О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ
Козьяков А. Ф.
1.Законодательная основа
Законодательная база деятельности органов Госатомнадзора России включает в себя соответствующие положения Конституции России (ст.42), международные договоры, федеральные законы субъектов федерации, а также подзаконные нормативные акты.
Основными правовыми актами, где определяются экологические требования ко всем, кто использует радиоактивные материалы, являются:
При осуществлении требований указанных нормативных актов важную роль играют положения административно-правового, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального характера, определяющие порядок взаимодействия с государственными органами, получение информации, а также правила и порядок предъявления исков в суд.
2. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные функции, и органов исполнительной власти субъектов федерации
На основании ст.72 Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа) находятся, в частности, вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, законодательство об охране окружающей природной среды.
Постановлением Правительства от 30 декабря 1998 года № 1594 установлено, что Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия; Государственного земельного комитета, Государственного комитета по рыболовству, Федеральной службы геодезии картографии, Федеральной службы лесного хозяйства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, Федеральной пограничной службой, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды определены положениями об этих органах.
Так, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды организует и обеспечивает мониторинг загрязнения окружающей природной среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф. Минздрав России в лице Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает нормы радиационной безопасности. Контроль за хранением и использованием радиоактивных материалов ведется органами Госатомнадзора и Минздрава России, причем порядок взаимоотношений и координации деятельности между этими федеральными органами определены взаимным соглашением от 14.07.98 о взаимодействии в области гос. регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии (Первоначально такое Соглашение было подписано в 1994 году).
Являясь федеральным органом исполнительной власти, Госатомнадзор России в соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным Президентом Российской Федерации, совместно с другими органами исполнительной власти РФ участвует в формировании и реализации системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Входя в единую систему исполнительной власти РФ, в соответствии с возложенными на них функциями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять контроль за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на подведомственной территории. Кроме того, они должны содействовать проведению экологических экспертиз на территории объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.10.94
№ 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти" глава исполнительной власти (мэр) субъекта РФ действует самостоятельно, в пределах своей компетенции, по вопросам, связанным с полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ. При обращении главы администрации в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу администрации (мэра) по вопросам, связанным с его компетенцией, консультациями специалистов, безотлагательно представляют необходимую информацию и документы, независимо от степени их секретности, в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
В целях обеспечения радиационной безопасности, сохранности и учета радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области и приведение их в соответствие с требованиями НРБ и ОСП по инициативе Северо-Европейского округа Госатомнадзора России Правительствами города и области принято совместное распоряжение № 893-р/915-р от 31.08.94/09.09.94 "О дополнительных мерах по обеспечению радиационной безопасности на предприятиях и организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Кроме того, для обеспечения надлежащего уровня взаимодействия городских и районных структур в области радиационной безопасности, распоряжением Мэрии от 09.12.94 № 1233-р "О представителях районных администраций, координирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности", утверждено Положение о функциональных обязанностях представителей районных администраций Санкт-Петербурга, координирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности на подведомственных территориях. В соответствии с этим Положением представитель района по вопросам РБ, в частности, должен оказывать необходимое содействие федеральным надзорным органам и незамедлительно информировать органы госатомнадзора и санэпиднадзора о регистрации в районе предприятий и работ с использованием радиоактивных веществ или о прекращении (ликвидации) таких работ (предприятий). Представителю района по вопросам РБ предоставлено право вносить по результатам проверок в Правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области предложения по ограничению, приостановлению или прекращению деятельности на территории района предприятий, использующих радиоактивные вещества и не обеспечивающих радиационную безопасность населения.
Говоря о необходимости взаимодействия и координации деятельности, следует учитывать, что Начальник Госатомнадзора России, осуществляя руководство деятельностью федерального надзора, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госатомнадзор России задач и функций, устанавливает компетенцию должностных лиц этих органов по самостоятельному разрешению организационных, структурно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов.
3.Получение информации
С получения достоверной информации должна начинаться любая деятельность, направленная на обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Основным препятствием для получения информации может стать засекречивание интересующих сведений. Закон Российской Федерации от 21.07.93 "О государственной тайне" установил, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии со специальным перечнем, утвержденным Президентом России (ст. 9). Президент России своим распоряжением от 30.05.97 № 226-рп утвердил перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Согласно этому перечню, свыше сорока высших должностных лиц, включая Министров Минприроды, Минздрава и Минатома России, наделены полномочиями по единоличному отнесению сведений к государственной тайне. Закон дает исчерпывающий список видов сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне (ст. 7). В число таких, не подлежащих засекречиванию, включены, помимо прочих, сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и
здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных
прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии...
