суйды в начале 1759 года. Он приобрел поместье у графа Федора Алексеевича Апраксина, внука прославленного “ладожского воеводы”, одного из полководцев Северной войны — Петра Матвеевича Апраксина, которому земли в Ингерманландии были пожалованы Петром I после “обратного завоевания края” у шведов. Ганнибал приобрел мызу Суйда вместе с селом Воскресенским и деревней Мельницы, а затем постепенно расширял владения, прикупая близлежащие земли. Абрам Петрович не сразу поселился в поместье. После выхода в отставку в 1762 году он занялся своим имением, начал его благоустраивать. Тогда и была построена у деревни Кобрино Руновская мыза.

Сохранилось уже позднейшее описание Суйды Анной Семеновной Ганнибал — правнучкой А. П. Ганнибал. В статье, помещенной в 1912 году в “Новом времени”, она писала: ”Мыза Суйда лежит в небольшом расстоянии от села, к ней ведет аллея, бывшая, вероятно, когда-то густой и тенистой. В парке стоял большой дом с обширной террасой, выходящей в сад... Большой дом сгорел, недавно только разобрали его фундамент. Нынешний владелец Геймбюргер живет в старинном флигеле, неоднократно перестроенном. От старины уцелели, может быть, только резные украшения на флигеле в виде полотенец. Под парком теперь еще до сорока десятин, его вековые дубы и липы в два обхвата существуют несомненно со времени старого Ганнибала”.

Сохранился план Суйды, “отмежеванный”, как сказано в пояснении к нему, «при Ингерманландском межевании в 1746 году», а по указу Межевой канцелярии «... межевание вновь сочинено в ноябре 1857 года».

На плане явственно обозначены земельные участки под мызой Суйда, селом Воскресенским, деревнями Мельницей и Пижмой. Показаны и все постройки мызы, появившиеся здесь более чем за сто лет (с 1746 по 1857 год).

Интересно обозначение парка. Четко выписана планировка его центральной части, показан большой пруд. По местному преданию, пруд в парке выкопали шведы, работавшие в усадьбе Апраксина после освобождения края. Предание гласит, будто бы пруд имеет форму лука, направленного в сторону Швеции. Очертание пруда на плане действительно напоминает лук.

В Московском государственном историческом архиве древних актов сохранился интересный документ, который помогает представить мызу Ганнибала,” ...Места двора Его превосходительства Господина Генерал-аншефа инженера Ганнибала”. Документ датирован 1765 годом. На плане показаны “большие хоромы, которые имеют пять покоев”, “лубяная изба с кухней”, “ледяной погреб с сушильней наверху”, “конюшня с 10 стойлами”, “сараи”, “амбар с погребом...”, “место под огородом...”.

Это типичная для данных мест барская усадьба середины ХVIII века- мыза, как назывались загородные дачи в Ингерманландии. Интересно, что расположение строений, характерное для той поры, мы видим в Суйде и в наше время - такой же замкнутый прямоугольник двора с симметрическим и рациональным размещением построек.

Поселившись здесь после 1762 года, Абрам Петрович создал обширное поместье с подъездной березовой аллеей к усадьбе с парком. “Инженер Ганнибал”, как он именует себя, был не только фортификатором, строителем крепостных сооружений, но и гидротехником. Сохранились сведения, что со скудных земель этих мест он получал высокие урожаи. В наше время в Суйде при вспашке земли было обнаружено дренажное устройство времени Ганнибала.
Фото 2. Флигель Ганнибалов

Нам неизвестно, что представлял собой главный барский дом, построенный им в Суйде, точного описания его не сохранилось. “...Большой дом с обширной террасой, выходящей в сад”, — вспоминает о нем Анна Семеновна Ганнибал. Судя по фундаменту суйдинского дома, который можно было видеть в 1950-х годах, он имел два фасада: один выходил на подъездную дорогу, второй- прямо в сад. Старинный флигель, о котором пишет А. С. Ганнибал, дошел до нас в перестроенном виде. Первоначально он был деревянным. Во флигеле до постройки “большого дома” проживало все семейство Абрама Петровича, а позднее- сыновья, дочери, внуки.

Вероятно, именно во флигеле, а не в “большом доме” жили по приезде в Суйду Осип Абрамович и Мария Алексеевна. Во флигеле также размещали гостей, а известно, что в Суйду к
А. П. Ганнибалу и его сыну Ивану Абрамовичу приезжал Александр Васильевич Суворов.

О том, кто жил и бывал в Суйде, рассказывают две мемориальные доски на фасаде этого здания. Текст их сочинен гатчинским краеведом А. Н. Лбовским.

На первой доске написано:

В усадьбе Суйда
во второй половине ХVIII века
жил
видный русский инженер
и государственный деятель
прадед А. С. Пушкина
А.П. ГАННИБАЛ
И ЕГО СЫН

известный русский генерал
герой Чесмы,
основатель города Херсона
И. А. Ганнибал.
В 1760 - 1794 годах
здесь неоднократно бывал
А.В. Суворов.

Текст второй доски:

В 1796 - 1798 годах
в усадьбе Суйда
проживали родные
А. С. Пушкина:
отец поэта Сергей Львович,
мать Надежда Осиповна,
сестра Ольга Сергеевна,
няня Арина Родионовна

О великолепии поместья можно судить по сохранившимся остаткам парка. Питомец Петра I, инженер, получивший образование во Франции, Ганнибал повидал на своем веку не только сады Петергофа и Царского Села, но и сады Версаля. Искусно используя то, что было уже при Апраксиных и что давала сама природа, им были разбиты Верхний и Нижний сады (во времена Пушкина парки называли садами), которые до сих пор удивляют нас своей планировкой и неожиданными сюрпризами.

