АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ ВОЙСКОВИЦКОЙ ГИМНАЗИИ
Исполнители работы: Горбок Елена ( 10 кл.), Ильяшенко Елена ( 10 кл.), Стефанова Татьяна ( 10 кл.), Войсковицкая гимназия
Компьютерная графика: Горбок Елена, Ильяшенко Елена, Стефанова Татьяна, Советов Сергей
Руководители работы: Куракова Н.Г., Павлова Н.Н, Мирошкина С.М.
Введение
Здоровье — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:
От чего же зависит здоровье человека?
Оно зависит от социально-экономического положения детей, качества питания медицинского обслуживания, системы оздоровительных учреждений и, конечно, от экологической обстановки в местах их проживания.
По утверждению Г .Малаховского , здоровье человека в 50% определяется образом жизни, в 20% — экологическими условиями, в 10% — состоянием здравоохранения в стране. Таким образом, роли факторов природной среды или экологическим условиям отводится всего 20% ответственности за состояние здоровья человека.
В действительности, из совокупности важных внешних факторов крайне трудно выделить главные причины тех или иных заболеваний. Изменения показателей здоровья из-за массового злоупотребления алкоголем и никотином, токсико- и наркомании (в большинстве случаев не регистрируемых медицинской статистикой) связаны с местной социальной культурно-бытовой средой, традициями, возрастной и половой структурой, семейным положением, уровнем доходов, образованием, обеспеченностью работой и жильем населения, спецификой местных производств, то есть факторами отнюдь не экологическими.
Состояние здоровья населения характеризуется рядом черт :
Специалисты приходят к выводу, что как заболеваемость, так и смертность зависят от условий окружающей среды и образа жизни. Особенно восприимчивы к условиям окружающей среды дети. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень детской заболеваемости наиболее высок в тех районах, где отмечается более высокий уровень загрязнения.
Поэтому объектом нашего исследования стало физическое здоровье учащихся Войсковицкой гимназии и причины, вызывающие различные заболевания.
Цели нашего исследования:
Антропологические исследования
В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие ( дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Мы решили с помощью специальных тестов выяснить, насколько физическое развитие наших школьников соответствует норме [8].
Исследование проводилось в 1-х, 5-х, 10-х классах, что позволило проследить за изменениями в физическом здоровье в процессе школьного обучения. При выведении формулы здоровья мы выявили, что уровень здоровья учащихся исследуемых классов соответствует среднему показателю жизнеспособности, а у десятиклассников наблюдаются некоторые отклонения от нормы.
Охарактеризуем уровень здоровья учащихся по всем параметрам.
Здоровье учащихся исследуемых классов можно оценить как среднее. Индекс здоровья - 4.
График («Формула здоровья»)
По горизонтали: количество учащихся
По вертикали: индекс здоровья
Процентное соотношение детей с нормальной и
нарушенной пропорциональностью
верхней части тела
20% всех школьников — с нарушением пропорциональности верхних отделов тела, следовательно имеет место нарушение функций деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
80% учащихся имеют средние показатели пропорциональности. Большая часть исследуемых учеников удовлетворяет нормам средних показателей пропорциональности верхней части тела.
Процентное отношение детей с нарушениями
пропорций грудного отдела к норме
52% гимназистов, участвующих в исследовании, имеют средний показатель пропорциональности грудного отдела, 41% имеют небольшие отклонения от нормы, а 7% не удовлетворяют показателям пропорциональности вообще.
То есть 93% учащихся значительных отклонений от нормы не имеют, значит функция дыхания у них протекает нормально.
Процентное отношение детей с нарушениями
пропорций брюшного отдела к норме
50% гимназистов имеют средний показатель пропорциональности, 35% имеют небольшие отклонения от нормы, а 15% не удовлетворяют нормам.
19% учащихся имеют незначительные нарушения осанки, 81% имеют серьезные нарушения. Учеников без нарушения осанки мы, к сожалению, не обнаружили.
Среди 90 исследуемых нами гимназистов дать «звание» мисс и мистер пропорциональность удалось только четырем ребятам. Из них один человек учится в первом классе и три в десятом.
В результате изучения уровня здоровья учащихся первых, пятых и десятых классов мы выяснили, что учащиеся имеют средний уровень здоровья.
Определение гармоничного развития по антропометрическим данным
Для определения гармонического физического развития были использованы данные медицинского осмотра учащихся 7а, 10-х и 11-х классов Войсковицкой гимназии.
Используя таблицы процентных величин массы тела (кг) и длины тела (см), мы определили «коридор» каждого показателя. «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных возрастных и половых группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе показатели к среднестатистическим. Для определения гармоничности физического развития учитываются следующие данные:
Таблица 1
Результаты выполнения работы
Степень гармоничности физического развития | ||||
---|---|---|---|---|
Класс | Кол-во учащихся | гармоничность | дисгармоничность | требуется особое внимание |
7 | 22 | 18 | 4 | - |
10 | 43 | 34 | 8 | 1 |
11 | 45 | 36 | 7 | 2 |
Большинство исследованных учащихся имеют гармоничное физическое развитие. Дисгармоничное развитие у учащихся седьмого класса характерно для девочек, что можно объяснить быстрым созреванием организма; у учащихся 10-11-х классов — для юношей, которые именно в этом возрасте развиваются, очень быстро.
По данным ГРЦСЭН, полученным в результате углубленного осмотра школьников, из 556 человек учащихся Войсковицкой гимназии 498 имеют среднее физическое развитие, 10 — ниже среднего и 48 — выше среднего. ТРЦСЭН отмечает, что количество детей в группе среднего физического развития уменьшается [6].
Анализ распределения детей по группам здоровья [3] выявил стойкое снижение количества детей, относящихся к I группе. Для нашей школы:
Отмечается также и увеличение детей, имеющих нарушения осанки.
Следовательно, можно сделать вывод, что результаты антропометрического исследования подтверждаются данными ГРЦСЭН.
Анализ заболеваемости детей до 14 лет по Войсковицкому врачебному участку
Анализ показателей состояния здоровья школьников Гатчинского района, по данным углубленного осмотра (ГЦСЭН), выявил рост патологической поражённости по всем параметрам, кроме показателей снижения остроты зрения и слуха.
Среди школьников наблюдается увеличение числа учащихся с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с заболеваниями нервной системы, с нарушениями осанки, с хроническими заболеваниями ЛОР-органов.
Наибольший удельный вес имеют нарушения осанки (111,6 %0), оттеснив на второе место снижение остроты зрения (101,2 %0).
Анализ распространения детей по группам здоровья выявил стойкое снижение количества детей, относящихся к первой группе. Анализ физического развития детей показал снижение количества детей в группе среднего физического развития с 94 % до 89,7%.
Результаты углубленного осмотра учащихся Войсковицкой гимназии [6]:
В школе обучается 556 человек.
Физическое развитие: среднее — 498 чел. ниже среднего — 10 чел. выше среднего - 48 чел.
В структуре заболеваемости учащихся Войсковицкой гимназии основной удельный вес приходится на острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) и грипп, инфекционные болезни и травмы.
Рассмотрим возможные причины возникающих заболеваний по поселку Новый Учхоз.
1. Болезни системы дыхания
Исследования уровней загрязнения воздуха методом лихеноиндикации показали отсутствие очагов загрязнения. Следовательно, мы дышим относительно чистым воздухом, тогда возникает вопрос, почему среди школьников преобладают болезни системы дыхания. Мы предполагаем, что воздух в нашей школе содержит вредные примеси, т.к. полы во многих классах вскрыты. А также очень мал объем вентиляции, необходимый для нормального дыхания. Спортивный зал школы находится на расстоянии 80 метров от начальной школы. Малыши перебегают из школы в школу без верхней одежды, после физкультуры распаренные дети возвращаются в начальную школу. В результате этой беготни переохлаждение дыхательных путей, что и приводит к заболеваниям.
2. Инфекционные заболевания
В нашем поселке очистные сооружения находятся в плохом состоянии. Питьевая вода неудовлетворительного качества по химическому составу, содержит повышенное количество нитратов. В результате этого вода пригодна для употребления только после кипячения или предварительной очистки, но многие жители, особенно дети, употребляют сырую воду.
