УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРОГРАММЕ
“ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА”
В БАЗОВОЙ ШКОЛЕ Г. ГАТЧИНЫ
Алексеева Е. Г.
В конце 20 века экологические проблемы стали иметь глобальный характер, они волнуют людей во всем мире. Человечество активно загрязняет окружающую среду. Следствием этого является исчезновение многих видов растений и животных, ухудшается здоровье человека и др.
В наше время проблема экологического образования младших школьников чрезвычайно важна.
Я полностью согласна с мнением А.А. Плешакова, который утверждает, что “присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования; детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе”.
Большинство учителей нашей школы работают по экологической программе А.А. Плешакова, стараясь не только дать ребятам максимум природоведческих знаний, но и научить их любить, ценить, беречь природу.
Ученики базовой школы под руководством наших учителей участвуют в городских экологических конференциях, праздниках, конкурсах рисунков.
Особую помощь в проведении школьных экологических праздников и уроков природоведения нам оказывают сборники “Экология. Безопасность. Жизнь.”
Мы надеемся и на дальнейшее сотрудничество с экологическим движением, работающим по программе “Школьная экологическая инициатива”.
Урок природоведения в 1 классе
Тема: Красная книга. Твоя Красная книга. Невидимые нити.
Цели:
Ход урока
Мы знаем достаточно много о планетах солнечной системы, чтобы сравнить Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной и кипящей Венерой. Что же делает Родину — Землю такой исключительной, такой прекрасной среди планет Солнечной системы?
Конечно, жизнь, растительность и животный мир — основа существования самого человека.
|
Человек неразумно использовал богатства природы, ее сокровища. Человек повинен в том, что исчезли многие виды растений и животных.
Дровосек реликтовый
Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Вначале ее представляли как книгу учета видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Ученые считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы.
Международная Красная книга, впервые изданная в 1996 году, включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и примерно 25 тысяч видов растений.
Взяв за основу это издание, многие государства начали создавать свои национальные Красные книги.
Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году и называлась она Красная книга СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен круг животных, нуждающихся в охране.
В третьем издании Красной книги выделено 5 категорий охраняемых видов:
Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. В Красной книге систематизированы материалы по характеристике состояния указанного вида. Описаны распространение, численность, факторы, определяющие условия выживания. Специально выделены конкретные меры, необходимые для спасения вида.
Вслед за изданием национальных Красных книг во многих крупных государствах были изданы региональные, описывающие состояние популяций того или иного вида в различных регионах страны.
Кроме Красной книги существует и Черная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виновен человек.
Урок природоведения во 2 классе
Алексеева Е.Г.
Тема: Что такое экология?
Цели:
Оборудование: Записи на доске, карточки со схемами.
Ход урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием “экология”, раскроем связи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между человеком и природой.
Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.
Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется экологией (хором)
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
Экология — сложная наука. Она использует знания из многих других наук: географии, геологии, климатологии и, конечно, биологии.
Что же изучает экология?
Откройте учебники на стр.146. ...прочитайте статью “История с комарами и кошками”. (Ученица выразительно читает статью.)
Как можно назвать катастрофу, которая произошла на острове Калимантан? (экологич.)
Какими были последствия химической борьбы с малярийными комарами? (с помощью ядохимикатов ДДТ уничтожали малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке “тараканы — ящерицы — кошки”, вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек).
Откройте учебник на стр. 150. Что вы увидите на 3-х рисунках стр 150? (Поле подсолнухов и солнце.) Что относится к неживой природе?
Какую связь между живой и неживой природой изобразил художник?
Рассмотрим вторую картинку. Какие деревья на ней изображены? Какую связь между живой и неживой природой вы заметили? (семена деревьев распространяются при помощи ветра).
А теперь приведите другие примеры, доказывающие, что неживая и живая природа неразрывно связаны между собой. (5 чел.)
Итак, как же между собой связаны живая и неживая природа?
Как вы думаете, как связаны между собой растения и животные?
