РАДИАЦИЯ

Исполнители работы: Иванова Наталья (10 кл.), Константинова Елена (10 кл.), Пахомов Павел (10 кл.), Пламенская средняя школа.

Компьютерная графика — Советов Сергей

Руководители работы: Вижуткина Л.П., Красильников Ю.А.

История от первых открытий

8 ноября 1895 года 50-ти летний немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген, руководитель физического института и кафедры физики Вюрцбургского университета завершил, как обычно, поздно вечером свои эксперименты в лаборатории. Погасив свет в комнате, он вдруг заметил в темноте свечение, исходившее от кристаллов платиносинеродистого бария, которые лежали на столе. Подойдя ближе, он обнаружил, что забыл выключить находившуюся рядом под высоким напряжением обернутую в черную бумагу круксовую трубку. Когда он отключил ток, свечение прекратилось и вновь возникло при включении. Лучи трубки не должны были проникать сквозь черную бумагу, и Рентгена осенила гениальная догадка о том, что при прохождении тока через трубку в ней возникает какое-то проникающее излучение, которое воздействует на кристаллы платиносинеродистого бария, вызывая их свечение.

Что такое радиация или ионизирующее излучение?

Как уже говорилось, радиация — это очень общее понятие. Под этим термином подразумевается лучеиспускание или излучение какого-либо тела.

Ионизирующая радиация является одним из многих видов излучений и естественных факторов окружающей среды. Она существовала на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовала в космосе еще до возникновения самой Земли. Все живое на Земле возникло и развивалось в условиях воздействия ионизирующей радиации, которая стала постоянным спутником человека. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее зарождения. Даже человек радиоактивен, так как в любой живой ткани присутствуют радиоактивные вещества природного происхождения. За сто лет изучения радиации ученые накопили большой материал и опыт в этой области. Как это не покажется на первый взгляд странным, но действие радиации на человека изучено лучше, чем действие многих других факторов физической или химической природы.

Ионизирующая радиация — это особый вид энергии, которая образуется в результате различных превращений в атомах. Отличают эту радиацию от других видов энергии (механической, тепловой, электрической и другой) две особенности. Во-первых, ионизирующее излучение проникает в тело человека и в любые другие ткани на разную глубину в зависимости от вида и энергии этого излучения ,а также плотности вещества или тканей, на которые оно воздействует. Отсюда и термин «проникающее излучение» как синоним термина «радиация». Во-вторых, все виды этой радиации не просто проходят сквозь ткани, а взаимодействуют с веществом, молекулами тканей, вызывая появления в них на короткое время электрически заряженных частиц — ионов. Отсюда термин «ионизирующее излучение». В отличие от него видимый свет и ультрафиолетовые лучи не являются ни проникающими, ни тем более ионизирующими .

По своей природе ионизирующее излучение делят на 2 вида:

  1. коротковолновое электромагнитное излучение — рентгеновское и гамма-излучение;
  2. корпускулярное излучение, представляющее собой потоки частиц —альфа-частиц, бета-частиц (электронов), протонов, нейтронов, тяжёлых ионов и других.

Наиболее важными для человека видами излучений, с которыми он сталкивается в условиях повседневной жизни, профессиональной деятельности и в случаях возникновения радиационных аварий, являются рентгеновское и гамма-излучения, нейтроны, альфа- и бета-лучи. Ионизирующие излучения являются мутагенным фактором, поэтому вопросы их влияния на все проявления жизни занимают важное место среди проблем современного естествознания.

Для защиты от альфа-излучения достаточно простого листа бумаги. Эффективную защиту от бета-частиц обеспечит алюминиевая пластина толщиной не менее 6 мм; наибольшей проникающей способностью обладает гамма- излучение. Для защиты от него необходим экран из свинцовых пластин или толстых бетонных плит.

Радиоэкология изучает воздействие ионизирующих излучений и радиоактивных элементов на окружающую среду и отдельные её компоненты (особи, популяции, сообщества, экосистемы), а также миграцию радионуклидов.

Ионизирующие излучения начали считать важным экологическим фактором ещё в середине 30-х годов текущего столетия, однако широкое развитие радиоэкологических исследований приходится на 50-е годы ,когда антропогенная деятельность (и в 1-ую очередь ядерные испытания) привела к изменению естественного радиационного фона.

Таблица 1

Коэффициент сравнительного риска облучения различных органов и тканей человека

Орган или ткань Коэфф. Орган или ткань Коэфф.
Семенники и яичники 0,20 Пищевод 0,05
Красный костный мозг 0,12 Щитовидная железа 0,05
Легкие 0,12 Молочная железа 0,05
Желудок 0,12 Кожа 0,01
Толстый кишечник 0,12 Костные поверхности 0,01
Печень 0,05 Остальные 0,05
Желчный пузырь 0,05    

Радиационная обстановка пос. Сяськелево Гатчинского района

В течение последних трех лет мы участвуем в работе экологического лагеря и проводим наблюдение за экологическим состоянием родного поселка.

Карта-схема измерений радиационного фона в пос. Сяськелево прилагается.

Наблюдая за радиационной обстановкой в поселке в разное время года, мы получили разные результаты, которые и приводим в таблицах для сравнения.

Таблица 2

Радиационный фон в пос. Сяськелево Гатчинского района

январь 1998 года

Точки № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Ср. мкP/ч
1 Войсковая часть 8 14 11 11 13 11
2 Войсковая часть 25 20 23 24 17 22
3 Антенные поля 13 5 13 12 7 10
4 Промзона 9 16 11 13 5 11
5 Спортплощадка № 1 9 14 8 12 10 11
6 Школа 12 13 17 21 14 15
7 Спортплощадка № 2 13 19 7 11 14 13
8 Пруд 15 12 5 13 10 11
9 Сельсовет 16 12 20 10 18 15
10 Магазин 17 16 18 25 23 20
11 Свалка 16 13 16 14 7 13
12 Детский сад 16 14 10 9 15 13
13 Дом № 15 15 12 10 18 17 15
14 Мусорные контейнеры 12 11 11 8 10 10
15 Коллективное садоводство 13 14 15 21 9 14
16 Лес за котельной 4 12 13 11 7 9
17 Гаражи 7 14 9 9 21 14

Таблица 3

Радиационный фон в пос. Сяськелево Гатчинского района

июнь 1998 года

Точки № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Ср. мкP/ч
1 Войсковая часть 10 18 15 17 18 16
2 Войсковая часть 17 14 10 13 7 12
3 Антенные поля 14 13 19 20 5 14
4 Промзона 13 9 10 12 14 12
5 Спортплощадка № 1 7 7 14 15 15 12
6 Школа 18 18 17 19 18 18
7 Спортплощадка № 2 4 8 9 7 14 8
8 Пруд 9 16 11 17 9 12
9 Сельсовет 11 15 17 16 18 15
10 Магазин 20 14 18 18 11 16
11 Свалка 24 20 28 22 24 24
12 Детский сад 14 19 13 17 8 14
13 Дом № 15 18 8 9 10 19 13
14 Мусорные контейнеры 9 14 12 13 13 12
15 Коллективноесадоводство 8 11 13 15 11 12
16 Лес за котельной 5 7 8 9 9 8
17 Гаражи 13 13 15 16 16 15

В связи с погодными условиями и разным временем года в таблицах 2,3 хорошо видна разница в полученных показаниях.

Мы определили, что летом радиационный фон выше, чем зимой.

Мы проводили измерение радиационного фона в школе во время учебного года.

В некоторых точках фон выше 20 мкР/ч, это связано со стройматериалами. Общий радиационный фон в школе нормальный и составляет в среднем 14–16 мкР/ч.

Таблица 4

Радиационный фон в Пламенской средней школе (мкP/ч)

апрель 1998 года

Точки № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Ср. мкP/ч
1 Коридор у гардеробов 22 17 11 12 20 16
2 Кабинет литературы 14 10 16 15 15 14
3 Фойе 18 17 19 14 14 16
4 Столовая 24 21 19 26 23 23
5 Мастерские 16 16 16 12 23 17
6 Зал боевой славы 21 24 17 19 14 19
7 Кабинет математики (№2) 15 20 12 16 23 17
8 Кабинет биологии 18 16 12 9 12 13
9 Кабинет русского языка 16 17 20 7 21 16
10 Актовый зал 21 22 21 28 13 21
11 Коридор к акт. Залу 20 29 20 20 20 22
12 Спорт зал 16 13 21 18 12 16
13 Раздевалка у спорт зала 14 15 20 12 21 16
14 Лестница 15 14 15 22 14 16
15 Учительская 9 13 22 19 11 15
16 Кабинет физики 10 18 18 15 16 15
17 Кабинет химии 14 19 21 16 9 16
18 Кабинет географии 19 15 13 16 8 14
19 Кабинет истории 13 22 28 18 17 20
20 Пионерская 15 20 18 10 21 17
21 Кабинет английского языка 18 14 24 20 13 18
22 Кабинет математики (№ 3) 20 20 20 13 14 17
23 Коридор 12 14 14 10 20 14
24 Кабинет музыки 22 14 18 18 22 19
25 Канцелярия 17 17 14 23 11 16
26 Кабинет директора 21 19 17 22 20 20
27 Кабинет завуча 17 15 17 18 11 16
28 Кабинет математики (№ 1) 15 16 13 11 10 13
29 Библиотека 22 20 19 13 23 19

Вывод.

Радиационная обстановка является благополучной как в нашей школе, так и на территории нашего поселка.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100