Верхний, идущий от дома, был в стиле любимого Петром I голландского барокко. Сад симметрично делился на зеленые кабинеты, с двух сторон обрамлен густыми, высаженными стеной липовыми аллеями, которые вели к большому пруду с островом посередине.

Фото 3. Пруд с островом

Нижний сад был разбит в стилях рококо и пейзажных садов с их “открытыми видами и густыми рощами”.
Фото 4. Старинный дуб

Тогда в пейзажных садах начинает особенно цениться “старое благородное дерево”, преимущественно дуб, “вырастить которое можно только годами и столетиями”. Здесь при новых посадках был сохранен многовековой дуб — пример распространявшегося в России культа старых деревьев.

Как свидетель смены веков и поколений, дуб этот стоит до сих пор. Только не собирает он под свою зеленую крону любопытных туристов - он “умер”. Израненный, безжизненный, с большим сквозным отверстием в стволе он стоит как страж этих мест.

В нижней части парка, перейдя мостик через ручей, можно попасть на поляну, где в центре лежал камень — валун, оставшийся после ледникового периода. В этом валуне Ганнибал велел выдолбить сиденье, что превратило его в огромное садовое кресло. Садовое кресло (по инициативе руководства ОПХ “Суйда” для удобства туристов, которым прежде надо было пройти весь парк, чтобы осмотреть эту реликвию) не так давно перенесли на другое место. Сейчас оно находится в верхнем парке у пруда.
Фото 5. Садовое кресло Ганнибала

Много уже не дошло до нас в Суйде. По рассказам старожилов, в конце ХIХ века в парке были еще грот и беседка, канал, по которому ходили лодки, большая цветочная клумба за усадебным домом и солнечные часы. Солнечные часы находились по традиции недалеко от господского дома, на живописной поляне, в окружении деревьев старого парка. Они представляли из себя мраморную площадку с пьедесталом для циферблата и плоскими цифрами. Значительно поврежденные в годы последней войны, солнечные часы были утрачены в середине 70-х годов. Они бесследно пропали во время так называемого “благоустройства” территории ОПХ “Суйда”.

В число редких памятников входила Суйдинская мельница. Первая деревянная водная мельница существовала на реке Суйда уже в начале ХУ111. В 1760-х годах прадед А.П. Ганнибал построил каменное двухэтажное здание мельницы, которая играла большую роль в помещичьем хозяйстве. С 1827 года мельница принадлежала Страховому обществу, а в дальнейшем — владельцам дачного имения "Мой приют". Чудом уцелело здание мельницы в годы войны, хотя рядом отступающие фашисты взорвали мост через реку Суйда. В начале 1960-х годов мельница была обречена на слом - кирпичи охотно разбирали местные жители и дачники. В 1963 году мельница была разрушена.
Фото 6. Суйдинская мельница

В наше время территорию бывшего имения Ганнибалов занимает опытно-производственное хозяйство “Суйда”. Самые ранние сведения о суйдинских хлебопашцах мы можем найти еще в Новгородской писцовой книге за 1499 год. Уже тогда жители села Суйда получали здесь неплохие урожаи пшеницы, ржи, ячменя, овса, занимались выращиванием льна и хмеля, разводили домашних животных. Хорошие доходы с сельскохозяйственного оброка местных крестьян имел и существовавший в это время в Суйде женский монастырь с церковью “Велики Никола”. Ему принадлежали обширные земельные угодия.

Расцвет сельскохозяйственной славы старой Суйды приходится на ХVIII век, когда здесь находилась усадьба Ганнибалов. Высокопродуктивное крепостное хозяйство велось в имении на самом высоком уровне. Характерной чертой землепользования было сохранение уникальных лесных сообществ- коренных ельников и сосняков, не восстанавливающихся естественным путем после вырубки. Следует отметить, что освоение земель для целей сельского хозяйства носило выборочный характер, что обеспечивало сложную структуру агроландшафта, и следовательно, его стабильность. В оставленных на полях небольших рощах селились санитары полей - птицы. Эти же рощи являлись регуляторами водообмена на ганнибаловских угодьях. Для получения органического удобрения аккуратно использовались болота. Они же служили лучшим местом для сенокоса. Нагрузка на пастбища была тоже оптимальной и не приводила к переуплотнению почв. Сохранившиеся остатки березовых аллей вдоль дорог, на пахотных землях около бывшей усадьбы указывают на очень продуманную некогда нарезку полей. Кроме того, эти лесополосы являлись незаменимыми элементами, укрепляющими агроландшафт, ослабляли влияние засух и заморозков, способствовали снегозадержанию и, наконец, украшали местность.

По данным “Ревизских сказок” за 1795 год в поместье старшего сына Абрама Петровича Ганнибала И. А. Ганнибала в Суйде находилось 1720 десятин земли, из которых 937 составляли пашни. Развитию земледелия здесь придавалось особое значение. В 1982 году труженики ОПХ “Суйда”, прокладывая подземный дренаж, обнаружили на бывшем “ганнибалов-ском” поле водоотводные гончарные трубы двухсотлетней давности. На переувлажненных землях они сыграли в прошлом немалую роль, обеспечивая устойчивые урожаи. Прадед А.С. Пушкина был умелым агротехником. Земледелие велось в усадьбе на самом высоком уровне. При Ганнибалах в Суйде были построены скотный двор и конюшня, разбит фруктовый сад и устроена пасека. Но особенно гордились владельцы собственной оранжереей с экзотическими растениями, в которой вызревали даже персики и абрикосы. Дядя А. С. Пушкина, поэт Василий Пушкин в стихотворении “Суйда”, написанном в 1707 году, сообщал:

Нынешнее стадо обитает все в том же сохранившемся со времени Ганнибала древнем строении. Уцелели до наших дней многие хозяйственные постройки, например, здание кузницы, возведенное в 1800 году. В бывшей конюшне расположен Суйдинский дом культуры.

