НЕДЕЛЯ ЭКОЛОГИИ В ВЫРИЦКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ПО ПРОГРАММЕ
“ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА”

Якубенко О.Е.

Неделя экологии проводилась с целью ознакомления учащихся и учителей с экологией как наукой, изучающей взаимодействия в живой и неживой природе, в т.ч. взаимодействие человека и природы, распространения интереса к науке, популяризации экологических знаний, формирования потребности в изучении экологии. Для этого ко всем проводимым мероприятиям мы предъявили определенные требования: они должны быть построены на данных науки и, по возможности, без искажения этих данных включать важнейшие разделы экологии: экология как наука, экология Земли, природа и человек, глобальные экологические проблемы, природа и Я сам, быть зрелищными, нескучными, охватывать всех учащихся и учителей. Исходя из этого, мы разработали план недели.

План недели, посвященной экологии

МероприятиеВ каких классах проводитсяКто проводит, ответственный
Лекция на тему "Как я лично могу помочь природе" с девизом "Не надо мусорить!"1- 4-е классы (начальная школа)11 класс (педагогический)
Экологический турнир "Глобальные экологические проблемы"5 - 6 классыОрганизатор недели экологии
Игра по станциям "Экология Земли"7-е классы10 класс (пед.)
Экскурсия на водоочистные сооружения, тема "очистка воды" на уроке химии в теме "Чистые вещества и смеси"8-е классыУчитель химии, лаборант станции по очистке воды
Лекция по экологии с показом видеофильма9-е классыУчитель экологии
Экологический КВН между командой старшеклассников и командой учителей10 - 11 классы, учителяОрганизатор недели экологии
Конкурс рисунков "Береги природу", стихов о природе, сочиненийВсе классыОрганизатор недели экологии
Ведение дневника недели (стенгазета) с ежедневными отчетами10 классыОрганизатор недели экологии

Лекция-беседа для учащихся начальной школы
“Как я лично могу помочь природе”

Здравствуйте, ребята, сегодня мы хотим рассказать вам о том, что такое экология, об экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем.

Итак, вы, наверное, слышали слово “экология”. Как вы думаете, что такое экология? (Дети отвечают)

Все, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков-червячков. Животные тоже не могут жить без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга. Так вот, ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом.

А еще экология изучает, как человек влияет на природу.

А как человек может влиять на природу? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают). Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц. А как человек может вредить природе? (Дети отвечают). Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей.

Вот именно поэтому возникают экологические проблемы.

Человек рубит деревья: погибают сами деревья, погибают птицы и насекомые, белки, которые жили на деревьях, высыхают ручейки, которые текли у подножия деревьев, умирают рыбки, которые жили в этих ручейках. Таким образом возникает экологическая проблема: как сохранить леса и их обитателей?

Человек обогревает дома: сжигает уголь, дрова, идет дым, дымят фабричные и заводские трубы, выбрасывают газы выхлопные трубы автомобилей. Некоторые из этих газов очень ядовиты. От них погибают деревья, болеют животные и люди. Возникает другая экологическая проблема: как сохранить воздух чистым?

Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

Как же мы загрязняем природу?

Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.

ОПЫТ №1

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.

Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна. Откуда они? Часто люди проливают в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло. А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна?

ОПЫТ № 2

В нашей банке плавает рыбка. Она дышит воздухом, который растворен в воде. Но вот мы налили в банку слой бензина. Что же произошло с нашей рыбкой? Она еще немножко поплавала и умерла. Почему? Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и рыбке стало нечем дышать, она задохнулась. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит. Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в канавах лягушки могут погибнуть. А знаете ли вы, что в канавах иногда живут рыбы, например, туда могут заплывать щуки. Они тоже могут задохнуться от нехватки воздуха.

Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.

