V ВСЕРОССИЙСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДАк
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
для учащихся 9 классов
Воробьев А.Н., Кузнецов В.Н., Резанов А.Г., Теплов Д.Л., Титов Е.В.
шифр участника ________________________
количество набранных баллов _____________
Саранск
1998
УВАЖАЕМЫЙ УЧАСТНИК ОЛИМПИАДЫ !
На этапе тестирования Вам предстоит выполнить определенную работу, которую лучше организовать
следующим образом:
- Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых пяти вариантов
заданий.
- Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию по Вашему мнению наиболее верно
и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.
- Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа.
24. Эдафобионтами называют организмы, обитающие:
- под корой деревьев
- в селитебном ландшафте
- в почве
- под поверхностной пленкой воды.
- Продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий всех пяти вариантов
- Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные
ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тексте, то оно считается не выполненным.
- После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.
- Если потребуется корректировка выбранного варианта ответа, то неправильный вариант ответа
зачеркните крестиком, обведите правильный вариант ответа кружком и продублируйте букву правильного
ответа на полях Пример:
58. Где и в каком году на международной конференции была принята конвенция о биологическом разнообразии?
- - 1972 г. 1 - Вена
- - 1982 г. 2 - Рио-де-Жанейро
- - 1992 г. 3 - Бухарест
- - 1995 г. 4 - Хельсинки.
Выберите правильный ответ:
а) - 1 2 3 4, b) - 1 2 3 4, c) - 1 2 3 4, d) - 1 2 3 4
Тестовое задание считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Задания первого типа
"Один из четырех"
Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать правильный ответ из четырех
предложенных
- Какой учёный ввёл в экологию определение "Закона толерантности"?
- Г. Зюсс
- А. Тенсли
- В. Шелфорд
- И.И. Шмальгаузен.
- Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется около:
- 5 %
- 10 %
- 90 %
- 99 %.
- Какой из факторов не влияет на критическое экологическое состояние развития России
- снижение доходов
- рост заболеваемости
- рост рождаемости
- увеличение миграционных процессов.
- Экологическую проблему возможно решить, если действовать в следующей последовательности:
- на локальном, региональном, а затем на глобальном уровнях;
- на региональном, локальном, а затем на глобальном уровнях;
- на глобальном, региональном, а затем на локальном уровнях;
- на всех уровнях одновременно.
- Наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с образованием отходов состоит в предотвращении их образования путём:
- изменения образа жизни;
- изменения образа жизни и характера производства;
- введения жесткого контроля за состоянием окружающей среды;
- изменения образа жизни, характера производства и потребления.
- Среди мировых запасов топлива на первом месте стоит:
- нефть
- уголь
- газ
- уран (для тепловых реакторов).
- Избыток ионов какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали зубов?
- Ca - кальций
- Si - кремний
- P - фосфор
- S - сера.
- Для атмосферного воздуха является нормальным следующее соотношение газов в смеси - "кислород -
азот - углекислый газ":
- 20:78:2
- 20:79:1
- 21:78:1
- 21:78:0,03.
- Одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько свободного кислорода, сколько
необходимо для дыхания:
- 2 чел.
- 3 чел.
- 4 чел.
- 5 чел.
- 6 чел.
- Основными источниками поступления кислорода в атмосферу Земли являются:
- влажные тропические леса;
- водоросли Мирового океана;
- химические реакции, происходящие в абиотической среде;
- извержение гейзеров.
- По средней продолжительности жизни людей Россия занимает:
- 10 - 20 место
- 20 - 30 место
- 30 - 40 место
- 40 - 50 место
- 50 - 60 место.
- Какой из перечисленных факторов не влияет на развитие цивилизации?
- рост населения и состояние биосферы;
- ресурсные предпосылки материального производства;
- космические явления и процессы;
- исчезновение отдельных видов животных.
- Общая площадь лугов и пастбищ в мире составляет 2800 млн. га, а в России около:
- 40 млн. га
- 70 млн. га
- 90 млн. га
- 120 млн. га
- 150 млн. га.
- В 1993 году численность населения мира составила более:
- 3,5 млрд.
- 4,5 млрд.
- 5,5 млрд.
- 6,5 млрд.
- Большое влияние как канцерогены в последнее время привлекают:
- хлорид кальция
- нафталин
- асбест
- дубильные вещества.
- Веществами, поступающими в организм человека с пищей и вызывающими кислородную недостаточность
тканей из-за связывания гемоглобина, являются:
- нитриты, содержащиеся в овощах
- пищевые красители
- тяжелые металлы
- поваренная соль и перец.
- Использование какого удобрения НЕ оказывает влияния на увеличение кислотности почвы:
- аммиачная селитра
- калийная селитра
- цианид кальция - CaCN2
- мочевина - CO(NH2)2.
