ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ III ( ОБЛАСТНОГО ) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ
ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Большакова Н.А.

С каждым годом растет число районов и городов области, принимающих активное участие в областной олимпиаде школьников по экологии. Это свидетельствует о признании олимпийского движения. Ширится число тех, кто, осознав связь между своим личным благополучием и качеством окружающей среды, пришел к неизбежному выводу о зависимости между уровнем экологической культуры и качеством решения экологических проблем.

Поэтому, именно на олимпиадах по экологии реализуется лозунг олимпийского движения: “Главное не победа, а участие”.

Подготовка команды школьников к участию в олимпиаде по экологии не может обойтись без активной консультационной помощи педагогов и финансовой поддержки.

Не зря конкурс знаний и достижений по экологии получил название “олимпиада”. Ведь в переводе с греческого “Olympiads” — соревнование, конкурс, смотр. Олимпиады по экологии — это смотры практических достижений участников в области экологии и охраны окружающей среды и, наконец, это просто праздник, на котором встречаешь старых друзей и приобретаешь новых.

Проведение олимпиады

Олимпиада по экологии проводится в два тура. Итоги проведения каждого тура подводятся отдельно, а затем по результатам двух туров жюри олимпиады определяет победителей.

1. Теоретический тур олимпиады

Цель первого тура — определение уровня общей теоретической подготовки участников олимпиады. Основной формой определения уровня теоретической подготовки учащихся на областной олимпиаде школьников по экологии являются тестовые задания. Около 60% тестовых заданий ориентированы на базовый уровень знаний. По структуре предлагаемые тестовые задания весьма разнообразны (“Один из четырех”, “Два из пяти и более”, “Подбери пару”, “Вставь пропущенное слово” и др.) При составлении тестовых заданий учитывается междисциплинный характер экологии. Поэтому в задания включены тесты, выполнение которых возможно только при знании основ химии, физики, астрономии, географии и других смежных дисциплин.

2. Конкурс экологических проектов

Самым важным туром олимпиады является смотр — конкурс экологических проектов, которые выполнили участники олимпиады самостоятельно или под руководством педагогов. Это наиболее сложный для участников и наиболее ответственный для жюри тур олимпиады. Работа секций организовывается в зависимости от количества и профиля представленных проектов.

Конкурсное прослушивание проводится публично, то есть с допуском всех желающих. Участнику отводится на защиту проекта ~ 7 минут. Он должен уметь правильно сформулировать цель работы, осветить краткое ее содержание (если методики стандартные, то просто упомянуть о них), рассказать о результатах работы, сделать выводы и дать рекомендации. Особо подчеркнуть свой вклад в решение проблемы. Затем члены жюри задают вопросы по проекту и из области экологических знаний, в рамках которых выполняется проект. Общие итоги тура подводятся жюри олимпиады совместно с жюри секций.

Для объективности оценки проекты оформляются по единой форме:

  1. Основное содержание работы должно быть оформлено в машинописном виде на листах формата А-4 в количестве не более 20, включая список литературы. Приложения прилагаются отдельно. Рукописные работы принимаются в виде исключения, если по техническим причинам в машинописном виде выполнить ее было нельзя.

  2. Оформленный проект должен иметь титульный лист с указанием организации, под эгидой которой выполнялся проект, или организации, представившей проект на олимпиаду; фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя проекта; название проекта, в рамках которого выполнялась работа (научные положения которого использовались при планировании, осуществлении проекта и для объяснения полученных результатов).

  3. В проекте должны быть представлены следующие разделы:

    При проверке работ учитывается их “экологичность”, т.е. оценка субъективно-объективных отношений, где в качестве субъекта выступает живая система, а в качестве объекта — окружающая среда, воздействующая на нее, в том числе и другие живые системы. Следовательно, итогом любого экологического исследования должна быть оценка комфортности существования живой системы в окружающей ее среде. При этом следует учитывать, что экология — это наука о надорганизменных системах (популяциях, экосистемах).

Примерные требования к оформлению стендов:

Критерии оценки экологических проектов:

    Критерии оценки защиты экологических проектов (доклада):

    1. Владение излагаемым материалом.
    2. Доходчивость изложения.
    3. Качество графического материала.
    4. Аргументированность ответов на вопросы.
      Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

    Powered by Яndex


    ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100