ОПЫТ №3

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

ОПЫТ №4

О битое стекло можно порезаться — вот так, кому же это приятно? (Показывается химический эксперимент: ионы железа (111) взаимодействуют с роданид-ионами). Мы смазываем руку дезинфицирующим раствором (хлорид железа (111)) и затем разрезаем ее ножом (нож смазан роданидом калия).

ОПЫТ №5

Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.


Что же все-таки делать с мусором?

Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.

Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей.

Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют и снова будут продавать в них лимонад.

Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл.

Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.

Давайте повторим, что делают с отходами? Куда везут желтые бачки с пищевыми отходами? На фермы и перерабатывающие комбинаты. А зеленые с битым стеклом? На стеклоплавильные фабрики. А синие с металлоломом? На сталелитейные заводы. А красные с полиэтиленовыми пакетами? На нефтеперерабатывающие комбинаты. А коричневые бачки с бумагой отвозят на бумажные фабрики, например, в Антропшино. Именно туда школьный грузовик отвозит макулатуру. И, как знать, может быть, тетрадка, что у вас в руках, сделана из пачки старых газет.

Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.

Так давайте же беречь природу! И пусть каждый начнет именно с себя!

Экологический турнир “Глобальные экологические проблемы”

Игра проводится для учащихся 5 — 6 классов. От каждого класса участвует команда (5 — 6 человек) и болельщики. Класс получает домашнее задание за неделю до игры. Игра проводится в параллели. Ведет игру ведущий — кто-то из учителей. Судит игру жюри. Ведущий рассказывает об одной из глобальных экологических проблем всем участникам. Затем командам предлагается найти способы решения проблемы. Пока команды готовятся, болельщики могут заработать дополнительные очки, ответив на вопросы по данной экологической проблеме, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Команды рассказывают о своих способах решения проблемы. Затем результаты оценивает жюри. Действие повторяется 3 — 4 раза, по количеству предложенных проблем. После командам дается задание нарисовать плакат с призывом “Береги природу”, а болельщики исполняют приготовленные заранее песни о природе. Жюри подводит итоги и награждает победителя.

Домашнее задание классам:

  1. Составить команду из 5 человек.
  2. Команде ознакомиться с экологическими проблемами, используя предоставленный материал или дополнительную литературу.
  3. Болельщикам подготовить песню о природе.

Материал для домашнего задания.

Кислотные дожди.

Кислотные дожди — одна из самых серьезных проблем загрязнения воздуха. Источниками кислотных дождей являются кислые вещества, которые образуются при сжигании топлива на электростанциях, заводах, в плавильных печах и на транспорте. Это те источники кислых веществ, которые возникают в результате хозяйственной деятельности человека. Существуют и природные источники. Такие вещества образуются, например, во время грозы, при извержении вулканов и в результате жизнедеятельности бактерий. Однако, природные источники кислых веществ приносят едва ощутимый вред, а вот те, которые образуются в результате хозяйственной деятельности человека, наносят огромный вред природе.

Чем же вредны кислые вещества?

Вы видели, как дымят заводские трубы? Они выбрасывают в атмосферу пыль, золу, углекислый газ, серный и сернистый газы, окислы азота. Если эти газы смешать с водой, то получатся неприятные и опасные жидкости. Капни такой кислоты на кусочек ткани — получится дырка. А попадет капля на руку — будет ожог. Выходящие из труб углекислый, серный, сернистый газы, окислы азота поднимаются в атмосферу и на какой-то высоте встречаются с облаками, а ведь облака — это вода. Таким образом, получаются целые облака кислот. Дует ветер и уносит их на многие километры от завода. И где-то на землю выпадает кислотный дождь. Люди могут от него спрятаться, а как быть растениям и животным? Ведь они привыкли к пресным дождям, а не к кислотным. Поэтому гибнет лес и его обитатели. Растения и животные получают ожоги, умирают. На земле кислотные дожди превращаются в кислотные ручейки и реки. Эти ручейки впадают в озера и делают их безжизненными. Очень прозрачная вода — первый признак мертвого озера. Рыбы в таком озере не водятся. Они вымерли.

Парниковый эффект.

Каждый знает, что для дыхания необходим кислород. Все живые существа дышат кислородом, а выделяют углекислый газ. В свою очередь, углекислый газ необходим растениям для построения зеленых листочков. Растения, строя зеленые листочки, поглощают углекислый газ, свет, тепло, воду и минеральные вещества, а выделяют кислород. Таким образом происходит круговорот газов в природе. Углекислый газ, помимо участия в жизни животных и растений, имеет и еще одно важное свойство. Оказывается, климат Земли во многом зависит от количества углекислого газа в атмосфере. Каким образом?

Солнце нагревает Землю. Но одновременно и Земля отдает свое тепло космосу невидимыми инфракрасными лучами, точно такими же, что излучает и печка, и горячий утюг. Углекислый газ в атмосфере задерживает инфракрасное излучение у Земли. Если этого не происходило бы, то все тепло от Земли ушло в космос, и на Земле наступил бы ледяной холод, как на многих других планетах. Поэтому говорят, что углекислый газ создает парниковый эффект. Он, словно полиэтиленовая пленка или стекло в парниках и теплицах, сохраняет тепло на Земле.

Промышленность сжигает огромное количество угля и нефти, а когда что-то горит, поглощается кислород и выделяется углекислый газ. В результате, человечество выбрасывает в атмосферу каждый год 7 миллиардов тонн углекислого газа. Одновременно, на Земле происходит уничтожение лесов — вырубка. А ведь леса — это главный потребитель углекислого газа. Каждую минуту на Земле вырубается 12 гектаров леса. Получается, что углекислого газа становится все больше и больше, а кислорода — все меньше. В последние годы, действительно, возросло количество углекислого газа в атмосфере. К чему это может привести? К увеличению парникового эффекта. А значит, на Земле станет теплее. Ученые считают, что если ничего не будет изменено, то лет через 20 температура на Земле в среднем увеличится на 3 — 4 градуса. Хорошо это или плохо? Оказывается, плохо. Дело в том, что при таком потеплении начнут таять полярные льды, повысится уровень воды в океане, и произойдет затопление низких территорий, так, например, Ленинградская область и город Санкт-Петербург могут оказаться под водой. А засушливые территории, наоборот, станут еще более засушливыми и превратятся в безжизненные пустыни.

Разрушение озонового слоя

Как известно, Земля окружена воздушной оболочкой — атмосферой. Однако, атмосфера не везде одинаковая. Низко над Землей в атмосфере присутствуют кислород, углекислый газ, азот, другие газы, водяные пары. Именно здесь плавают облака. Эта часть атмосферы называется тропосферой. А высоко над Землей находится сухая безоблачная холодная часть атмосферы — стратосфера. Стратосфера содержит очень важное и нужное для всего живого вещество — озон. Озон — это ядовитый газ. Но он жизненно необходим всему живому на Земле. Как же так? Солнце посылает на Землю живительные лучи. Однако, солнце же посылает и крайне опасные лучи — ультрафиолетовые. В небольшом количестве ультрафиолетовые лучи полезны. Они убивают болезнетворные бактерии. И их используют в медицине для дезинфекции и в быту для загара. В больших количествах ультрафиолетовые лучи убивают все живое.

Оказывается, слой озона в атмосфере выполняет функцию фильтра. Он пропускает на Землю ровно столько ультрафиолетовых лучей, сколько полезно для живых существ Земли. Это происходит высоко в атмосфере, 10 — 15 км над Землей, т.е. в стратосфере. Частички озона очень маленькие, они находятся на большом расстоянии друг от друга. И если их собрать вместе, получится слой толщиной всего 3 миллиметра. И вот такой тонюсенький слой спасает все живое на Земле от гибели.

Но такой слой легко нарушить. И действительно, ученые обнаружили две большие “дыры” в планетарном озоновом слое. В этих “дырах” озона очень мало и ультрафиолет проходит на Землю неослабленным и убивает все живое. Одна из таких “дыр” находится над Северным полюсом, а другая — над Южным. Площадь этих “дыр” очень велика. Площадь озоновой “дыры” над Антарктидой 22 тысячи квадратных километров, это больше площади России.

Всегда ли существовали эти “дыры”? Может быть, человек стал причиной их образования? Это еще пока не выяснено. Однако, хозяйственная деятельность человека влияет на увеличение площади озоновых “дыр”. А именно, озоновый слой разрушается под воздействием окислов азота, образующихся при горении топлива на заводах и т.д. и галогенопроизводных (сложное слово), содержащихся в обычных аэрозолях — баллончиках с лаком для волос, дезодорантами, духами. Загрязнения окислами азота и галогенопроизводными особенно опасны, ведь ветры в стратосфере дуют в горизонтальном направлении, и вредные вещества разносятся по всей стратосфере, разрушая озоновый слой везде.

Загрязнение воды.

Вода – источник жизни на Земле. Вода поддерживает жизнь всего живого. Организм взрослого человека на 60% состоит из воды, организм новорожденного — на 98%. Человек использует чистую воду для питья, приготовления пищи, хозяйственных нужд, а возвращает природе грязную. Еще в прошлом столетии люди поняли, что грязные воды нельзя просто возвращать в природу, их нужно очищать. В нашем веке построено много очистных станций, и, можно сказать, человечество решило проблему очистки сточных вод. Однако, осталось много других проблем, связанных с водой. Это кислотные дожди, попадающие в водоемы, это удобрения, смываемые с полей, и т.д. Но самая большая проблема — это загрязнение воды нефтью.

Ученые обнаружили, что в самом поверхностном сантиметровом слое океанов и морей жизнь бьет ключом. Этот слой назвали нейстоном. В нем обитает фитопланктон — мельчайшие растения, зоопланктон — мельчайшие животные, икринки рыб, личинки, бактерии, простейшие организмы и мальки. Всем им хватает тепла, воздуха, света, но только до тех пор, пока не появится на поверхности моря — океана нефть. Нефть закроет собой солнце, ограничит доступ воздуха, и все эти маленькие организмы погибнут.

Нефть — одна из основ промышленности. Из нефти делают много полезных вещей: бензин, полиэтилен, пластмассы. Каждый год в мире добывается несколько миллиардов тонн нефти, причем половина — из морей и океанов. В море строятся огромные вышки, в морском дне буравятся скважины, и из них качают нефть. При морском способе добычи нефти до 1% нефти попадает в воду. Нефть легче воды, и она тончайшей пленочкой растекается по поверхности океана. Часть нефти испаряется, другую часть поедают бактерии, но если нефти много, то бактерии уже не справляются со своей работой, и тогда гибнет нейстон. Нефть попадает на пляжи, загрязняя их. Гибнут водоплавающие птицы. Нефть растворяет жир на их перьях, холодная вода поступает к телу птиц, и они гибнут от холода. Кроме того, крылья, испачканные нефтью, не держат птиц в воздухе, и они становятся легкой добычей хищников. Каждый год от разливов нефти в мире гибнет около миллиона водоплавающих птиц. Вот такой урон природе может нанести полезная и нужная нефть.

Задания командам

Кислотные дожди

Кислотные облака образуются при попадании в обычные облака кислых веществ: серного и сернистого газов, окислов азота. В атмосферу их поставляют выхлопные трубы автомобилей, трубы фабрик и заводов. Как можно защитить природу и человечество от кислотных дождей?

Парниковый эффект.

Углекислый газ может стать причиной потепления климата на Земле. Количество углекислого газа на Земле увеличивается, так как происходит вырубка лесов, сжигание топлива на теплоэлектростанциях для получения электроэнергии. Как можно уменьшить количество углекислого газа в атмосфере?

Разрушение озонового слоя.

Озоновый слой разрушается под воздействием окислов азота и галогенопроизводных. Окислы азота попадают в атмосферу из заводских труб, а галогенопроизводные содержатся в баллончиках с аэрозолями. Как можно остановить попадание этих веществ в атмосферу?

Загрязнение воды.

Нефть попадает в воду при морском способе добычи нефти, в случаях аварий на специальных кораблях, перевозящих нефть, танкерах. Как можно прекратить попадание нефти в воду? А как можно удалить уже существующие нефтяные пятна?

Вопросы болельщикам

Кислотные дожди

  1. Когда мы говорим — кислые вещества, какие газы мы имеем в виду? (Серный, сернистый, углекислый газы, окислы азота).

  2. Что может образоваться в результате попадания кислых веществ в атмосферу? (Кислоты).

  3. Назовите природные источники кислых веществ. (Вулканическая деятельность, жизнедеятельность бактерий, грозы).

  4. Назовите источники кислых веществ, являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. (Сжигание топлива на заводах, фабриках, выхлопные газы автомобилей, промышленные выбросы).

  5. Что получится, если капнуть кислотой на ткань, на руку? (Дырка, ожог).

  6. Почему кислотные дожди могут выпадать на Землю далеко от мест, где произошли выбросы? (Ветер переносит кислотные облака на большие расстояния).

  7. Что произойдет, если кислотный дождь прольется на лес, в котором есть маленькое озеро? (Погибнут животные, растения, рыбы и водоросли)

Парниковый эффект.

  1. Чем человек дышит, и что при этом выделяется? (Кислородом, углекислый газ).

  2. Для чего растениям нужен углекислый газ? (Для построения зеленых листочков).

  3. Как называются невидимые лучи, которые испускает нагретая Земля? (Инфракрасные).

  4. Где может образоваться углекислый газ? (При сжигании топлива, при дыхании).

  5. Почему количество углекислого газа растет? (Потому что промышленность поставляет в атмосферу все больше и больше углекислого газа, а основные поглотители — леса — вырубаются).

  6. К чему может привести увеличение углекислого газа в атмосфере?

  7. Почему потепление климата неблагоприятно? (Потому что увеличатся площади пустынь, а таяние льдов приведет к затоплению прибрежных территорий).

Разрушение озонового слоя.

  1. Какие слои атмосферы вам известны? (Тропосфера, стратосфера).

  2. Что такое стратосфера? (Безоблачная, сухая, холодная часть атмосферы на высоте 10-15 километров).

  3. Какое важное вещество содержится в стратосфере? (Озон).

  4. Почему Земле необходим озон? (Для защиты от УФ излучения).

  5. Какое полезное действие оказывают УФ-лучи? (Убивают бактерии, способствуют выработке в организме витамина D).

  6. Почему ультрафиолет опасен? (Он убивает все живое).

  7. Много ли озона в стратосфере? (Всего слой 3 мм толщиной).

  8. Где находятся известные вам озоновые “дыры”? (Над Арктикой и Антарктикой).

  9. Какие вещества нарушают озоновый слой? (Окислы азота и галогенопроизводные).

  10. Почему загрязнения в стратосфере легко распространяются? (Из-за горизонтальных ветров).

Загрязнение воды.

  1. Где проходит очистку использованная вода? (На очистных сооружениях).

  2. Как и чем человек загрязняет воду? (Бытовые загрязнения, загрязнения кислотными дождями, нефтью, удобрениями).

  3. Как называется верхний поверхностный слой морей и океанов? (Нейстон).

  4. Что содержится в нейстоне? (Фитопланктон, зоопланктон).

  5. Что такое фитопланктон и зоопланктон? (Мельчайшие растения и животные).

  6. Что легче, вода или нефть? (Нефть).

  7. Почему в воде, загрязненной нефтью, гибнут живые организмы? (Им не хватает воздуха).

  8. Как природа сама борется с нефтяными загрязнениями? (Часть нефти испаряется, часть поедается бактериями).

