ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ III ( ОБЛАСТНОГО ) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ
ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
Большакова Н.А.
С каждым годом растет число районов и городов области, принимающих активное участие в областной олимпиаде школьников по экологии. Это свидетельствует о признании олимпийского движения. Ширится число тех, кто, осознав связь между своим личным благополучием и качеством окружающей среды, пришел к неизбежному выводу о зависимости между уровнем экологической культуры и качеством решения экологических проблем.
Поэтому, именно на олимпиадах по экологии реализуется лозунг олимпийского движения: “Главное не победа, а участие”.
Подготовка команды школьников к участию в олимпиаде по экологии не может обойтись без активной консультационной помощи педагогов и финансовой поддержки.
Не зря конкурс знаний и достижений по экологии получил название “олимпиада”. Ведь в переводе с греческого “Olympiads” — соревнование, конкурс, смотр. Олимпиады по экологии — это смотры практических достижений участников в области экологии и охраны окружающей среды и, наконец, это просто праздник, на котором встречаешь старых друзей и приобретаешь новых.
Проведение олимпиады
Олимпиада по экологии проводится в два тура. Итоги проведения каждого тура подводятся отдельно, а затем по результатам двух туров жюри олимпиады определяет победителей.
1. Теоретический тур олимпиады
Цель первого тура — определение уровня общей теоретической подготовки участников олимпиады. Основной формой определения уровня теоретической подготовки учащихся на областной олимпиаде школьников по экологии являются тестовые задания. Около 60% тестовых заданий ориентированы на базовый уровень знаний. По структуре предлагаемые тестовые задания весьма разнообразны (“Один из четырех”, “Два из пяти и более”, “Подбери пару”, “Вставь пропущенное слово” и др.) При составлении тестовых заданий учитывается междисциплинный характер экологии. Поэтому в задания включены тесты, выполнение которых возможно только при знании основ химии, физики, астрономии, географии и других смежных дисциплин.
2. Конкурс экологических проектов
Самым важным туром олимпиады является смотр — конкурс экологических проектов, которые выполнили участники олимпиады самостоятельно или под руководством педагогов. Это наиболее сложный для участников и наиболее ответственный для жюри тур олимпиады. Работа секций организовывается в зависимости от количества и профиля представленных проектов.
Конкурсное прослушивание проводится публично, то есть с допуском всех желающих. Участнику отводится на защиту проекта ~ 7 минут. Он должен уметь правильно сформулировать цель работы, осветить краткое ее содержание (если методики стандартные, то просто упомянуть о них), рассказать о результатах работы, сделать выводы и дать рекомендации. Особо подчеркнуть свой вклад в решение проблемы. Затем члены жюри задают вопросы по проекту и из области экологических знаний, в рамках которых выполняется проект. Общие итоги тура подводятся жюри олимпиады совместно с жюри секций.
Для объективности оценки проекты оформляются по единой форме:
При проверке работ учитывается их “экологичность”, т.е. оценка субъективно-объективных отношений, где в качестве субъекта выступает живая система, а в качестве объекта — окружающая среда, воздействующая на нее, в том числе и другие живые системы. Следовательно, итогом любого экологического исследования должна быть оценка комфортности существования живой системы в окружающей ее среде. При этом следует учитывать, что экология — это наука о надорганизменных системах (популяциях, экосистемах).
Примерные требования к оформлению стендов:
Критерии оценки экологических проектов:
Критерии оценки защиты экологических проектов (доклада):
Перейти к оглавлению | ||||||