2.4. Домик Арины Родионовны и ее сказок

В суйдинской земле многие корни пушкинской народности — его владение живой речью, мудростью, фантазией простолюдинов... Это ведь здесь вечером землячки Арины Родионовны напевно рассказывали сказки. Крепостные крестьяне жили в с. Воскресенском и в д. Кобрино. А вот как был устроен их быт, пойдет рассказ в этой главе.

В Кобрине, куда Арину Родионовну выдали замуж, в домике няни, чудом сохранившемся с Ганнибаловской поры, оставались жить ее родные и владели им из поколения в поколение. Изба няни, самая старая в деревне, сохранилась, когда все кругом жгла и разрушала война. В середине 1960-х годов вопросом реставрации домика Арины Родионовны в Кобрине занялись Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всесоюзный музей А. С. Пушкина и Гатчинский краеведческий музей. Реставрация домика няни поэта была закончена в июне 1974 года.

Открытие экспозиции, приуроченное к 175-летию со дня рождения А.С. Пушкина, состоялось 3 июля 1974 года. ”Временник Пушкинской комиссии” за 1974 год сообщал в отделе хроники: «В деревне Кобрино жила няня Пушкина Арина Родионовна. Домик ее чудом уцелел и после тщательной реставрации обрел первозданный облик... За свою долгую жизнь домик сильно обветшал, ушел глубоко в землю. Его подняли, заменили два нижних венца, химики решили пропитать сруб специальными составами, чтобы укрепить бревна. Изба наново покрыта тесовой крышей, какой она была во времена Арины Родионовны...

С южного фасада к домику вновь прирублено невысокое крыльцо, обновлены небольшие сени... В домике представлено убранство бедной крестьянской избы конца ХУ111 века».
Фото 7. Домик няни

В Домике представлены несколько портретов Арины Родионовны. Один из них помещен в витрине в сенях, где сосредоточена небольшая литературная экспозиция. Это горельеф, он создан в начале 1840-х годов резчиком-самоучкой Я.П. Серяковым. Далее в экспозиции помещена фотокопия с рукописи поэта, на полях которой его рисунки - два портрета няни.

Здесь же находится и предполагаемый портрет няни, выполненный масляными красками одним из художников Арзамасской школы, известной своей любовью к изображению людей из народа. Портрет датируется 1820-ми годами и интересен тем, что костюм модели — типичная одежда “нянюшек и мамушек”.

Бытовая, основанная на старинных материалах экспозиция представляет убранство крестьянской избы конца ХVIII — начала ХIХ века — времени, когда жила здесь няня великого поэта.

Войдя в горницу, мы видим деревянные ведра и корыта, русскую печь, ухваты и шесток для просушки одежды. Вдоль стен — широкие длинные лавки. Ни кроватей, ни пуховиков, ни лоскутных одеял еще не было в крестьянском быту. Все в избе домотканое: покрывало и спускающийся с жерди полог, занавеска у печки и развешанная здесь крестьянская одежда. Мы видим кофту из белого холста, сарафан из холщовой ткани и головной убор замужней женщины - повойник. К матице (продольной потолочной балке) на длинных пеньковых веревках приделана “зыбка”. В этой избе выросли дети Арины Родионовны. Рядом с “зыбкой” — небольшая скамейка с круглой выемкой посредине. Сюда, в отверстие, помещали младенца, уже стоявшего на ножках. Ребенок должен был находиться в этом плену, чтобы не мешать взрослым. Здесь же и деревянные куклы, какими играли крестьянские дети. На лавке у оконца - прялка с куделью и веретеном, моталка для пряжи, ткацкие принадлежности конца ХVIII века и клубок шерсти с вязальными спицами. Рукоделием занимались обычно на “супрядках” - посиделках с прядением и вязанием, во время которых пелись песни и рассказывались сказки. Работали при лучине. В избе мы видим высокий кованый светец с поддоном середины ХVIII века. В светец вставлялись сухие лучины, которых на один вечер надо было припасти очень много.

В красном углу — иконы. В центре — старинный образ богородицы с окладом из речного жемчуга, сохранившимся в этих местах.

На добротном крестьянском столе для большой семьи - посуда того времени. Ели из деревянных чашек. Варили пищу в глиняных горшках. Большое место в крестьянской еде занимала капуста. Картофель в это время еще прочно не вошел в обиход и совсем не заменил традиционную репу. Но главной пищей крестьян Петербургской губернии была похлебка, или “варка”. Она готовилась из квашеной капусты, овсяных и ячменных круп, грибов и мелкой сушеной рыбы. Мясные щи, гречневая каша, пироги входили только в праздничное меню.

Особенную ценность представляет небольшой старинный мешочек из домотканого полотна — сума, или по-современному сумка. По преданию, это вещь самой Арины Родионовны.

В экспозиции музея много лубочных картинок на сказочные темы и евангельские сюжеты — любимое украшение крестьянских изб прошлого. В сенях с потолка свисают березовые веники, засушенные цветы и лечебные травы. Стены маленького домика слышали голос самой няни А. С. Пушкина, и до сих пор под его крышей словно витают образы ее сказок. В экспозиции представлены несколько портретов Арины Родионовны, помещена фотокопия с рукописями поэта, на полях которой его рисунки — два портрета няни. Здесь же находится предполагаемый портрет няни, о котором мы уже упоминали, выполненный масляными красками. Портрет датируется 1820-ми годами.

В этом доме жила талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии этих мест, — Арина Родионовна, будущая няня великого русского поэта.

