У ИСТОКОВ ОРЕДЕЖА
Гусарова Г.П.
“Сердце человеческое так невелико, что
всю Божью землю оно любить не в
состоянии, а любит только родину свою,
да и то один какой-нибудь её уголок”.
Р. Киплинг
Ленинградская область расположена на землях, с незапамятных времён принадлежавших славянам. Во времена расцвета Великого Новгорода эти земли входили в состав Водской пятины. Позднее пришло сюда финское население из Финляндии; славяне и прибалтийско-финские народности создавали свою географическую терминологию, многие термины закрепились в географических названиях области. Наиболее древними из них являются названия рек и озёр.
Есть в Волосовском районе урочище Донцо. Это юго-восточный угол огромной известняковой плиты, лежащей от Гатчины до Ямбурга-Кингиссеппа и называемой Ижорским плато. Именно здесь сотней родников и начинается река Оредеж. Здесь кембрийские синие глины лежат на дне, и оттого вода кажется голубой, а кругом холмы, валуны. сосны, орешник, синие перелески, белая ветреница, хохлатая медуница. два протока, сливаясь у Заречья, образуют Оредеж, правый приток реки Луги, длиной 201 км.
“Происхождение названия неясно. — пишет Д.С. Рябов в Топонимическом словаре Верхнего пооредежья — Ю. Трусман (1898 г.) приводит “чудско-литовские” параллели... А. Лбовский (1948 г.) толкует название из водского “голова коня”, а по словам финнов-старожилов — “скачущий конь”... Действительно, изгиб реки на карте напоминает коня, и верховья реки в просторечии называют Конёвкой, а в приоредежских курганах встречаются коньковые украшения-привески... Река эта отличается красным цветом берегов, сложенных железистыми песчаниками”.
Всё удивительно неразрывно в мире. Ключи родниковые впадают в реки, судьбы людские остаются в истории. Всего в 9 километрах от истоков Оредежа жил Н.К. Рерих, ставший впоследствии выдающимся художником, учёным, писателем, путешественником. В Изваре находится его музей. В Заречье было имение Черновых, но Заречья больше нет, оно погибло в 1943 году, остались печные трубы и фундаменты. “Здесь была жизнь”.
Вода Оредежа холодная, ключевая, порожистыми перекатами устремляется вперед. В реке водились многие ценные породы рыб, включая форель и хариуса, в прибрежном иле копошились раки, что свидетельствовало о чистоте реки. Прозрачная вода, зеленые водоросли, стайки разбегающейся рыбы — в Чикинском озере. А что ещё надо? Чистая вода есть, будет и рыба, будет жизнь ...
При впадении в озеро Оредеж принимает в свои воды приток — речку Черную. Вода в ней действительно тёмная, так как вытекает она из болота. Сейчас по ней становится трудно проплыть, это бобры устроили запруды.
На берегу Чикинского озера в зелени деревьев утопают дома. В первой половине прошлого века (1842 год) здесь появился медеплавильный завод братьев Чикиных, которые владели 167 десятинами Вырской земли, в том числе 40 десятин было под заводом и прилегающим к нему Оредежским водохранилищем. Завод перерабатывал руду и давал прокат. Семь действующих водяных колёс приводили в действие 18 различных прокатных механизмов и станков. На 15 миллионов рублей продукции перед революцией вырабатывал завод (военные заказы, посуда, самовары, предметы обихода). Одним из первых в стране освоили алюминий, производили из него фляжки для нужд армии — шла первая мировая война.
Но самое удивительное то, что рядом с заводом, где листовая сталь травилась горящими щелоками, где прессы и трансмиссии, было 18 форельих прудов, и одно не мешало другому. Но нет завода, нет форельих прудов, они брошены, заросли.