- Глубина промерзания почвы НЕ зависит от:
- видового состава почвенных организмов;
- механического состава почвы;
- влажности почвы;
- плотности почвы.
- Введение картофеля в севообороты европейских государств в XVI - XVII в.в. служит примером:
- интенсификации сельского хозяйства
- интерполяции
- инверсии.
- Гумусом называют:
- совокупность органических веществ в почве, образующихся из отмерших частей и продуктов
жизнедеятельности организмов;
- запас минеральных питательных веществ, доступных усвоению культурными растениями;
- лесную подстилку;
- черноземную почву.
- Кислыми называют осадки с показателем pH:
- 4,0
- 5,0
- 5,6
- 7,0.
- Загрязняющие вещества, которые являются результатом химических реакций, протекающих в атмосфере,
называют:
- побочными
- антропогенными
- вторичными
- атмосферными.
- В настоящее время наиболее масштабным загрязнением для человека и экосистем является:
- физическое
- биологическое
- химическое
- радиационное.
- Способность растений нормально существовать в загрязненном воздухе называют:
- экологической валентностью
- газоустойчивостью
- химической резистентностью
- нормой реакции.
- Степень проникновения фитотоксикантов в растения усиливают:
- внезапное понижение температуры;
- кислые осадки;
- повышение концентрации углекислого газа и азота;
- отсутствие достаточного освещения.
- Мутагеном называют:
- вещество, воздействие которого на организм приводит к замедлению роста;
- вещество, изменяющее генную структуру организма;
- группу молекул, локально накапливающихся в организме животных и растений;
- ионы металла или неметалла, которые изменяют направленность биохимических процессов в клетках.
- Процесс, вызывающий высвобождение азота из его соединений в почве называют:
- денудацией
- азотфиксацией
- культивацией
- денитрификсацией.
- Металл, который при попадании в окружающую среду, загрязняет одинаково эффектно воду, почву и воздух:
- железо
- марганец
- цинк
- ртуть.
- Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или
сильноопресненных водоемах, называются:
- гидробионтами
- эдафобионтами
- галофобами
- галофилами.
- Перенос семян, спор, плодов растений животными, называется:
- зоохорией
- зоофагией
- трансплантацией
- переселением.
- Совокупность пассивно парящих и переносимых течениями в толще воды животных, называется:
- нейстоном
- зоопланктоном
- зообентосом
- биоциклом.
- Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также
на неживую среду обитания, называется:
- абиотическими факторами;
- биотехническими факторами;
- биотическими факторами;
- лимитирующими факторами.
- Степень способности определенного вида выдерживать изменения какого-либо фактора среды, называется:
- экологической нишей;
- популяционной изменчивостью;
- экологической сегрегацией;
- экологической валентностью.
- Организмы, предпочитающие места обитания, освещенные ярким солнечным светом, называются:
- гелиофобами
- галофобами
- галобионтами
- гелиобионтами.
- Живущие на других растениях не паразитные "воздушные растения", не имеющие корней в почве,
называются:
- эпифитами
- галофитами
- гигрофитами
- гидатофитами.
- Состояние повышенной чувствительности животного организма на определенные вещества называют:
- интоксикацией
- инъекцией
- аллергией
- антибиозом.
- Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" был принят в:
- 1991 году
- 1992 году
- 1993 году
- 1994 году.
- Устойчивое развитие экосистем достигается, в основном, за счет:
- биологического разнообразия;
- экологического мониторинга;
- международной политики;
- стабилизации круговорота воды;
- увеличения количества цепей питания.
- Впервые математическую модель, описывающую колебания численности в системе "хищник-жертва", предложил:
- Ю. Либих
- И.И. Шмальгаузен
- А. Вольтерра
- Северцев.
- Какой из перечисленных факторов можно считать ограничивающим для кабана в зимнее время:
- температура
- свет
- высота снежного покрова
- конкуренты.
Задания второго типа
"Два из пяти и более"
Вам предлагаются задания, где необходимо выбрать два правильных ответа из предложенных
пяти и более вариантов ответов
- Агрофитоценозом является:
- участок степи, на котором пасется скот;
- поле, находящееся под паром;
- заливной луг, используемый для прогона табуна лошадей;
- яблоневый сад;
- заросший ягодник.
- Растения одного яруса на картофельном поле являются:
- хвощ полевой
- лебеда раскидистая
- спорыш
- гусиный лук полевой
- мокрица-звездчатка.
- Территориями, в которых большая часть земель подвержена антропогенному опустыниванию, являются:
- Крайнего севера
- Калмыкии
- Московская область
- Карелия
- Дальний Восток.