В живой природе все устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки. И в каждом месте на Земле, в каждой экологической системе экологические цепочки свои. Посмотрим, как они устроены.
Все внимание на доску! Посмотрим, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные.
Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Кстати, летом лиса в течение дня большую часть времени тратит на строительство норы, изучение окрестности и воспитание лисят. И только четыре часа — на добывание пищи. Но и этих четырех часов оказывается достаточно. Чуть замешкался заяц — и пиши пропало! Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Поэтому бактерии играют в жизни великую роль, перерабатывая органические вещества в минеральные. Не даром же выдающийся французский ученый Луи Пастер назвал бактерии “великими могильщиками природы”. А уж растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить. Именно поэтому многие дикие животные чувствуют себя так неуютно в зоопарке — им не хватает их окружения и они чувствуют себя оторванными от своих экологических систем.
И вот что удивительно. Стоит только кого-нибудь убрать из этой цепочки, как вся экологическая система начинает разрушаться. Что бы произошло, если бы вдруг в лесу не осталось хищников? (Тогда бы травоядным было раздолье.) Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу — и лес погибнет! Кроме того, волки выполняют санитарную функцию, потому что питаются, в основном, больными и слабыми животными — ведь их легче поймать! И если бы не волки — больные зайцы и лоси заражали бы здоровых и, тем самым, способствовали распространению опасных болезней.
Кто еще в лесу играет роль санитаров?
Раньше, когда люди не знали об экологических цепочках и системах, они делили всех животных на полезных и вредных. Волки и хищные птицы, мол, вредные, а травоядные животные и птицы полезные. А оказывается, все полезны, и каждый вносит свой вклад в сохранение экологической системы.
Открой учебник на стр.152. Как связаны между собой растения и животные, составьте экологические цепочки.
Какая же связь существует между растениями и животными?
Физкультминутка
Как человек влияет на природу?
Как природа влияет на человека?
Три ученика выступают с докладами
1 ученик:“Первые древние люди появились на Земле в результате эволюции 60 млн. лет назад, и до этого природа жила сама по себе. А разве 60 млн. лет большой срок? Если принять возраст Земли за 24 часа, то история человека составит всего 9 секунд! Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда.
Но время шло. Человечество развивалось, придумывало все новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось все больше. Ведь сейчас, как вы уже знаете, нас почти 6 миллиардов! Поэтому влияние человечества на природу сейчас многократно возросло и зачастую приносит живой природе непоправимый вред. Человек стал слишком много брать от природы и слишком много выбрасывать в нее своих отходов”.
2 ученик: “Людям нужны энергия и тепло, и они сжигают колоссальные количества природного топлива — нефти и газа. А в атмосферу выбрасываются несметные облака вредных и ядовитых газов. Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки и озера. После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьешь. Сейчас только каждый третий житель Земли пьет чистую воду. А каково несчастным водорослям и рыбам?
Людям нужен лес, ведь из него делают бумагу и мебель, и человек нещадно вырубает леса. А несчастные лесные жители лишаются своего привычного дома и погибают”.
3 ученик: “Одним словом, человек нарушает природные круговороты, рвет экологические цепочки и рушит экологические системы. С тех пор, как человек начал свое наступление на природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли. Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц. А в наши дни около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления. Это — киты, морские черепахи, носороги, журавли и многие другие. В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений. Ученые-экологи считают, что каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных”.
Следы наступления человека заметны уже по всей Земле.” (комментарии, оценка)
Как же человек влияет на природу?
Какие связи между человеком и природой вы увидели?
Какие связи вы увидели между живой и неживой природой?
Какие связи увидели между растениями и животными?
Как человек влияет на природу?
Что вас особенно поразило, удивило в фильме?
Домашнее задание — стр.146-152, пересказ; составить 3 цепи питания.
Что такое экология?
Какие связи мы рассматривали на уроке?
Урок окончен!
Уроки природоведения в 3 классе
Алексеева Е.Г.
Тема: Луг— природное сообщество. Разнообразие обитателей луга.
