О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ

Козьяков А. Ф.

1.Законодательная основа

Законодательная база деятельности органов Госатомнадзора России включает в себя соответствующие положения Конституции России (ст.42), международные договоры, федеральные законы субъектов федерации, а также подзаконные нормативные акты.

Основными правовыми актами, где определяются экологические требования ко всем, кто использует радиоактивные материалы, являются:

При осуществлении требований указанных нормативных актов важную роль играют положения административно-правового, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального характера, определяющие порядок взаимодействия с государственными органами, получение информации, а также правила и порядок предъявления исков в суд.

2. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные функции, и органов исполнительной власти субъектов федерации

На основании ст.72 Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа) находятся, в частности, вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, законодательство об охране окружающей природной среды.

Постановлением Правительства от 30 декабря 1998 года № 1594 установлено, что Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия; Государственного земельного комитета, Государственного комитета по рыболовству, Федеральной службы геодезии картографии, Федеральной службы лесного хозяйства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, Федеральной пограничной службой, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды определены положениями об этих органах.

Так, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды организует и обеспечивает мониторинг загрязнения окружающей природной среды, в том числе наблюдения за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф. Минздрав России в лице Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливает нормы радиационной безопасности. Контроль за хранением и использованием радиоактивных материалов ведется органами Госатомнадзора и Минздрава России, причем порядок взаимоотношений и координации деятельности между этими федеральными органами определены взаимным соглашением от 14.07.98 о взаимодействии в области гос. регулирования радиационной безопасности при использовании атомной энергии (Первоначально такое Соглашение было подписано в 1994 году).

Являясь федеральным органом исполнительной власти, Госатомнадзор России в соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным Президентом Российской Федерации, совместно с другими органами исполнительной власти РФ участвует в формировании и реализации системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Входя в единую систему исполнительной власти РФ, в соответствии с возложенными на них функциями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять контроль за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на подведомственной территории. Кроме того, они должны содействовать проведению экологических экспертиз на территории объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.10.94

№ 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти" глава исполнительной власти (мэр) субъекта РФ действует самостоятельно, в пределах своей компетенции, по вопросам, связанным с полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ. При обращении главы администрации в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу администрации (мэра) по вопросам, связанным с его компетенцией, консультациями специалистов, безотлагательно представляют необходимую информацию и документы, независимо от степени их секретности, в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

В целях обеспечения радиационной безопасности, сохранности и учета радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области и приведение их в соответствие с требованиями НРБ и ОСП по инициативе Северо-Европейского округа Госатомнадзора России Правительствами города и области принято совместное распоряжение № 893-р/915-р от 31.08.94/09.09.94 "О дополнительных мерах по обеспечению радиационной безопасности на предприятиях и организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Кроме того, для обеспечения надлежащего уровня взаимодействия городских и районных структур в области радиационной безопасности, распоряжением Мэрии от 09.12.94 № 1233-р "О представителях районных администраций, координирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности", утверждено Положение о функциональных обязанностях представителей районных администраций Санкт-Петербурга, координирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности на подведомственных территориях. В соответствии с этим Положением представитель района по вопросам РБ, в частности, должен оказывать необходимое содействие федеральным надзорным органам и незамедлительно информировать органы госатомнадзора и санэпиднадзора о регистрации в районе предприятий и работ с использованием радиоактивных веществ или о прекращении (ликвидации) таких работ (предприятий). Представителю района по вопросам РБ предоставлено право вносить по результатам проверок в Правительство Санкт-Петербурга и Ленинградской области предложения по ограничению, приостановлению или прекращению деятельности на территории района предприятий, использующих радиоактивные вещества и не обеспечивающих радиационную безопасность населения.

Говоря о необходимости взаимодействия и координации деятельности, следует учитывать, что Начальник Госатомнадзора России, осуществляя руководство деятельностью федерального надзора, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госатомнадзор России задач и функций, устанавливает компетенцию должностных лиц этих органов по самостоятельному разрешению организационных, структурно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов.

