«ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ» — ИГРА
ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ЛАГЕРЕ «ЭКО — 97»
Куракова Н.Г., Вижуткина Е.В., Мирошкина С.М., Миронов Ю.Т.,
Лаппо О.В., Титова Е.Г., Бездольная Л.И.,
Шевякова В.Н., Мавлютова О.С.,
Игра по станциям
Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является
игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников
в творческую деятельность.
Игра по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), ежегодно проводимая
в летнем экологическом лагере, носит комплексный характер. Она требует от участников
не только знаний по основам экологии, но и умения ориентироваться в разнообразном
мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь
и действовать по сигналам тревоги при чрезвычайных обстоятельствах (авария на
ядерном объекте, на химически опасном объекте и т.д.).
Подготовкой игры занимаются преподаватели и ученые, работающие в летнем лагере.
Составляются вопросы и задания, готовятся наглядные и раздаточные материалы.
Чтобы игра не была утомительной и не потеряла притягательности, количество станций
не должно превышать шести.
На линейке, с которой начинается игра, команды получают маршрутные листы и
отправляются по станциям.
Примерное содержание станций:
- Медицинская
- Радиационная
- Экология населенных пунктов
- Влияние автотранспорта на окружающую среду
- Биологическая
- Творческая
Путешествия по станциям заканчиваются подведением итогов: читаются наиболее
удачные творческие работы, победители награждаются сувенирами, дипломами.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
 |
№ | Название станции | Баллы | Итог |
1. | Медицинская | | |
2. | Радиационная | | |
3. | Экология населенных пунктов | | |
4. | Влияние автотранспорта на окружающую среду | | |
5. | Биологическая | | |
6. | Творческая | | |
|
I. Медицинская станция
Вопросы:
- Что обозначают символы на материалах, используемых в быту?
- Каковы защитные механизмы организма человека от загрязнений?
- Каковы пути проникновения загрязняющих веществ в организм человека?
- «Все есть яд и все есть лекарство, в зависимости от дозы». Подтвердите это
примерами.
- Чем опасны свалки для здоровья человека?
Ответы:
- Экологически
чистая продукция, а также материалы, подвергшиеся вторичной обработке, отмечены
специальной символикой, пояснительными текстами или пиктограммами. Рециклинг
на товарах обозначается, как правило, двумя-тремя стрелками, замыкающимися в
круг, реже — начальными буквами «RE» или полным словом «RECYCLING». Отходы,
образующиеся при использовании такой продукции, после соответствующей обработки
поступают в производственный цикл. Например, металлические банки из-под тоника,
пепси, пива применяются в производстве жести, макулатура — в производстве бумаги,
элементы питания (батарейки) — в производстве цветных металлов и т.д. Этим знаком
отмечается также стеклянная тара (банки, бутылки), принимаемая по залоговой
цене на специальных «зеленых пунктах» (Der grune Punk). Обратите внимание на
яркие полиэтиленовые пакеты, которыми вы пользуетесь. На некоторых из них вы
можете увидеть экологическую символику и сопровождающий ее текст.

Вот перевод одного из таких текстов: «Этот пакет сделан из полиэтилена.
Этот искусственный материал не выделяет никаких токсичных химических веществ
при его переработке или любом другом способе утилизации. Полиэтилен дружествен
по отношению к окружающей среде».
Отмечены специальными знаками и аэрозольные упаковки, не содержащие фреонов
— газов, разрушающих озоновый слой атмосферы. Совершая покупку, отдавайте предпочтение
товарам, которые отмечены экологическими знаками- символами.
И еще об одном очень важном моменте. Знаки на различных товарах могут быть напоминающими.
Развернув шоколадный батончик или жевательную резинку, съев чипсы или орешки
из пакетика, выбрасывайте, пожалуйста, упаковку в специально предназначенные
для мусора урны, а не на мостовую или за батарею в школьном коридоре. Помните
всегда одну простую истину: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Кстати, обратили вы внимание на то, что все надписи на упаковке о поддержании
чистоты сделаны на иностранных языках?
Даже на упаковке популярной жевательной резинки «Орбит без сахара» просьба
«Сохраняйте вашу страну чистой» повторена на семи языках: английском, немецком,
финском, датском, португальском, испанском, итальянском, но, увы, не на русском.
Может быть, считают это делом уже бесполезным ? А что по этому поводу можете
сказать вы?