Луг и человек
Цели:
Оборудование: Индивидуальные карточки, картинки с изображением луга, гербарии
растений луга, рисунки с изображением растений и животных луга, учебник А. Плешакова
“Природоведение”, 4 кл.
Ход урока
Образец карточек:
Остальные работают со мной, отвечают на вопросы.
Молодцы! Я, вижу, что к уроку вы готовились тщательно, подготовили подробные ответы на вопросы.
Оценка за ответы.
Карточки сдать, оценки я скажу в конце урока.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока?
|
О чем это стихотворение?
Ребята, а что такое луг в вашем представлении?
Итак, тема нашего урока “Луг — природное сообщество”.
Луг — это участок, покрытый травянистой растительностью.
Вот посмотрите на картинку, на ней изображен луг.
Чем отличается луг от леса?
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют — лужайками, большие— лугами.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.
Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями.
Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
Легче всего узнать среди них ежу сборную. Соцветие этих растений очень своеобразно— оно состоит точно из отдельных комков. Каждый такой комок- это плотное скопление мелких комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у нее нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом.
Характерный облик имеет и тимофеевка луговая. На верхушке стебля мы видим узкое соцветие- султан ( его называют ложным колосом).
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
Про клевер нам расскажет... (1 ученик у доски).
“Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел.
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.”
Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет- ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.
В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.
Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву.
А как именно?
Послушайте стихотворение А. Кольцова “Косарь” (читает учитель)
Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи- получается копна, уж потом в скирды, стога.
На лугу очень много цветущих растений — синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчики, и ромашки, и колокольчики и многие другие.
Следующий наш рассказ о цветущем растении — одуванчике.
|
Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет.....
“Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика — это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок- парашутик. На таких пуховичках - парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку.”
(комментарии, оценка ученику).
Еще один красивый цветок растет на наших лугах — это купальница.
“Наша купальница растет в Европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому ее и называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири же растет другая купальница — купальница азиатская (жарки). Цветы у жарков не желтые, а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много- много ярких огоньков. В ненастную погоду мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар, пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка. Купальницу еще называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.
Как вы думаете, почему?
На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый.
По топким берегам рек и озер растет одно из самых ядовитых растений — вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
А с лютиком нас познакомит...
“На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.
За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий.
Иногда лютики называют еще куриной слепотой.
А откуда это название?
В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики — еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.
Работа в тетради
Растения луга | ||
---|---|---|
кормовые | ядовитые |
В скобочках напишите по два примера каждой группы растений.
Физкультминутка
Богат и разнообразен также животный мир лугов.
Отгадайте загадку
|
Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимет он чуть свои крылышки и жилкой быстро-быстро по краю другого крылышка водит. Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки Оказывается, своей песней кузнечик сообщает важные новости другим кузнечикам.
А это кто “сверху полукруглый панцирь, ярко-красный с черными точками. И такой гладкий, что блестит на солнце? А спереди голова плоская и тоже блестящая, но не красная, а черная и с большими белыми пятнами. И усики тоже черные”. Кто это? (божья коровка)
Божьи коровки бывают красными с черными точками, желтыми с черными пятнами, желтыми с белыми пятнышками и даже совсем черные. Но почти все они поедают тлей. Бывали случаи, когда божьи коровки целые сады спасали от нашествия тлей! За это им очень благодарны люди.
А теперь мы посмотрим видеофильм о жизни пчел и муравьев.
Просмотр фильма
В зелени трав находятся питающиеся растениями гусеницы бабочек. Здесь же находят корм разноцветные бабочки: махаон, зорька, голубянка.
На лугу живут очень интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. О них вы можете прочитать в учебнике на с. 132.
Прочитает ...
Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?
Перепел — наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный: по коричневому фону разбегаются беловатые и черные пестринки, горлышко — шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие семена, насекомых тоже не пропускает, охотно купается в пыли. Когда придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает туда травинок — вот и все гнездо.
