ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Любарский А.Н.

В Ленинградской области накоплен определенный опыт преподавания экологии как учебной дисциплины. Этот предмет введен в учебный план средней школы уже более двух десятилетий назад. Необходимость его введения диктовалась во многом тем, что изучение "экологии" исключительно важно не только с познавательной, но и с нравственно-философской точек зрения. С одной стороны, данная наука позволяет прочувствовать единство, которое существует между человеком и природой, с другой стороны — определить место самого человека в экосистемах разного уровня организации и выработать у него гуманное отношение к величайшей на Земле ценности — жизни.

Роль экологии в настоящее время еще более возросла в связи с реформированием системы образования. Нарождающаяся государственная политика в области образования предполагает построение взаимосвязанной коалиции позиций, действующих в трех аспектах: федеральном, региональном и межрегиональном. Федеральная политика имеет целью постановку общих для всех регионов задач. Цель региональной и межрегиональной политики заключается в решении задач, связанных с координацией разработок моделей, проектов и систем регионального образования.

Основными задачами, решаемыми в рамках федерального компонента образования, являются его гуманизация, направленная на осмысление роли человека в современном меняющемся мире, и его холизация, т.е. рассмотрение окружающего мира как целостной системы. Холизация предполагает раскрытие во всей полноте и сложности духовного мира созидающей личности.

Опора на эти две образовательные парадигмы дает возможность развить у детей творческое гуманитарное мышление. Дети должны понять и, главное, почувствовать, как природные явления влияют на образ жизни людей, их быт, характер, культуру. В то же время они оказываются в состоянии уяснить для себя взаимосвязь противоположного характера, как человек воздействует на природную среду.

Элементы экологии включены во многие школьные дисциплины- химию, биологию, физику, географию, но этого бывает подчас недостаточно для воспитания экологической культуры, формирования экологического мировоззрения. Школа может и должна дать глубокие теоретические знания по экологии, но для нее представляется затруднительным закрепление этих знаний на практике. В результате она далеко не всегда может ориентировать детей на формирование экологических способов деятельности в природе. Для многих из них остаются неизвестными конкретные способы практической деятельности по изучению и сохранению природы. Между тем именно практическая деятельность является чрезвычайно актуальной в настоящее время, когда остро стоит вопрос о выживании нашей планеты.

На федеральном уровне решение такой задачи затруднено отсутствием единой и достаточно обоснованной концепции экологического образования. Более реально решить данную задачу на региональном и межрегиональном уровнях. Здесь уже ведутся работы по составлению комплексно-территориальных программ, включая экологические.

Одной из первых приступила к составлению региональной программы развития образования Ленинградская область. В разрабатываемой ею программе экологическое направление образования входит в качестве составной части, являясь в то же время стержневой линией всех 12 ее проектов: “личностно-ориентированная модель дошкольного образовательного учреждения”, “школа развития и социализации личности”, “мотивационное развитие личности ребенка”, “одаренность”, “дети Чернобыля”, “дети-сироты”, “лето” и др.

Проект "Экология Ленинградской области", разрабатываемый в рамках программы, является составной частью регионального компонента образовательного стандарта. Над его разработкой и работает широкий круг лиц, в том числе методисты и ученые областного института развития образования, учителя-практики, общественные организации, занимающиеся проблемами экологии и охраны окружающей среды.

Проект исходит из того, что Ленинградская область — один из ведущих регионов России [ 1, 4, 5]. Он расположен в умеренных широтах лесной зоны на Северо-Западе России и занимает вместе с Санкт-Петербургом 0,5% территории страны. Ленинградскую область отличает богатство культурно-исторических традиций, существование в ней большого числа памятников природы, истории и культуры. Она бережно сохраняет самобытные ремесла народов, населяющих регион: вепсов, карелов и др. (киришское кружево, оятская игрушка и др.).

В Ленинградской области разведаны сравнительно большие запасы таких полезных ископаемых, как граниты, пески, глины, горючие сланцы, фосфориты, бокситы, торф и др. Разнообразие почв, включающих расположенные на Ижорской возвышенности и отличающиеся сравнительно высоким плодородием дерново-карбонатные их разновидности, благоприятствует развитию на Ленинградской земле сельского хозяйства. Здесь произрастают хвойно-широколиственные леса, дающие высококачественную древесину, обитает значительное количество видов животных, в том числе имеющих промысловую ценность. Обеспеченность водными ресурсами оказывается весьма существенной. Все это свидетельствует о достаточно благоприятных для экономического развития данного региона природных условиях.

