ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЙ
ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ
Потехина Г.В.
В концепции развития Рождественской школы заложена идея: "Счастливы те, занятия которых находятся в согласии с их природой.". Она подсказана самой жизнью, теми условиями, в которых мы работаем и живем. Мы хотели бы, чтобы образовательная и воспитательная деятельность школы сформировала личность, готовую к практической жизни, способную найти себя, свое призвание, стать экологически грамотным землепользователем, культурным и предприимчивым крестьянином - хозяином своей земли.
Для реализации задач экологического воспитания и образования учащихся разработана пробная интегрированная программа по экологии, краеведению и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся. Согласно программе, воспитание экологически грамотного хозяина земли осуществляется на всех этапах обучения.
На I ступени (начальная школа) вводится интегрированный курс "Природоведение и с/х труд", где материал по природоведению и практические занятия по сельхозтруду тесно связаны между собой, обогащают друг друга и, в конечном итоге, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относится к природе. Любовь к Родине, природе, человеку не проявляется вдруг, она воспитывается с самого раннего возраста.
Красной нитью на всех уроках проходит мысль, что человек- часть природы, поэтому от состояния природы зависит его жизнь. Учащимся предлагаются такие предметы как "Азбука нравственности", "Моя малая Родина", "Нравственный идеал россиянина". Их изучение способствует воспитанию любви к родному краю, уважение к семье, народным традициям.
На II и III ступенях изучается "Естествознание", вводится сквозной спецкурс "Основы растениеводства и животноводства" и такие новые для школы предметы:
Для учащихся 7-8 классов в качестве факультатива предлагается "Практикум по экологии", где они знакомятся с методиками экологического мониторинга, готовятся к серьезной научно-исследовательской работе в старших классах.
В течение 2-х лет работает летний экологический лагерь, где исследования ведутся более интенсивно. Лучшие учащиеся участвуют в работе районного экологического лагеря по программе движения "Школьная экологическая инициатива" под руководством заслуженного эколога России, член-корреспондента МАНЭБ Мирошкиной С.М. Здесь школьники приобщаются к миру большой науки, участвуют в работе научных лабораторий ПИЯФ РАН. По результатам практических работ оформляются отчеты, составляются доклады и т. д. Таким образом, творческие способности учащихся реализуются и развиваются на гораздо более высоком уровне, чем на обычных уроках. Эти работы опубликованы в сборниках "Экология. Безопасность. Жизнь." и представлены на экологических олимпиадах. Так, по итогам 3 Международной "Биос-олимпиады-98" Киш Виктория и Осьмак Наталья награждены дипломом I степени.
В школе работает эколого-краеведческий клуб "Родничок". Учащиеся ведут исследования, которые им наиболее близки: геоэкология, экология, медицина, радиоэкология, гидрология, химические основы экологии и др. Члены клуба активно участвуют в реализации плана "Дней защиты от экологической опасности", в конкурсе рисунков и плакатов по экологической тематике. В рамках молодежной акции "Нет - свалкам!" учащиеся школы провели обследование несанкционированных свалок на территории Рождественской волости, участвовали в благоустройстве парков, усадьбы К.Ф. Рылеева в д. Батово и усадьбы В.В. Набокова в с. Рождествено, очистке природных источников. В течение учебного года проводились в школе научно-практические конференции по экологии и краеведческие чтения. Работы учителей школы Шляхтиченко В.Н., Потехиной Г.В., Бороданковой Л.Н., Иванникова В.В., Игонен Т.И. получили диплом Всероссийского конкурса "Организация учебного процесса, научно-методической и экспериментальной работы в школе".
В результате системной образовательной и воспитательной работы решаются задачи формирования экологически ответственного человека, который чутко воспринимает красоту окружающей природы. Мы убеждены, что ответственный человек в условиях любой производственной деятельности будет принимать решения, сообразные научным принципам целостности природы, т. к. он осознает цену "преобразований" природы и четко понимает приоритетное значение экологических проблем над экономическими.
Перейти к оглавлению | ||||||