Коростель — питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве, откладывает в него до 10 яиц. Птенцы у коростеля удивительные: на цыплят похожи, но черные.
Трясогузка — сверху она серая, брюшко белое, а на груди будто черный фартук. Бегает трясогузка по берегу и хвостом неустанно дергает вверх-вниз, поэтому ее и назвали трясогузкой. Корм она собирает у воды, часто даже в мелкую воду заходит, разных водных насекомых хватает. На зиму улетает она на юг, а весной возвращается одной из первых к ледоходу.
Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете?
... расскажет нам о кроте.
“Крот всю жизнь проводит под землей, он редко выходит на поверхность. Как землекоп он не знает себе равных. Все в нем приспособлено для подземной жизни: гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цепляться, но он быстро вытирается — линяет крот 3 раза в год), передние лапы — настоящие лопаты, кисть вывернута наружу, чтобы удобнее было копать. Крот делает подземные ходы двух видов: гнездовые, в которых он отдыхает, и кормовые. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и мху. В спячку кроты не впадают. В малоснежье они гибнут. У крота много врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее увлажнению. Но все же крот причиняет и вред: повреждает корневую систему растений, поедает дождевых червей”.
Работа в тетради
Самостоятельно составьте схему: "Животные луга", приведите по 2 примера.
Проверка.
Ответы детей
Перед ответом на n-ый вопрос, учитель читает стихотворение:
|
Стр. 129-135 — пересказ. Задание 3, 4, 5. Выучить правило на стр. 135.
Запишите домашнее задание в дневнике.
Урок природоведения в 3 классе
Алексеева Е.Г.
Тема: Лес и человек
Цели:
Оборудование: карточки для индивидуального опроса, записи на доске, схемы, гербарии, рисунки с изображением растений и животных, карта Ленинградской области, карта природных зон России, карточки с рассказом на экологическую тему.
Ход урока
Я проверяю, насколько хорошо вы усвоили эту тему. 5 человек будут работать по карточкам.
Образец карточки
А остальные ученики будут отвечать на мои вопросы.
... иди к доске и покажи зону лесов... покажи части лесной зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. (На доске висит карта природных зон)
Итог
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.
Читает первый ученик:
|
С любовью к природе, лесу относились и относятся не только многие поэты, но и писатели.
Вот как о лесе писал Л. Леонов: “Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев”.
(Учитель выслушивает мнение детей)
Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, кроме того, я расскажу вам то, что вы еще не знаете.
Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”.
Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.
В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки.
Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен?
Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.
Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.
Кто запомнил, как называют лес за его способность очищать воздух?
Как вы уже говорили, лес — источник огромных материальных ценностей. Ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без использования древесины.
Для изготовления чего люди используют древесину? (мебель, суда, дома, бумага и др.)
Огромна роль леса в круговороте воды в природе. “Лес и вода — брат и сестра”, — говорит народная пословица.
Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности.
Кто знает, какую роль играет лес для почвы?
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеивания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.
Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания.
Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.
|
Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине.
СОСНА помогает человеку. Сосновые почки применяются в виде отвара и настоя при заболевании дыхательных путей.
ПЛОДЫ РЯБИНЫ содержат витамин С. Лечебное средство при цинге. (Показ картинки)
Что это? ПОДОРОЖНИК применяется при желудочно-кишечных заболеваниях. В народной медицине используют при порезах, нарывах. (Показ гербария)
— А теперь послушайте лесную сказку “Ландыши” (Ученики читают сказку по ролям.) (Показ картинки с изображением ландыша.)
Ландыши
—Куда это вы торопитесь? — спросил Зайка у пробегающих мимо него зверей.
—На поляну, где растут заячьи уши! — ответил Лисенок.
—Как?! — удивился малыш. — Разве могут в лесу расти мои уши?!
—Лес — это сказка, а в ней можно встретить что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.
—А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.
—Тогда догоняй нас! — крикнул Волчонок.
И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.
—Стойте! — остановил Лисенок своих друзей. — Вот и заячьи уши.