3. Станция Суйда

Сегодня никто точно не ответит на вопрос, сколько лет существует железнодорожная станция с таким реликтовым названием. Станция Суйда по Варшавской железной дороге- одна из старейших в России.

Еще в 1851 году “высочайшим повелением” императора Николая 1 обнародован приказ: “1. Соорудить железную дорогу от Санкт-Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу именовать С.-Петербург-Варшавской железной дорогой. 3.Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С.-Петербурга, так и от Варшавы”.

Первый участок железной дороги протяженностью 42 версты от Петербурга до Гатчины был открыт для движения поездов 1 ноября 1853 года. К 1857 году Варшавская дорога достигла Сиверской, в 1859 году — Пскова, а в 1862 году достигла конечного пункта — Варшавы. Известно, что не все приветствовали строительство новой дороги и оказывали упорное сопротивление. Распространялись слухи, что “огненные машины” сожгут села и города, а ужасный грохот паровоза вызовет у людей потерю слуха, а у коров — молока. Под железную дорогу отходила часть земель местных крестьян, помещиков и церквей. В Ленинградском областном историческом архиве хранится Дело 1857 года о предписании Первого Департамента об отводе Суйдинской Воскресенской церкви пахотной земли, взамен отошедшей под Варшавскую дорогу, в количестве 2 десятин 1643 квадратных саженей.

Станция Суйда впервые упоминается в архивных документах в 1880 году, вплоть до Октябрьской революции она была третьей станцией от Петербурга после Александровской и Гатчины. В 1889 году от Петербурга через Суйду ходило 9 пассажирских поездов, а расстояние в 51 версту от столицы до станции в то время поезд преодолевал за 1 час 37 минут.

3.1. Старый вокзал

Долгие годы великолепный суйдинский вокзал был одной из достопримечательностей всего края. Первоначально на станции был построен временный деревянный вокзал, замененный в конце 1880 годов большим каменным с просторным залом ожидания, эстрадой, буфетом и станционными службами. Можно предположить, что автором проекта Суйдинского вокзала был известный архитектор Н. Л. Бенуа — автор первых русских вокзалов под Петербургом. Архитектор, хорошо чувствуя специфику дачной местности, совместил функции железнодорожного вокзала с центром увеселений и отдыха. Вплоть до самой революции на вокзале устраивались блестящие концерты, выступали дачные артисты и военные оркестры. Не меньшее значение уделялось благоустройству территории станции, жизненному уровню и быту рабочих и служащих, обслуживающих станцию, для которых в 1889 - 1900 годах были построены специальные деревянные здания. Некоторые имели собственные особняки в близлежащих селениях.

Впоследствии Суйда еще более благоустраивалась. За зданием вокзала появились общественный сад для отдыха, а у платформ — площадки для постоянно дежуривших здесь извозчиков. В летнее время их число увеличивалось до 50 экипажей. Услугами станции пользовались не только дачники. В конке Х1Х столетия в Суйде начали успешно работать лесопильный и кирпичный заводы.

Сегодня Суйда уже мало чем напоминает знаменитую дореволюционную станцию. От былой старины уцелели вековые дома рабочих и служащих железной дороги. Здание, в котором сейчас находится касса и зал ожидания, было построено в 1889 году. Сохранились и станционные липы, посаженные в начале ХХ столетия. Не найти только здание вокзала. Оно было разрушено в годы Великой Отечественной войны и, к сожалению, впоследствии так и не восстановлено. На его месте теперь пустырь...

4. На высоких ключах

Судьба станции во многом определилась развитием дачной местности по Варшавской железной дороге. Через Суйду ездили в дачные селения Кобрино, Каменское и Сиворицы, в имения “Суйда”, ”Мой приют”, ”Паулиновка” и “Елицы”, а позднее, уже в начале столетия, эта станция во многом способствовала образованию крупных дачных поселков Высокое, Ключевое, Мариинское и Екатерининское.

Когда-то на территории будущего поселка находился обширный лесной массив, через который проходили старинные дороги на Суйду, Елицы и Гатчину. Обилие чистых целебных ключей, живописная высокая местность, здоровый полезный воздух, а главное, близость станции Суйда по Варшавской железной дороге способствовали тому, что сюда в конце Х1Х века хлынул нескончаемый поток дачников.

История поселка начинается с конца прошлого столетия, когда владелец мызы “Елица” К. И. Шпигель подарил своей любимой дочери Паулине небольшую усадьбу. Она находилась на месте современного поселка, в районе березовой рощи и называлась “Паулиновка”. Вслед за усадьбой здесь в 1889 году был основан суйдинский лесопильный завод, а еще через некоторое время П.К. Шпигель начинает продавать земли своего имения под дачные участки. В 1900-1905 годах почти одновременно к северу и к югу от усадьбы “Паулиновка” образуются дачные поселки “Высокое” и “Ключевое” с причудливыми особняками, мощеными, освещенными газовыми фонарями улицами, театром, торговыми домами, парками, фонтанами, аптекой, почтой и многим другим, чем некогда гордилась дореволюционная суйдинская местность. На возвышенном месте находился поселок “Высокое”, который привлекал богатую знать. В поселке “Ключевом” — люди с меньшим достатком. В “Ключевом” были густые леса и множество прозрачно чистых ключей. Поселок “Высокое” иногда называли “царским поселком”. Здесь на Среднем проспекте находилась дача, принадлежавшая родственникам царской семьи. В начале века поселки “Высокое” и “Ключевое” представляли собой довольно цивилизованную дачную местность. Улицы носили имена созвучно с петербургскими: Большой проспект, Средний, Малый. Торговая улица получила свое название по находившемуся здесь магазину гатчинского купца Федора Ивановича Соколова. Выходцы из Украины, жители поселка “Ключевого” назвали свою улицу Малороссийской. А одна из улиц в память великого русского поэта Пушкина стала называться Пушкинской. Когда в 1910 году петербургские газеты сообщили о кончине Л. Н. Толстого, дачевладельцы поселка "Ключевое" и члены общества благоустройства этого поселка решили увековечить имя писателя, в последующие годы его имя было присвоено в России сотням улиц и проспектов. Вплоть до 1917 года проспект Льва Николаевича Толстого был одним из красивейших в поселке. Вдоль него проходила живописная еловая аллея и находились большие особняки потомственного дворянина, председателя Общества благоустройства поселка "Ключевое"
С.В. Черноцкого, дворянки М.М. Скиргайло и др. В 1940-х годах здесь в одном из домов жил известный гатчинский краевед и собиратель, действительный член географического общества СССР А.Н. Лбовский.

