РАДИАЦИЯ
Исполнители работы: Иванова Наталья (10 кл.), Константинова Елена (10 кл.), Пахомов Павел (10 кл.), Пламенская средняя школа.
Компьютерная графика — Советов Сергей
Руководители работы: Вижуткина Л.П., Красильников Ю.А.
История от первых открытий
8 ноября 1895 года 50-ти летний немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, руководитель физического института и кафедры физики Вюрцбургского университета завершил, как обычно, поздно вечером свои эксперименты в лаборатории. Погасив свет в комнате, он вдруг заметил в темноте свечение, исходившее от кристаллов платиносинеродистого бария, которые лежали на столе. Подойдя ближе, он обнаружил, что забыл выключить находившуюся рядом под высоким напряжением обернутую в черную бумагу круксовую трубку. Когда он отключил ток, свечение прекратилось и вновь возникло при включении. Лучи трубки не должны были проникать сквозь черную бумагу, и Рентгена осенила гениальная догадка о том, что при прохождении тока через трубку в ней возникает какое-то проникающее излучение, которое воздействует на кристаллы платиносинеродистого бария, вызывая их свечение.
Что такое радиация или ионизирующее излучение?
Как уже говорилось, радиация — это очень общее понятие. Под этим термином подразумевается лучеиспускание или излучение какого-либо тела.
Ионизирующая радиация является одним из многих видов излучений и естественных факторов окружающей среды. Она существовала на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовала в космосе еще до возникновения самой Земли. Все живое на Земле возникло и развивалось в условиях воздействия ионизирующей радиации, которая стала постоянным спутником человека. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее зарождения. Даже человек радиоактивен, так как в любой живой ткани присутствуют радиоактивные вещества природного происхождения. За сто лет изучения радиации ученые накопили большой материал и опыт в этой области. Как это не покажется на первый взгляд странным, но действие радиации на человека изучено лучше, чем действие многих других факторов физической или химической природы.
Ионизирующая радиация — это особый вид энергии, которая образуется в результате различных превращений в атомах. Отличают эту радиацию от других видов энергии (механической, тепловой, электрической и другой) две особенности. Во-первых, ионизирующее излучение проникает в тело человека и в любые другие ткани на разную глубину в зависимости от вида и энергии этого излучения ,а также плотности вещества или тканей, на которые оно воздействует. Отсюда и термин «проникающее излучение» как синоним термина «радиация». Во-вторых, все виды этой радиации не просто проходят сквозь ткани, а взаимодействуют с веществом, молекулами тканей, вызывая появления в них на короткое время электрически заряженных частиц — ионов. Отсюда термин «ионизирующее излучение». В отличие от него видимый свет и ультрафиолетовые лучи не являются ни проникающими, ни тем более ионизирующими .
По своей природе ионизирующее излучение делят на 2 вида:
Наиболее важными для человека видами излучений, с которыми он сталкивается в условиях повседневной жизни, профессиональной деятельности и в случаях возникновения радиационных аварий, являются рентгеновское и гамма-излучения, нейтроны, альфа- и бета-лучи. Ионизирующие излучения являются мутагенным фактором, поэтому вопросы их влияния на все проявления жизни занимают важное место среди проблем современного естествознания.
Для защиты от альфа-излучения достаточно простого листа бумаги. Эффективную защиту от бета-частиц обеспечит алюминиевая пластина толщиной не менее 6 мм; наибольшей проникающей способностью обладает гамма- излучение. Для защиты от него необходим экран из свинцовых пластин или толстых бетонных плит.
Радиоэкология изучает воздействие ионизирующих излучений и радиоактивных элементов на окружающую среду и отдельные её компоненты (особи, популяции, сообщества, экосистемы), а также миграцию радионуклидов.
Ионизирующие излучения начали считать важным экологическим фактором ещё в середине 30-х годов текущего столетия, однако широкое развитие радиоэкологических исследований приходится на 50-е годы ,когда антропогенная деятельность (и в 1-ую очередь ядерные испытания) привела к изменению естественного радиационного фона.