Из Чикино дорога на юго-запад приведет в деревню Ляды — невеликую деревеньку, населенную финнами-ингерманландцами. “Деревня упоминается в писцовой книге 1499 года под названием Леды” — говорится в “Топонимическом словаре Верхнего пооредежья” Д.С. Рябова — В XYII веке числились две расположенных рядом одноименных деревни. По свидетельству ученого-топонимиста Е. Поспелова, термин Ляда ( Лядина), связанный с самым ранним земледелием, — в говорах русского языка имеет до 25 различных значений : от “участок в лесу, обработанный подсечным способом под поле” до “болото”, “озеро”. Суть же способа в том, что вырубленный и выгоревший участок не распахивался, а лишь бороновался, после чего там что-либо сеялось или сажалось. Неистощимая земля, удобренная золой, в течение одного-двух лет давала хорошие урожаи, а затем забрасывалась и могла вновь зарастать, заболачиваться”. По С.В. Кисловскому Ляды — “лес по болоту”, “пустошь”.
Здесь кончаются все дороги и до Луги нет деревень, лишь лес и болото, где есть иленская сосна, которую Петр I сохранял для мачт кораблей. Здесь живут медведи, лоси, волки, рыси, здесь много ягод и грибы с огромными шляпами. “Подстоличная тайга” живет, несмотря на хищничество людей и лесозаготовителей. Здесь можно услышать названия совсем исчезнувших населенных пунктов: “Карловка”, “Перепрянда”, “Весна”, звучные названия рек “Иленка”, “Веряжка”, “Хохлушка”.
Асфальтовая дорога ведет на Сиверскую, проходя через Даймище. По писцовой книге 1499 г. здесь была деревня Даймища, в первом же русском атласе (1726 г.) — Домашево. По местной легенде, название деревне дал Петр I, который, проезжая здесь и увидев пышную даму, сказал: “Дамища!”... (по другой легенде, увидев большой дом (“Домище!”), а по третьей — попросил щей: “Дай мне щей! ...”. Это одно из самых интересных названий на данной территории.
Во времена войны со Швецией Даймище входило во владения шведов. Проводимые в разное время раскопки курганов открыли древний погребальный обряд; обнаружены различные украшения, бытовые предметы. Но и сейчас еще не все тайны истории открыты; уютная деревенька привлекает кинематографистов, здесь снят не один фильм. Улицы деревни тянутся вдоль Оредежа, точно повторяя изгибы реки.
Здесь впервые увидим обрывы над водой из красного песчаника Девонского периода (у “Красной горки”). Отсюда река преображается, наивная непоседа исчезает, течет медленнее, разделяя две деревни — Даймище и Батово, как в давние времена, когда граница проходила по Оредежу.
В разговоре о Батове одно бесспорно, что “возраст” этой деревни исчисляется многими веками. Уже в окладной книге Великого Новгорода за 1499 год упоминается д. Батово на реке Оредеж Существует несколько толкований названия деревни. Вот одно из них: в те давние времена, как и теперь, у Батово с Даймищем поддерживалась тесная связь. Мостов не было, и общение соседей осуществлялось с помощью долбленых челнов. В словаре В.И. Даля читаем, что челны эти назывались батами, иногда два бата составляли паром, батовать — управлять такими паромами. Или другое: “Бат” (от древнерусского) — “дерево, палка” — отсюда батог. (В некоторых источниках батами именуют водь — прибалтийско-финское племя, аборигенов здешнего края).