Среди первых владельцев дачных участков были рабочие и служащие Варшавской железной дороги, преподаватели и воспитатели Гатчинского Сиротского института, священники Санкт-Петербургских храмов, мелкие чиновники, офицеры российской армии, рабочие Суйдинского лесопильного завода. Продажа участков проводилась вплоть до самой революции. Ею руководил управляющий усадьбой "Паулиновка" А. А. Герцвиг.

Как часто мы с тоской говорим о прошлом. Нам кажется, что каким-то особым духом был пропитан воздух старой Суйды, каким-то особым ритмом струилась здесь жизнь.

Суетлив большой поселок. Хлопот у каждого полон рот: работа, дом, магазины.. Успеть бы!

Остановись на минутку, сельчанин!

Присмотрись повнимательнее к домам родного своего поселка. Пусть и обветшали эти солидные, некогда роскошные здания. Но, вместе с тем, как выразительно, оригинально старинное художественное убранство их фасадов!

5. Памятники дачной архитектуры

5.1. Первый Суйдинский театр

Прошлое Суйды и ее прославленной дачной местности под Санкт-Петербургом, по Варшавской железной дороге невозможно сегодня представить без существовавшего здесь в начале нашего столетия общественного театра. Подобно дачным местностям, что существовали в Сиверской, Вырице, Тайцах, этот провинциальный центр культуры сыграл немаловажную роль в жизни старой Суйды.

История возникновения этого театра тесно связана с развитием Суйдинской дачной местности и ее двух дачных поселков "Высокое" и "Ключевое", излюбленных мест отдыха многочисленных петербуржцев и гатчинцев. В 1909 году Обществами благоустройства этих поселков совместно с сельскими Обществами деревень Новая, Кузнецово, Погост и села Воскресенского было принято решение о строительстве в дачном поселке "Высокое", на Среднем проспекте деревянного общественного театра. Это благородное дело поддержали владельцы местных усадеб "Суйда", "Паулиновка", "Елицы", "Мой приют". Общими усилиями на средства обществ и сборные пожертвования в 1910 году началось возведение театра. Проектными и строительными работами руководил местный дачевладелец Е.П. Серебренников. В Санкт-Петербургском государственном историческом архиве хранится дело о "Рассмотрении проекта театра в поселке Высоком обществом благоустройства поселка". Здесь же представлены проект будущего здания театра и карта земельного участка, отведенного под его строительство.

К этому времени среди жителей и дачников поселков "Высокое" и "Ключевое" возник небольшой кружок артистов-любителей, с успехом делавший первые шаги в местной театральной деятельности. В его состав входили отставной артист балетной труппы С.-Петербургских Императорских театров В. М. Тихомиров, певица-любительница С. А. Иванова-Волынская, потомственный дворянин Н.С. Валуев и другие. Из-за отсутствия театра артисты-любители в летние месяцы выступали на дачах частных владельцев. Газета "Дачная жизнь" в мае 1911 года сообщала своим читателям: "С первыми теплыми днями оживилась и наша местность — большинство дач уже снято. Контингент здешних дачников — средний и ниже среднего — петербуржец, ищущий покойного отдыха после столичной сутолоки. Поэтому, приехавший из города дачник не ищет развлечения в виде театра, а коротает время или в садике своей дачки, или уходит на прогулку. Общественная жизнь, ранее слабо развитая, оживилась лишь недавно, благодаря энергии одного из зимогоров, встряхнувшего спячку постановкою любительского спектакля. Сбор от этого спектакля и послужил основой капитала местного Общества благоустройства...".

Летом 1911 года пришло наконец долгожданное разрешение, подписанное губернским начальством на открытие Суйдинского театра. В этом же году его новое здание было торжественно освящено священником Воскресенской церкви о. Николаем Быстряковым. Большое, деревянное, одноэтажное с мезонином театральное здание было рассчитано на 300 зрительских мест и было снабжено возвышенной сценой, суфлерской будкой и прочими атрибутами русского провинциального театра.

Новое культурное заведение изысканно баловало местную и дачную публику своим репертуаром. Здесь устраивались блестящие концерты, ставились спектакли, гремели танцы и проходили шумные публичные собрания. В Суйдинский театр нередко приезжали многие профессиональные артисты С.-Петербургских театров. Имеются сведения о выступлении на сцене этого театра великого певца Ф.И. Шаляпина, гостившего на суйдинской земле, и популярнейшей исполнительницы цыганских романсов
А.Д. Вяльцевой, отдыхавшей на даче в Прибыткове. В праздничные дни здесь выступал оркестр Гатчинского кирасирского полка. В 1914 году по инициативе потомственного дворянина Н.С. Валуева в Суйде был основан струнный оркестр. В его состав вошли местные дачевладельцы. Впоследствии, почти ни одно мероприятие в театре не обходилось без участия этого замечательного музыкального коллектива.