- Характерными особенностями организмов, позволяющими использовать их в качестве объектов
биоиндикации, являются те, которые
- позволяют судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы и человека;
- имеют короткий вегетативный период, приуроченный к теплому времени года;
- суммируют все биологически важные данные о загрязнителях;
- отличаются скоростью роста на разных этапах онтогенеза;
- имеют повышенную чувствительность к основным загрязняющим веществам;
- накапливают загрязняющие вещества в связанном состоянии в генеративных органах.
- Наиболее вероятной причиной распространения аллергических заболеваний среди населения данной
местности может быть попадание в окружающую среду отходов:
- животноводческого комплекса;
- медеплавильного комбината;
- белково-витаминного комбината;
- сталеплавильного завода;
- нефтеперерабатывающего завода;
- производства моющих средств.
- Выберите пары элементов, совокупное попадание которых в организм приводит к их взаимной подмене:
- барий - цезий
- кальций - стронций
- фосфор - сурьма
- неон - аргон
- калий - натрий
- бериллий - магний.
- Фактором, лимитирующим жизнь обитателей в районе атомной электростанции, является:
- изменение температуры воды;
- изменение температуры воздуха;
- увеличение скорости потребления биогенов;
- изменение радиационного фона;
- изменение режима освещенности;
- скорость разложения органических веществ.
- Фактором, влияющим на жизнь сообщества в районе гидроэлектростанции, является:
- увеличение отражающей поверхности воды;
- выделение газов из водохранилища;
- изменение влажности воздуха;
- концентрация элементов минерального питания;
- изменение режима аэрации почвы вблизи водохранилища;
- изменение атмосферного давления.
- Типичными геобионтами являются:
- виноградная улитка
- мидия
- устрица
- голый слизень
- перловица
- рапана.
- Типичными обитателями водной среды являются личинки:
- мраморного хруща
- озимой совки
- поденок
- стрекоз
- зеленого кузнечика
- клопа-солдатика.
- Продолжительные миграции совершают:
- рябчик
- кукушка
- полярная курочка
- кукша
- трехпалый дятел
- сыч мохноногий.
- В естественные отношения типа "хищник-жертва" вступают:
- скопа и плотва;
- полевой лунь и окунь;
- перепелятник и полевой воробей;
- орлан-белохвост и бурундук;
- белоспинный дятел и козодой;
- кукушка и кукша
- В естественные отношения типа "паразит-хозяин" вступают:
- сизая чайка и косатка;
- малый прудовик и печеночный сосальщик;
- золотистая щурка и черный стриж;
- речной окунь и широкий лентец;
- соболь и ласка;
- бычий слепень и дрозофилла.
- Межвидовая пищевая конкуренция характерна для следующих пар видов:
- рябчик и серая неясыть;
- зимородок и скопа;
- пищуха и поползень;
- рябинник и мухоловка-пеструшка;
- большой кроншнеп и большой веретенник.
Задания третьего типа
"Раздели на группы"
Вам предлагаются задания, при выполнении которых необходимо разделить по определенному
признаку названные объекты (животных, города, факторы среды и т. д.) или из терминов и
предложений составить пары таким образом, чтобы получились правильные определения,
раскрывающие смысл терминов.
- Замкнутые популяции характерны для следующих видов животных:
- гаттерия
- комодосский варан
- пеночка-теньковка
- скворец
- атлантическая сельдь
- большой сосновый долгоносик.
- В каком году и кто ввел в науку термин "биоценоз"?
- 1866 год
- 1877 год
- 1935 год
- 1942 год
|
- Сукачев В.И.
- Э. Геккель
- А. Тенсли
- К. Мёбиус.
|
- Где и в каком году на Международной конференции была принята конвенция о биологическом
разнообразии?
- 1972
- 1982
- 1992
- 1995
|
- Вена
- Рио-де-Жанейро
- Бухарест
- Хельсинки
|
- Общая площадь засушливых земель 6,1 млрд.га. Укажите, где таких земель больше, а где меньше?
- Азия
- Южная Америка
- Австралия;
- Европа;
- Северная Америка.
|
- больше 30%
- около 5%
|
- В состав биоценоза елового леса входят виды (животное и растение):
- пырей ползучий
- колокольчик крапиволистный
- кислица обыкновенная
- зеленчук желтый
|
- овсянка обыкновенная;
- большой пестрый дятел;
- конек лесной;
- серый сорокопут.
|
- В состав биоценоза широколиственного леса НЕ входят виды (животное растение):
- копытень европейский
- медуница неясная
- льнянка обыкновенная
- сныть обыкновенная
|
- кукша;
- сойка;
- мухоловка-пеструшка;
- обыкновенный дубонос.
|
- При исследовании видового состава агроэкосистемы были обнаружены следующие виды:
- рожь
- трясогузка белая
- бабочка лимонная
- ячмень
- пастушья сумка
- василек синий
- гриб-дождевик
- жужелица хлебная
- бактерии-возбудители мокрой гнили пшеницы.