В конце XYIII века, а точнее в 1796 году, Павел I, проводя политику усиления помещиков, раздарил им 600 тыс. крепостных. Казенные батовские земли, входившие в состав дворцовой Рождественской волости, были “пожалованы” генерал-майору П.Ф. Малютину и директрисе Института благородных девиц Марии Дешамп. Подарки ненадолго задержались у одаренных. На пожелтевшем гербовом листе бумаги, составленном “Лета тысяча осмисотого генваря в шестой на десять день” читаем (фонд ГИАЛ 268. сп. 2, ед. хр. 430, лист 53): “генерал майор и кавалер, Петр Федорович сын Малютин, в роде своем не последний, продал я отставного подполковника Федора Андреева сына Рылеева жене Настасье, Матвеевой дочери, собственное свое неделимое имение, всемилостивейше пожалованное мне в тысяча семьсот девяносто шестом году по именному его Императорского величества высочайшему указу в вечное и потомственное владение, состоящее Санкт-Петербургской губернии Софийского уезда деревне Батово писанных по нынешней пятой ревизии крестьян мужского пола двенадцать душ с женами и с детьми с братьями и племянниками со внучаты и приёмыши и с новорожденными после той, пятой ревизии, обоего пола детьми их , со всяким скотом, с лошадьми и со птицы, с хоромным попушенным строением, с пашней и непашенной землёю, с хлебом, сенным покосом и со всеми, принадлежащими начасть тем крестьяным угодьи; взял я Малютин у неё Рылеевой за то своё недвижимое имение со всем означенным денег серебряною монетою тысячу пятьсот рублей, напрежде сей купчей одно моё недвижимое никому от меня непродано и незаложено и ни у кого ни в чём неукреплено и ни за что не описано.”
Такая же купчая в тот же день составлена на продажу Марией Осиповной Дешамп — Н.М. Рылеевой деревни Батовской мужского пола крестьян 21 душа за 3400 рублей серебром.
Известно, что отец К.Ф. Рылеева, Федор Андреевич, служил в 1795 году в Эстляндском егерском корпусе (1 батальоне). В 1796 году корпус был расформирован. Выйдя в отставку, Ф.А. Рылеев был управляющим деревнями у Петра Фёдоровича Малютина, с семьёй проживал на Выре до 1800 года. В этот год он отдал свой дом для нужд почтовой станции, которую в это время перевели на Выру из-под Рождествена, и поселился с семьёй в Батове.
В небольшом (около 7 га), но довольно уютном и живописном парке еще заметны следы былой усадьбы. С трех сторон — аллеи вековых лип, немного белоствольных березок, в центре, по крутому берегу Оредежа — сосны, ели, осины. В центре парка сохранилась длинная аллея старых лип, современниц поэта. Она начинается от того места, где стоял усадебный дом. Сама усадьба мало походила на дворянские поместья XIX века. “Господский дом деревянный из соснового лесу, длиной на семи саженях и двух аршинах, а шириной на четырех саженях, обит досками и выкрашен масляной краской темного, а крыша такой же краской с подъездом, и разделяющийся на две половины, в первой половине чистые комнаты, обитые досками, пол и потолок простые, одна изращатая печь, шесть простых дверей.
В другой половине две комнаты тоже обитые досками, пол и потолок простыя одна изращатая ...“. Далее в “Описи движимого и недвижимого имения бывшего подпоручика Кондрата Рылеева” от 23 сентября 1826 года идет описание небогатой мебели, служб, флигеля и других хозяйственных построек, дворов, деревни. “Всего мужского пола душ 48”.
На месте дома, сгоревшего в 1970 году, установлена скромная памятная стела с барельефом К.Ф. Рылеева. Живописен рельеф и пейзаж парка: с юга на север его прорезает заросшая балка, сбегающая к целебному источнику у самого берега Оредежа.
“Это единственное место в Сиверском районе с минеральною водою (железистого характера). При наличии здесь многочисленных ключей питьевой пресной воды с ограниченным содержанием известковых и магнезиальных солей, можно было бы с успехом устроить в Батово курорт для малокровных и кахехтических (изнуренных) больных, так как минеральная вода Батовского источника, соответствующая № 18 Эссентукской железистой воды, могла бы многим оказывать пользу...“ (А. Лучинский и Н. Никитин, "Сиверская дачная местность по Варшавской железной дороге", СПб, 1916 г.). Здесь же приводится анализ источника.
В разные направления бегут дорожки и тропинки по парку. Одна из них ведет к берегу, к большому замшелому валуну. “Камнем Рылеева” до сих пор называют в народе этот камень у “рылеевского моста”. По преданию, поэт любил сидеть на этом камне, мечтать о светлом будущем, слагать свои патриотические “Думы”. С обрывистого берега Оредежа открывается прекрасный вид. “Местоположение там чудесное, — рассказывал в письме к матери декабрист, писатель А.А. Бестужев, — тихая речка вьется между крутыми лесистыми берегами, инде расширяется плесами, инде подмывая скалы, с которых сбегают звонкие ручьи ... Я пять дней провел на воздухе, в лесу, на речке ... “
Восхищался здешними местами краевед Н. Новопольский: “А краски Оредежа! Словно палитра художника: то теснящиеся на противоположном берегу ровные и стройные, как гвардейские солдаты, медноствольные сосны окрашивают воду в ярко-зеленый цвет, то розовеет она, отражая искрящиеся на солнце красные песчано-слюдяные обрывы, то вдруг задымится в зеркале пушистыми облаками в синеве бездонного неба. А вдали, слева, уже натуральный дымок вьется над домиками. Это уголок деревни Даймище ... Склонившиеся над водой березовые кружева, безмолвие, тишина, лишь изредка нарушаемая торопливым стуком дятла ... Так здесь сейчас. Так было и при Кондратии Рылееве.”
К.Ф. Рылеев имел необыкновенное влияние на молодежь: говорил горячо и ладно, лицо его преображалось, темные глаза горели. Вся оредежская молодежь им была увлечена: и Константин Чернов, и молодой Михаил Малютин, и юный Левушка Витгенштейн — члены Северного тайного общества. А.А. Бестужев сообщал, что “в дружбе Рылеев был чрезвычайно пылок ... Жертва, даже самопожертвование для дружбы ему ничего не стоили; честь друга для него была выше всяких соображений” (Воспоминания Бестужевых, с. 75) Женившись на Украине, он мог бы жить там спокойно, счастливо, но не хотел и не мог Рылеев свои “младые годы ленивым сном убить”. Он, как и многие его сверстники, рвался в столицу. В 1820 году с женой и маленькой дочкой Настенькой он переезжает в Петербург. Заезжает погостить к матери в Батово. Жить в столице с семьей очень трудно и в письмах он просит мать, чтобы она прислала “на первый случай посуды какой-нибудь, хлеба ... и все, что она найдет нужное для дома, дабы не за все платить деньги”. Но много ли могла прислать мать, имея всего 48 душ мужского пола крестьян?
На высоком холме над Оредежем стоит памятник И.М. Рылеевой. “Мир праху твоему, женщина добродетельная” — значится в эпитафии, вероятно составленной сыном.
К.Ф. Рылеев приезжал в Батово неоднократно. В конце августа 1824 года с ним приезжал А.А. Бестужев. В сентябре 1825 года А.А. Бестужев писал сестрам: “Рылеев дважды был в деревне, из каких в последний раз с компанией, где провел время очень весело, Кюхельбекер особенно смешил их своей неловкостью”. Считается, что молодежь того времени была помешана на тайнах, мистике, предопределениях и роковых обстоятельствах. А с тайнами Рылееву везло и при жизни и после. Из существующей переписки Е. Рылеева и А.С. Пушкина не установлено, встречались ли они при жизни. Но стойко держится в народе легенда, что в Батово заезжал Александр Сергеевич и они сидели и беседовали на этом камне. Вполне возможно. Из Выры, где Пушкин проездом в Михайловском менял на почтовой станции лошадей, через Даймище можно напрямик попасть в усадьбу Рылеева.
Сам Кондратий Федорович владел Батовым после смерти матери 2 июня 1824 года чуть больше года. В 1827 году вдова Рылеева Наталья Михайловна продала усадьбу, которая сменила несколько владельцев.
Давняя мечта о восстановлении усадьбы и создании в ней музея К.Ф. Рылеева к 200-летию со дня рождения так и осталась мечтой. Ушедший из жизни в 1995 году праправнук К.Ф. Рылеева Н.Н. Органов писал в 1979 году: “В случае создания в Батове мемориального музея К.Ф. Рылеева, поступившие от меня материалы должны быть переданы в такой музей”. Сейчас эти материалы хранят сотрудники Рождественского музея. Скульптором Шевченко В.В. выполнен бюст К.Ф. Рылеева. но не нашлось инициаторов, чтобы его установить. Но все же память о Рылееве жива: и если вдуматься, то мы увидим, что он был патриотом своей родины и истинным гражданином. Каждый год 18 сентября и 2 июня на могилы сына и матери ложатся цветы, туда приходят люди, которым не безразлична история своего народа и родины. В Батове заботами энтузиастов сохраняется музей истории птицефабрики “Заводская”, отметившей в декабре 1995 года своего 30-летие.
Зарождение птицеводства на батовской земле началось в 1956 году, когда на базе остатков корпусов медеплавильного завода был организован совхоз “Заводской”, занимавшийся производством мяса уток, куры, индейки. 29 декабря 1965 года совхоз стал птицефабрикой. Неоднократно птицефабрика занимала лидирующее положение. И сейчас продолжает производить нужную всем продукцию.
Давно ушло в прошлое воспоминание о том, как жили крестьяне в Батово. Лишь на пожелтевших архивных листах можно прочитать о том, сколько было земли у крестьян в год их “освобождения”, и как они жили в имении баронессы Корф, которая купила его в 1854 году.
Нина Александровна Корф (1842 -1926 г.г.), в девичестве Шишкова, прабабушка известного писателя В.В. Набокова. Это о ней он пишет в “Других берегах” : “Женщина страстного нрава...”.
Затем владели имением прадед писателя Николай Дмитриевич и дед Дмитрий Николаевич Набоковы, которые произвели на свет многочисленное потомство. Девять детей Д.Н. Набокова с благодарностью вспоминали свое счастливое детство. Владимир Дмитриевич Набоков был шестым ребенком, родился в 1870 году в Царском Селе. Отец его в то время был министром юстиции. Дети росли, заводили свои семьи; Елизавета Дмитриевна вышла замуж за князя Витгенштейна, Надежда Дмитриевна — за другого соседа — Ворлярского, Владимир Дмитриевич женился на Елене Ивановне Рукавишниковой, дочери Рождественского соседа.
Над всеми царила прекрасная Мария Фердинандовна, бабушка Лоди. По рассказам старожилов всю жизнь зимой и летом спала с открытыми окнами, до льда купалась в реке, сохранив до глубокой старости ясный ум, несокрушимое здоровье. Владимир Набоков в своих произведениях не раз вспоминает многочисленное семейство, усадьбу, речку...
О реке Оредеж, крупнейшей водной артерии нашего района, написано много. Красоту реки в стихах и на полотнах воспевали К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов и многие другие художники и поэты. “Редкостная река в России” — так о ней выразился русский живописец И.Н. Крамской, проживший 14 лет в Сиверской. Оредеж — любимое место отдыха жителей.
Оредеж сегодняшний — обмелевший, до предела загрязненный, заросший травой и кустарниками, подпертый не действующими плотинами, гибнет. Очень верно пишет об этом в стихах наша местная поэтесса Л.И. Мазина:
Уныло и печально выглядит старинный парк.
Д. Батово. Главная аллея Рылеевского парка ведет вдаль, к месту, где стоял дом. Там стоит стела. |
Липы Рылеевского парка - ровесницы поэта-декабриста. |
Деревья гибнут, с каждым годом все больше пустых мест в аллеях, нет заботливых деловых хозяев. А ведь это, относительно небольшое пространство, служит ядром стабилизации экологического балласта края. “Верхний Оредеж” — уникальный природно-исторический национальный парк, включает в себя этот природный ландшафт, который является естественным поглотителем загрязнений, аккумулятором влаги и очагом выживания и размножения животных и растений. Поэтому так важно сохранить природу этого края, обеспечивающего здоровье окружающих территорий.
Перейти к оглавлению | ||||||