ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, КАК КРИЗИС КУЛЬТУРЫ
Исполнитель работы — Елисеева Ирина (10 кл.), Большеколпанская средняя школа
Руководитель работы — Потехина Г.В
Цель работы: Проведение социологического опроса и анализирование отношения местных жителей к экологическим проблемам.
В последние годы растет осознание экологических проблем не только как проблем научно–технической революции, энергетики, но и как проблем социальных, вызванных социально–экономическим и духовным кризисом в обществе.
Экологический кризис справедливо можно рассматривать как кризис культуры.
Человечество вступает в новую эру существования — в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов решения противоречий.
Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы. Красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М. Достоевский писал, что «красота спасёт мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.
В качестве одного из законов экологии можно выделить такое положение: «Природа знает лучше», чем человек, что надо человеку. Некоторые учёные считают, что главное — защита биосферы, пусть даже для этого потребуется, чтобы человек как нарушитель естественного равновесия в природе погиб – сохранённая биосфера создаст потом более совершенные виды. Ставится порой и противоположная, по существу, самоубийственная задача уничтожения биосферы и создания вместо неё некоей искусственной среды, якобы лучше удовлетворяющей потребности человека.
Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая в своей основе создавалась с целью гармонизации человека с природой. Поэтому создать некую далёкую от нынешней искусственную среду означало бы уничтожить культуру.
Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но также душевно и духовно.
Любовь к природе и творческое преобразование её позволяют гармонизировать систему взаимоотношений человека с природой. Важно, чтобы они находились в системном единстве, поскольку творчество без любви ущербно и нацелено лишь на внешнее владение природным объектом, а любовь без творчества духовно бесплодна
Человек — часть природы, и любовь к природе не что иное, как любовь к самому себе. Природа — в нас, мы — во всем. Стремление к совершенствованию личности достигается в экологической этике. Смысл современной экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью преобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики. Как отмечал писатель М. Пришвин: «Может быть, это самое трудное приучить себя к доверию, в котором скрывается уважение к внешнему миру в том смысле, что он на тех же правах существует, как я».
Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе. Эстетические переживания, вызванные общением с природой, воспитывают любовь к Родине, прививают вкус к прекрасному.
От личного участия каждого из нас в охране, защите и улучшении окружающей среды зависит наше будущее и будущее наших детей, внуков, правнуков.
«Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной», лишает смысла существование не только человека, но все сущее, все мироздание. Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять» — так оценивает место человека в природе Д. Лихачев.
И если человек будет взаимодействовать с природой, как в своем собственном доме, он сможет длительное время жить с ней в мире и согласии.
Природа просто своим присутствием воспитывает в человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему окружающему миру. Познание законов гармонии и красоты природы помогает человеку осознать ее как неприходящую, истинную ценность.
Никакие чисто научные, технические или политические вопросы, в конечном счете, не могут быть разрешены без формирования нравственного отношения к природе, развития экологической культуры, глобального мышления. Ощущение экологической опасности стремительнее проникает в массовое сознание и может явиться одной из «болевых точек», вокруг которых в современном мире формируется новая система ценностей. В то же время этот процесс достаточно сложен и растянут по времени.
Проведение социологических исследований в области социальной экологии имеет очень важное теоретическое и практическое значение, большую перспективу. На основе таких исследований возможны понимание, создание концепции, выработка рекомендаций по повышению уровня экологической образованности, экологического сознания, развития экологической культуры.
Чтобы выяснить отношение жителей нашего поселка Большие Колпаны к экологическим проблемам, мы провели социологический опрос на основные экологические темы.
Таблица 1
Отношение к природе
1 | Природа может вынести любое воздействие со стороны человека без особого вреда для себя | 3 |
2 | Сначала нужно думать о сохранении природы, а потом о своей выгоде | 42 |
3 | Природу следует использовать для удовлетворения потребностей людей | 3 |
4 | Природные богатства нужно использовать аккуратно, скорее восстанавливая, чем нарушая | 32 |
5 | Лучше отказаться от многих благ и удобств, но не портить природу | 9 |
6 | Человек не имеет морального права губить природу | 48 |
7 | К людям нужно относиться бережно, как и к природе | 21 |
8 | Другое | 3 |
Таблица 2
Эмоциональное отношение к экологическим проблемам
1 | Возмущение | 27 |
2 | Жалость | 3 |
3 | Страх | 12 |
4 | Беспокойство | 36 |
5 | Обида | 3 |
6 | Желание что-то сделать | 18 |
7 | Безразличие | 3 |
8 | Уважение к людям, занимающихся решением этих проблем | 3 |
Таблица 3
Готовность к действию по улучшению экологической обстановки
1 | Готовы | 36 |
2 | Нет еще | 15 |
3 | Не думали об этом | 21 |
Таблица 4
Наиболее опасные экологические воздействия
Человечество должно отказаться от | ||
1 | увеличения численности населения Земли | 0 |
2 | ядерного оружия и ядерной энергетики | 51 |
3 | дальнейших разработок в области генной инженерии | 6 |
4 | увеличения потребления природных ресурсов (вырубка лесов, например) | 6 |
5 | выброса неочищенных отходов | 27 |
6 | химического производства, дающего нужные продукты, но вредного для окружения | 9 |
7 | разработки, производства, хранения оружия | 0 |
8 | войн | 12 |
9 | наркотиков | 27 |
Таблица 5
Формы защиты и сохранения природы
1 | Готов делать замечания тем, кто нарушает общепринятые правила поведения (ломает деревья, мусорит) | 39 |
2 | Хотел бы участвовать в движении "зеленых | 0 |
3 | Сажать деревья, цветы | 39 |
4 | Соблюдать чистоту, находясь на природе | 30 |
5 | Готов ухаживать за бездомными животными | 15 |
6 | Если меня кто-то привлечет к этой работе, я буду помогать, но сам могу только сочувствовать | 9 |
7 | Считаю, что сегодня я еще ничего не могу | 6 |
В ходе опроса выяснилось следующее: наиболее опасными экологическими воздействиями, волнующими население, оказались: на первом месте — ядерное оружие и энергетика; на втором — выброс неочищенных отходов и наркотики, а на третьем — войны.
Семьдесят процентов опрашиваемых считают, что человек не имеет морального права губить природу — 48% и лишь 3%, что «природа может вынести любое воздействие со стороны человека без особого вреда для себя». У большинства населения загрязнение окружающей среды вызывает беспокойство, возмущение и желание что-то сделать. Готовность к действиям по улучшению экологической обстановки высказали — 36%; обратное — 15%; и не думали над этим вопросом — 21% опрошенных; готовы делать замечания нарушителям — 39%; сажать деревья, цветы — 39%; готовы соблюдать чистоту, находясь на природе — 30%.
Стоит сказать, что каждый третий прохожий отказывался участвовать в опросе, мотивируя это своей занятостью, тем самым демонстрируя свое безразличие.
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |