Гайдамакина Т.Г., Ларионова М.А.
- Организационный момент. Задачи на уроках.
- Преподаватель музыки:
- Очаровательные дамы и господа!
Мы предлагаем Вам совершить с нами прогулку по сиреневому саду. Добро пожаловать!
На свете нет нам края краше и милее,
Чем Гатчина, в которой мы живем!
Откроем занавес волшебной кистью Муз,
Чарующих и словом, и душою...
- Преподаватель литературы:
- Материал урока должен помочь приоткрыть
волнующие тайны образа сирени, понять, как очаровательна, как музыкальна
дивная сирень, и подготовиться к сочинению “Волшебная сирень”. Помогут нам
музыкально-поэтические этюды с элементами инсценирования. Запишите в тетради
тему урока и эпиграф.
- Ход урока:
В ходе урока мы будем собирать материал к сочинению.
- Преподаватель музыки:
- Музыкальная зарисовка.
- Преподаватель литературы:
- Представим себе, что мы в старинном Гатчинском
сиреневом саду. ( звучит музыка С. Рахманинова “Сирень”, ученик читает отрывок
из рассказа А. Куприна “В зеленом домике отца”.
“Цветы сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском
парке. В воде плескаются утки, гуси, теряя свои белые перья, зеленеет трава,
благоухают тополи...”
“...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно
и ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера,
и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...”
“... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный
запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном
блаженстве...”
Преподаватель литературы предлагает сделать вывод: смысл — приятно
слышать нежный запах сирени.
- На сцене декорации старинного Гатчинского парка.
- Исполнение хоровым коллективом песни “Сирень-черемуха”.
- Солист хорового коллектива Мухин Александр исполняет начальные строки каждого
куплета:
“Расцвела сирень - черемуха в саду.
На мое несчастье, на мою беду.
Я хожу, хожу, хожу,
Я на цветы гляжу, гляжу,
Я лучше тех цветов, цветов
Я милой не найду..”
|
В руках у солиста-Александра корзиночка с букетиком сирени.
- Под музыку второго куплета две пары прогуливаются по парку, солист предлагает
гуляющим: “Купите букетик!”
Пары уходят в зал, класс-хор поет первые строчки; затем — третий куплет.
- Преподаватель литературы:
- Обилие сирени цветущей не могло оставаться вне духовной и художественной жизни людей,
особенно композиторов, художников и поэтов.
Афанасий Фет писал:
“В каждый гвоздик душистой сирени,
распевая, вползает пчела”.
|
Александр Блок:
“Открывая окно, увидел я сирень,
Это было давно — в улетающей день.”
|
- Учитель музыки:
- Порой посмотришь на сирень и в душу закрадывается “лучезарная грусть”, особенно в
период увядания.
Поэт Иннокентий Анненский об этом сказал:
“Чу, ветер прошумел — и белая сирень
Над головой твоей, качаясь, облетает...”
|
Получая удовольствие от музыкального произведения “Сирень”, хочется вспомнить
С.В. Рахманинова, именно белая сирень была “царицей души” у композитора.
И никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь
за границей. Возможно, свою нежную любовь композитор передал в музыкальном
образе сирени.
Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков.
В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в
рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня... никогда не изнывал
я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”.
Один из писателей сказал: “ Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый
оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень —
и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности жизни. В
чем дело — сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках-цветочках
блеклых тонов и ярких?”
- Стихи в творчестве гатчинских и других поэтов
- Преподаватель литературы:
- Попробуйте, прослушав стихи, определить, каково отношение авторов к сирени?
- Стихи читают учащиеся:
Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый светлый майский день
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень
|
“Сирень” и “день” — нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней знает кто?
“Сирень” и “день”! Как опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я, на мир смотря влюбленно,
Пьян сном сиреневых кистей?
Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и золот —
Виновных нет в весенний день!
|
Игорь Северянин “ Гатчинский весенний день”
“О милый тихий городок,
Мой старый, верный друг.
Я изменить тебе не мог
И, убежав от всех тревог,
В тебя въезжаю вдруг!
Ах, не в тебе ль цвела сирень,
Сирень весны моей!”
|
Игорь Северянин “Музей моей весны”
“Вернулся я, вернулся
домой издалека
и сразу окунулся
в сирень, как в облака.
Пусть день и сер, и скучен,
И с крыш воды поток! . .
Разорванные тучи
Уносит на восток
И буду, как когда-то
пить воду из ковша. . .
И заблестит лопата,
Засветится душа.”
|
Август Ярковец “Вернулся я...”
“Растворил я окно, - стало грустно невмочь, -
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благозвучным дыханьем сирени.”
|
Константин Романов
Вдыхая сирень и тяжелые гроздья,
Как дар бесконечный, на грудь принимая,
Весна, погоди, долгожданная гостья,
Еще не отпрянули сумерки мая!
Волнами кипят полнокровные кущи
То ветер, зеленым простором владея,
О чем-то поющий, куда-то влекущий,
Смещает узор на плаще чародея.
|
Лариса Тараканова
- Преподаватель литературы:
- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общее в стихах? (восхищение сиренью,
любование ею)
- Северянин:
- “душистая”, “милей и слаще нет”, “пьян сном сиреневых кистей”
— объясните смысл (от запаха кружится голова) “вечно будут петь сирень”,
“сирень весны моей”;
- Ярковец:
- “окунулся в сирень, как в облака”, (очень пышная);
- Романов:
- “благовонье” (очень приятное дыхание) сирени;
- Тараканова:
- сирень — “дар бесценный”.