Казалось бы, для хозяйственного развития региона не должно существовать значительных препятствий. Однако высокая концентрация производства обусловливает все более усиливающуюся степень загрязнения окружающей среды в Санкт-Петербурге и прилегающих к нему районах. Только в самом городе действует более 44 000 стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, суммарный объем которых превышает 400 000 тонн пыли, сернистого ангидрида и других вредных для здоровья людей и окружающей среды веществ [1, 4, 5].

Загрязнению подвергается не один лишь воздух, но и остальные компоненты природной среды: поверхностные, почвенные и грунтовые воды, почвы, леса и т.д. Источники загрязнения заключены как в выбросах в атмосферу газов, так и в ядохимикатах, попадающих на сельскохозяйственные поля, радионуклидах, выделяющихся в процессе совершения ядерного топливного цикла, и в других отравляющих окружающую среду веществах и процессах. Разумеется, это не может не вызывать тревоги за ближайшее будущее природы в регионе.

Учитывая сказанное, экологические проблемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области должны быть обязательно отражены в программах и учебных планах, относящихся к региональному компоненту экологического образования. Регион, представляющий собой крупную урбанизированную территорию, сочетающую в себе природные и техногенные ландшафты, должен рассматриваться как антропоэкосистема.

Подробно знакомясь с природными и антропогенными факторами, формирующими экологическое состояние своей территории, учащиеся имеют возможность углубить и расширить собственные знания и умения, полученные ими в общем курсе экологии. Такая возможность видится в первую очередь во внеклассной работе, поскольку сокращение базисного учебного плана, наблюдаемое в настоящее время, не позволяет решить эту задачу в полном объеме в рамках только школьной программы, без привлечения системы дополнительного образования; в экологических кружках и клубах, в летних экологических лагерях, в походах. В процессе участия в международных проектах и объединениях — "Чистые воды Балтики", "Прозрачные воды Невы", "Дети Балтики", "Друзья Южного берега Финского залива" и др. — учащиеся школ и других образовательных учреждений наполняют свой опыт, умения, навыки конкретным содержанием. Они уже не просто констатируют изменения в состоянии природной среды под влиянием антропогенной деятельности, а применяют полученные знания для объяснения событий в реальных экосистемах и даже для предвидения возможных последствий этой деятельности.

Среди перечисленных форм внеклассной работы заслуживает особого внимания участие детей и подростков в экологических клубах, осуществляющих свою деятельность в системе непрерывного экологического образования, как один из наиболее эффективных ее видов. Клуб аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона (руководитель А.И. Шишкин) и ассоциация "Экосистема" (руководитель А.С. Боголюбов) проводят экологические практикумы с использованием инструментальных методов исследования окружающей среды[ 3]: биотестирование, хроматография, pH-метрия, титрование и др.

Однако возможно изучение природных объектов и без специального оборудования, на основе простейших методов анализа. Соответствующая учебная программа была разработана педагогом дополнительного образования Киришского Дворца творчества юных Н.С. Гариной. Особенностью этой программы в отличие от вышеназванных, ориентированных, главным образом, на старшеклассников, является ее направленность на школьников 1-10-ых классов, т.е. на начальную и среднюю школу. И если в начальной школе учащиеся еще только знакомятся с объектами живой и неживой природы, выявляя у них черты сходства и различия, получают первые навыки их систематизации, то уже в средней школе их занятия носят более серьезный характер. Начиная с 5-го класса, они в процессе обучения практическим навыкам исследования постигают законы существования и функционирования живых систем в их взаимодействии, взаимоотношениях и взаимосвязях с окружающей средой. Здесь получает развитие холистический подход обучения, когда в процессе развития навыков наблюдений, интерпретации полученных результатов и прогнозирования влияния этих данных на составные части экосистемы, экосистему в целом, человека и его здоровье возникает умение видеть общие законы построения мира, его единство и целостность. Холистическая парадигма подразумевает, что постижение объективно существующих взаимосвязей между природой, обществом и личностью происходит в процессе сочетания мироведческого и краеведческого подходов. В этом случае через познание своего родного края перед ребенком раскрывается разнообразие мира, конкретизируется понятие далекого путем, что приближает его к детскому опыту.

Во внеклассной работе существует больше, по сравнению со школой, возможностей для проведения не только практических, но и теоретических занятий. Здесь возможны не только такие формы уроков, как лекции, дискуссии, игры, но и многие другие: уроки-тесты, уроки-защиты результатов своих практических исследований и т. д.

