ИСТОРИЯ СИВЕРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Дмитриева В.С.

I. Сиверская школа-колония

«Надо учиться в школе
но еще больше надо
учиться после нее».

Д.И. Писарев

Сиверская школа-колония, 1925 год
(бывший усадебный дом барона Фредерика)

Шел голодный, отмеченный разрухой гражданской войны 1919 год.

В один из солнечных июньских дней на станцию Сиверская прибыл очередной пассажирский поезд из Петрограда. Из вагонов с шумом высыпала толпа ребят. Одни из них были больны, другие остались без крова и родителей. И те, и другие голодные и оборванные.

По распоряжению Петроградского отдела народного образования с ними были командированы четверо взрослых вместе с организатором (она же врач и воспитатель). Поселили ребят в небольшой полуразрушенной даче бывших владельцев Бегуновых на Красной улице.

И очень скоро пустая дача превратилась в надежный, обитаемый дом для приютившихся в ней воспитанников. Но трудностей было предостаточно: отсутствие лекарств, мыла, одежды, мебели. Питались в основном ягодами, грибами, рыбой. Так начал свое существование первый детский дом в Сиверской.

Прошло лето. Ребята поправились, окрепли, загорели. Но с наступлением осени пришли для детдома черные дни. Летняя дача не спасала от осенних холодов и сырости, отсутствие денег и продуктов вновь спровоцировало болезни у ребят. Кроме того, не было педагогов, поэтому детей школьного возраста отправили в Петроград. Из 295 воспитанников осталось 95 — малыши и больные. Помощи ждать было неоткуда. Местное население само жило впроголодь. Послали ходоков в Петроград. Скоро подоспела помощь, а вместе с ней еще группа заморенных малышей.

Весной 1920 года детдому дали еще две довольно благоустроенные дачи на Мишутинской улице, которые принадлежали состоятельной и очень культурной семье Дерновых. Эта семья в дальнейшем очень помогла детдомовцам.

В 1921 году заведующим детдомом был назначен Вильгельм Вильгельмович Мешковский, а вместе с ним на работу были приняты несколько воспитателей. Через год детдом при содействии местного волисполкома перевели во дворец, ранее принадлежавший барону Фредериксу, в имение которого входили подсобные здания, животноводческие фермы и земельные угодья, расположенные почти у самого вокзала. Само здание находилось в плачевном состоянии.

Только несколько комнат было занято исполкомом, парткомом и милицией. Остальные помещения были полуразрушены, печи и окна нуждались в капитальном ремонте.

Из воспоминаний старожила поселка Сиверский В.К. Петкевич:
"... Имение подверглось разграблению: приезжали из окрестных деревень на лошадях и все увозили. Обдирали даже обшивку мебели. В первое время после революции в имении был исполком. Там же проводились культурные мероприятия: ставили спектакли, часто выступал хор, самодеятельность, по выходным дням проводились танцы. Позже в графском имении поселилась школа-колония. Во время войны этот дом сгорел."

В короткий срок были проведены восстановительные работы, а перед дворцом опять, как и прежде, вместо кучи мусора красовалась цветочная клумба.

В сентябре 1922 года открылись первые учебные классы А и В, а детский дом получил новый статус: Сиверская школа-колония 2 ступени с девятилетним сроком обучения, в которой учились и воспитанники детского дома, и приходящие из ближайших сел и деревень. Под руководством сильного педагогического коллектива колонисты создали шесть мастерских: слесарную, столярную, сапожную, пошивочную, переплетную и кузнечную. По чертежам оборудовали метеоплощадку, метеоприборы которой демонстрировались на Всесоюзной выставке в Москве. Ребята отремонтировали мебель, изготовили вешалки, столы, парты, простейшие наглядные пособия.

Со временем колония обзавелась большим собственным учебным хозяйством; имелись свинарник, конюшня, ферма. Занимались огородничеством и садоводством. В совхозе «Сиверский» ребята проходили производственную практику. Школа неоднократно была участницей Всесоюзной выставки в Москве.

Выпускники 1929 года. Директор Сиверской школы-колонии
(2 ряд, 6 справа)

План хозяйства школы-колонии

Внутренняя жизнь колонистов строилась по принципу полного самообслуживания и самоуправления — дети дежурили по школе, на кухне и даже в кладовой на выдаче продуктов. Жизнь школы-колонии вошла в нормальное размеренное русло. Лишь в 1924 году её воспитанники подверглись сильной эпидемии паратифа. В течение трех дней слегло 111 человек, среди них были и взрослые. С болезнью справились своими силами, без единого летального исхода. Постепенно школа-колония стала пользоваться большим авторитетом у населения. Она вела огромную просветительную работу и подчас решала социальные вопросы поселка. Из воспоминаний Н.А. Белоусовой:

"По инициативе и с участием школы был построен пешеходный .мост через Оредеж на Вокзальную улицу. В школе имелась большая библиотека (10.000 книг), которой пользовались все жители поселка, а в подшефной деревне Лампово была организована изба читальная и агрономическая консультация. В актовом зале дворца проводились киносеансы для всех желающих. При школе был организован драмкружок, которым руководил (уже старый в то время) петроградский актер Иван Лисенко-Коныч. Он создал, можно сказать, профессиональную труппу, на спектакли которой. собирались все жители поселка."