Деятельность Суйдинского театра неоднократно освещалась на страницах местной прессы. Газета "Жизнь Царскосельского уезда" в публикации "Театр в Высоком", подготовленной жителем поселка "Ключевое"
Е. Чернобаевым, в июне 1914 года сообщала своим читателям: "Наплыв дачников в этом году огромный: положительно нет уголка, который не был бы снят. Дачниками переполнены не только оба наши поселка, но и все ближайшие деревни. К большому удовольствию дачников 15 июня в театре Общества благоустройства состоялось открытие спектаклей драматической группой под управлением местного жителя Б.Н. Новикова. На первый раз были поставлены безделушки: "Как они бросили курить", басня-шарж в 2-х действиях В.О. Трантенберга и " Аз и Фепт", старинная шутка-водевиль в 1-м действии П.С. Федорова. Обе пьески были разыграны очень дружно и стройно, причем, по обыкновению, любимец местной публики господин Новиков, играл в первой пьесе роль Померанцева и во второй Мордашева. Дружные аплодисменты публики, собравшейся в значительном количестве, были заслуженною наградою исполнителям. После спектакля состоялись оживленные танцы".

После 1917 года первый суйдинский театр просуществовал еще несколько лет, а затем был закрыт, и его здание в середине двадцатых годов разобрано до основания. А вскоре о нем и совсем забыли. Сегодня память об этом театре хранят лишь немногие старожилы и чудом сохранившиеся театральные реликвии прошлого — экспонаты музея.

5.2. Дача коллежского асессора Е.П. Серебренникова

В настоящее время из дореволюционных дачных особняков осталось не так много. Эти дома отличаются от современных построек своей исключительной красотой, привлекательностью и долговечностью.

Одна из таких дач была построена в 1882 году. Она принадлежала коллежскому асессору Е.П. Серебренникову и сохранилась до наших дней. Сейчас в ней живут его потомки.

Около калитки, ведущей на приусадебный участок, посажены в начале века старые "благородные деревья".

Вдоль ограды в ряд стоят вечнозеленые туи. Проходя мимо этого особняка приостанавливаешься, любуясь красотой зеленых посадок. Войдя в калитку, попадаешь в мир зелени и цветов. На участке разбиты красивые цветочные клумбы. Особенно здесь красиво весной, когда цветут яблоневые сады. До войны по Большому проспекту вдоль дачного участка существовала еловая аллея, фрагменты которой сохранились до наших дней. Такая же аллея была посажена и на соседней улице, поэтому она носит название Зеленая.
Фото 8. Дача Серебренникова

Я встречался с потомками Е.П. Серебренникова — его правнучкой Ириной Николаевной Серебренниковой. Она — представитель потомственной династии преподавателей. На даче, в которой она живет, бывали актеры, художники, музыканты.

Эта дача издавна манила к себе людей творческих, одаренных, наделенных искрами природного таланта. Дух творчества, поэзия красок, звуков и образов царит здесь и поныне.

5.3. Княжеская дача

В поселке Высокоключевом, недалеко от станции Суйда , на Среднем проспекте, среди вековых сосен и елей возвышается дачный особняк. Всегда окруженный тайнами, он имеет интересную историю. И редкий прохожий не бросит на эту постройку свой любопытный взгляд.

Большой двухэтажный деревянный дом на высоком каменном фундаменте был построен по оригинальному архитектурному проекту примерно в 1900 году. Это была одна из первых дач поселка. Ее прошлое связано с именем Великого князя Михаила Александровича Романова, родного брата последнего российского Императора Николая II. Официально дачная усадьба принадлежала Управлению делами Великого князя М.А. Романова, а он, как известно, в это время жил в Гатчине, а в перерывах между военной службой заезжал на загородную дачу.

Интересный эпизод из биографии Великого князя М.А. Романова связан с историей Суйдинской церкви Вознесения Христова. Он был воспреемником на церемонии крещения в этом храме 6 августа 1913 года родившегося у коллежского регистратора Александра Константиновича Олейника и его супруги Антонины Гавриловны сына Николая, о чем повествует скромная запись в метрической книге Суйдинской церкви за 1913 год, чудом сохранившейся в архиве Гатчинского районного ЗАГСа. Документ сообщает, что воспреемником при крещении были: "Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович Романов и жена Надворного Советника Александра Петровна Василевская". Запись в метрической книге подкреплена удостоверением, выданным церковному причту Управлением делами Великого князя М.А. Романова, которое подтверждает согласие брата Императора быть воспреемником на церемонии крещения.

В годы первой мировой войны нити, связывающие одного из самых богатых людей России с дачным особняком, оборвались. Усадьба была продана другому владельцу и вскоре уже мало чем напоминала о своей былой жизни. Накануне 1917 года дача принадлежала инженеру путей сообщения Варшавской железной дороги Алексееву. После национализации дачный особняк сменил много хозяев. Изменил он и свой архитектурный облик. После Великой Отечественной войны здесь разместилась Суйдинская амбулатория, а после переезда ее, еще в 1980 году, в новое помещение усадьбу приобрел художественный руководитель и главный режиссер Санкт-Петербургского Мариинского театра, народный артист СССР, Олег Михайлович Виноградов.

5.4. Бывшая дача певицы-любительницы С.А. Ивановой-Волынской

Среди старых владельцев, основателей дачных поселков, особого упоминания заслуживают люди, которые много сделали для развития поселка. Не забыто имя и замечательной певицы-любительницы С. А .Волынской, которая имела собственную дачу в поселке "Высокое" на Среднем проспекте.