На кружковых и клубных занятиях дети, как правило, разбиваются на небольшие группы, каждая из которых изучает конкретный объект окружающей среды: оценивает качество воздуха и воды, "мусора" и т.д. Очень важно, что при этом в изучении структуры экосистем и характера взаимодействия их компонентов достигается наибольший эффект. Взаимосвязи между компонентами экосистем хорошо прослеживаются даже при наблюдениях в биогеоценозах не только верхних-нижних уровней их организации, но и в локальных биоценозах (березовая роща, ельник-кисличник и т.д.). Здесь юные экологи своими глазами могут увидеть, как связаны между собой составляющие их горные породы, почвы, вода, воздух, солнечная радиация, микроорганизмы, растения и животные. В результате для детей становится очевидным то, что ранее для них, возможно, было всего лишь абстрактным представлением: человек и окружающая его природа представляют собой единую, живущую по законам эколого-биологических и эколого-социальных взаимодействий систему. У них оказывается сформированным экологическое мировоззрение как органическая составная часть общего мировоззрения, а в конечном итоге как средство регуляции их практической деятельности.

Практическая деятельность детей осуществляется наиболее эффективно в экологических лагерях, работающих по многопрофильным развернутым программам. К числу таких программ относится программа "Школьная экологическая инициатива", в которой на протяжении вот уже более пяти лет участвуют учащиеся школ г. Гатчины и Гатчинского района. Каждый год на базе Санкт-Петербургского института ядерной физики им. академика Б.П. Константинова (ПИЯФ) при активном участии руководителя программы С.М. Мирошкиной организуется летний экологический лагерь. В связи с характером деятельности института, обладающего действующими исследовательскими ядерным реактором и синхроциклотроном, которые являются источниками повышенной радиационной опасности на данной территории, особое значение для обеспечения экологической безопасности приобретает контроль за радиационной обстановкой. И несмотря на то, что у ПИЯФа имеется радиационная служба, ребята проводят собственный общественный мониторинг — измеряют радиационный фон вблизи своих школ и в других местах Гатчины и Гатчинского района. Полученные результаты они анализируют, каждый раз определяя причину повышения величины радиационного фона тех или иных мест. Так, повышенный уровень радиации вблизи Гатчинского Дворца оказался вызванным не работой ядерных установок, а горными породами, использованными при строительстве, а также геологическим строением территории [2].

Изучая данное явление, казалось бы, связанное только с физикой, ребята, тем не менее, расширили свои представления и о столь важном для экологии предмете как география. Именно она занимается изучением геологического строения территорий. Отсюда им стал понятнее интегративный характер экологии как науки. Географический подход к объяснению наблюдаемого явления вполне закономерен, поскольку экология рассматривает взаимодействие в системе "человек, общество, среда". География же, направляя мысли детей на умение видеть, понимать и оценивать сложную структуру взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой, в процессе проведения экологического мониторинга помогает им выработать необходимое для дальнейшей деятельности системное мышление.

Роль географии оказывается ведущей и еще в одном компоненте экологического мониторинга — составлении элементарных геоэкологических карт. Отражая на таких картах физическое, химическое, биологическое, эстетическое воздействия на окружающую среду за последовательные периоды времени, учащиеся могут активнее участвовать в природоохранной деятельности. Слежение за изменениями в состоянии городской среды, в том числе за разрушением архитектурных и художественных памятников под воздействием промышленных загрязнений, дает им возможность участвовать в природоохранной деятельности. Они имеют возможность довести собранную информацию до сведения районных и городских властей для принятия необходимых мер по сохранению культурно-исторического наследия.

Таким образом, в Ленинградской области проводится большая внеклассная работа по экологическому образованию. Этому в значительной мере способствуют разрабатываемые и уже в значительной мере реализуемые на практике региональные программы. Показателем интереса ребят к экологии служит их активное участие во многих внеклассных мероприятиях: в экологических кружках и клубах, в лагерях и походах, в олимпиадах разного уровня и т.д. Однако на сегодняшний день внеклассная работа по экологии еще не стала составной частью всех образовательных учреждений области, а в этом кроется значительный резерв для ее дальнейшего развития.

Используемая литература

  1. Алексеев С.В., Терешенков О.М., Жаворонкова И.А., Шагин А.В. Экология Санкт-Петербурга и области. СПб., 1995.
  2. Мирошкина С.М., Королев В.Г., Ветютнев А.И., Искандеров М.Д. “Экология. Безопасность. Жизнь.”. выпуск 4, с. 90-92, Гатчина, ПИЯФ РАН, 1997.
  3. Салеева Л.П. Проект программы интегрированного курса "Человек и окружающая среда" для начальной школы, "Начальная школа". М., вып. 9, с. 11, 15, 1993.
  4. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского региона в контексте глобальных изменений. СПб., "Наука", с. 442, 1996.
  5. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. СПб., с. 370, 1995.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100