Таблица 2
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ДО 14 ЛЕТ ПО ВОЙСКОВИЦКОМУ ВРАЧЕБНОМУ УЧАСТКУ
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заболеваемость | абс. | 1:1000 | абс. | 1:1000 | абс. | 1:1000 | абс. | 1:1000 | абс. | 1:1000 | абс. | 1:1000 |
Всего | 739 | 872,49 | 1184 | 1342,40 | 1040 | 1172,49 | 1097 | 1259,47 | 1104 | 1300,35 | 1141 | 1378,02 |
Инфекционная заболеваемость | 116 | 136,95 | 81 | 91,84 | 63 | 71,03 | 79 | 90,7 | 54 | 63,6 | 67 | 90,92 |
Новообразования | 4 | 4,72 | 2 | 2,27 | 2 | 2,25 | 2 | 2,30 | 0 | 0 | 1 | 1,21 |
Болезни эндокринной системы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,21 |
Болезни крови | 9 | 10,63 | 5 | 5,67 | 6 | 6,46 | 3 | 3,44 | 5 | 5,89 | 4 | 4,83 |
Психические расстройства | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Болезни нервной системы | 3 | 3,54 | 21 | 23,81 | 16 | 18,04 | 6 | 6,89 | 7 | 8,24 | 6 | 7,25 |
Болезни периферической нервной системы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Болезни системы кровообращения | 0 | 0 | 1 | 1,13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Болезни системы дыхания | 575 | 678,87 | 1024 | 1161 | 913 | 1029,31 | 371 | 1425,95 | 999 | 1173,68 | 982 | 1185,99 |
Болезни системы пищеварения | 0 | 0 | 2 | 2,27 | 2 | 2,25 | 3 | 3,44 | 3 | 3,63 | 43 | 51,43 |
Болезни мочеполовой системы | 0 | 0 | 3 | 3,40 | 0 | 0 | 2 | 2,30 | 1 | 1,18 | 0 | 0 |
Болезни кожи | 0 | 0 | 5 | 5,67 | 3 | 3,38 | 3 | 3,44 | 5 | 5,89 | 2 | 2,42 |
Болезни костно-мышечной системы | 0 | 0 | 1 | 1,13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 8,45 |
Врожденные аномалии | 0 | 0 | 1 | 1,13 | 1 | 1,13 | 1 | 1,15 | 0 | 0 | 0 | 0 |
из них сердца | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1,13 | 1 | 1,15 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Травмы | 32 | 37,78 | 30 | 34,01 | 24 | 27,06 | 21 | 24,11 | 24 | 28,27 | 21 | 25,36 |
Численность населения | 847 | 882 | 887 | 871 | 849 | 828 |
Анализ причин заболеваемости школьников
Главными причинами явного неблагополучия, связанного со здоровьем детей, являются внутришкольные факторы и экологическая обстановка в области.
К внутришкольным факторам относятся[5]:
Анализ расписания 8-го класса Войсковицкой гимназии
![]() |
![]() |
---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
График недельной нагрузки 8-го класса Войсковицкой гимназии
Мы проанализировали расписание 8 класса Войсковицкой гимназии. Графики расписания составлены на основе шкалы Сивкова «Трудности школьных предметов»[2]. В понедельник нагрузка на учащихся слишком велика, а во вторник — необоснованно низкая. В среду и четверг нагрузка соответствует пику работоспособности учащихся. Для пятницы характерно снижение нагрузки, как и снижение работоспособности. В целом расписание уроков 8 класса удовлетворяет изменениям работоспособности учащимся. На примере расписания одного класса трудно сделать общие выводы, поэтому работа по анализу школьного расписания будет проведена в будущем более подробно.
Непосредственно с экологической обстановкой связано следующее:
Для нормального роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, состояния психологических функций важное значение имеют такие факторы, как уровень освещенности, температура и влажность в школьном помещении, т.е. качество воздушной среды. Из-за плохой вентиляции, нерегулярного проветривания классных комнат и вспомогательных помещений школы температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3-5 Сo. Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности к концу уроков. В классных комнатах одновременно с повышением температуры и влажности воздуха увеличивается содержание углекислого газа. К концу занятий растет и загрязненность воздуха бактериями, особенно если к началу занятий были плохо проведены влажная уборка помещений и их проветривание. В результате увеличения школьных программ уменьшается уровень двигательной подготовки учащихся, что также ведет к ухудшению здоровья.
Мы затронули и такую проблему как радиация. В результате измерения радиационного фона в помещениях школы мы определили, что он соответствует норме — 16-24 мкР/ч; несколько выше радиационный фон в кабинете информатики, т.к. на компьютерах нет защитных экранов.
По результатам аттестации учебных помещений ни один из кабинетов не удовлетворяет санитарно-гигиеническим нормам.
Мы исследовали состав атмосферных осадков на кислотность и на наличие нитрат-ионов, сульфид-ионов, сульфит-ионов. Анализ осадков показал, что кислотность на территории школы меньше, чем на поле за поселком Новый Учхоз.
Нитрат-ионы на территории школы отсутствуют, как и сульфид-ионы, но присутствуют сульфит-ионы, из этого мы заключили, что такие факторы как уровень радиации и химический состав воды не могут оказывать негативного воздействия на здоровье учащихся гимназии.
Следовательно, основными причинами нарушения здоровья учащихся являются внутришкольные факторы и состояние классных помещений.
