ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
(из опыта работы Таицкой средней школы)
Дунаева И.Н.
Среди ближайших пригородов Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XVIII — начала XIX столетий, и сегодня поражающей современников. Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774 — 1778 годах по проекту Е.И. Старова, одного из крупнейших русских зодчих. Поселок Тайцы расположен на нескольких холмах. Между ними бьют знаменитые родники — Орловские ключи или Тайцы. В XVIII веке прославленные Таицкие ключи понесли свои воды по самотечному водоводу, проложенному инженером Бауэром, к прудам Царскосельского и Павловского парков.
От них же питалась сложная по конфигурации цепь прудов пейзажного парка Таицкого ансамбля. Из них берет начало река Веревка, протекающая по территории парка и несущая свою воду в реку Ижору.
Поэтому не случайно Демидовский парк был выбран нами объектом реализации части программы экологического образования.
Основными целями и задачами этой работы являются более глубокое развитие знаний и умение применять их на практике, воспитание этических норм, бережное отношение к природе, уважение и любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое, формирование гражданских позиций.
Содержание и построение занятий предлагают развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой; делать выводы и обобщения).
Основным методом для реализации программы является исследовательская работа.
Исследования проводим на проложенной нами в 1996 году экологической тропе.
Карта-схема экологической тропы демидовского парка
Наша тропа проходит не только через различные экосистемы, но и мимо архитектурных сооружений Демидовской усадьбы, где проводятся лекции об истории создания этого памятника. На тропе заложено несколько обзорных точек, включающих луговую, лесную, водную экосистемы, а также точки с пограничным или краевым эффектом.
Степень сложности задания различна и зависит от уровня подготовленности учащихся и цели, а разнообразие обзорных точек предполагает его вариативность.
Учащиеся могут выполнять следующие задания:
Содержание вопросов может быть именно с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности.
Исследования на экологической тропе могут быть очень разнообразны, но независимо от качества исследования должны быть представлены в виде сообщения, оформленного соответствующим образом:
Важным моментом занятий на экологической тропе должны быть природоохранные мероприятия и культура поведения. Каждое занятие должно заканчиваться экологическим десантом.
Используемая литература
Перейти к оглавлению | ||||||