УРОК МУЗЫКИ
"ВДОХНОВЕНИЕ - СИЛА ИСКУССТВА"
(Методическая разработка открытого урока)

Гайдамакина Т.Г.

Музыка - народная потребность.

Л. Бетховен

В основу урока была взята тема: "Связь музыки, литературы и ИЗО".

Тема урока: "ВДОХНОВЕНИЕ - СИЛА ИСКУССТВА "

Цель урока: выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Увлекать, покорять и наслаждаться красотой искусства. Наглядные пособия :Ф. Шуман "Детский альбом", музыкальные произведения Шуберта, Римского-Корсакова, картины И. Шишкина, И. Айвазовского, поэзия Б. Дубровина, С. Есенина,

Литература: Музыка и поэзия Б. Дубровина, Г.И. Паневич.

Стихи о музыке: Ю. Визбор "Стихи", Р. Казакова "Вдохновение".

Ход урока

На доске сделана запись отрывка из стихотворения "Вдохновение"


"... В гореньи страсти я сжигаю жизнь свою,
О вдохновеньи, озареньи пою.
Хочу постичь я высоту, и доброту, и красоту."
Р. Казакова

Учитель музыки: Сегодня у нас удивительно красивый урок. Мы будем чувствовать, слушать, представлять, изображать красоту человеческого ума и сердца.

Преподаватель музыки (читает стихи Ю. Визбора "Наполним музыкой сердца") Слова посвящены поэту А. Межирову.


"Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден.
Найдем любимейшую дверь,
За ней ряд кресел золоченых,
Куда с восторгом увлеченных,
Внесем мы тихий груз потерь.

Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
И хлеб считать благодеянным".

Все, что нас окружает - есть музыка, которую можно не только сыграть, спеть, а также прочитать, изобразить,

Жизнь - есть источник вдохновения. Каждый из Вас есть неповторимый музыкальный образ, который можно воспеть в стихах, изобразить на картине, написать музыкальную зарисовку.

Преподаватель музыки: Обратите внимание на доску. Давайте прочитаем строчки из стихотворения Р. Казаковой "Вдохновение".

Вопросы:

Учитель: Нравятся ли вам эти строчки?

Ученики: Да. Красиво звучит.

Учитель: Чувствуется ли в голосе мелодия?

Ученики: Да. Звучат стихи плавно, певуче.

Учитель: А как вы думаете, если этому стихотворению дать музыкальное оформление - изменится ли оно? Не будем гадать, давайте послушаем.

Учитель: Какие выразительные средства помогли глубже и тоньше проникнуть в творческий язык красоты?

Ученики: Красивая мелодия, интонация, движение звуков, ритм, исполнение.

Учитель: Что в человеке важнее: ум или сердце?

Ученики: Невозможно отделить друг от друга ум и сердце. Музыка и литература являются единым целым. Но все то, что они воспевают, можно изобразить.

Учитель: А можно ли услышать живопись?

Ученики: Да. Представляя сюжеты.

Учитель: Под воздействием каких музыкальных и речевых средств выразительности?

Ученики: Под воздействием эмоционального всплеска, под воздействием интонации и в музыке, и в литературе, ритмических установок, удивительной мелодии звука и языка.

Преподаватель музыки: Сегодня мы будем прикасаться к человеческому сердцу, вобравшему в себядоброту и красоту. Поэты делятся с нами самым сокровенным. Мы сегодня начали и будем продолжать чувствовать, как музыка растворяется в поэзии и как поэзия наполняется музыкой. Немного позже постараемся проникнуть в чарующий мир художников. Послушаем музыку лесов, морей, музыку своей души.

Ученики 5 класса читают стихотворения "Очарование рядом" Б. Дубровина, "Музыка - душа" и другие.

Преподаватель музыки: Мне кажется, поэзия неплохо себя чувствует и без музыки.

Ученики: Музыка необходима, чтобы полнее раскрыть содержательный образ природы или героев.

Преподаватель музыки: Попробуем стихи озвучить.

Звучит музыка. Музыка навевает своей искренностью рождение образов, жизненных ситуаций, исторических и бытовых сцен.

Вывод. Музыка играет главную роль в песенном слове. Читает стихи Анастасия Игоревна Сергеева, классный руководитель 5 класса, преподаватель русского языка и литературы. С. Есенин "Топи да болота".

Преподаватель музыки предлагает послушать стихотворение на фоне музыки. Глубоко и красиво звучит.

А сейчас посмотрим картины замечательных русских художников И. Шишкина, И. Айвазовского. (И. Айвазовский "Среди волн", И. Шишкин "Ручей в солнечном лесу").Посмотрите, что изображено на картинах?

Анастасия Игоревна играет на фортепьяно.

Преподаватель музыки проигрывает два отрывка из "Детского альбома" Ф. Шумана. Ребятам предлагается увидеть содержательные образы природы.

Преподаватель музыки задает вопросы: Какое можно дать название этим картинам? Характер музыки. Выразительные средства. Важно ли исполнение. Как выглядит музыкант? Какие можно подобрать слова, стихи к данным картинкам (о природе, о маме, о стихии).

Преподаватель музыки: Давайте на какое-то время представим, что можно воображать, чувствовать не только красоту, но и горе, слезы, трагедию. Читает стихотворение о войне ("Рояль на войне" Б. Дубровина).

Вопрос: А зачем на войне нужны были песни, стихи, артисты.

Ученики: Для поддержки силы духа, для уверенности в победе.

Вопрос: А что, ребята, на войне нужно было слушать только грустную музыку?

Ученики: Нет. Наоборот, музыку, возвращающую людей мысленно в мирное время.

Преподаватель музыки: Встали. Музыка Новикова, стихи Шведова "Смуглянка". Постараемся представить картину мира и счастья. Увидели и почувствовали душой то, о чем будете петь.

Вывод. Жизненная необходимость в искусстве. Мир и война не могут обойтись без поэзии, музыки, изображения.

Сюрприз: Учитель музыки, артистка Мариинского театра, первая и вторая флейта в оркестре Л.В. Строганова будут ласкать ваш слух и поражать ваше воображение своей игрой.

Вы же достаньте листы бумаги, возьмите карандаши и свои впечатления о прослушанных произведениях, которые больше всего останутся в памяти, запечатлейте в рисунках. Если кто-то затрудняется, ничего. Далеко не каждый может изобразить сразу. Домашним заданием будет закончить начатый рисунок. Благодарю всех.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100