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91
№ 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", коммерческую тайну предприятия не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдение безопасных условий труда, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба (п. 2). Постановление предусматривает, что предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в п. 2, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ (п. 3).
В соответствии с возложенными на него функциями Госатомнадзор России имеет право проводить на поднадзорных объектах инспекцию состояния ядерной и радиационной безопасности, систем и оборудования, технической, учетной и отчетной документации по обеспечению безопасности и качеству ведения работ, квалификации персонала, порядка хранения и учета радиоактивных веществ, ядерных материалов и изделий на их основе, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам (допуск на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке).
4.Ответственность за экологические правонарушения
Объектом экологического правонарушения является окружающая природная среда в целом и ее отдельные компоненты.
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, иностранные организации и граждане независимо от форм собственности и подчиненности. Закон предусматривает две формы вины:
- умысел;
- неосторожность и/или небрежность.
Санкции, применяемые к физическим и юридическим лицам, неодинаковы. В частности, юридическое лицо не может быть субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности, поскольку эти виды взыскания ориентированы на гражданина. С другой стороны, некоторые виды ответственности может нести лишь юридическое лицо - возмещение вреда, причиненного работнику во время исполнения им своих служебных обязанностей. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например, дисциплинарная ответственность плюс возмещение причиненного вреда. Другие же - только на альтернативной основе. Это относится к уголовной и административной ответственности. Объективная сторона данных правонарушений может совпадать. Разница состоит лишь в степени ответственности содеянного. Поэтому за одно и то же нарушение нельзя привлечь одновременно к уголовной и административной ответственности.
4.1. Административная ответственность
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение правонарушения.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений, в том числе несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, могут подвергаться штрафу, налагаемому в административном порядке:
- граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда (МРОТ);
- должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного МРОТ;
Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. В соответствии с этим Законом штрафы взыскиваются по решению трех органов. Такими правами пользуются Минприроды России, его территориальные органы. Например, по решению городского, районного комитетов по экологии и природным ресурсам на должностных лиц штраф может быть наложен в размере от трехкратного до десятикратного МРОТ. В предельном размере штрафы налагаются по решению Минприроды России. Госкомсанэпиднадзор России имеет право налагать штрафы за нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. С точки зрения данного Закона Госкомсанэпиднадзор России и его органы на местах могут налагать штрафы лишь за превышение установленных нормативов загрязнения окружающей природной среды, несоблюдение экологических требований при размещении отходов, за сокрытие экологической информации. Там, где совершение правонарушения стало результатом несоблюдения техники безопасности и требований по охране труда, штрафы правомочна применять техническая инспекция труда профессиональных союзов.
В соответствии со ст. 212 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" (КАП РСФСР) органы Госатомнадзора России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью второй ст.88 Кодекса (нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора России) и имеют право налагать административные взыскания (предупреждение или штраф).
Вместе с тем, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административное нарушение по дисциплинарным уставам, поэтому материалы о правонарушениях должны передаваться соответствующим вышестоящим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение административного органа) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Закон подчеркивает непреложное правило, которое применяется во всех правоотношениях, - привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения вреда, если такой имеется. Это объясняется тем, что штраф является мерой наказания, а не возмещения вреда, хотя и носит материальный характер. Суммы штрафа не идут потерпевшему на возмещение вреда, а перечисляются на специальные счета экологических фондов.
Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением. Поэтому КАП РСФСР одним из предварительных условий наступления административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые служат разграничением экологического преступления от административного проступка, даются, как правило, в Уголовном кодексе РСФСР (УК РСФСР).
4.2. Уголовная ответственность
В соответствии со ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причинивших вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РСФСР. Ссылка на УК РСФСР связана с тем, что, согласно уголовному законодательству, преступлениями считаются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены УК РСФСР.
Непосредственное отношение к экологии, в частности, имеют составы преступления, предусмотренные в статьях о нарушении правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконном обращении с радиоактивными материалами и хищении или вымогательстве радиоактивных материалов (ст. 215, 220 и .221).
