РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ.

Сиверская детская библиотека

Лукьянова В.И.

Одно из направлений в работе Сиверской детской библиотеки — экологическое. Формирование экологического сознания детей и подростков — задача ответственная, грандиозная.

Мы, библиотекари, должны помочь детям осознать умом и почувствовать сердцем свою связанность, родственность с природой, ответственность за нее.

Знаменитый русский натуралист-писатель Дмитрий Кайгородов писал: “Я страстно полюбил лес, с тех пор как узнал его поближе, и чем больше его узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать — не зная, нельзя полюбить. Кто полюбит лес, тот будет его беречь. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а наш русский лес очень нуждается в друзьях — охранителях”. Эти замечательные слова можно отнести ко всей природе в целом.

Да, мало, недостаточно рассуждений о том, что природа полезна и, стало быть, надо сохранять и беречь ее богатства. Мы, библиотекари, стараемся воспитать в детях способность ее видеть, ею любоваться, удивляться и радоваться ей. И, несомненно, помощь оказывают поэтические книги о природе, о ее красоте, ее неповторимости.

У библиотекаря широкое поле деятельности. Знакомя читателей с книгой, мы открываем маленькому читателю неожиданное в самом простом и знакомом. И вот такую радость открытий дарят нашим читателям такие писатели как В. Бианки, К. Паустовский, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Ю. Дмитриев и др. (С книгами этих авторов мы и работаем).

С самыми маленькими читателями-школьниками (д/сад) мы проводим беседы-путешествия в лес в разные времена года. Казалось бы, хорошо знакомые “обыкновенные” времена года преображались для детей в необыкновенные образы. Мы старались, чтобы дети заметили и запомнили выразительные и неожиданные эпитеты, сравнения в читаемых текстах.

Например. Весна — это не только тающий снег, теплое солнце, распускающиеся деревья. Читая И. Соколова-Микитова, мы чувствуем как рассеиваются чары злой волшебницы зимы. Вот только одно предложение:

“В эти дни тело берез наливается сладким соком, ветви буреют и набухают почки, а из каждой царапины сочатся прозрачные слезы”.

Или, вот как любовно и метко пишет о лете П. Сладков:

“Жаркие вырубки пахнут вареньем...”

И мы сразу представляем эти нагретые июльским солнцем душистые земляничные поляны в лесу.

Или, глава из книги П. Сладкова “Под шапкой-невидимкой” об осеннем звучании леса, о прощальном движении листьев:

“Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и полетели. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь”.

В беседе-путешествии “Зимний лес полон сказок и чудес” мы обратились к русской поэзии — Пушкину, Некрасову, Есенину, Блоку...

Осенью наши маленькие читатели совершили экскурсию в лес. Соединив все ранее услышанное, пережитое в детской библиотеке и увиденное на прогулке, они создали вот такие замечательные рисунки (показать). Выставка этих рисунков называлась “Лес, точно терем расписной”.

Для читателей младшего возраста (1 — 4 класс) в библиотеке были проведены беседы, чтения, собеседования по творчеству К. Паустовского, М. Пришвина, Ю. Дмитриева, Н. Сладкова, П. Павловой, И. Акимушкина и многих других:


“Певцы родной природы”;
“Утро года — весна”;
“Мы идем в лес”;
“Вести с опушки”;
“Про звериное житье-бытье”;
“Рассказы старичка-лесовичка”.

Сотрудничество библиотекаря и читателей выразилось в выпуске двух номеров “Лесной газеты” с рисунками, загадками, отзывами на книги, рассказы, сказки (показать...).

Урок доброты “Наши питомцы” начался с великолепных рассказов В. Чаплиной. И не только ее рассказы, но и сама ее жизнь, отданная служению животным — это тоже урок доброты, заботы, любви, дружбы для детей. Разговор плавно перешел к рассказам наших читателей о животных, которые живут у них дома.

Да, “Мы в ответе за тех, кого приручили” — так называлась и встреча в детской библиотеке с ветеринаром Сиверской ветлечебницы, которая подробно отвечала на многочисленные вопросы о содержании кошек, собак, птиц.

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра — живинка в таком большом и нужном деле.

Удачно была проведена игра “Путешествие в Берендеево царство”. Во время путешествия ребята “плели” венки из цветов, “собирали” ягодные бусы, “расстилали” лесную скатерть-самобранку, “угощали” лесным берендеевским чаем. Их багажом в игре-путешествии были стихи, загадки, пословицы, приметы, рисунки.

Прошедшим летом в библиотеке была оформлена выставка с кроссвордом “Цветной ковер лета”. На ней были представлены книги о цветах нашего края — книги Н. Павловой, А. Онегова, Т. Белозерова, Е. Серовой и др. (показать). Обращение к читателям приглашало разгадать кроссворд ромашку, т.е. узнать цветы, которые растут в нашем крае. Кто-то мог заполнить кроссворд сразу, кому-то требовалась помощь книг, познавательных и поэтических, представленных на выставке.

Эта выставка и кроссворд стали составной частью детского праздника загадки “Какого цвета одежда у лета?”. На празднике были организованы выставка рисунков любимых цветов, выставка летних букетов. Много было прочитано стихов о лете, отгадано загадок, примет и т.д.

Для подростков в библиотеке были оформлены книжно-иллюстрационные выставки:

“Остров ЭКОЛ” (показать рисунки, плакаты читателей на экологическую тему);

по творчеству К. Паустовского — “Открой для себя залитый светом и цветами мир героев Паустовского, мир невиданной красоты и благородства души человеческой”.

Сейчас в библиотеке организована книжная выставка “Откроем лесную книгу М. Пришвина”.

Развернутая в прошлом году книжно-иллюстративная выставка “Да святится имя твое, Земля!” привлекла внимание многих читателей-старшеклассников. На ней были представлены итоговые материалы большой работы по экологии, краеведению, творчеству.

В библиотеке под таким заглавием прошло экологическое заседание. Первая часть заседания “Кто же первый сказал мне на свете о ней” — это обзор произведений Казакова Ю., Коваля Ю., Погодина Р., посвященных “малой родине”.

Вторая часть стала подведением итогов объявленного ранее конкурса на лучший рассказ, стихотворение о любимом месте, уголке в п. Сиверский.

Третья часть заседания называлась “Вразуми, Земля!”. Это беседа-размышление библиотекаря, учителя краеведения и ребят по экологии родного края. Зачитывались работы восьмиклассников об экологических проблемах нашего поселка. Был проведен тест “Экология и я”.

Весь собранный к выставке и экологическому заседанию материал был ценен и уникален. Так родился замысел оформить альбом “Сиверская — капелька России”. Этот альбом — итог плодотворной и творческой работы читателей и библиотекарей (показать альбом, прочитать стихи).

Экологическое воспитание предполагает вовлечение в творческую деятельность. Вы имели возможность познакомиться с творчеством наших читателей — просмотрели рисунки, прослушали некоторые стихи, рассказы.

Кроме того, в библиотеке организовывались выставки работ-поделок из природного материала (засушенных листьев, шишек, желудей...).

Недавно, в декабре 1997 года — январе 1998 года, была оформлена выставка работ из соломки “Твори чудо” (работы представили ребята из детского дома) (показать фото выставки).

Верится, что работа по экологии поможет открыть нашим читателям мир природы, взглянуть на окружающий мир вдохновенными, лучезарными глазами, осознавшими свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100