3.Получение информации

С получения достоверной информации должна начинаться любая деятельность, направленная на обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Основным препятствием для получения информации может стать засекречивание интересующих сведений. Закон Российской Федерации от 21.07.93 "О государственной тайне" установил, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии со специальным перечнем, утвержденным Президентом России (ст. 9). Президент России своим распоряжением от 30.05.97 № 226-рп утвердил перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Согласно этому перечню, свыше сорока высших должностных лиц, включая Министров Минприроды, Минздрава и Минатома России, наделены полномочиями по единоличному отнесению сведений к государственной тайне. Закон дает исчерпывающий список видов сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне (ст. 7). В число таких, не подлежащих засекречиванию, включены, помимо прочих, сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии...

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91

№ 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", коммерческую тайну предприятия не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдение безопасных условий труда, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба (п. 2). Постановление предусматривает, что предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять сведения, перечисленные в п. 2, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ (п. 3).

В соответствии с возложенными на него функциями Госатомнадзор России имеет право проводить на поднадзорных объектах инспекцию состояния ядерной и радиационной безопасности, систем и оборудования, технической, учетной и отчетной документации по обеспечению безопасности и качеству ведения работ, квалификации персонала, порядка хранения и учета радиоактивных веществ, ядерных материалов и изделий на их основе, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам (допуск на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке).

4.Ответственность за экологические правонарушения

Объектом экологического правонарушения является окружающая природная среда в целом и ее отдельные компоненты.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, иностранные организации и граждане независимо от форм собственности и подчиненности. Закон предусматривает две формы вины:

- умысел;

- неосторожность и/или небрежность.

Санкции, применяемые к физическим и юридическим лицам, неодинаковы. В частности, юридическое лицо не может быть субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности, поскольку эти виды взыскания ориентированы на гражданина. С другой стороны, некоторые виды ответственности может нести лишь юридическое лицо - возмещение вреда, причиненного работнику во время исполнения им своих служебных обязанностей. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например, дисциплинарная ответственность плюс возмещение причиненного вреда. Другие же - только на альтернативной основе. Это относится к уголовной и административной ответственности. Объективная сторона данных правонарушений может совпадать. Разница состоит лишь в степени ответственности содеянного. Поэтому за одно и то же нарушение нельзя привлечь одновременно к уголовной и административной ответственности.

4.1. Административная ответственность

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение правонарушения.

В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений, в том числе несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, могут подвергаться штрафу, налагаемому в административном порядке:

- граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда (МРОТ);

- должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного МРОТ;

Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. В соответствии с этим Законом штрафы взыскиваются по решению трех органов. Такими правами пользуются Минприроды России, его территориальные органы. Например, по решению городского, районного комитетов по экологии и природным ресурсам на должностных лиц штраф может быть наложен в размере от трехкратного до десятикратного МРОТ. В предельном размере штрафы налагаются по решению Минприроды России. Госкомсанэпиднадзор России имеет право налагать штрафы за нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. С точки зрения данного Закона Госкомсанэпиднадзор России и его органы на местах могут налагать штрафы лишь за превышение установленных нормативов загрязнения окружающей природной среды, несоблюдение экологических требований при размещении отходов, за сокрытие экологической информации. Там, где совершение правонарушения стало результатом несоблюдения техники безопасности и требований по охране труда, штрафы правомочна применять техническая инспекция труда профессиональных союзов.

В соответствии со ст. 212 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" (КАП РСФСР) органы Госатомнадзора России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью второй ст.88 Кодекса (нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора России) и имеют право налагать административные взыскания (предупреждение или штраф).

Вместе с тем, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административное нарушение по дисциплинарным уставам, поэтому материалы о правонарушениях должны передаваться соответствующим вышестоящим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение административного органа) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Закон подчеркивает непреложное правило, которое применяется во всех правоотношениях, - привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения вреда, если такой имеется. Это объясняется тем, что штраф является мерой наказания, а не возмещения вреда, хотя и носит материальный характер. Суммы штрафа не идут потерпевшему на возмещение вреда, а перечисляются на специальные счета экологических фондов.

Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением. Поэтому КАП РСФСР одним из предварительных условий наступления административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые служат разграничением экологического преступления от административного проступка, даются, как правило, в Уголовном кодексе РСФСР (УК РСФСР).

4.2. Уголовная ответственность

В соответствии со ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причинивших вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РСФСР. Ссылка на УК РСФСР связана с тем, что, согласно уголовному законодательству, преступлениями считаются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены УК РСФСР.

Непосредственное отношение к экологии, в частности, имеют составы преступления, предусмотренные в статьях о нарушении правил безопасности на объектах атомной энергетики, незаконном обращении с радиоактивными материалами и хищении или вымогательстве радиоактивных материалов (ст. 215, 220 и .221).

На основании представленных ему полномочий Госатомнадзор России имеет право направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях требований правил и норм безопасности, содержащих признаки преступлений, согласно действующему УК РСФСР. К числу правоохранительных органов относятся органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, их должностными лицами. В соответствии со ст. 10, 21 и 22 Закона Российской Федерации

"О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Используя свое право обращаться в правоохранительные органы, Госатомнадзор России может, в случае необходимости, просить органы прокуратуры применить свои надзорные функции при уклонении предприятий и организаций от получения разрешения (лицензии) на проведение тех или иных видов работ и при грубых нарушениях, за которые должностные лица уже неоднократно привлекались органами Госатомнадзора России к административной ответственности, но должных выводов не сделали. В соответствующем письменном обращении органы прокуратуры информируются о том, что работы проводятся без наличия разрешения в нарушении п. 1 ст. 49 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), который гласит: "Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". На основании п.3 этой же статьи "право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечению срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами".

4.3. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

В соответствии со ст. 86 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Общие основания ответственности за причинение вреда определены ст. 1064 Части второй ГК РФ. При этом надо учитывать, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Списка источников повышенной опасности не существует. Суд, арбитражный суд самостоятельно определяют ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями. На основании ст. 125 Части первой ГК РФ и от имени федерации и субъектов федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подробнее о практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения можно ознакомиться в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года № 14.

Приложение: - перечень основных нормативных документов, используемых органами Госатомнадзора России;
- извлечения из основных нормативных документов.

Перечень основных нормативных документов, используемых органами Госатомнадзора России при обеспечении экологической безопасности