Укажите виды среди них:
- доминанты
- продуценты
- консументы 1 порядка
- консументы 2 порядка
- редуценты
- сорные.
- Подберите пары "хищник-жертва":
- щука
- кулик-сорока
- харза
- анаконда
|
- кабарга
- пескарь
- мидия
- капибара.
|
- Подберите пары:
- деревенская ласточка
- серая ворона
- речная крачка
- птица-секретарь
|
- полифаг
- ихтиофаг
- герпетофаг
- энтомофаг.
|
- Составьте пары:
- полисапроб
- полифаг
- стенобионт
- эндемик
|
- животное, поедающее разнообразную пищу;
- вид, обитающий только в данном регионе;
- вид, обитающий в сильно загрязненных органическим веществом и бедных кислородом водах;
- организм с узкой экологической пластичностью.
|
- Распределите животных по биоценозам:
- биоценозы хвойных лесов
- пресноводные биоценозы
- биоценозы морских вод
- биоценозы пустынь
|
- кукша;
- ушастая круглоголовка;
- плотва;
- рапана;
- трехпалый дятел;
- эфа;
- перловица;
- меч-рыба.
|
Выберите правильный ответ:
a) 1 2 3 4 5 6 7 8; b) 1 2 3 4 5 6 7 8; c) 1 2 3 4 5 6 7 8; d) 1 2 3 4 5 6 7 8;
- Распределите гидробионтов по экологическим группам:
- зоопланктон
- фитопланктон
- нектон
- зообентос
|
- голубая акула;
- морской черт;
- диатомовые водоросли;
- коловратки;
- тунец;
- зеленые водоросли;
- эвфаузиды;
- тридакна гигантская.
|
Выберите правильный ответ:
a) 1 2 3 4 5 6 7 8; b) 1 2 3 4 5 6 7 8; c) 1 2 3 4 5 6 7 8; d) 1 2 3 4 5 6 7 8;
- В состав биоценоза елового леса входят виды (животное и растение):
- пырей ползучий
- колокольчик крапиволистный
- кислица обыкновенная
- зеленчук желтый
|
- овсянка обыкновенная;
- большой пестрый дятел;
- конек лесной;
- серый сорокопут.
|
- В состав биоценоза широколиственного леса НЕ входят виды (животное и растение):
- копытень европейский
- медуница неясная
- льнянка обыкновенная
- сныть обыкновенная
|
- кукша;
- сойка;
- мухоловка-пеструшка;
- обыкновенный дубонос
|
Задания четвертого типа
"Вставь пропущенное слово"
Вам предлагаются задания, где надо вписать нужное слово (термин, фамилию, название
города и т. д.) исходя из содержания вопроса.
- Многолетнее возделывание одной и той же агрокультуры на одном и том же участке пашни -
.................................
- Степень влияния отдыхающих на объекты природной среды - ................
- Процесс, приводящий к потере природной экосистемой сплошного растительного покрова с дальнейшей
невозможностью его восстановления без участия человека, называется - ............................
- Словосочетание, используемое в экологической литературе для обозначения затруднительной ситуации
в результате плохого знания экологических законов, что приводит к отрицательному влиянию на человека,
называют - ....................................
- Смену одних экосистем другими называют - .......................................
- Автотрофные организмы, способные производить сложные органические вещества из простых
неорганических соединений, называются - ..........
- Раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма (вида) с окружающей средой,
называется - ...........................
Графические тесты
- Выберите группы, верно отражающие на схеме распространение загрязняющих агентов по мере удаления
от источника загрязнения.
- газы - a b c d
- пыль - a b c d
- запах - a b c d
- шум - a b c d
|
|
- Найдите соответствие между группами организмов и предложенными графиками:
- криофилы;
- термофилы;
- эвритемные организмы;
- стенотермные организмы.
|
|
- На основании главных закономерностей водного режима выделяются основные типы рек мира. Найдите
диаграмму с правильным расположением рек разных типов:
- питание только дождевое, обильное в течение всего года, преобладает осенний сток;
- преимущественно дождевое питание с преобладанием летнего и осеннего стока;
- дождевое питание (основная масса осадков выпадает зимой) с преобладанием летнего и осеннего стока;
- характерны различные источники питания, значительные колебания уровня и водности речных систем;
- преимущественно снеговое питание с летним стоком.
- Найдите соответствие в высотной поясности следующим природным формациям:
- листопадный лес
- влажный тропический лес
- хвойный лес
- альпийские луга
- тундры.
- Покажите на схеме местоположение следующих экологических групп растений по отношению к
увлажненности почв и воздуха:
- мезофиты
- гидатофиты
- ксерофиты
- гигрофиты
- гидрофиты
|
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 |