Интересные воспоминания о С.А. Волынской поведала жительница поселка Скрипко З. П., бывавшая в этом доме при жизни хозяйки. Она рассказала, что в 40-х годах бывала в доме Софьи Алексеевны.
Фото 9. Дача С.А. Ивановой-Волынской

"Моя семья приехала в п. Высокоключевой сразу после ВОВ. Я была переростком, но ходила вместе с малышами в школу, которая находилась рядом с дачей певицы Волынской. Из дома часто была слышна мелодичная музыка. Вскоре я была представлена хозяевам дачи и приходила помогать по хозяйству. В доме было несколько комнат, а в самой большой стоял рояль. Софья Алексеевна репетировала постоянно, хотя была уже в годах. Волынская пела старинные романсы. Это была воспитанная обаятельная женщина со спокойным характером. В доме была своя библиотека. Гости в доме бывали не так часто, как раньше, но все праздники проходили в сопровождении мелодий романсов".

Эта усадьба сохранилась до наших дней. Сам дом и домик для прислуги расположены на высоком участке среди вековых елей. Архитектурный ансамбль практически не изменен, и дача осталась в первозданном виде.

5.5. Усадьба петербургского барона Грасса

В поселке Высокоключевом, на Лесном проспекте находится деревянное, двухэтажное здание. Оно хорошо известно всем жителям поселка. Уже много лет здесь находится Высокоключевой детский сад.

До 1917 года на этом месте находилась загородная дача петербургского барона Грасса. И многие годы в старинной даче сохранялись прекрасные интерьеры, украшенные каминами, а вокруг — фрагменты живописного пейзажного парка. В середине 1970-х годов здание, в котором тогда находился детский сад, за ветхостью разобрали, а на его месте построили новую современную коробку. Когда старинную, бывшую баронскую дачу сломали, на фронтоне здания обнаружили потускневшую от времени дощечку с надписью "сей дом построен в 1902 году..."

5.6. Особняк потомственного дворянина, председателя Общества благоустройства поселка "Ключевое" С.В. Черноцкого.


До наших дней сохранился величественный особняк Черноцких, на ул. Л.Н. Толстого. Он взят на государственный учет Ленинградским научно-исследовательским институтом теории архитектуры и градостроения как памятник архитектуры начала ХХ века.

Фото 10. Особняк С.В.Черноцкого

Сохранились и другие старинные дачи, например чудесный особняк, расположенный на Песочной улице. Это бывшая дача священника Голосова, построенная в 1905 году.

Фото 11. Особняк Голосова

Бывшая дача петербургского банкира Александрова, ныне Воскресенская сельская библиотека — интересный памятник прошлого поселка Высокоключевой.

Фото 12. Дача банкира Александрова

На ул. Новой расположен чудесный особняк, когда-то принадлежавший кассиру общества Взаимного Кредита в С.-Петербурге Ф.А. Кондакову. Любопытны как памятники местной дачной архитектуры бывшие дома священника Оленовского на Почтовой улице, аптекаря Кеслера на Большом проспекте.

Фото 13. Дача священника Оленовского

5.7. Суйдинская почта

Еще в 1912 году близ станции Суйда по Варшавской железной дороге, в дачном поселке "Высокое" Главным Управлением почт и телеграфов России, по ходатайству начальника С.-Петербургского почтово-телеграфного округа и Гатчинской почтово-телеграфной конторы, членов обществ благоустройства поселков "Высокое" и "Ключевое", местных землевладельцев, дачников и крестьян, было открыто Суйдинское почтово-телеграфное отделение. Событие стало важным в жизни провинциальной дачной Суйды и окружающей ее местности, включающей несколько деревень и поселков, станцию Суйда, платформы Прибытково, помещичьи усадьбы, а также обширное село Воскресенское. До открытия здесь почты корреспонденцию приходилось доставлять из Гатчины или Сиверской, где находились ближайшие почтово-телеграфные и телефонные отделения. Известно, что первая Суйдинская почта находилась в поселке "Высокое" по Большому проспекту, в доме № 2, принадлежавшем надворному советнику Ф.Ю. Красинскому и расположенном в 250 саженях от станции Суйда, в благоустроенной местности, освещенной газовыми фонарями, и состоящем из 6 жилых комнат, кухни, а также надворных построек. 30 марта 1912 года этот дом был сдан внаем почтово-телеграфному Ведомству под помещение Суйдинской почты супругой надворного советника Ю.В. Красинской сроком на 12 лет с платою 350 рублей в год. Подрядчиком для изготовления почтовой мебели был выбран гатчинский житель В.Д. Голубев.

16 июня 1912 года Суйдинское почтово-телеграфное отделение было торжественно открыто в присутствии высоких чинов из Петербурга и Гатчины. Первым его начальником стал господин Стрекалов. Популярность и известность нового отделения быстро росла среди местного и дачного населения, по ходатайству которого уже в июле этого же года при Суйдинском почтово-телеграфном отделении были открыты общественный междугородный телефон и сберегательная касса. И хотя штат почты был совсем не большой, с работой она справлялась... В те годы корреспонденцию разносили в Суйде два раза в день, кроме воскресенья, — утром и вечером. Дом , где находилась первая Суйдинская почта, до наших дней не сохранился. Участок, где он когда-то стоял, расположен сегодня на Большом проспекте, напротив Высокоключевой средней школы.
Фото 14. Дача Васильевых

Не менее интересна история Суйдинской почты после 1917 года. Известно, что в 1918 году она располагалась уже в другом здании, в дачном особняке, принадлежавшем в прошлом петербургскому священнику Оленовскому, находящемся в переулке, носящем тогда имя своего владельца (теперь ул. Почтовая, дом № 2).

В годы фашистской оккупации в 1941-1944 годах почтовое отделение в Суйде продолжало работу, но оставшееся местное население им практически не пользовалось. В послевоенные годы почта находилась в бывшем дачном особняке Васильевых (ул. Песочная, дом № 2).

В феврале 1951 года закончилось строительство нового дома связи в Суйде. В просторном здании разместились почта, телефонная станция и другие служебные помещения. В этом доме Суйдинское отделение находится и сегодня.