Наименование документаДата принятия и № документаОпубликован
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Конституция Российской ФедерацииПринята Всенародным голосованием 12.12.93 б/нРГ от 25.12.93
Внесены изменения10.02.96 
2.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияВС РФ 19.04.91 №1034-1Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №20, 1991.
Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997
Внесены изменения19.06.95 г. ФЗ РФ №89СЗ РФ № 26, 1995
3.Об охране окружающей природной средыВС РФ
19.12.91 № 2060-1
Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №10, 1992
Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997
Внесены изменения02.06.93 г. №5076-1Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ №10, 05.03.92
4.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера21.12.94 № 68-ФЗСЗ РФ № 35, 1994
Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", часть 2, 1995
5.Об использовании атомной энергии21.11.95 №170-ФЗСЗ РФ № 48, 1995 Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997
Внесены изменения 10.02.9710.02.97 РФ N 28-003Р.Г. N 30, 13.02.97.
6.О радиационной безопасности населения09.01.96 № 3-ФЗСЗ РФ № 3, 1996 ст. 141
Сборник "Экология. Безопасность. Жизнь", вып. 4, 1997
7.О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно опасных производств и объектов03.04.96 № 29-ФЗСЗ РФ № 15, 1996
8.О промышленной безопасности опасных производственных объектов21.07.97 № 116-ФЗРГ от30.07.97
СЗ РФ № 30, 1997
9.О лицензировании отдельных видов деятельности25.9.98 № 158-ФЗСЗ РФ № 39, 1998
Внесены изменения26.11.98 № 178-Ф3РГ № 229 от 02.12.98
10.О безопасности05.03.92 № 2646-1РГ от 06.05.92
Внесены изменения: Указ Президента24.12.93 № 2288СА РФ № 52,1993
УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов (см. извлечение 2)15.09.94 № 1923СЗ РФ № 21, 1994
2.О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива20.04.95 № 389СЗ РФ № 17, 1995
Внесены изменения: Указ Президента01.03. 1996 № 302 
3.Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль14.02.96 № 202СЗ РФ № 8, 1996
Внесены изменения12.05.97 №468СЗ РФ № 19,20, 1997
4.О контроле за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется21.02 96 № 228СЗ РФ № 9, 1996
Внесены изменения21.01.97 
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ЯО, радиационно-опасных материалов и изделий на их основе07.03.95 № 238СЗ РФ № 11, 1995
Внесены изменения13.10.95 № 1419-р
27.07.96 № 898
СЗ РФ № 43, 1995
СЗ РФ № 32, 1996
2.Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов03.08.92 № 545СА РФ № 6, 1992
3.Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании05.06.94 № 625СЗ РФ № 8, 1994
Внесены изменения:Указ Президента РФ14.08.96 № 1177СЗ РФ № 34, 1996
4.Об утверждении Положения о порядке вывоза из РФ и ввоза в РФ радиоактивных веществ и изделий на их основе16.03.96 № 291СЗ РФ № 13, 1996
Внесены изменения27.12.96 № 1560СЗ РФ № 8, 1997
5.О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий01.07.93 № 253РГ от 09.04.93
Внесены изменения21.03.96 № 313РГ от 03.04.96
6.О декларации безопасности промышлен. объекта РФ01.07.95 № 675СЗ РФ № 28, 1995
7.Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных АЭС и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов29.07.95 № 773СЗ РФ № 32, 1995
8.Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий08.05.96 № 574СЗ РФ № 20, 1996
Внесены изменения11.12.97 № 1548 
9.Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется08.05.96 № 575СЗ РФ № 20, 1996
Внесены изменения11.12.97 № 1548 
10.Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы11.06.96 № 698СЗ РФ № 40, 1996
11.Об утверждении Положения о посещении гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии18.12.96 № 1516СЗ РФ № 4, 1997
12.О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (см извлечение 1)28.01.97 № 93СЗ РФ № 5, 1997
13.Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии03.03.97 № 240СЗ РФ № 10, 1997
14.Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов07.03.97 № 264СЗ РФ № 11, 1997
15.О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (см извлечение 2)16.06.97 № 718СЗ РФ № 25, 1997
16.Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии14.07.97 № 865СЗ РФ № 29, 1997
17.Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (см извлечение 3)11.10.97 № 1298СЗ РФ № 42, 1997
18.Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (см извлечение 4)18.12.97 № 1582СЗ РФ № 52, 1997
19.О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращении захоронения их в морях23.07.93 №710РВ от 07.08.93
20.Об утверждении Положения о госсанитарно-эпидемиологической службе РФ и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании30.06.98 № 680СЗ РФ № 27, 1998
21.О внесении изменений и дополнений в Порядок приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов10.07.98 № 745СЗ РФ № 29, 1998
22.Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов10.07.98 № 746СЗ РФ № 29, 1998

Условные обозначения:

РГ -газета "Российская газета";
РВ -газета "Российские вести";
СП РСФСР -собрание постановлений Правительства РСФСР;
СНА РФ -собрание нормативных актов РФ;
СА РФ -собрание Актов Президента РФ и Правительства РФ;
СЗ РФ -собрание законодательства РФ.

Извлечения из законов, указов и постановлений Российской Федерации

Извлечение 1

Постановление Правительства Российской Федерации
"О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов
организаций и территорий"
от 28 января 1997 года N 93 (СЗ РФ № 5,1997)

В соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) и в целях оценки вредного воздействия радиационного фактора на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности этих мероприятий Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Ввести с 1998 года радиационно-гигиеническую паспортизацию организаций и территорий. Утвердить прилагаемый Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.
  2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды разработать и утвердить в III квартале 1997 г. типовую форму радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий и методические указания по порядку их ведения.
  3. Министерству здравоохранения Российской Федерации осуществлять контроль за ведением радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий

  1. Настоящий порядок разработан на основании Федерального закона "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) и определяет задачи и основные принципы построения радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий.
  2. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением.
  3. Ведение радиационно-гигиенического паспорта организаций, использующих источники ионизирующего излучения, осуществляется в установленном порядке органами управления этих организаций.
  4. Ведение радиационно-гигиенического паспорта территорий осуществляется в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  5. Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий должны включать:
  6. Ведение радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий основано на единых методологических принципах, направленных на охрану здоровья населения и снижение отрицательного воздействия ионизирующего излучения.
  7. При ведении радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий используется информация банков данных информационных систем (Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации, социально-гигиенический мониторинг), ведомств и организаций, аккредитованных в установленном порядке.
  8. Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий составляются ежегодно.
  9. Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий представляются на заключение в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. По результатам заключения должны быть разработаны меры по оценке и нормализации радиационной обстановки.

Извлечение 2

Постановление Правительства Российской Федерации
"О порядке создания единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан"
от 16 июня 1997 года N 718 (СЗ РФ № 25, 1997)

В соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) и в целях оценки воздействия радиационного фактора на население, контроля и учета индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами, принятия мер по снижению уровней облучения населения Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Принять предложение Министерства здравоохранения Российской Федерации о создании в 1998-2001 годах совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.
  2. Министерству здравоохранения Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать в 1998 году и утвердить в установленном порядке положение о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
  3. Установить, что единая государственная система контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан должна предусматривать организацию контроля и учета на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

    Контроль и учет индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, осуществляются организациями, использующими указанные источники.

    Контроль и учет индивидуальных доз облучения, обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

  4. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвердить в 1998 году единые формы государственного статистического учета индивидуальных доз облучения граждан при воздействии различных источников ионизирующего излучения.
  5. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать начиная с 1998 года, выделение средств на организацию работ по созданию и ведению единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.

Извлечение 3

Постановление Правительства Российской Федерации
"Об утверждении Правил организации системы государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов"
от 11 октября 1997 года N 1298 (СЗ РФ № 42, 1997)

Во исполнение статьи 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  2. Определить Министерство Российской Федерации по атомной энергии заказчиком работ, связанных с созданием и функционированием системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  3. Министерству Российской Федерации по атомной энергии разработать и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить во II квартале 1998 г. положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  4. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской Академии наук, осуществляющим в рамках своих полномочий, соответственно, государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующим и контролирующим деятельность в области производства, использования, утилизации, хранения, захоронения, транспортировки и перемещения через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также организациям, осуществляющим указанную деятельность, принять меры, обеспечивающие создание до 1 января 2001 г. и функционирование системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Правила
организации системы государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

  1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и определяют порядок организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуется - система учета и контроля), обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортировке и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуются радиоактивные вещества и радиоактивные отходы), а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской Академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий, соответственно, государственное управление использованием атомной энергией и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующими и контролирующими указанную деятельность.
  2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

    "радиоактивные вещества" - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

    "радиационные источники" - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

    "радиоактивные отходы" - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

  3. Система учета и контроля предназначена для определения наличного количества, осуществления учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в целях предотвращения потерь, их несанкционированного использования и хищений, а также в целях предоставления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении этих веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте.
  4. Система учета и контроля включает в себя органы управления на федеральном, региональном и ведомственном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в этой области.
  5. Органами управления системы учета и контроля являются:
  6. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов регламентируется положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждаемым Министерством Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  7. Учету и контролю подлежат радиоактивные вещества и радиоактивные отходы в количествах и с активностью (и/или испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией), величины которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для которых требуются разрешения органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности с указанными веществами и отходами.
  8. Учету и контролю подлежат:
  9. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в рамках своих полномочий обеспечивает:
    1. учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном уровне;
    2. разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждение общего технического проекта системы учета и контроля;
    3. проведение работ, связанных с созданием, функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы учета и контроля, а также создание при необходимости межведомственных советов (комиссий) для координации деятельности в этой области;
    4. представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;
    5. сбор и анализ информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном и ведомственном уровнях;
    6. разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти федеральных норм и правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    7. проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;
    8. координацию работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    9. деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
    10. разработку и утверждение в установленном порядке типовых форм учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
  10. Федеральные органы исполнительной власти и Российская Академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в рамках своих полномочий обеспечивают:
    1. учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне;
    2. разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне;
    3. деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на ведомственном уровне;
    4. представление информации об учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном и региональном уровнях;
    5. участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля;
    6. подготовку специалистов по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивают:
    1. проведение на региональном уровне учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской Академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт");
    2. деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на региональном уровне;
    3. представление информации об учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской Академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт"), в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
    4. участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  12. Организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их учет и контроль и представляют полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на ведомственном (при ведомственном подчинении организации) и региональном уровнях.

    Государственный научный центр Российской Федерации Российский научный центр "Курчатовский институт" представляет указанную информацию непосредственно в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.

  13. При экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Государственный таможенный комитет Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает их учет и контроль при пересечении таможенной границы Российской Федерации, а также представляет полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.
  14. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России и Министерство внутренних дел Российской Федерации в рамках своих полномочий осуществляют государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета и контроля.
  15. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий проводят соответствующую деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  16. Объем и порядок предоставления сведений о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов организациям, в том числе общественным организациям, и гражданам, определяются законодательством Российской Федерации.
  17. При создании системы учета и контроля необходимо:
    1. учитывать производственные особенности организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, использовать существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерений характеристик этих веществ и отходов;
    2. предусмотреть такую работу системы учета и контроля, при которой отказ какого-либо ее элемента не приводил бы к нарушению работы системы учета и контроля в целом;
    3. предусмотреть ограничительный порядок доступа к носителям информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;
    4. обеспечить разработку и использование современных научно-технических методов для определения характеристик радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    5. осуществить меры по оснащению информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на различных уровнях, вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, а организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, необходимыми техническими средствами и оборудованием для измерения характеристик радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    6. предусмотреть создание учебно-методических центров для подготовки специалистов по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
    7. обеспечить проведение в организациях, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, первичной инвентаризации с целью определения наличия и характеристик активности указанных веществ и отходов;
    8. предусмотреть возможность осуществления сотрудничества в рамках международных соглашений и программ (проектов).
  18. Система учета и контроля вводится в действие поэтапно в зависимости от степени потенциальной радиационной опасности радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, подлежащих учету и контролю.

Извлечение 4

Постановление Правительства Российской Федерации
"Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в
границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС"
от 18 декабря 1997 года № 1582 (СЗ РФ № 52, 1997)

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680) с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986-1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий, Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации средства федерального бюджета, высвобождаемые в связи с принятием настоящего постановления, направить на погашение задолженности по выплате компенсаций и предоставлению льгот гражданам Российской Федерации, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и на государственные инвестиции федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года и федеральной целевой программы "Дети Чернобыля".
  3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления в I квартале 1998 г. представить предложения о внесении изменений в перечень населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 671 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст. 3132).
  4. Признать утратившими силу:
  5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 1998 г.

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах
зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС

Зона отчуждения

Ленинградская область

Волосовский район
  1. Бегуницкий с/c
  2. Бегуницы
  3. Большое Тешково
  4. Ивановская
  5. Марково
  1. Ругулицы
  2. Врудский с/c
  3. Большая Вруда
  4. Изварский с/c
  5. Черное
Кингисеппский район
  1. Кайболовский с/c
  2. Домашово
  3. Кайболово
  4. Ратчино
  5. Котельский с/c
  6. Великино
  7. Велькота
  8. Войносолово
  9. Караваево
  10. Котлы
  11. Маттия
  12. Нарядово
  13. Неппово
  1. Роннолово
  2. Ряттель
  3. Тарайка
  4. Тютицы
  5. Удосолово
  6. Ундово
  7. Кракольский с/c
  8. Гаково
  9. Кирьямо
  10. Лужицы
  11. Усть-Луга
  12. Нежновский с/c
  13. Нежново
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100