“МЫЗА ИВАНОВКА”

Соколова О. Л.

Есть у природы одно удивительное свойство — не повторяться. При всей непритязательности иных пейзажных уголков они всегда по-своему первозданны, и потому встреча с ними никогда не бывает скучным повторением.

Такое чувство вызывает у нас и этот скромный сельский уголок, Мыза Ивановка, близ станции Пудость.

На берегу одноименной речки с пологими травянистыми берегами уцелела мельница, а в десяти шагах от нее своеобразный по архитектуре деревянный дом. О былой его красоте напоминает сохранившаяся кружевная резьба оконных наличников, карнизов, фронтов. Не вполне точная надпись на мемориальной доске говорит о том, что здесь родился и жил архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

В конце XYIII века на реке Пудость была построена водяная мельница. В 1791 году немец Иоганн Штакеншнейдер арендовал мельницу с прилежащими к ней полями и покосами, а в 1798 году на средства, даруемые казною выстроил при мельнице для жилья каменный дом. Постройка производилась по утвержденному плану и под наблюдением мастера за ее возведением. Стены строения снаружи были гладко обтесаны, а внутри выштукатурены, печи встроены изразцовые, а крыша покрыта черепицей. Постройка по договору началась весной и окончена в августе того же года. В 1799 году Штакеншнейдером было получено разрешение пользоваться в течение трех лет лежащими по близости к мельнице казенную пашню и лесными полосами.

Перекрытая плотиной река позволила неизвестным мастерам-гидравликам создать искусственный водоем, а искусным садовникам превратить в живописный парк часть примыкавшего к берегу леса. Усадьба именовалась Мыза Ивановка.

В имении в 1802 году родился видный зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер — создатель Мариинского и Николаевского дворцов в Петербурге, парковых павильонов в Петергофе и многих других сооружений, в этих местах прошло его детство, здесь он отдыхал в летние месяцы, а с 1862 года окончательно поселился в этом загородном доме, став владельцем Мызы Ивановки. А.И. Штакеншнейдер расширил ее территорию, провел работу по осушению болотистой низменности и укреплению почвы. Сохранившийся деревянный дом построен в конце 1850-х годов на месте старого.

Усадьба архитектора А.И. Штакеншнейдера. «Розовая дача» в Пудости. Фото 1986 года

Усадебный дом представляет собой одноэтажную постройку с мансардой и широким балконом, развернут главным фасадом на юг. Веранда соединяет дом с одноэтажным флигелем, образующим вместе с ним прямоугольный внутренний двор. Фасады заново обшиты тесом, окрашены в розовый колер и оживлены оконными проемами с резными ставнями и наличниками. Высокая кровля прорезана слуховыми чердачными окошками. Постройка характерна для того периода русской архитектуры второй половины XIX века, когда внимание уделялось не выявлению архитектурной конструкции, а замысловатой декорировке фасадов. Здание сильно обветшало и требует реставрации.

Остатки мельничной плотины на речке Пудость и группа лиственниц, оставшаяся от старинного парка, дополняют достопримечательности бывшей усадьбы.

Мыза Ивановка в 1860-х годах была хорошо известна революционно настроенной молодежи Петербурга. Здесь у дочери архитектора Е.А. Штакеншнейдера бывали члены тайного общества “Земля и воля”. Особенно часто приезжал П.Л.Лавров — один из идеологов народничества. Мызу Ивановку посещали многие известные представители русской интеллигенции, гостили поэты Я. Полонский, В. Бенедиктов, А. Майков, Н. Щербина,
Н. и В. Курочкины.

Окрестности Пудости очень интересны и в геологическом отношении. В этих местах добывается известковый туф — так называемый пудостьский камень, который отличается сравнительной мягкостью, известен тем, что на воздухе он приобретает большую прочность. Эти его свойства так же, как и пористая фактура и светло-желтый цвет, способный менять оттенки при различной степени освещенности, сделали пудостьский камень излюбленным строительным материалом русских зодчих. Архитектор А.Н. Воронихин использовал пудостьский камень при постройке Казанского собора и здания Горного института в Петербурге. Широко применялся этот камень в гатчинских постройках, таких как Гатчинский дворец, Адмиралтейские и Березовые ворота, портал “Маска” у Березового домика, обелиск Коннетабль, здание Сиротского института и во многих других.

Усадебный дом Штакеншнейдеров в Мызе Ивановка находится в очень плачевном состоянии, нуждается в заботе и небольшой усадебный парк. Сохранность этого памятного места потребует в дальнейшем больших усилий.

А сколько таких усадеб на земле Гатчинского района, когда-то наполненных жизнью, сегодня брошены на произвол судьбы. Они бесхозны и ветшают на наших глазах. И хочется закончить строками А. С. Пушкина:


“Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.


Животворящая святыня!
Земля была без них мертва . . .“

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100