Экологический знак ( «Голубой ангел»)[1]
Экологический знак, получивший название «Голубой ангел», разработан по инициативе
министерства охраны окружающей среды федеральных земель ФРГ, как средство стимуляции
производства щадящей окружающую среду продукции. Этот знак может быть присвоен
только тем изделиям, которые превосходят другие аналогичные изделия по своей
экологичности, например, меньше загрязняют атмосферу, не содержат совсем или
содержат лишь в очень небольшом количестве опасные вещества, или оцениваются
как малошумные, готовые ко вторичному использованию, или являются ресурсо-,
водосберегающими. В числе первых товаров, отмеченных этим знаком, были аэрозольные
упаковки, в которых не употреблялись газы фреоны, разрушающие озоновый слой
атмосферы Земли[1,2].
- Кожа, эпителий кишечного тракта и дыхательных путей, печень, почки

- Желудочно-кишечный тракт, органы дыхания.
- Радиация, радон — в малых дозах используются в медицине, в больших — разрушают
живое.
- Зловонные продукты, загрязнения подземных вод, распространение инфекционных
заболеваний.
Лечебница в лесу. Тестовые задания.
- Свежие листья прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
- Мох, заменяющий йод и вату.
- Растение употребляется при простуде как потогонное, от кашля. Соком можно
выводить бородавки.
- Капли, сделанные из цветов этого растения, регулируют работу сердца, успокаивают сердцебиение.
- Ягоды этого растения используют при простуде как потогонное средство, настойку
из цветов — от укусов змей.
- Ягоды растения используются как закрепитель желудка.
Ответы:
- подорожник;
- сфагнум;
- росянка;
- ландыш;
- малина;
- черника.
Используемая литература
- «Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник»,- М.,1993 г., с.543-544
- «Экологический бумеранг», Самкова В.А., Прутченков А.С., М.,1996г.
II. Радиационная станция

Вопросы:
- Радиоактивность естественная и искусственная. Что это такое ?
- Что такое период полураспада радионуклида?
- Какими видами излучений сопровождается распад радиоактивных ядер?
- Радиационная безопасность. Раскройте содержание термина.
- От какого вида излучения, из рассматриваемых в п.3, труднее защититься? Поясните почему.
- Способы защиты от вредного воздействия ионизирующих излучений радионуклидов. Перечислите не
менее четырех способов защиты и поясните их сущность.
- Ядерный реактор и ускоритель заряженных частиц. Что это такое, в принципе, с точки зрения
обеспечения радиационной безопасности?
- С помощью каких приборов и как измеряют мощность дозы гамма-излучения на местности?
- Специалисты изучают возможность создания “гибридной” ядерной энергетической установки,
состоящей из ядерного реактора и ускорителя заряженных частиц. В чем главное преимущество такой
установки перед обычным реактором?
- О вреде радиации (понимаемой широко) после 1986 года (года аварии на ЧАЭС) говорится и пишется
много, а о пользе применения радиации при этом забывается. Назовите (кроме получения электрической
и тепловой энергии) полезные применения радиации в промышленности, сельском хозяйстве, космонавтике,
медицине и в криминалистике.
- В каком научно-фантастическом произведении известного отечественного фантаста (уроженца Вырицы)
говорится о стимулирующем действии радиации? Расскажите, что вы знаете об авторе этого произведения.
- Действия человека, проживающего в районе расположения ядерного реактора, при радиационной аварии.
- Проблема радиоактивных отходов — одна из острейших в современных условиях. Предложите свой,
пусть даже и фантастический (но не противоречащий законам физики), способ утилизации радиоактивных
отходов.
- Сформулируйте и обоснуйте свое, личное отношение (“за” и “против”) к ядерной энергетике — к
широкому использованию ядерных реакторов для получения электрической и тепловой энергии.
Ответы:
- Радиоактивность — самопроизвольное превращение неустойчивого нуклида в
другой нуклид, сопровождающееся испусканием ионизирующего излучения. Такие
неустойчивые нуклиды (их называют радионуклидами ),имеющиеся в природе в земной
коре, воде, воздухе и образование которых не связано с деятельностью человека
(всего их около 70), обусловливают естественную радиоактивность, в отличие
от радионуклидов, получаемых искусственно в различных ядерных реакциях — искусственной
радиоактивности.
- Время, в течение которого распадается половина атомов данного радионуклида.
- Альфа-, бета-, гамма- излучениями.
- Радиационная безопасность — комплекс мероприятий (администра-тивных, технических,
санитарно - гигиенических и других), ограничивающих облучение и радиоактивные
загрязнения лиц из персонала и населения и окружающей среды до наиболее низких
значений, достигаемых средствами, приемлемыми для общества. Это также научно
- практическая дисциплина , разрабатывающая способы оценки и прогнозирования
радиационной обстановки, исследующая конкретные случаи радиационной обстановки
и дающая рекомендации для приведения её в соответствие с установленными нормативами.
- От гамма излучения. Из-за слабого взаимодействия с веществом.