—Ха-ха-ха! — засмеялся Зайка. — Разве это уши? Это же самый настоящий ландыш.
—Но его еще называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок. —Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в-точь как твои уши.
Вокруг благоухал майский ландыш. На тоненьком стебелечке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.
—Как красиво! — Лисенок не мог оторвать глаз от цветков.
—А как они чудесно пахнут! — Бельчонок лапками взял цветок и понюхал.
—И какие они забавные эти зеленые уши, — добавил Зайка.
Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту же поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.
—Зачем ты их трогаешь? — поинтересовался Лисенок.
—Хочу съесть!
—Ты что, выбрось! Ягоды ландыша ядовитые! — испугался за друга малыш. — Ими можно отравиться.
—Пусть лучше они опадут, — Бельчонок прыгнул на дерево. — Из них вырастут новые ландыши. А мы каждую весну будем сюда прибегать и любоваться красивыми цветками.”
— Откройте учебник на странице 70. Прочитайте статью “Роль леса в природе и жизни людей”. (Дети читают статью про себя).
— Что нового вы узнали о значении леса?
... пойдет к доске и расскажет о роли леса в природе и жизни людей по схеме
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Место для охоты человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины
—А теперь мы с вами поговорим о бедах леса, о том, что может погубить лес.
— Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (пожар)
(Стихотворение “Пожар” у доски выразительно читают 4 человека)
Пожар
|
—Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.
А теперь ... расскажите нам о том, как в лесу заживает ожог (1 ученик).
“Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определенной последовательности. Вначале черное пятно обожженной почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи. Через несколько месяцев на значительной части пепелища уже можно обнаружить зеленый моховой покров. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появляются первые травы. Среди них первенство обычно принадлежит кипрею, в народе его называют иван-чай. Активно заселяет такие места мать-и-мачеха. Растения развиваются очень быстро, чему способствует большое количество питательных веществ в почве, попадающих в нее из золы кострища.
Несколько позже появляются здесь и всходы деревьев — козьей ивы, березы, осины, ели, сосны и некоторых других видов. Семена деревьев переносятся ветром и бурно всходят в этом месте, находя на прошлогоднем кострище благоприятные условия для развития. Ведь здесь много света, отсутствует слой подстилки, мешающей прорастанию мелких семян, влажная и хорошо удобренная почва.
Не всем “первопереселенцам” удается выжить. На небольшом пятачке разворачивается настоящее сражение за территорию. Быстро умирают всходы березы, не выносящие затемнения. Вслед за ними по той же причине гибнут проростки сосны и осины. Как правило, из деревьев сохраняются лишь всходы ивы и ели. Из трав — новоселов старожилом становится мать-и-мачеха. Ей удается пережить почти всех своих соседей, с которыми она начинала восстановление сожженной территории. В конце концов бывшее кострище вновь обретет зеленый покров, где будут господствовать типично лесные растения”. (Комментарии, оценка).
|
Как вы думаете, по какой еще причине сократилась площадь леса? (из-за вырубки леса).
Для чего вырубают лес?
После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест.
Как искусственно можно возобновить лес? (производят посадки
и посевы леса)
Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники)
Заповедник — это особо охраняемая территория или акватория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению.
Заказники открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать.
А в охотничьих заказниках также запрещается охота на какие-либо виды животных. Когда цель достигнута, их численность восстановлена, запрет на охоту снимается, т.е. заказник ликвидируется. Он организуется в другом месте, где есть такая необходимость.
Чем отличается заповедник от заказника?
В настоящее время в Ленинградской области имеются 19 охраняемых памятников природы, 18 заказников специального назначения, 19 охотничьих, 4 охотничье-производственных участка, 1 заповедник (Нижне-Свирский республиканский заповедник в Лодейнопольском районе).
Пять охраняемых зон нереста лососевых рыб; взяты под охрану около 100 видов животных и более 150 видов растений.
Какие заказники Ленинградской области вы знаете?