Таблица 3
Результаты измерения радиационного фона в Войсковицкой гимназии
Место измерения | Показания дозиметра, мкР/ч |
---|---|
I. Начальная школа | |
Лингафонный кабинет | 14 |
2а класс | 16 |
Коридор | 18 |
Раздевалка | 14 |
Туалет Ж | 16 |
Туалет М | 14 |
II. Большая школа | |
Учительская | 19 |
Кабинет философии | 18 |
Кабинет истории | 18 |
Кабинет физики | 15 |
Лаборантская кабинета физики | 14 |
Кабинет биологии | 14 |
Коридор первого этажа | 13 |
Кабинет литературы | 15 |
Кабинет математики | 16 |
Спортзал | 17 |
Первый коридор второго этажа | 16 |
Второй коридор второго этажа | 16 |
Кабинет химии | 15 |
Лаборантская кабинета химии | 16 |
Кабинет информатики | 21 |
Туалет М | 16 |
Туалет Ж | 18 |
Большая раздевалка | 13 |
Маленькая раздевалка | 15 |
Таблица 4
Результаты исследования атмосферных осадков (снега) на кислотность и наличие ионов
Параметры | Место взятия пробы | |
---|---|---|
на территории школы | на поле | |
Кислотность (pH) | 5 | 6 |
Нитрат-ионы | - | + |
Сульфит-ионы | + | - |
Сульфид-ионы | - | - |
V. Анкетирование школьников «Я и мое здоровье»
Анкета
5 классы | 10 классы | |
---|---|---|
1.Количество опрошенных учащихся. | 61 | 42 |
2.Количество болевших за полгода. | 31 | 19 |
3.Количество пропущенных дней по болезни. | 296 | 209 |
Среди тех болезней, которыми переболели учащиеся, чаще всего назывались ОРЗ, ОРВИ, ангина. Причиной болезней и пятиклассников, и десятиклассников являются переохлаждения (замерзли, промокли, бегали раздетыми по улице), что означает, в первую очередь, незнание правил гигиены органов дыхания.
Хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?
На этот вопрос отвечали:
5 классы | 10 классы | |
---|---|---|
1. Хорошо | 45 | 17 |
2. Средне | 19 | |
3. Никак | 12 | 6 |
3. Когда как | 3 | |
4. Не знаю | 1 |
Забота о здоровье своих близких:
5 классы | 10 классы | |
---|---|---|
1. Стараюсь не огорчать | 38 | 16 |
2. Даю советы, как вести себя | 10 | 1 |
3. Помогаю по дому | 46 | вопрос не задавался |
3. Привлекаю к совместным оздоровительным мероприятиям | 13 | 2 |
4. Никак не забочусь | 3 | 12 |
5. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью | 13 | 9 |
Большинство учащихся считают, что заботятся о своем здоровье хорошо, но при этом часто простужаются, не зная или не выполняя простейших гигиенических правил. Забота же о здоровье родных и близких сводится к помощи по дому и попыткам меньше огорчать свою семью. Очень не многие учащиеся говорят о совместных с родителями оздоровительных мероприятиях. Можно предположить, что причиной снижения уровня здоровья является отсутствие знаний о способах сохранения и укрепления здоровья у детей и родителей.
Антропоэкологические исследования помогли выявить состояние здоровья учащихся и проанализировать причины, вызывающие ухудшение здоровья. В перспективе — исследование воздуха, пищи, воды поселка Новый Учхоз и установление причинно-следственных связей между условиями окружающей среды и заболеваемостью учащихся гимназии.
VI. Аттестация классных помещений
На здоровье учащихся и, как следствие, на работоспособность учащихся большое влияние оказывают воздушно - тепловой режим, освещение и удобная поза при работе. С этой целью мы провели аттестацию школьных помещений [7].
Таблица 5
Результаты аттестации учебных помещений Войсковицкой гимназии
№ пп. | Показатели | Кабинеты | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
история | физика | биология | лите- ратура |
мате- матика |
химия | инфор- матика |
фило- софия |
||
1. | На одного учащегося приходится не менее 2 м2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. | На одного учащегося приходится не менее 4 м3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. | Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Площадь окон (без учета переплетов) не менее 1/4 - 1/6 площади пола | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Освещение класса левостороннее | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Стены окрашены клеевой краской | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. | Окраска стен соответствует ориентировке помещения к сторонам света | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8. | Искусственное освещение соответствует нормативному КИО - 40 Вт/м2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9. | Температура не ниже 16oС и не выше 25oС | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Относительная влажность помещения 30-60% | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11. | Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. | Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
13. | Поверхности рабочих столов не имеют бликов | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
14. | На передней и правой бокоых стенах кабинета размещена значимая информация, которую можно прочитать с любого рабочего места учащегося | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | 1 | 1 | 0 |
Итого: | 9 | 9 | 8 | 9 | 8 | 7 | 9 | 6 | |
Результат: | Ни один из кабинетов не соответствует санитарно-гигиеническим нормам (> 10) |
0 баллов — отсутствует; 1 балл — присутствует
Определенным требованиям должна соответствовать классная комната как рабочее помещение. Прежде всего, в классе должен быть благоприятный воздушно-тепловой режим. Зона температурного комфорта 18-22оС. Как повышение, так и понижение to неблагоприятно сказываются на здоровье и работоспособности человека. Воздух в классе должен быть свежим, для чего необходимо проветривать класс. Норма относительной влажности 30-70% (оптимум 50-60%). Воздушно-тепловой режим в классах соответствует требованиям гигиены.
