СРАВНЕНИЕ САНИТАРНЫХ УСЛОВИЙ ПОМЕЩЕНИЯ КВАРТИРЫ С КАБИНЕТОМ ШКОЛЫ

Исполнитель работы — Ястребцева Ольга (8кл.), школа-лицей № 3, г. Гатчина

Руководители работы: Куракова Н. Г., Мирошкина С. М.

Комплексная оценка санитарно-гигиенического состояния помещений

Рабочая среда — составная часть жизненной среды человека. В школах ученики проводят значительную часть времени, и их развитие происходит при непрерывных воздействиях факторов этой среды.

От качеств среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Поэтому в рамках экологического лагеря на базе лицея № 3 я проводила исследования на тему «Оценка санитарно-гигиенических норм класса и жилого помещения». Целью работы являлось сравнение санитарных условий помещения квартиры с кабинетом географии, № 307 (таблица 1).

Задачи, которые ставились при написании работы:

Таблица 1

Определение полезной площади и кубатуры помещений

Измерения Комната Кабинет (307)
l (длина) 4,5 м 9 м
S (ширина) 3,5 м 6,7 м
h (высота) 2,5 м 3 м
S пола 0,5*2,5*4,5=5,7 м2 0,5*3*9=13,5 м2
S общая 4,5*3,5=15,8 м2 9*6,7=60,3м2
V общий 4,5*3,5*2,5=39,4 м3 9*6,7*3=180,9м3

Для определения полезной площади кубатуры нужно разделить общую площадь (кубатуру) на количество посадочных мест или на количество человек, живущих в помещении (таблица 2).
S на одного человека в классе = 60,3м2 : 30 = 2,01м2,
V на одного человека в классе =180,9 м3 : 30 = 6,0м3,
S на одного человека в комнате = 15,8м2: 2 = 7,9м2,
V на одного человека в комнате = 39, 4 м3: 2 =19,7 м3.

Таблица 2

Площадь (S) кубатуры помещения на одного человека

Помещение Площадь, м2 Кубатура, м3
  Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма Полученный результат Санитарно-гигиеническая норма
Комната 2.0 2.0 6.0 4-5
Кабинет (307) 7.9 2.0 19.7 4-5

Оценка внутренней отделки помещений по плану

  1. Отделка стен (окрашены, оклеены обоями).
  2. Цвет стен, потолка, пола (цвет влияет на характер освещенности).

Для окраски стен класса наиболее рекомендуемы ненасыщенные холодные тона — голубой, светло-желтый, светло-зеленый (таблицы 3,4).. Для уменьшения отражения необходимо свести к минимуму поверхности с высоким ее коэффициентом, при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый); при северной — более теплые (желтоватый, светло-розовый, бежевый).

Таблица 3

Отражаемая способность стен

Цвет поверхности Отражение способности
Белый 80%
Светло-желтый 60%
Светло-зеленый 40%
Светло-голубой 30%
Темно-голубой 6%
  1. Соответствие цветовых гамм.
  2. Качество покрытия пола.
  3. Чистота пола и стен (загрязненные стены и пол отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или помытые).

Таблица 4

Оценка внутренней отделки помещений

Внутренняя отделка Комната Кабинет (307)
Стены оклеены обоями окрашены
Цвет:
  стен
  потолка
  пола

  светло-розовый
  белый
  светло-коричневый

  бежевый
  белый
  темно-коричневый
Соответствие цветных гамм выдержаны выдержаны
Качество покрытия пола выдержано выдержано
Чистота стен хорошая хорошая

Изучение вентиляционного режима помещений

Воздушная среда помещения постоянно оказывает воздействие на организм человека. В ней содержится большое количество разных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, а также микроорганизмов.

Определение коэффициента аэрации (Ка)

Осмотреть все вентиляционные отверстия и проверить действуют ли они, также определить общую площадь (S) и рассчитать Ка (таблица 5) по формуле S1/S (S1 — площадь всех отверстий; S — площадь пола).

Таблица 5

Коэффициент аэрации помещений отделки помещений

Помещение Коэффициент аэрации (Ка) Частота проветривания
  Полученные результаты Санитарно- гигиеническая норма Полученные результаты Санитарно-гигиеническая норма
Кабинет 1/10 1/50 + 10-15 мин не реже
одного раза в час
Комната В комнате нет вентиляционных отверстий

Определение эффективности вентиляции

Объем V свежего воздуха надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня (0,1%).

К — количество CO2, выделяемое за один час (~15л),

Р — предельно допустимое содержание CO2 (0,1%),

q — содержит CO2 в атмосфере, воздухе (0,3л/ м3),

3/4 — продолжительность урока.

,

.

Определение обмена воздуха (D) — число, показывающее сколько раз в течение 1ч воздух помещения должен смешиваться наружу, чтобы содержание CO2 не превышало допустимого уровня (таблица 6).

Таблица 6

Определение обмена воздуха

Помещение Кратность обмена воздуха
  Полученные результаты Санитарно-гигиеническая норма
Кабинет 4,2 6,0-3,0

(Vвент — вентиляционный объем воздуха; V — объем воздуха на одного учащегося)

Изучение естественной освещённости помещений

  1. Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основным из этих показателей является — световой коэффициент (СК) — отношение остеклённой площади к площади пола.

    СК (окон в кабинете) = 9,9 : 2 м2 = 4,9;

    СК (окон в комнате) = 140,4 м2 : 5,7 м2 = 2,4.

  2. Также нужно определить коэффициент заглубления (таблица 7), т.е. отношение верхнего края окна над полом к ширине класса (комнаты).

Таблица 7

Определение коэффициента заглубления

Помещение Световой коэффициент Коэффициент заглубления
Результат Санитарно-гигиеническая норма Результат Санитарно - гигиеническая норма
Комната 2,4 1/4-1/6 1,7 1/2
Кабинет 4,9 1/4-1/6 0,5 1/2

Выводы.

  1. При определении полезной площади помещений выяснилось, что санитарно-гигиеническим нормам не соответствует кабинет географии, т.к. там площадь на одного человека меньше, чем полагается.
  2. Внутренняя отделка помещений соответствует всем стандартам.
  3. Вентиляционный режим не соответствует в кабинете, следовательно, требуется проводить регулярные проветривания (во время урока, перемен).
  4. Естественная освещённость класса и комнаты соответствуют требованиям. Значит, количество света обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, а также определённый жизненный тонус и ритм.
  5. Из всех исследований следует, что требованиям санитарно-гигиенических норм не соответствует кабинет географии.

Используемая литература

  1. Алексеев С.В., Груздева И.В., Муравьёв А.Г, Гущина Э.В. «Практикум по экологии». Москва, АО MDS, 1996.
  2. Попов С.В., «Валеология в школе и дома». Санкт-Петербург, «Союз», 1997.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100