На основании представленных ему полномочий Госатомнадзор России имеет право направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях требований правил и норм безопасности, содержащих признаки преступлений, согласно действующему УК РСФСР. К числу правоохранительных органов относятся органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, их должностными лицами. В соответствии со ст. 10, 21 и 22 Закона Российской Федерации
"О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Используя свое право обращаться в правоохранительные органы, Госатомнадзор России может, в случае необходимости, просить органы прокуратуры применить свои надзорные функции при уклонении предприятий и организаций от получения разрешения (лицензии) на проведение тех или иных видов работ и при грубых нарушениях, за которые должностные лица уже неоднократно привлекались органами Госатомнадзора России к административной ответственности, но должных выводов не сделали. В соответствующем письменном обращении органы прокуратуры информируются о том, что работы проводятся без наличия разрешения в нарушении п. 1 ст. 49 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), который гласит: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". На основании п.3 этой же статьи "право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечению срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами".
4.3. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
В соответствии со ст. 86 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Общие основания ответственности за причинение вреда определены ст. 1064 Части второй ГК РФ. При этом надо учитывать, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Списка источников повышенной опасности не существует. Суд, арбитражный суд самостоятельно определяют ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями. На основании ст. 125 Части первой ГК РФ и от имени федерации и субъектов федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подробнее о практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения можно ознакомиться в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года № 14.
Приложение: - перечень основных нормативных документов,
используемых органами Госатомнадзора России;
- извлечения из основных нормативных документов.
Перечень основных нормативных документов, используемых органами Госатомнадзора России при обеспечении экологической безопасности
№ | Наименование документа | Дата принятия и № документа | Опубликован |
---|---|---|---|
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
1. | Конституция Российской Федерации | Принята Всенародным голосованием 12.12.93 б/н | РГ от 25.12.93 |
Внесены изменения | 10.02.96 | ||
2. | О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения | ВС РФ 19.04.91 №1034-1 | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №20, 1991. Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997 |
Внесены изменения | 19.06.95 г. ФЗ РФ №89 | СЗ РФ № 26, 1995 | |
3. | Об охране окружающей природной среды | ВС РФ 19.12.91 № 2060-1 | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №10, 1992 Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997 |
Внесены изменения | 02.06.93 г. №5076-1 | Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №10, 05.03.92 | |
4. | О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 21.12.94 № 68-ФЗ | СЗ РФ № 35, 1994 Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", часть 2, 1995 |
5. | Об использовании атомной энергии | 21.11.95 №170-ФЗ | СЗ РФ № 48, 1995 Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997 |
Внесены изменения 10.02.97 | 10.02.97 РФ N 28-003 | Р.Г. N 30, 13.02.97. | |
6. | О радиационной безопасности населения | 09.01.96 № 3-ФЗ | СЗ РФ № 3, 1996 ст. 141 Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997 |
7. | О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно опасных производств и объектов | 03.04.96 № 29-ФЗ | СЗ РФ № 15, 1996 |
8. | О промышленной безопасности опасных производственных объектов | 21.07.97 № 116-ФЗ | РГ от30.07.97 СЗ РФ № 30, 1997 |
9. | О лицензировании отдельных видов деятельности | 25.9.98 № 158-ФЗ | СЗ РФ № 39, 1998 |
Внесены изменения | 26.11.98 № 178-Ф3 | РГ № 229 от 02.12.98 | |
10. | О безопасности | 05.03.92 № 2646-1 | РГ от 06.05.92 |
Внесены изменения: Указ Президента | 24.12.93 № 2288 | СА РФ № 52,1993 | |
УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
1. | О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов (см. извлечение 2) | 15.09.94 № 1923 | СЗ РФ № 21, 1994 |
2. | О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива | 20.04.95 № 389 | СЗ РФ № 17, 1995 |
Внесены изменения: Указ Президента | 01.03. 1996 № 302 | ||
3. | Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль | 14.02.96 № 202 | СЗ РФ № 8, 1996 |
Внесены изменения | 12.05.97 №468 | СЗ РФ № 19,20, 1997 | |
4. | О контроле за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется | 21.02 96 № 228 | СЗ РФ № 9, 1996 |
Внесены изменения | 21.01.97 | ||
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
1. | Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ЯО, радиационно-опасных материалов и изделий на их основе | 07.03.95 № 238 | СЗ РФ № 11, 1995 |
Внесены изменения | 13.10.95 № 1419-р 27.07.96 № 898 | СЗ РФ № 43, 1995 СЗ РФ № 32, 1996 | |
2. | Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов | 03.08.92 № 545 | СА РФ № 6, 1992 |
3. | Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании | 05.06.94 № 625 | СЗ РФ № 8, 1994 |
Внесены изменения:Указ Президента РФ | 14.08.96 № 1177 | СЗ РФ № 34, 1996 | |
4. | Об утверждении Положения о порядке вывоза из РФ и ввоза в РФ радиоактивных веществ и изделий на их основе | 16.03.96 № 291 | СЗ РФ № 13, 1996 |
Внесены изменения | 27.12.96 № 1560 | СЗ РФ № 8, 1997 | |
5. | О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий | 01.07.93 № 253 | РГ от 09.04.93 |
Внесены изменения | 21.03.96 № 313 | РГ от 03.04.96 | |
6. | О декларации безопасности промышлен. объекта РФ | 01.07.95 № 675 | СЗ РФ № 28, 1995 |
7. | Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных АЭС и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов | 29.07.95 № 773 | СЗ РФ № 32, 1995 |
8. | Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий | 08.05.96 № 574 | СЗ РФ № 20, 1996 |
Внесены изменения | 11.12.97 № 1548 | ||
9. | Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется | 08.05.96 № 575 | СЗ РФ № 20, 1996 |
Внесены изменения | 11.12.97 № 1548 | ||
10. | Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы | 11.06.96 № 698 | СЗ РФ № 40, 1996 |
11. | Об утверждении Положения о посещении гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии | 18.12.96 № 1516 | СЗ РФ № 4, 1997 |
12. | О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (см извлечение 1) | 28.01.97 № 93 | СЗ РФ № 5, 1997 |
13. | Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии | 03.03.97 № 240 | СЗ РФ № 10, 1997 |
14. | Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов | 07.03.97 № 264 | СЗ РФ № 11, 1997 |
15. | О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (см извлечение 2) | 16.06.97 № 718 | СЗ РФ № 25, 1997 |
16. | Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии | 14.07.97 № 865 | СЗ РФ № 29, 1997 |
17. | Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (см извлечение 3) | 11.10.97 № 1298 | СЗ РФ № 42, 1997 |
18. | Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (см извлечение 4) | 18.12.97 № 1582 | СЗ РФ № 52, 1997 |
19. | О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращении захоронения их в морях | 23.07.93 №710 | РВ от 07.08.93 |
20. | Об утверждении Положения о госсанитарно-эпидемиологической службе РФ и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании | 30.06.98 № 680 | СЗ РФ № 27, 1998 |
21. | О внесении изменений и дополнений в Порядок приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов | 10.07.98 № 745 | СЗ РФ № 29, 1998 |
22. | Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов | 10.07.98 № 746 | СЗ РФ № 29, 1998 |
Условные обозначения:
РГ - | газета "Российская газета"; |
РВ - | газета "Российские вести"; |
СП РСФСР - | собрание постановлений Правительства РСФСР; |
СНА РФ - | собрание нормативных актов РФ; |
СА РФ - | собрание Актов Президента РФ и Правительства РФ; |
СЗ РФ - | собрание законодательства РФ. |
Извлечения из законов, указов и постановлений Российской Федерации
Извлечение 1
Постановление Правительства Российской Федерации
"О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов
организаций и территорий"
от 28 января 1997 года N 93 (СЗ РФ № 5,1997)
В соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) и в целях оценки вредного воздействия радиационного фактора на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности этих мероприятий Правительство Российской Федерации постановляет:
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий
Извлечение 2
Постановление Правительства Российской Федерации
"О порядке создания единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан"
от 16 июня 1997 года N 718 (СЗ РФ № 25, 1997)
В соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) и в целях оценки воздействия радиационного фактора на население, контроля и учета индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами, принятия мер по снижению уровней облучения населения Правительство Российской Федерации постановляет:
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, осуществляются организациями, использующими указанные источники.
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Извлечение 3
Постановление Правительства Российской Федерации
"Об утверждении Правил организации системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов"
от 11 октября 1997 года N 1298 (СЗ РФ № 42, 1997)
Во исполнение статьи 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила
организации системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
"радиоактивные вещества" - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
"радиационные источники" - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;
"радиоактивные отходы" - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
Государственный научный центр Российской Федерации Российский научный центр "Курчатовский институт" представляет указанную информацию непосредственно в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.
Извлечение 4
Постановление Правительства Российской Федерации
"Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в
границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС"
от 18 декабря 1997 года № 1582 (СЗ РФ № 52, 1997)
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680) с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986-1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий, Правительство Российской Федерации постановляет:
Перечень населенных пунктов, находящихся в границах
зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС
Зона отчуждения
Ленинградская область
Волосовский район | |
---|---|
|
|
Кингисеппский район | |
|
|
Перейти к оглавлению | ||||||