На одного учащегося нашей школы приходится менее 2м2 площади в классных помещениях, а значит, объем вентиляции (кол-во воздуха в м3 для нормального газообмена в течение часа) равный в среднем для старшеклассников 25-30м3, недостаточен для нормального газообмена. Следовательно, необходимо следить за поддержанием воздушного режима, регулярно проветривать классные помещения.
Очень важны условия освещенности помещений. Освещение может осуществляться искусственным и естественным светом. Естественное освещение наших классов соответствует стандарту —- 2,9%. Оптимальная ориентация окон классных помещений должна быть на юг и юго-восток. В нашей школе кабинеты ориентированы:
Кабинеты биологии, литературы — север.
Кабинеты химии, философии — юг.
Кабинеты физики, математики — восток.
Кабинеты истории и информатики — восток
Естественное освещение во всех классах левостороннее. Чтобы сохранить качественность естественных освещений, необходимо следить за чистотой и качеством стекол. Искусственное освещение классных помещений школы не соответствует нормативному коэффициенту искусственного освещения (КИО) — 40 вт/м2 , что приводит к снижению остроты зрения учащихся.
Как естественное, так и искусственное освещение должны быть равномерными, не дающими отблесков.
На характер освещенности оказывает влияние и окраска стен, потолков, оборудования, степень их чистоты. По этим показателям классные помещения соответствуют требованиям гигиены.
Удобная поза при работе обеспечивается соответствием школьной мебели ростовым размером учащегося.
Чтобы узнать, какая мебель необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:
Так как в школах часто отсутствует маркировка мебели, можно определить, к какой группе относится данный стол или стул, по формулам:
Группа (буква) стола = высота (см.) : 5-10
Группа (буква) стула = высота (см.) : 3-10 [2]
Мы определили маркировку мебели в тех кабинетах, где наиболее часто проходят уроки у учащихся 5, 7, 10-х, 11-х классов. Используя данные роста учеников, выявили, мебель каких размеров необходима в классных помещениях, где занимаются школьники.
Таблица 6
Выявление соответствия школьной мебели и роста учащихся Войсковицкой гимназии
Класс | А (до 130) | Б (130-144) | В (145-159) | Г (160-174) | Д (175 и выше) |
---|---|---|---|---|---|
5в | - | 12 | 6 | - | - |
7а | - | 1 | 17 | 3 | - |
10а | - | - | 3 | 13 | 3 |
10б | - | - | 3 | 14 | 7 |
11а | - | - | 1 | 9 | 14 |
11б | - | - | 5 | 6 | 10 |
Таблица 7
Маркировка мебели школьных помещений
Кабинет | Данные |
---|---|
Биология | Высота стола - 70 см. 70 : 5 - 10 = 4 (Г) Высота стула - 44 см. 44 : 3 - 10 = 4 (Г) |
История | Высота стола - 72 см. 72 : 5 - 10 = 4 (Г) Высота стола - 76 см. 5 (Д) два стола Высота стула - 43 см. 43 : 3 - 10 = 4 (Г) |
Химия | Высота стола - 72 см. 72 : 5 -10 = 4 (Г) |
Выяснилось, что в классах необходима мебель Б, В, Г, Д, а в кабинетах школы — мебель Г. Кроме того, из- за нехватки школьных помещений старшеклассники занимаются в помещениях начальной школы, а ученики 1-3 классов приходят на уроки в кабинет информатики. В обоих случаях мебель не соответствует показателям роста учащихся, что сказывается на их осанке.
Так как закупить соответствующую мебель нереально, можно произвести реконструкцию мебели, допустим, сделать стулья и столы с регулируемой высотой сиденья и столешницы.
Аттестация школьных помещений показала, что ни один кабинет не соответствует санитарно - гигиеническим нормам, что отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности учеников.
VII. Выводы и предложения
Используемая литература
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |