ЗНАКОМИМ МАЛЫШЕЙ С ЭКОЛОГИЕЙ

Авторы работ: Рымбу Л.П.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой знаний о природной среде, бережном к ней отношении. Свою работу по формированию бережного отношения малышей к природе провожу на занятиях, во время прогулок на участке, а также во время экскурсий в лес, парк. Приступая к экологическому воспитанию малышей, я ставлю перед собой следующие задачи.

  1. Сформировать начальное представление о естественной природе, развить потребность с радостью приходить на помощь всем нуждающимся.

  2. Дать понятие, что любой объект живой природы существует, только пока есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.

  3. Показать малышам, как человек использует природу, выращивает и собирает урожай овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы.

  4. Рассказать, показать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы, ягоды, наслаждается красотой природы).

  5. Сформировать начальное представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности.

Воспитываю в детях готовность трудиться (сажать, поливать растения, ухаживать за животными) и с радостью приходить на помощь всем нуждающимся.

Гуманное отношение к природе воспитываю прежде всего через наблюдения и труд, использую различные игровые приемы на занятиях, ведение календарей природы, демонстрацию иллюстраций.

Большую роль в работе с малышами я отвела уголку природы (аквариум с рыбками, птица в клетке, хомяки). Уголок природы с ее обитателями позволяет организовывать наблюдения за рыбками, птицами, хомяками. В результате у моих воспитанников появилось желание наблюдать за животными, стремление ухаживать за ними. В течение года дети будут принимать участие в заготовке корма для своих подопечных: собирать семена дикорастущих трав осенью, выращивать витаминный корм зимой. Ухаживая за обитателями уголка природы, получают и расширяют знания о том, что им необходимо для правильного роста и в повседневной жизни, таким образом дети привыкают к “братьям нашим меньшим”, привязываются к ним, беспокоятся о них, с огромным удовольствием рассказывают о них родителям. Мои воспитанники принимают самое активное участие в различного рода работах, организуемых на участке мною.

Если в начале они выступали, в основном, в роли зрителей и наблюдателей, то сейчас, видя, что я беру садовый инвентарь, проявляют инициативу, с огромным желанием выполняют любую работу: убирают снег, строят снежные фигуры, вместе со мной убирают сухие листья и каждый листочек стараются показать мне, сказать, какой он красивый. Дети теперь бережнее относятся не только к животным, за которыми они ухаживают, но и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например, к насекомым. Дети стали наблюдательнее, это хорошо видно из их рисунков.

Детские рисунки я оформляю в альбом по темам:“Что я люблю в природе”; “Весна глазами детей”; “О ком я забочусь”.

На занятиях “Рассматривание комнатных растений” использую игровые моменты. Например: “Скоро у нас состоится бал цветов. Но, чтобы получить приглашение на бал, вы должны рассказать, любите ли вы комнатные растения, знаете ли вы, как ухаживать за ними”.

Каждому ребенку рисую приглашение. После обеда говорю всем детям, что помощники в уголке природы молодцы, они очень хорошо ухаживают за обитателями уголка природы и будут делать это завтра. Помощники, кроме фартуков и шапочек, получают значки с изображением цветка и надписью “Хороший помощник”. Если ребенок не хочет помогать, его надо отпустить, выразив надежду, что он поможет в следующий раз. Вечером сообщаю родителям своих помощников о том, что их дети вот уже три дня помогают ухаживать за обитателями уголка природы, прошу привести их завтра пораньше — дети сами будут поливать растения и кормить животных, принести что-нибудь вкусное для их подопечных.

На следующий день хвалю детей за то, что они пришли пораньше и принесли угощение своим питомцам. Затем все вместе трудимся в уголке природы, и так целую неделю. Вечером сообщаю ребятам, что первая тройка детей всю неделю помогала ухаживать за животными и отлично справилась со своими обязанностями: достаточно посмотреть на них, чтобы понять, как хорошо они себя чувствуют. Благодарю помощников и назначаю новых для дежурства на следующей неделе. На следующей неделе начинаю цикл наблюдений за аквариумными рыбками.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100