МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О БОЛЬШОМ ЛЕСЕ

Лесоводство - дитя нужды

Гаврилова И.А.

В предыдущем рассказе (см. "Экология. Безопасность. Жизнь." выпуск 6, 1997 г.) говорилось об историческом значении лесов России в ее формировании и развитии как государства.

Бесконечные лесные просторы, разнообразие и богатство лесов создали специфические условия формирования экономики страны, основой которой явилось производство и торговля ценными видами древесного сырья и продукции деревоперерабатывающей промышленности: древесины, поташа, смолы, дегтя, древесного угля и других видов сырья, а также пушнины и меда. Экономическая независимость давала возможность быстрому расцвету градостроительства, укреплению военной мощи страны, созданию хорошо оснащенного морского и речного флота, металлургической промышленности, расширению торговых связей, как внутри страны, так и за рубежом.

К началу XIX столетия молодая Россия уже входит в число развитых европейских стран. Но на поддержание статуса передовой державы России требуется все большее количество энергетического сырья, которым до появления разработок месторождений и технологий использования нефти и газа еще долгое время оставалась только древесина. По-прежнему леса вырубались на огромных площадях по всей стране, особенно на ее обжитой части под сельхозугодья, но увеличивающиеся нужды деревообрабатывающей и металлургической промышленностей; на обогрев жилищ, на сжигания в топках паровозов и пароходов. Только за столетие после Петра I в России было вырублено более 22 млн.гектар леса. XYIII - XIX века стали веками великого опустошения и разорения лесов России, особенно в ее европейской части. Буквально за несколько десятилетий обезлесили Украина и Молдавия, берега Волхова и Свири, сводятся леса на Кубани и по берегам Волги, смерчем проносится вырубка лесов на Урале, в Сибири, по берегам Байкала. В XIX веке расчистка лесов шла одновременно в Архангельской, Смоленской, Рязанской, Воронежской, Тверской, Новгородской, Орловской, Костромской, Ярославской, Полтавской, Харьковской и др. губерниях. Опустошение Харьковской губернии произошло всего лишь за 10 - 15 лет. Вырубка лесов носила характер национального бедствия. Россию ожидала судьба Испании, Греции, Франции, Германии, большей части США, где первозданные леса исчезли вообще, а остатки лесных массивов были переведены на форму садового хозяйства.

Вырубка лесов принимает характер стихийного бедствия и тогда, когда в природообразовательный процессы вступают вторичные факторы: изменение климата, обмеление или полное исчезновение рек и озер, бурное развитие эрозийных процессов. Эрозия почв на Украине, Молдавии, Воронежской и других черноземных районов ежегодно поглощала сотни тысяч гектар плодороднейших земель, создавая на их месте глубокие многократно разветвленные овраги, вызывала оползни и другие виды стихийных бедствий, которых ранее Россия не знала. Медленно наступает отрезвление от упоения свободного пользования лесом. Теперь уже не кажется, что лес растет как трава, косить которую никто запретить не может.

Первые сигналы о дефиците лесов по рекам Воронеж, Свирь, Волхов, Десна и др. поступают еще Петру I, и число их с каждым годом растет. Перед Петром I встает проблема защиты судоходных и сплавных рек, защиты отдельных насаждений и даже деревьев, имеющих важное значение для кораблестроения, перевода их в разряд заповедных. Он издает более 200 указов, распоряжений и наставлений природоохранного и лесозащитного значения, что потребовало надзора за их выполнение и осуществление.

В 1722 году Петр I учреждает вальдмейстерскую службу лесничих при Адмиралтейств-коллегии, призванную взять под охрану и государственный контроль прибрежные и заповедные леса, отдельные пригодные для кораблестроения породы, "за порубку коих полагалось смертная казнь или каторжные работы".

В 1723 году определяется порядок рубки в заповедных лесах и издается специальная "Инструкция обервальдмейстера". По инструкции к заповедным относятся леса на 50 верст вдоль больших и на 20 верст вдоль малых рек.

В 1726 году Екатерина I запретила вальдмейстерскую службу. Но отсутствие надзора за лесами создало условие прежнего безнаказанного пользования ими промышленников и населения по своим неограниченным потребностям. Воровство в заповедных лесах приняло такую форму, что Указом Анны Иоановны в 1731 году вальдмейстерская служба была восстановлена вновь.

Деловые люди понимали, что без четкой организации лесного дела леса надолго не хватит. В начале XYIII века начала формироваться и вычленяться в особую отрасль новая организационная структура, сохранившаяся до настоящего времени - лесное хозяйство. Лес принимает стоимостное выражение, пользование древесиной становится платным. Для отпуска платной древесины создается специальная служба.

В 1786 году Екатерина II вынуждена была создать надзор за всеми государственными лесами. А в 1798 году издаются первые форстмейстерские инструкции, в которых давались распоряжения по охране, сбережению и отпуску леса.

Перевод потребления леса на длительный период, передача его во владение для постоянного пользования потребовало разработки научного обоснования такого лесопользования. Оно заключалось в изучении законов биологии лесных насаждений в целом и отдельных деревьев, закономерностей смены пород и искусственного лесовозобновления. Возникла потребность в создании нормативов по строгому учету о наличии, состоянии и качества лесных насаждений. Остро не хватает теоретических знаний о лесе.

В 1766 году выходит первое руководство по лесоводству на русском языке. Оно принадлежит "лесному знателю Фокелю" - создателю Линдуловской рощи под Санкт-Петербургом. А в 1798 году создается первая "Форстигейстерская инструкция", которая, в отличие от вальдмейстерской, не только определяла, но и давала конкретные указания на методы хозяйствования в лесах.