Таблица 1
Коэффициент сравнительного риска облучения различных органов и тканей человека
Орган или ткань | Коэфф. | Орган или ткань | Коэфф. |
---|---|---|---|
Семенники и яичники | 0,20 | Пищевод | 0,05 |
Красный костный мозг | 0,12 | Щитовидная железа | 0,05 |
Легкие | 0,12 | Молочная железа | 0,05 |
Желудок | 0,12 | Кожа | 0,01 |
Толстый кишечник | 0,12 | Костные поверхности | 0,01 |
Печень | 0,05 | Остальные | 0,05 |
Желчный пузырь | 0,05 |
Радиационная обстановка пос. Сяськелево Гатчинского района
В течение последних трех лет мы участвуем в работе экологического лагеря и проводим наблюдение за экологическим состоянием родного поселка.
Карта-схема измерений радиационного фона в пос. Сяськелево прилагается.
Наблюдая за радиационной обстановкой в поселке в разное время года, мы получили разные результаты, которые и приводим в таблицах для сравнения.
Таблица 2
Радиационный фон в пос. Сяськелево Гатчинского района
январь 1998 года
№ | Точки | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | Ср. мкP/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Войсковая часть | 8 | 14 | 11 | 11 | 13 | 11 |
2 | Войсковая часть | 25 | 20 | 23 | 24 | 17 | 22 |
3 | Антенные поля | 13 | 5 | 13 | 12 | 7 | 10 |
4 | Промзона | 9 | 16 | 11 | 13 | 5 | 11 |
5 | Спортплощадка № 1 | 9 | 14 | 8 | 12 | 10 | 11 |
6 | Школа | 12 | 13 | 17 | 21 | 14 | 15 |
7 | Спортплощадка № 2 | 13 | 19 | 7 | 11 | 14 | 13 |
8 | Пруд | 15 | 12 | 5 | 13 | 10 | 11 |
9 | Сельсовет | 16 | 12 | 20 | 10 | 18 | 15 |
10 | Магазин | 17 | 16 | 18 | 25 | 23 | 20 |
11 | Свалка | 16 | 13 | 16 | 14 | 7 | 13 |
12 | Детский сад | 16 | 14 | 10 | 9 | 15 | 13 |
13 | Дом № 15 | 15 | 12 | 10 | 18 | 17 | 15 |
14 | Мусорные контейнеры | 12 | 11 | 11 | 8 | 10 | 10 |
15 | Коллективное садоводство | 13 | 14 | 15 | 21 | 9 | 14 |
16 | Лес за котельной | 4 | 12 | 13 | 11 | 7 | 9 |
17 | Гаражи | 7 | 14 | 9 | 9 | 21 | 14 |
Таблица 3
Радиационный фон в пос. Сяськелево Гатчинского района
июнь 1998 года
№ | Точки | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | Ср. мкP/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Войсковая часть | 10 | 18 | 15 | 17 | 18 | 16 |
2 | Войсковая часть | 17 | 14 | 10 | 13 | 7 | 12 |
3 | Антенные поля | 14 | 13 | 19 | 20 | 5 | 14 |
4 | Промзона | 13 | 9 | 10 | 12 | 14 | 12 |
5 | Спортплощадка № 1 | 7 | 7 | 14 | 15 | 15 | 12 |
6 | Школа | 18 | 18 | 17 | 19 | 18 | 18 |
7 | Спортплощадка № 2 | 4 | 8 | 9 | 7 | 14 | 8 |
8 | Пруд | 9 | 16 | 11 | 17 | 9 | 12 |
9 | Сельсовет | 11 | 15 | 17 | 16 | 18 | 15 |
10 | Магазин | 20 | 14 | 18 | 18 | 11 | 16 |
11 | Свалка | 24 | 20 | 28 | 22 | 24 | 24 |
12 | Детский сад | 14 | 19 | 13 | 17 | 8 | 14 |
13 | Дом № 15 | 18 | 8 | 9 | 10 | 19 | 13 |
14 | Мусорные контейнеры | 9 | 14 | 12 | 13 | 13 | 12 |
15 | Коллективноесадоводство | 8 | 11 | 13 | 15 | 11 | 12 |
16 | Лес за котельной | 5 | 7 | 8 | 9 | 9 | 8 |
17 | Гаражи | 13 | 13 | 15 | 16 | 16 | 15 |
В связи с погодными условиями и разным временем года в таблицах 2,3 хорошо видна разница в полученных показаниях.
