ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ГАТЧИНЫ Л.М.ХАРЛАМОВ
Родионова Т.Ф.
С какой бы стороны ни подъезжали вы к Гатчине, среди жестких силуэтов многоэтажек вы замечаете два букета куполов – зеленых и синих. Зеленые купола, непривычной формы, слегка приплюснутые, венчают главный в городе собор Святого апостола Павла. Он был построен в середине прошлого века по воле императора Николая I в память отца – императора Павла I. Место для собора было определено на небольшой возвышенности, которую занимала финская деревня Малая Гатчина, дома ее стояли полукругом в один ряд. Было приказано переместить деревню на восток за линию строившейся железной дороги. Весь новый район до самого кладбища стал называться малой Гатчиной без деления на улицы и переулки.
Проект главной церкви города по приказу императора разработал архитектор императорского двора Р.И.Кузьмин, перестраивавший в эти годы каре Гатчинского дворца. Было указано, что собор должен быть больше Петергофского, но меньше Царскосельского. Смета также не могла быть превышена.
Над внешним и внутренним оформлением собора работали академики живописи и отличные мастера – лепщики и резчики. За шесть лет собор был отстроен и летом 1852 года освящен во имя Св. апостола Павла.
Спустя полвека с небольшим, над городом вознеслись синие купола другой церкви, история возведения которой разительно отличается от первой. Началось с того, что гатчинский купец К.К.Карпов выиграл очень крупную сумму по лотерейному билету. Не имея наследников и надеясь вымолить выздоровление больной жены, он решил вложить деньги в богоугодное дело. Карпов обратился за советом к Иоанну Кронштадскому, который благословил строительство церкви подворья женского Пятогорского монастыря, располагавшегося рядом с усадьбой самого Карпова. За разработку проекта этой церкви взялся главный архитектор Гатчины Леонид Михайлович Харламов. Для надзора за ее сооружением была создана строительная комиссия из 16 человек, в которую вошли, кроме различных церковных служителей, подрядчики – потомственные почетные граждане города, а также бывший главный архитектор Гатчины Н.В.Дмитриев и архитектор Е.П.Варгин – сын одного из первых купцов города П.П.Варгина. Все они работали совершенно безвозмездно. По некоторым подсчетам капитал Карпова составил около половины необходимых средств, ис-траченных на строительство церкви. Частные пожертвования поступали постоянно не только в денежных суммах, но также в различных строительных материалах. Кроме того, был подарен смежный с усадьбой Карпова участок земли.
Покровский собор
При разработке проекта церкви архитектор Харламов за образец взял традиционную схему церквей Московской Руси XVII века, с их непременным пятиглавием и стройной шатровой колокольней.
После десяти лет строительства получилась величественная церковь, едва уступающая по высоте Павловскому собору. Близко расположенная одноэтажная застройка особенно подчеркивает величину храма. Вокруг массивного центрального купола поставлены четыре миниатюрные луковки на глухих барабанах. Главный мотив оформления внешнего облика – громадные арочные окна и вторящие им арочные завершения стен. Великолепным украшением должен был стать цветной витраж с изображением идущего Христа Спасителя в северном окне, выходящем на торговую площадь. Стройная шатровая колокольня вознеслась над входом в церковь.
Оштукатурить кирпичные стены, как это предполагалось по проекту, не смогли из-за начавшейся Первой Мировой войны. Барабаны куполов и звонница тоже не оштукатурены, но отличаются по цвету, так как они сделаны из железобетона. Внутренние стены предполагалось оштукатурить и окрасить в несколько тонов с оттягиванием рамок, платков и филенок. В нишах намечалось сделать живописные вставки из 32 образов, на парусах должны были быть изображены четыре евангелиста, внутреннюю поверхность купола также предполагалось расписать.
Многие отделочные работы делали сами монастырские сестры. Ими было выполнено золочение церковных крестов, изготовленных на заводе А.С.Лаврова в Мариенбурге, а также дубовых иконостасов и других церковных принадлежностей.
Освящение храма состоялось в 1914 году, главный придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – во имя святого Александра Невского, левый – во имя Николая Чудотворца.
Возведение Покровской церкви оказалось самым значительным делом в профессиональной деятельности Л.М.Харламова (1870 – после 1918).
Он учился в Институте гражданских инженеров и после его окончания в 1894 году начал работу в Технико-строительной комиссии МВД в Санкт-Петербургском округе Министерства народного просвещения, строил здания школ и благотворительных заведений. Кроме этого, он выполнял многочисленные частные заказы. Например, по его проектам построены дома на Невском, № 95, на Садовой, № 32, дом Общества гражданских инженеров на улице Серпуховской, № 10. Эти дома сохранились до наших дней. Проектировал он также для городов Пскова и Порхова. Харламова знали как крупного архитектора-строителя, видного мастера модерна.
Дом Общества гражданских инженеров
в Санкт-Петербурге
Главным архитектором Гатчины Харламов был назначен в 1902 году. Одной из первых его построек стала Церковно-приходская школа возле Павловского собора. Большие окна и скромно оформленный вход отражают назначение этого двухэтажного здания.