В 1798 году Указом Павла I в России учреждается Лесной департамент (200-летие которого наша страна отмечает в этом году). Департамент возглавил генерал О.Ш. Дерибас, прославленный своим участием во взятии Измаила в русско-турецкой войне и основатель города Одессы.

В 1799 году Адмиралтейская коллегия, которой подчинялся Лесной департамент, впервые выполнила государственный заказ по лесным посадкам дуба вдоль берегов Невы, Волхова, Шесты, Ловати. Началось создание искусственных лесов Воронежской, Харьковской и других губерниях. Но справедливость требует считать первыми искусственными лесами России не эти посадки, а те, которые были созданы еще при Петре Первом и под его личным контролем. Работы эти выполнялись солдатами военных поселений, что говорит о той важности, которую царь Петр придавал этому делу. Очевидцы рассказывали, что выстраивалась в один ряд рота солдат, давалась команда: "Равняйсь!", после чего в землю закапывался желудь или семечко сосны. Далее делалось два шага вперед и все повторялось. До сих пор еще по берегам рек Северского Донца и Ворсклы сохранились небольшие участки старых дубов и сосняков, сохранившихся с тех времен.

Для развития лесоводства и лесного хозяйства в России становится уже недостаточным издания отдельных инструкций или наставлений, работ "лесных знателей". Возникает потребность в создании лесной науки, школы ученых - лесоводов для изучения естественных процессов роста и развития лесных насаждений, их зависимости от географических, климатических, почвенных и других условий местопроизрастания. Вырубаемые леса необходимо было восстанавливать, используя естественно-природные законы о лесе.

России нужны были свои ученые лесоводы, способные создать "Учение о лесе", и специалисты, владеющие этим учением для успешной эксплуатации лесов без их гибели и даже для их "улучшения и приумножения".

В Европе, особенно Германии, уже существовала своя лесная школа. Влияние ее на лесоводство в России было очень велико, но оно не всегда соответствовало ее условиям и нуждам. Принятые на русскую лесную службу иностранные специалисты не всегда ревностно и добросовестно относились к своим обязанностям.. Ученый - немец К.Ф. Тюршер, эмигрировавший в Россию, так писал о своих соплеменниках, используемых на российской лесной службе: "Это были егери без образования, позорящие немецкое имя и немецкую лесную науку; были настоящие специалисты, но не знающие и не желающие знать местные условия и полагающие, что все в России нехорошо, кроме их собственной персоны; а были и просто авантюристы, непризнанные гении, отправившиеся искать счастье в чужих странах".

В 1803 году Александром I учреждается Практическое лесное училище в Царском селе под Санкт-Петербургом. В Козельске открывается Императорский форст-институт.

Интересно определялись задачи лесных научных заведений того времени: "Чтоб ближайшими средствами приобрести знающих в лесоводстве людей, как бы с вящей пользой могли быть употреблены при лесном управлении, и для того полагается, чтобы все наставления до сохранения и развития лесов и прочих частей лесоводственной науки относящиеся, преподаваемы были теоретически, а более на самом деле".

В 1826 году для прохождения практики воспитанников Лесного училища под Санкт-Петербургом создается Лисинское лесничество, существующее до настоящего времени. В 1834 году оно получило статус учебного. В этом же году в нем было создано егерское училище, выпускающее младших лесных специалистов. В настоящее время оно известно, как Лисинский лесной техникум.

Начало отечественной лесной науки было положено трудами А.А. Нартова, А.Т. Болотова, М.Е. Теплоухова, М.К. Турского. В 1765 году А.А. Нартов пишет книгу "О посеве леса", но в то время на нее никто не обратил внимания, т.к. считалось, что сеять лес то же, что лить воду в реку. Вслед за этим появляется работа А.Т. Болотова "О рубке, подправлении и заведении лесов". В 1804 году издаются "Основания лесоводства" Е.Ф. Зябловского. Граф Строгонов отправляет в Германию на учебу в Тарандтскую лесную академию своего крепостного А.Е. Теплоухова. По возвращению в Россию он назначается главным лесничим горнозаводских лесов имения Строгановых на Урале. Теплоухов первый вводит разделение лесов на лесничества. Эта схема: лесхоз - лесничество - обход и сейчас является основой для управления лесами.

Работать в лесничествах всегда было тяжело. Труд лесничего всегда требовал людей особенного, самоотверженного характера. Жить и работать приходилось часто вдали от населенных пунктов, культурных центров, путей сообщения, врачебной помощи. Во многих районах Сибири, Дальнего Востока, севера это и сейчас остается таким же фактом самопожертвования и самоотдачи людей, преданных своему делу.

В 1917 году произошла национализация всех лесов России. И в настоящее время, когда происходит возврат к капиталистическому способу развития страны, леса остаются в ведении гослесфонда и передаче в частную собственность не подлежат.

В советский период создается по всей стране широкая сеть лесных научно-исследовательских и учебных институтов, техникумов, лесоопытных и контрольно-семенных станций.

Русская лесная школа, во главе которой стояли такие выдающиеся ученые, как Ф.К. Арнольд, А.Ф. Рудзинский, М.М. Орлов, Г.Ф. Морозов, Г.Н. Высоцкий, М.Е. Ткаченко и многие другие, внесла огромный вклад в развитие мировой лесной науки.

В настоящее время простое хозяйственное значение лесов перерастает в важную экологическую проблему. Производство древесины, ее потребление, организация накопления древесных запасов строится только на лесовосстановительных процессах. Использование лесов человеком не должно носить разрушительный характер в природе. Лесоводство будущего должно принять значение "эколесоводства".
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100