Мы определили, что летом радиационный фон выше, чем зимой.
Мы проводили измерение радиационного фона в школе во время учебного года.
В некоторых точках фон выше 20 мкР/ч, это связано со стройматериалами. Общий радиационный фон в школе нормальный и составляет в среднем 14–16 мкР/ч.
Таблица 4
Радиационный фон в Пламенской средней школе (мкP/ч)
апрель 1998 года
№ | Точки | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | Ср. мкP/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Коридор у гардеробов | 22 | 17 | 11 | 12 | 20 | 16 |
2 | Кабинет литературы | 14 | 10 | 16 | 15 | 15 | 14 |
3 | Фойе | 18 | 17 | 19 | 14 | 14 | 16 |
4 | Столовая | 24 | 21 | 19 | 26 | 23 | 23 |
5 | Мастерские | 16 | 16 | 16 | 12 | 23 | 17 |
6 | Зал боевой славы | 21 | 24 | 17 | 19 | 14 | 19 |
7 | Кабинет математики (№2) | 15 | 20 | 12 | 16 | 23 | 17 |
8 | Кабинет биологии | 18 | 16 | 12 | 9 | 12 | 13 |
9 | Кабинет русского языка | 16 | 17 | 20 | 7 | 21 | 16 |
10 | Актовый зал | 21 | 22 | 21 | 28 | 13 | 21 |
11 | Коридор к акт. Залу | 20 | 29 | 20 | 20 | 20 | 22 |
12 | Спорт зал | 16 | 13 | 21 | 18 | 12 | 16 |
13 | Раздевалка у спорт зала | 14 | 15 | 20 | 12 | 21 | 16 |
14 | Лестница | 15 | 14 | 15 | 22 | 14 | 16 |
15 | Учительская | 9 | 13 | 22 | 19 | 11 | 15 |
16 | Кабинет физики | 10 | 18 | 18 | 15 | 16 | 15 |
17 | Кабинет химии | 14 | 19 | 21 | 16 | 9 | 16 |
18 | Кабинет географии | 19 | 15 | 13 | 16 | 8 | 14 |
19 | Кабинет истории | 13 | 22 | 28 | 18 | 17 | 20 |
20 | Пионерская | 15 | 20 | 18 | 10 | 21 | 17 |
21 | Кабинет английского языка | 18 | 14 | 24 | 20 | 13 | 18 |
22 | Кабинет математики (№ 3) | 20 | 20 | 20 | 13 | 14 | 17 |
23 | Коридор | 12 | 14 | 14 | 10 | 20 | 14 |
24 | Кабинет музыки | 22 | 14 | 18 | 18 | 22 | 19 |
25 | Канцелярия | 17 | 17 | 14 | 23 | 11 | 16 |
26 | Кабинет директора | 21 | 19 | 17 | 22 | 20 | 20 |
27 | Кабинет завуча | 17 | 15 | 17 | 18 | 11 | 16 |
28 | Кабинет математики (№ 1) | 15 | 16 | 13 | 11 | 10 | 13 |
29 | Библиотека | 22 | 20 | 19 | 13 | 23 | 19 |
Вывод.
Радиационная обстановка является благополучной как в нашей школе, так и на территории нашего поселка.
Перейти к оглавлению | ||||||