Тогда же Леонидом Михайловичем была построена часовня на старом кладбище, как сказано, "из плит старого кладбища". Это кладбище со времен Павла I располагалось на ул. Бульварной (позже Багговутовской,. ныне улица К.Маркса) и было закрыто в 1851 году. Сейчас эта территория занята Учебно-производственным объединением Всероссийского общества слепых. Стройность и изящество силуэту небольшой часовни придавали срезанные уступами углы, узкая арка входа, пояс кокошников разной формы, восьмигранный шатер и высокий барабанчик с небольшой главкой.
Церковно-приходская школа
Часовня на старом кладбище
В 1907 году под руководством Харламова было продолжено строительство второй очереди комплекса зданий Реального училища. Это были помещения для начальных классов, размещенные в глубине участка. Как известно, главное здание Реального училища возвел предыдущий главный архитектор Гатчины, всеми любимый, Н.В.Дмитриев. Обоих архитекторов связывали теплые дружеские отношения.
Вероятно, в том же 1907 году по проекту Л.М.Харламова строилось здание конторы завода А.С.Лаврова в Мариенбурге. Все фасады его хорошо обозреваются, и это было учтено архитектором. Надо отметить удачное сочетание строгости утилитарного строения с романтическими деталями декора в эклектическом стиле. В первую очередь, привлекают внимание различной формы и высоты шатры, завершающие здание, – конусообразный, четырехгранный островерхий и с усеченным верхом. Кроме этого со стороны заводских корпусов имеется небольшой плоский купол с флагштоком. Обращают на себя внимание окна и балконные проемы разнообразной формы и величины. В отделке стен применен красный кирпич, чередующийся с полосами серой штукатурки и отделкой фундамента плитами известняка. Здание запоминается как что-то праздничное, сказочное среди унылой однообразной застройки.
Здание конторы завода А.С.Лаврова
За годы работы в Гатчине Харламов выполнил множество заказов на проектирование частных особняков. Немногие из сохранившихся построек дают весьма слабое представление об их первоначальном облике. И если бы не старые снимки и проектные чертежи, невозможно было бы поверить, что это работа первоклассного мастера.
На улице Чкалова (когда-то Люцевской) под номером 38 стоит каменный особняк в стиле модерн, проект которого Харламов выполнил по заказу некоего Киссель в 1910 году. Около 20 лет назад дом утратил свой яркий декоративный элемент – купол, завершавший граненый эркер. Этот купол по форме напоминал перевернутую чашечку цветка с довольно длинным стеблем-флагштоком.
Парадный вход подчеркнут ризалитом с большим арочным окном и дугообразным завершением над небольшим овальным окном. Судя по проекту, стены должны были украшать небольших размеров лепные гирлянды и венки.
Особняк на улице Чкалова, № 38
Большую часть всех особняков в Гатчине составляли уютные деревянные дачи, и Харламов сумел выработать свою систему декоративных элементов в оформлении деревянных построек в стиле модерн, а также в стиле романтической эклектики.
До недавнего времени на улице Чкалова обращал на себя внимание дом с башней под № 51, спроектированный в 1902 году. Лицевой фасад двухэтажного деревянного особняка состоял почти целиком из застекленной поверхности веранды. Слева над входом возвышалась шестигранная башня, стены которой прорезали арочные окна. Завершалась башня высоким шатром с широкой полицей и ажурным флажком – флюгером. Этот дом был последним из множества стоявших когда-то на Люцевской улице и красовавшихся каждый своей неповторимой по силуэту башней. Он сгорел пару лет назад и сейчас ведутся работы по его восстановлению.
Особняк на улице Чкалова, № 51
На противоположной стороне улицы под № 30 и 32 стоят два совершенно заурядных деревянных дома. Только сравнение их с проектными чертежами дает представление о том, какие "излишества" исчезли во время капитального ремонта. На фасаде одного из них выделяется широкий ризалит, который завершался высоким щипцом, украшенным ажурной конструкцией из брусьев вокруг большого арочного слухового окна. Конек кровли заканчивался ажурной полосой геометрического орнамента. Еще одно слуховое окно было оформлено в виде затейливого домика. Ризалит соседнего дома венчался невысоким щипцом, зато слева на кровле возвышался четырехгранный шатер с довольно широкой полицей, а конек кровли заканчивался звериными головками. Центром фасада было круглое окно второго этажа.
Под руководством Харламова была продолжена прокладка Гатчинского водопровода, строительство которого начал архитектор Дмитриев.
За деятельность на посту главного архитектора города Л.М.Харламов в 1913 году по Высочайшему приказу был награжден орденом Св. Анны 2-й степени. О работах его после 1914 года ничего не известно, как неизвестно и то, куда он выехал из России в 1918 году и где закончились его дни. Но осталась благодарная память потомков о талантливом человеке, создавшем не только в нашем городе, но и в Санкт-Петербурге значительные сооружения.
Дом № 30 по улице Чкалова, прежде и теперь
Дом № 32 на улице Чкалова, прежде и теперь
Перейти к оглавлению | ||||||