ЭКОЛОГИЯ И ДЕТСКИЙ САД

Авторы работ:Контанистова М.Н.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”

1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, — ответил Олег.

Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру; просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени — собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут деревья.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки тополя, семена липы.

Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.

Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная; гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на досуге.

Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был “День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада. Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:


“В добрый путь, мои ребята!
Час прощания настает.
Школа рада дошколятам,
Кто природу бережет!


Знаний, вы, не растеряйте
И природу уважайте.
Никогда не забывайте,
Что экологами стали
В детском садике родном!”

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100