6. Как вспомнят нас ?

Вот печальная летопись уничтожения и поругания нашей российской истории, отечественной культуры, народных традиций и памятных мест, связанных с именем А.С. Пушкина, его родных и близких в Суйде и ее окрестностях, охватывает события на протяжении многих лет... Она была составлена местным краеведом А. Бурлаковым.

«1917 год. Ликвидация образцового помещичьего имения "Суйда" и создание местными бедняками одной из первых в стране сельскохозяйственных коммун, ставшей впоследствии совхозом. Национализация других имений, дачных особняков, лесопильного завода, почты и телеграфа.

1919 год. Ликвидация церковно-приходской школы в селе Воскресенском и учреждение школы рабочих и крестьян 1-ой ступени обучения.

1937 год. Ликвидация старой Воскресенской церкви. Открытие в ней клуба колхоза имени Пушкина.

1941 год. От прямого попадания снаряда советского орудия со стороны деревни Пижма погибла от пожара новая Воскресенская церковь постройки 1916 года.

1944 год. При отступлении фашистских войск в бывшей усадьбе Суйда были уничтожены и частично повреждены мемориальные ганнибаловские постройки: гостевой дом, приказная изба, каменный флигель, многие старые деревья.

1964 год. От пожара погибает старая Воскресенская церковь вместе с уникальными книгами и иконами XVIII-XIX веков.

1964 год. Разрушена ганнибаловская мельница, интересный и редкий памятник в окрестностях Петербурга.

1970-е годы. В бывшей усадьбе Суйда, официально объявленной памятником республиканского значения, ОПХ "Суйда" строятся теплицы и сельскохозяйственные объекты, сносится каменный каретный сарай второй половины XVIII, ведутся бессистемные посадки, в глубь ганнибаловского парка вклиниваются огороды и парники местных жителей. В этот же период бесследно исчезают солнечные часы из старого ганнибаловского парка.

1976 год. Под картофельное поле распахано старое суйдинское кладбище. Были полностью уничтожены остатки насыпного вала, небогатая кладбищенская растительность. Поднятые огромные плиты и ажурные чугунные кресты свалены в глубокую яму и засыпаны землей.

1976 год. Перенесено на другое место мемориальное кресло Ганнибалов.

1977 год. Начало уничтожения остатков бывшей ганнибаловской мызы "Елицы".

1982 год. По западной стороне парка прокладывается глубокая трасса, нарушая корневую систему многих вековых деревьев.

1988 год. Начало строительства коттеджей для рабочих и служащих ОПХ "Суйда" в охраной зоне усадьбы.

1989 год. От случившегося пожара поврежден усадебный дом в имении Ганнибалов- Пушкиных "Кобрино".

1990 год. В суйдинском парке погиб многовековой дуб, патриарх Северо-Запада России, связанный легендами с именем Пушкина.»

Эти памятники — представители почти трех веков. Погибли шедевры. Печальный список потерь можно продолжить.

Время неумолимо не только к людям. Исчезают, уходят в небытие памятники отечественной культуры. Они ветшают от дождей и ветров, горят в пламени войн, пожарищ и социальных бурь, их бесцеремонно оттесняют новые сооружения, сносят в угоду сиюминутным задачам. Сегодня лишь названия, бытующие в местном фольклоре и воспоминания старожилов напоминают о многих умолкших свидетелях нашей истории, да старые фотографии и открытки с изображением бывших суйдинских усадеб и церквей, часовен и надгробий, мельниц и удивительной красоты дачных особняков, утраченных в ХХ веке, возвращают нас в прошлое. Можно взять любые наугад — за каждым чья-то судьба...

Природа и общество — вечная, нестареющая тема. Как сказано об этом! Но не выпускаем ли мы порой из виду в ходе острых дискуссий о будущем нашей планеты еще одну серьезную проблему — человек в искусственной, рукотворной среде обитания, его роль и место в исторически сложившемся архитектурном ландшафте?

7. Используемая литература

  1. Бурлаков А.«Станция Суйда» Гатчинская правда 12.04.1997.
  2. «На высоких ключах» Гатчинская правда 24.05.1997.
  3. «Церковь Вознесения Христова» Гатчинская правда 26.04.1997.
  4. «На родине няни поэта» Гатчинская правда 7.6.1997.
  5. Бурлаков А. "Суйдинские Храмы" Суйда- 1992.
  6. Грановская Н.И. "Если ехать вам случится..." "Лениздат" 1989.
  7. «Последние Романовы в Суйде» Гатчинская правда 1997.
  8. «О молоке, картошке и памятниках архитектуры». Журнал «Экохроника», № 3(27) 1996.
  9. «Петербургский звериный вернисаж» Журнал «Экохроника», № 5/6 1996.
  10. Бурлаков А. «Княжеская дача» Гатчинская правда 19.04.1997.
  11. Памятные места Ленинградской области "Лениздат" 1973.
  12. «Есть в России станция Суйда» Гатчинская правда 4.08.1990.
  13. «Какими были наши предки?» Гатчинская правда 1.01.1991.
  14. «Юбилей Суйдинской почты» Гатчинская правда 27.06.1992.
  15. Бурлаков А. «Что такое Суйда?» Гатчинская правда 15.01.1992.
  16. «Детский сад собирает друзей» Гатчинская правда 7.12.1993.
  17. Бурлаков А. "Пушкинские праздники на гатчинской земле" 1995.
  18. «Суйдинская Мельница» Гатчинская правда 9.11.1994.
  19. «Суйдинская старина» Вестник истории и культуры № 1,2.
  20. Мирошкина С.М., Королев В.Г., «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 5, Гатчина, 1997.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100