Из недр этой труппы вышла ныне народная артистка России Мария Александровна Соколова-Призван.

Школа-колония просуществовала до 1930 года как большое хозяйство типа колонии, созданной в Харькове А. Макаренко, после чего она стала опорной средней школой с сельскохозяйственным уклоном.

II. Сиверская средняя школа в предвоенный период

Здание Сиверской средней школы (ныне Детская школа искусств)

"Теперь у колонии одна мечта — надо строить дом. Ее помещения разбросаны, распыляются силы по обслуживанию, не может уже она вмещать всех желающих учиться в ней", - писал в 1926 году директор Сиверской школы-колонии В. В. Мешковский. Эта мечта сбылась лишь спустя десятилетие.

В 1936 году в центре поселка, на берегу реки Оредеж, распахнула свои двери новая общеобразовательная школа с десятилетним сроком обучения (ныне Детская школа искусств). Ее директором стал Николай Георгиевич Сокольский.

В округе это была единственная школа десятилетка, поэтому ребятам из соседних сел и деревень приходилось преодолевать немалые трудности, чтобы добраться до школы. Многие из них ходили пешком за 10 - 12 километров, даже в осеннюю распутицу и зимнюю вьюгу. Учились охотно, с большим интересом. Это была, конечно, заслуга сильного, прекрасно знающего свое дело педагогического коллектива. В этом убеждаешься, когда читаешь воспоминания выпускников. С любовью и трепетом пишет о своих учителях Нина Михайловна Мухина, выпускница 1940 года: "Уроки литературы вел у нас Алексей Федорович Светлов. Это были удивительные занятия. Часто бывало, мы не обращали внимание на звонок и заслушивались рассказами своего учителя, оставаясь долгое время под впечатлением.

Математику в 5-6х классах преподавал Степан Петрович Бобко. Его объяснения были всегда понятны и доступны каждому. В 7-ом классе его сменила Кира Петровна Колокольникова — гроза всех учащихся. Она была похожа на старую классную даму, которую боялись и в то же время уважали (очень страшно, наверное, было ученикам, которые ленились). К ее уроку доска должна была блестеть, все необходимое лежать на месте. Она часто приносила на урок свой "хороший мел". Объяснения были всегда точны, наглядны. Чувствовалась тщательная подготовка учителя к уроку. Сильным ученикам всегда были заготовлены задания повышенной трудности. И на дом часто давали очень сложные задачи. Иногда над ними приходилось засиживаться до глубокой ночи. Бывало и так, что на веранде нашего дома собиралась группа учеников из других классов, где учились сестра и брат, и тогда решали задачи все вместе.

Преподавателем химии был Яков Иванович Хлопонин. Мы относились к нему с особым уважением, зная, что в прошлом он был учеником Д.И. Менделеева. Меня он не учил, но я хорошо его помню. Это был человек небольшого роста, совсем, седой, ходил, вытянув перед собой руку, очевидно, опасаясь, чтобы шумные ученики не сбили его с ног.

Химию нам преподавал Павел Маркович Лиснявский — человек, влюбленный в эту науку. Он умел увлечь ребят своим примером, и многие ученики стали его помощниками и ассистентами: Юра Мухин, Володя Кокк, Митя и Саша Барановы. В старших классах мы с Павлом Марковичем ездили на экскурсии в Ленинград, побывали на маслобойном, мыловаренном, маргариновом заводах и парфюмерной фабрике.

Уроки истории и обществоведения вели Анастасия Александровна Иванова и Евгения Евдокимовна Корнейчук (сестра писателя Корнейчука). Анастасию Александровну мы безмерно любили. Это был добрый и сердечный человек.

Учителем немецкого языка была Лидия Федоровна Лихачева. Под её руководством читали и переводили сложнейшие тексты, иногда написанные готическими буквами. Учили наизусть стихотворения и прозаические отрывки.

Никогда не забуду директора школы Николая Георгиевича Сокольского. Он и сейчас стоит у меня перед глазами: худой и высокий, в простой рубашке-косоворотке, с тюбетейкой на голове. Всегда вежливый и тактичный. Он постоянно был в хлопотах о школе, даже жил при ней. Отличительной его чертой было умение сделать любую, даже "черную" работу интересной и значимой. Учителя его уважали, а мы ученики — боготворили."

Директор школы Н.Г. Сокольский с учащимися 9 класса, 1937 год
(второй ряд снизу, шестой справа)

Свободного времени у ребят не было, так как задавали им по каждому предмету очень много. Но все же они находили время покататься на лыжах и коньках. Весной ходили вместе за цветами, которые обязательно приносили в школу, своим любимым учителям. После каждого экзамена катались на лодках (это было традицией). В Сиверской тогда работали четыре лодочные станции.

Школьная жизнь того времени была очень интересной и увлекательной. С помощью учителей организовали художественную самодеятельность и драматический кружок. Костюмы для спектаклей покупали в магазине Ленинграда.

В репертуаре драмкружка были "Недоросль", "Медведь", "Лотос" и другие спектакли. "Вспоминаю, как прекрасна была сцена из кинофильма "Веселые ребята", где Толя Цверко сидел на дереве и пел для Лиды Богдановой: "... Сердце в груди бьется, как птица,” — рассказывает Нина Михайловна. — "А как трогательна была сцена из поэмы Некрасова "Русские женщины", где губернатора играла Мира Тушина. Были в школе и прекрасные чтецы. Под аккомпанемент гитары читали стихи Лида Степанова и Коля Шенрок. Зоя Прокопенко танцевала венгерский танец Брамса, а Вера Шампарова с бубном в руках очаровывала всех своими задорными цыгански.ми танцами".

Тогда в школе не было ни актового зала, ни столовой, однако и в этих условиях школьные вечера проводились часто. Каждый раз они начинались короткими докладами о событиях в стране и за рубежом.

"Особым вниманием пользовались выступления Миши Ильина,. Фаддея Чикунова, Миши Шахова",- вспоминает школьные годы Павел Михайлович Рябов, выпускник 1939 года: "На вечера приходили и поселковые парни и девчата. Бузотеры были и тогда, но за порядком и дисциплиной на вечерах следили сами. Для этого специально выделяли дежурных комсомольцев, которые по мере необходимости приводили в чувство невежественных гостей.

Была своя агитгруппа, которой руководил старший пионервожатый Тимофей Андреевич Шацкий. Группа совершала агитпоходы в местные населенные пункты, добирались даже до Вырицы и деревни Даймище. Регулярно выпускали свою стенгазету "Зоркий глаз". Принимали активное участие в воскресниках. Значительная часть березок вдоль Киевского шоссе от Выры до Поддубья была посажена комсомольцами школы. Все школьные работы по электрике и сантехнике выполняли сами. В то же время мы не были освобождены от домашних и колхозных забот. Ходили в туристические походы с ночевками. Организатором их был учитель географии Василий Ильич Заборцев. "

До сих пор Павел Михайлович отчетливо помнит интересный поход к истокам реки Оредеж. Однажды за один день ребята совершили велосипедный пробег Сиверская — Ленинград — Сиверская. Надежно была поставлена кружковая оборонная работа. Задача была одна, чтобы каждый школьник справлялся с нормами ГТО. Работал даже парашютный кружок, которым руководил военный летчик. Дух соперничества и состязательности присутствовал во всех школьных делах.

Помнит школа и незабываемые встречи с интересными людьми. Выпускной бал учащихся 1938 и 1939 годов был украшен выступлением знаменитого тенора Николая Константиновича Печковского. Пригласить Печковского предложил директор школы Н. Г. Сокольский Он сказал ученикам: "Берите цветы и езжайте к нему на дачу в Карташевскую. Пишите приглашение и уговаривайте на встречу". Фаддей Чикунов, Михаил Лихачев и Павел Рябов поехали в Карташевскую. Их встретила мать Печковского, сказав, что он находится в Ленинграде. Поехали туда, но и там его не застали, однако, приглашение оставили.

Н.К. Печковский с группой выпускников, 1939 год
(нижний ряд, второй слева)

Печковский не заставил себя долго ждать и вскоре сообщил о своем согласии прибыть на вечер. Это было уже второе выступление Николая Константиновича в Сиверской школе.

В 1941 году Сиверская оказалась территорией, временно оккупированной врагом. Гитлеровские захватчики, ворвавшись в школу, разграбили школьные кабинеты, уничтожили библиотеку ... Школа была превращена в казарму для размещения солдат.

Многие выпускники и преподаватели Сиверской школы встали на защиту Родины, часть из них не вернулась.

Героически пали в боях: Фаддей Чикунов, Георгий Колос, Игорь Сокольский, Олег Астафьев, Сергей Майоров, Дмитрий и Михаил Барановы, Владимир Кокк, Михаил Травкин, Михаил Шахов, А. И. Пичугин, В. И. Забродин, Т. А. Шацкий. Этот список далеко не полный.

Память об этих людях будет жить в наших сердцах.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100