Так о сирени могут писать люди, любящие природу и особенно сирень.
- Знакомство с репродукцией картины П.П. Кончаловского “Сирень” — раздаточный
материал; частичный анализ — беседа.
- Преподаватель литературы:
-
- Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен:
“Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.
- Посмотрите внимательно на репродукцию картины.
Не правда ли, пахнуло весной?
Что скажете о букете сирени?
Запишем в тетради (на фоне музыки)
- Учащиеся записывают:
-
- Букет: свежий, пышный, красивый, ароматный, большой...
Каких оттенков эта великолепная сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая,
темно-красная, фиолетовая. . .)
- Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)
Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики,
крестики, звездочки).
Для художника важен целостный образ букета.
Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные
кисти сирени).
Какими прилагательными — эпитетами можно описать сирень и выразить свое
отношение к ней?.
Дети отвечают под музыку:(изумительная, чудная, несравненная, восхитительная,
роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная, волшебная, волнующая,
чарующая).
- Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы
чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает
хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы. Дополнительно
дети рассматривают картину гатчинского художника Филатова “Сирень”.
- Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский
Послушайте и скажите, нет ли схожих образов сирени у художника и поэта,
в прозе А.Куприна, в музыке.
Стихи и проза перед вами.
“Сирень” |
“Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.”
|
Преподаватель литературы:“Торжествующе пахнет сирень”
Чем же схожи описания сирени у художников и поэтов?
- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?: (грозди у сирени
тяжелые, мокрые, цветы белые, темно-лиловые), но у Рождественского сиреневый
сад — душистое море, осыпающиеся лепестки — лепестковый дождь; пахнет сирень
— торжествующе.
- Художник использует краски, поэт - слово, но оба изображают сирень. И мы
чувствуем, что поэт и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью
и красотой родной природы.
- Музыка и поэзия
- Преподаватель музыки:
- “Самая большая тайна искусства — искренность. Если ты проведешь черту,
она должна звучать, как струна скрипки или печально, или радостно. А если
она не звучит —- это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так.” М. Сарьян
- В. Сухомлинский писал:
- “Музыка открывает людям глаза на красоту природы. . .”
О силе музыки, о ее волшебстве, о влиянии на человека написано в стихах.
Послушайте некоторые из них, и вы ощутите, как в поэзии растворена музыка,
как поэзия наполнена музыкой. Захочется вернуться к стихам, тогда и услышишь
сердце.
- Небольшие поэтические миниатюры о силе музыки
- Алесь Звонак (белорусский поэт)
“Мир ярких звуков, трепетных созвучий,
Ты, к сожалению, не подвластен мне,
Но слух твоей мелодией зовущей
Заворожен в звенящей тишине. . .”
- Лев Озеров
“Не умею рассказывать музыку,
И не смею рассказывать музыку,
И немею, слушая музыку.
А для горести и для смеха мне
Полнота бытия открывается
В час, когда я слушаю музыку”
- Ирина Волобуева
“Как многогранна музыка! Как юна
Она, звуча сквозь времени платы,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты”
“Музыка должна высекать огонь из души человеческой,” — это слова великого
композитора Людвига ван Бетховена.
- Послушайте романс в исполнении ученика.
Исполняется романс “Сирень”
- Обмен впечатлениями.
Какое впечатление на вас произвела музыка? Понравилась ли? Чем? Каким настроением
проникнут романс? Почему?
(Грустно: прошла любовь, завяла ветка сирени)
Такой печальный образ сирени создали композитор Рахманинов и поэт Бектова.
- Подведение итога
Учитель музыки:
- Прогулка по сиреневому саду закончилась. Сегодня мы побывали в сиреневом
саду, полюбовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи, песни о сирени,
волшебной и таинственной. У каждого, конечно, создался свой образ сирени,
возникли свои воспоминания о поре цветения сирени. Свой незабываемый музыкально-
поэтический образ вы сможете отразить в своем сочинении.
Учитель литературы:
- Это очень важно, этот урок поможет написать сочинение “Волшебная сирень”,
в котором создадите свой образ сирени, выскажите свои мысли и чувства.
Запишите домашнее задание:
- Предлагаю поискать самостоятельно стихи, прозу о сирени (можно в сочинении
использовать в качестве цитат);
- Продумать сюжет своего сочинения, написать план (в рабочей тетради), определить
стиль, жанр сочинения, которое будете писать.
- Возможно, у вас возникнет свое заглавие (на материал воспоминаний, наблюдений
за сиренью в букете, на кусте) — “Сирень в нашем саду”, “Куст сирени под
моим окном” и др.
Оценка проведенного урока:
- чтецов — по выразительности чтения;
- солистов
- оценка классу
(Поблагодарим за участие в уроке; результатом будут ваши творческие работы)
- Заключение (под музыку)
Поэт Л. Куликов писал:
“Гатчина - город особый,
огромный открытый музей”
|
А мне хочется добавить: пусть Гатчина снова станет городом-садом, пусть
у домов, в парке растет сирень, много сирени, и радует нас, гатчинцев.
Спасибо за внимание. Урок окончен.