Прослушайте сообщение о заказнике “Мшинское болото” (4 ученика)
“Комплексный республиканский заказник Мшинское болото находится севернее Луги, недалеко от станции Мшинская. Он расположен на территории двух районов — меньшая часть в Гатчинском, а основная — в Лужском.
Площадь заказника более 60 000 гектаров. Он включает в себя обширную болотную систему, в которой рассеяны участки леса; в него входят и прилегающие к болоту леса. Заказник объединяет восемь озер, из озер и болот вытекают несколько речек.
Край этот поистине замечателен. В нем сохранились почти не тронутые человеком верховые болота, обитают ставшие редкими в области звери и птицы, известен он и ценными растениями.
Возраст болота велик, примерно восемь тысяч лет. За это время оно накопило большие запасы торфа. Толщина залежей сейчас в среднем 3 м, а местами она достигает 6 м.
Почти в центре болота находится самое большое из его озер — Вялье. Велико оно по размерам: с севера на юг протянулось почти на 9 км, а наибольшая ширина его — 3,5 км.
Спокойное и величавое озеро, окруженное болотами и лесами, мало доступно для человека. К нему нет дорог, сквозь леса и болота сюда идут лишь многокилометровые тропинки.
Изломанной линией тянутся низкие берега озера. Местами они топкие, с низкорослыми сосенками и березками, кустиками ольхи и ивы, сливающимися незаметно с прибрежными зарослями тростника, хвощей, осок. Местами берега более сухие, с рощицами белоствольных берез, цепочкой стройных сосен, с пушистыми темно-зелеными тонковерхими елками.
Озеро богато рыбой: окунем, щукой, плотвой. На озере гнездятся различные виды уток — кряквы, чирки, свиязи, гоголи, широконоски, шилохвостики и др. Привлекательно оно для уток особым лакомством — канадским диким рисом.
Достопримечательность озера Вялье — черная ондатра. Ее родина Северная Америка. В 1950 году в озеро было выпущено 53 зверька, они прижились, размножились. В настоящее время зверьки под особой егерской охраной заповедника. И сама природа бережет богатства озера, бережет стеной леса и кольцом топких болот.
Продолжением озера Вялье является озеро Стречно, которое несколько меньше первого; оба озера составляют как бы единый водоем, граница между ними отмечена лишь мысом.
Своеобразен растительный и животный мир окружающих озера болот, где топкие понижения чередуются с более высокими местами. Здесь насчитывается до 90 видов растений. Это сфагновые мхи, осоки, пушица, морошка, клюква, голубика, вереск, низкая болотная сосна и др. Кое-где в понижениях располагаются небольшие озерки с водяными лилиями.
Когда в середине лета на озерах и озерках расцветают белоснежные кувшинки, край этот приобретает особую прелесть. На тихой безмятежной глади вод среди изумрудно-зеленых листьев покоятся крупные белые цветы...
Богат животный мир заказника. В нем водятся медведи, волки и рыси, зайцы-беляки, лисицы, барсуки и енотовидные собаки, косули и лесные великаны — лоси, строят плотины и “хатки” бобры. Здесь много различных птиц: токуют красавцы глухари и тетерева, серый журавль, рябчики, выпь, кулики, филины, неясыть. Встречается и очень редкая птица, внесенная в Красную книгу, — скопа.
Все обитатели заказника находятся в полной безопасности!
Здесь запрещается хозяйственная деятельность, рубка леса, кустарника, заготовка торфа. (Комментарии, оценка)
Что еще нельзя делать в лесу? (ломать ветки, собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения).
Итог
— А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему “Поездка в лес”. Прочитайте внимательно рассказ и подчеркните карандашом ошибочные действия ребят. Листочки сдать.
“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”.
С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.
Оценки за урок (кому, за что)
Д/з - стр. 70-75, пересказ; написать памятку: “Как вести себя в лесу”; нарисовать одно растение, занесенное в Красную книгу Ленинградской области.
— С какой темой познакомились на уроке?
— Что нового узнали?
— Урок закончен.
Используемая литература
Перейти к оглавлению | ||||||