  9. Почему от нефти могут погибнуть водоплавающие птицы? (Нефть растворяет жир на их перьях, птицы гибнут от холода и от хищников, т.к. не могут летать).

    Игра по станциям “Экология земли”


    Станции:

    От каждого класса в игре участвует команда из 7 человек. Каждая из команд заранее получает задание и готовит его. В день игры команды собираются в рекреации, получают маршрутные листы и отправляются по станциям. На каждой станции команды могут пробыть не более 10 минут. Судейская комиссия на каждой из станций задает вопросы, заранее известные командам. Кроме того, задаются несколько вопросов на сообразительность по теме. На станциях команды получают очки, заносимые в маршрутные листы. После прохождения всех станций очки суммируются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Дополнительные очки можно получить за рисунки и стихи о природе.

    Станция “экологическая цепочка”

    Домашнее задание: Что такое экологическое сообщество? Что такое экологическая цепочка? Приведите пример. Как происходит природная саморегуляция? Приведите пример.

    Вопросы:

    Станция “Круговоротная”

    Домашнее задание: Что такое круговорот воды в природе? Расскажите, как он происходит. В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе? Почему вода в морях и океанах соленая? Какая вода в реках и озерах, соленая или пресная? Почему такую воду называют пресной? Как из соленой воды получить пресную? Назовите два способа. Что такое облака? Как они образуются? Почему идет дождь? Почему человек хочет пить? Какой водой можно напиться? Круговороты каких веществ вы еще знаете?

    Вопросы:

    Станция “Фотосинтетическая”

    Домашнее задание: Расскажите, чем дышат растения, животные, человек. Какой газ выделяется при дыхании? Растения поглощают углекислый газ. Для чего? Что такое процесс фотосинтеза? Назовите 5 факторов, необходимых растениям для построения зеленых листочков. Каким образом растения получают все это?

    Вопросы:

    Станция “Катастрофная”

    Домашнее задание: Что такое экологическая катастрофа? Какие экологические катастрофы могут случиться на земле? Вам известно, что в мезозойскую эру всю сушу заселяли гигантские растения – папоротники. В животном мире в то время царствовали динозавры. И вдруг все эти гиганты вымерли, исчезли с лица земли. Почему? Вероятно, произошла какая-то экологическая катастрофа. Приведите вашу версию причины гибели динозавров. А может быть они живы?

    Станция “Кроссвордная”

    На этой станции надо решить кроссворд о природе.

    Экологический КВН

    Команды готовят заранее приветствие и домашнее задание на тему “Берегите природу!”

    В игре проводятся следующие конкурсы:

    1. Приветствие команд.

    2. Разминка. Разминка делится на 2 части: гимнастика для ума и физкультминутка. Гимнастика для ума предполагает полуминутную подготовку для ответа на следующие вопросы. Какая корова дает больше молока, хвостатая или бесхвостая? Почему муха жужжит, а комар пищит? Как далеко в лес может убежать заяц? Почему в начале века щетину для щеток иностранцы предпочитали покупать в России? Сколько яиц можно съесть натощак? Для чего слону такие уши? И тому подобные вопросы. На физкультминутке командам предлагается дружно изобразить различных животных под музыку.

    3. Музыкальный. Ведущий предлагает за 10 минут переделать песню с антиэкологическим содержанием “В лесу родилась елочка” в песню, где рассказывается , как люди заботятся о природе.

    4. Конкурс капитанов. Капитаны задают друг другу каверзные вопросы, пытаясь уличить друг друга в небрежном отношении к природе.

    5. Конкурс рекламы. Ведущий показывает картинки, на которых нарисованы слон с крыльями, кошка с клювом, собака с рогами, змея с ножками и т.д. На каждую картинку дается 0,5 минуты для подготовки. Затем необходимо убедить жюри в практичности такой мутации и возможности применения необычных средств данного животного в хозяйстве человека.

    6. Домашнее задание.
      Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

    Powered by Яndex


    ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100