ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
(из опыта работы Таицкой средней школы)

Дунаева И.Н.

Среди ближайших пригородов Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XVIII — начала XIX столетий, и сегодня поражающей современников. Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774 — 1778 годах по проекту Е.И. Старова, одного из крупнейших русских зодчих. Поселок Тайцы расположен на нескольких холмах. Между ними бьют знаменитые родники — Орловские ключи или Тайцы. В XVIII веке прославленные Таицкие ключи понесли свои воды по самотечному водоводу, проложенному инженером Бауэром, к прудам Царскосельского и Павловского парков.

От них же питалась сложная по конфигурации цепь прудов пейзажного парка Таицкого ансамбля. Из них берет начало река Веревка, протекающая по территории парка и несущая свою воду в реку Ижору.

Поэтому не случайно Демидовский парк был выбран нами объектом реализации части программы экологического образования.

Основными целями и задачами этой работы являются более глубокое развитие знаний и умение применять их на практике, воспитание этических норм, бережное отношение к природе, уважение и любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое, формирование гражданских позиций.

Содержание и построение занятий предлагают развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой; делать выводы и обобщения).

Основным методом для реализации программы является исследовательская работа.

Исследования проводим на проложенной нами в 1996 году экологической тропе.

Карта-схема экологической тропы демидовского парка


Л — луговое сообщество
Щ — прибрежное сообщество щучника ивнякового
С — смена сообществ после вырубки деревьев
Е — смешанный елово-лиственный лес

Наша тропа проходит не только через различные экосистемы, но и мимо архитектурных сооружений Демидовской усадьбы, где проводятся лекции об истории создания этого памятника. На тропе заложено несколько обзорных точек, включающих луговую, лесную, водную экосистемы, а также точки с пограничным или краевым эффектом.

Степень сложности задания различна и зависит от уровня подготовленности учащихся и цели, а разнообразие обзорных точек предполагает его вариативность.

Учащиеся могут выполнять следующие задания:

  1. Провести геоботаническое описание экосистемы с составлением полного списка растений, фенофазы, определением коэффициента фитоценотической значимости и взаимосвязей фитоценоза с компонентами условий среды (рельефом, влажностью и т.д.). Такие задания способствуют углублению и расширению знаний, приобретению навыков работы с определителем и т.д.
  2. Изучить динамику экосистемы. Особенно удобно изучать сезонную динамику, это позволяет работать на тропе не только в весенне-летний и осенний периоды, но и в зимний и составить список фенологических индикаторов. Эта работа под силу младшим школьникам и часто может быть выполнена самостоятельно в качестве
  3. Изучение пограничных (краевых) эффектов. Здесь изучаются тенденции к увеличению разнообразия и плотности живых организмов.
  4. Аутэкологические исследования — исследование всех экологических факторов, влияющих на отдельный вид растения или животного. Целью этого исследования является возможно более точное описание экологической ниши вида.
  5. Исследование антропогенного влияния на экосистему. В данном исследовании оценкой могут служить различные методы химического анализа, биоиндикации (Практикум по экологии. Алексеев С.В.)

    Исследования на экологической тропе могут быть очень разнообразны, но независимо от качества исследования должны быть представлены в виде сообщения, оформленного соответствующим образом:

  1. Введение — основная идея и цель исследования.
  2. Методики исследования — где и как это было сделано, при помощи каких приборов и методов.
  3. Результаты и наблюдения.
  4. Выводы.
  5. Список используемой литературы.

Важным моментом занятий на экологической тропе должны быть природоохранные мероприятия и культура поведения. Каждое занятие должно заканчиваться экологическим десантом.

Используемая литература

  1. Алексеев С.В. “Экология”, 9 кл., СПб. СМИО ПРЕСС. 1997
  2. Алексеев С.В. Практикум по экологии., СПб. СМИО ПРЕСС. 1997
  3. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, Биология. Москва. Мир. 1990
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100