ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
“ВОЛШЕБНАЯ СИРЕНЬ”

Гайдамакина Т.Г., Ларионова М.А.

Подготовка к сочинению на тему “Волшебная сирень”
через восприятие духовных и словесных
впечатлений об образе сирени


Тема урока: “Волшебная сирень”.
Цели урока: Материал урока должен помочь приоткрыть волнующие тайны образа сирени и подготовить учеников к сочинению “Волшебная сирень”


Оборудование урока:

  1. “Сиреневый сад” ( искусственные ветки сирени, духи “Сирень”, скамейки, куст сирени, картины, изображающие сирень, фото.
  2. Оформление доски:

    “... И в саду каждой веткой росистой
    Торжествующе пахнет сирень.”

    Всеволод Рождественский

  3. Афиша — приглашение в “сад”.
  4. Материалы к уроку:
    1. Книга “Литературный портрет Гатчины”
    2. Книга “Старая Гатчина”
    3. Сборник стихов Августа Ярковца “Свет угасшего дня”
    4. Репродукция картины П. Кончаловского “Сирень”
    5. Слайд к картине М. Врубеля “Сирень”
    6. Сборник стихов Н. Озерова “Музыка и поэзия”
    7. Музыкальные пособия (С. Рахманинов “Сирень”; сборник старинных романсов “Ветка сирени”; Милютин “Сирень-черемуха”)
    8. Вырезки из газет и журналов
    9. Плакат — эмблема урока, рисунки учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент. Задачи на уроках.
    Преподаватель музыки:
    Очаровательные дамы и господа! Мы предлагаем Вам совершить с нами прогулку по сиреневому саду. Добро пожаловать!


    На свете нет нам края краше и милее,
    Чем Гатчина, в которой мы живем!
    Откроем занавес волшебной кистью Муз,
    Чарующих и словом, и душою...

    Преподаватель литературы:
    Материал урока должен помочь приоткрыть волнующие тайны образа сирени, понять, как очаровательна, как музыкальна дивная сирень, и подготовиться к сочинению “Волшебная сирень”. Помогут нам музыкально-поэтические этюды с элементами инсценирования. Запишите в тетради тему урока и эпиграф.


  2. Ход урока: В ходе урока мы будем собирать материал к сочинению.
    Преподаватель музыки:
    Музыкальная зарисовка.
    Преподаватель литературы:
    Представим себе, что мы в старинном Гатчинском сиреневом саду. ( звучит музыка С. Рахманинова “Сирень”, ученик читает отрывок из рассказа А. Куприна “В зеленом домике отца”.

    “Цветы сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке. В воде плескаются утки, гуси, теряя свои белые перья, зеленеет трава, благоухают тополи...”

    “...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера, и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...”

    “... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”

    Преподаватель литературы предлагает сделать вывод: смысл — приятно слышать нежный запах сирени.

  3. На сцене декорации старинного Гатчинского парка.
    Преподаватель литературы:
    Обилие сирени цветущей не могло оставаться вне духовной и художественной жизни людей, особенно композиторов, художников и поэтов.


    Афанасий Фет писал:
    “В каждый гвоздик душистой сирени,
    распевая, вползает пчела”.


    Александр Блок:
    “Открывая окно, увидел я сирень,
    Это было давно — в улетающей день.”

    Учитель музыки:
    Порой посмотришь на сирень и в душу закрадывается “лучезарная грусть”, особенно в период увядания.


    Поэт Иннокентий Анненский об этом сказал:
    “Чу, ветер прошумел — и белая сирень
    Над головой твоей, качаясь, облетает...”

    Получая удовольствие от музыкального произведения “Сирень”, хочется вспомнить С.В. Рахманинова, именно белая сирень была “царицей души” у композитора.

    И никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Возможно, свою нежную любовь композитор передал в музыкальном образе сирени.

    Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков.

    В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”.

    Один из писателей сказал: “ Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень — и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности жизни. В чем дело — сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках-цветочках блеклых тонов и ярких?”

  4. Стихи в творчестве гатчинских и других поэтов
    Преподаватель литературы:
    Попробуйте, прослушав стихи, определить, каково отношение авторов к сирени?
    Стихи читают учащиеся:


    Тридцатый год в лицо мне веет
    Веселый светлый майский день
    Тридцатый раз сиреневеет
    В саду душистая сирень


    “Сирень” и “день” — нет рифм банальней!
    Милей и слаще нет зато!
    Кто знает рифмы музыкальней
    И вдохновенней знает кто?
    “Сирень” и “день”! Как опьяненно
    Звучите вы в душе моей!
    Как я, на мир смотря влюбленно,
    Пьян сном сиреневых кистей?
    Пока я жив, пока я молод,
    Я буду вечно петь сирень!
    Весенний день горяч и золот —
    Виновных нет в весенний день!

    Игорь Северянин “ Гатчинский весенний день”


    “О милый тихий городок,
    Мой старый, верный друг.
    Я изменить тебе не мог
    И, убежав от всех тревог,
    В тебя въезжаю вдруг!
    Ах, не в тебе ль цвела сирень,
    Сирень весны моей!

    Игорь Северянин “Музей моей весны”


    “Вернулся я, вернулся
    домой издалека
    и сразу окунулся
    в сирень, как в облака.


    Пусть день и сер, и скучен,
    И с крыш воды поток! . .
    Разорванные тучи
    Уносит на восток

    И буду, как когда-то
    пить воду из ковша. . .
    И заблестит лопата,
    Засветится душа.”

    Август Ярковец “Вернулся я...”


    “Растворил я окно, - стало грустно невмочь, -
    Опустился пред ним на колени,
    И в лицо мне пахнула весенняя ночь
    Благозвучным дыханьем сирени.

    Константин Романов


    Вдыхая сирень и тяжелые гроздья,
    Как дар бесконечный, на грудь принимая,
    Весна, погоди, долгожданная гостья,
    Еще не отпрянули сумерки мая!

    Волнами кипят полнокровные кущи
    То ветер, зеленым простором владея,
    О чем-то поющий, куда-то влекущий,
    Смещает узор на плаще чародея.

    Лариса Тараканова
    Преподаватель литературы:
    Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общее в стихах? (восхищение сиренью, любование ею)
    Северянин:
    “душистая”, “милей и слаще нет”, “пьян сном сиреневых кистей” — объясните смысл (от запаха кружится голова) “вечно будут петь сирень”, “сирень весны моей”;
    Ярковец:
    “окунулся в сирень, как в облака”, (очень пышная);
    Романов:
    “благовонье” (очень приятное дыхание) сирени;
    Тараканова:
    сирень — “дар бесценный”.

    Так о сирени могут писать люди, любящие природу и особенно сирень.

  5. Знакомство с репродукцией картины П.П. Кончаловского “Сирень” — раздаточный материал; частичный анализ — беседа.

    Преподаватель литературы:
    • Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.
    • Посмотрите внимательно на репродукцию картины.
      Не правда ли, пахнуло весной?
      Что скажете о букете сирени?
      Запишем в тетради (на фоне музыки)
    Учащиеся записывают:
    • Букет: свежий, пышный, красивый, ароматный, большой...
      Каких оттенков эта великолепная сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .)
    • Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)

      Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки).

      Для художника важен целостный образ букета.

      Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).

      Какими прилагательными — эпитетами можно описать сирень и выразить свое отношение к ней?.

      Дети отвечают под музыку:(изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная, волшебная, волнующая, чарующая).

    • Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы. Дополнительно дети рассматривают картину гатчинского художника Филатова “Сирень”.


  6. Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский

    Послушайте и скажите, нет ли схожих образов сирени у художника и поэта, в прозе А.Куприна, в музыке.

    Стихи и проза перед вами.

    “Сирень”


    “Прогремела гроза, прошумела,
    Затухая, грохочет вдали.
    Золотые лучи словно стрелы,
    Сквозь клокастые тучи прошли. . .

    Воздух полон прохлады и тени,
    Встала радуга светлым венцом,
    И тяжелые грозди сирени
    Наклонились над нашим крыльцом.

    Хорошо на весеннем просторе
    По откосу бежать наугад, —
    Окунуться в душистое море,
    Захлестнувшее дремлющий сад.

    Сколько белых и темно-лиловых
    Вдоль ограды кустов разрослось!
    Ветку тронешь — дождем лепестковым
    Осыпается мокрая гроздь,
    В легкой капельке, свежей и чистой,
    Отразился сверкающий день,
    И в саду каждой веткой росистой
    Торжествующе пахнет сирень.”

    Преподаватель литературы:“Торжествующе пахнет сирень”

    Чем же схожи описания сирени у художников и поэтов?



  7. Музыка и поэзия
    Преподаватель музыки:
    “Самая большая тайна искусства — искренность. Если ты проведешь черту, она должна звучать, как струна скрипки или печально, или радостно. А если она не звучит —- это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так.” М. Сарьян
    В. Сухомлинский писал:
    “Музыка открывает людям глаза на красоту природы. . .”

    О силе музыки, о ее волшебстве, о влиянии на человека написано в стихах. Послушайте некоторые из них, и вы ощутите, как в поэзии растворена музыка, как поэзия наполнена музыкой. Захочется вернуться к стихам, тогда и услышишь сердце.

  8. Подведение итога

    Учитель музыки:

    Учитель литературы:

    Запишите домашнее задание:

    Оценка проведенного урока:

    (Поблагодарим за участие в уроке; результатом будут ваши творческие работы)

  9. Заключение (под музыку)

    Поэт Л. Куликов писал:


    “Гатчина - город особый,
    огромный открытый музей”

    А мне хочется добавить: пусть Гатчина снова станет городом-садом, пусть у домов, в парке растет сирень, много сирени, и радует нас, гатчинцев.

    Спасибо за внимание. Урок окончен.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100