- Защита:
- временем ( при работе иметь дело с источниками ионизирующего излучения
(ИИИ) минимально необходимое время)
- расстоянием ( находиться по возможности дальше от ИИИ, помня, что, например,
для точечного источника увеличение расстояния в два раза снижает радиационное
воздействие в четыре раза.)
- количеством ( при работе иметь дело с ИИИ, активность которых минимальная).
- экранированием ( использовать различные защитные экраны, которые полностью
или частично поглощают ионизирующее излучение)
- Источники ионизирующего излучения.
- С помощью различных дозиметров гамма - излучения, на высоте I м. от
поверхности земли ( Подробнее о методике измерений см. сборник «Экология.
Безопасность. Жизнь.» выпуск4, с. 79)
- Повышенная ядерная и радиационная безопасность.
- В промышленности:
гамма- дефектоскопия — контроль целостности различных сварных металлических
оболочек ( корпусов реакторов, подводных и надводных кораблей, трубопроводов
и т. п. ) , нейтронный каротаж — разведка нефти, воды.
В сельском хозяйстве:
предпосевная обработка семян, повышающая урожайность; обеззараживание стоков
животноводческих ферм.
В космонавтике:
создание атомных энергоисточников спутников, орбитальных комплексов.
В медицине:
диагностика заболеваний, лечение онкологических больных.
В криминалистике:
нанесение специальных меток на предметы хищения, облегчающие их поиск, идентификацию
и изобличение преступников.
- В рассказе известного фантаста И. А. Ефремова «Обсерватория Нур-и-Дешт», герои
которого — участники экспедиции — обследуют в среднеазиатской
степи развалины древней обсерватории с вязью сохранившегося арабского письма
на стенах. Люди чувствуют себя необычно бодрыми, деятельными, не испытывают
усталости, несмотря на трудные условия и тяжелую, кропотливую работу. Они
не могут найти объяснения своим ощущениям. Казалось, в них вливается какая
- то таинственная жизненная сила, исходящая от руин старой обсерватории! Посетив
развалины ночью, члены экспедиции обнаруживают, что древние настенные письмена
светятся — они были покрыты радиоактивной (с содержанием урана) краской. Оказалось
также, что под обсерваторией находится заброшенная шахта, где добывали урановую
руду для красок. Значит, вблизи шахты образовался повышенный фон ионизирующих
излучений, который так живительно действовал на людей. Конечно, фантастический
рассказ не может претендовать на научную достоверность, однако, уже сейчас
радиобиологи разработали и обобщили многие аспекты и закономерности стимулирующего
действия ионизирующих излучений на живые организмы. Достаточно назвать книгу
А.М. Кузина «Стимулирующее действие ионизирующего излучения на биологические
процессы» (М. Атомиздат, 1977). Иван Антонович Ефремов — видный ученый-палеонтолог,
этнограф и писатель — автор увлекательнейших научно-фантастических, научно-популярных
романов, повестей, рассказов: «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»,
«Лезвие бритвы». Иван Антонович родился в 1907 году и провел первые шесть
лет своей жизни в п. Вырица Гатчинского района.
- Должны быть рациональными, обдуманными, сводящими к минимуму вредное
радиационное воздействие. (Подробнее об алгоритме рациональных действий в
этом случае см. сб. «Экология. Безопасность. Жизнь.» выпуск 4, с. 55).
- Выделять из радиоактивных отходов наиболее «страшные» радионуклиды с
периодом полураспада сотни, тысячи и миллионы лет, загружать их в надежные
транспортные космические корабли и отправлять в Космос, за пределы Солнечной
Системы.
Превращать (трансмутировать) долгоживущие компоненты отходов в короткоживущие,
менее радиотоксичные, воздействуя на них интенсивными потоками частиц высокой
энергии (например, протонами с энергией 1 - 2 ГэВ, подробнее о трансмутации
РАО.
При проведении игры в летнем экологическом лагере «ЭКО-97» вопросы №№ 1,
2, 3, 4, 7, 11 задавались школьникам 7 - 8 классов, а остальные вопросы предлагались
школьникам более старших классов.
III. Станция «Экология населенных пунктов»

- Какие виды источников промышленного загрязнения окружающей среды Вы знаете ?
- Назовите химические вещества, загрязняющие атмосферу.
- Как при проектировании города правильно разместить промышленную зону?
- Какую роль в городе играют зеленые насаждения?
- Почему нельзя сжигать мусор на свалках?
- Какие условия необходимо соблюдать при размещении свалок?
- Что такое шумовое загрязнение? В каких единицах измеряется ?
- Каково соотношение смертности и рождаемости среди населения наблюдается в последние годы?
- Какова численность населения города Гатчины и Гатчинского района?
Ответы:
- Источниками промышленного загрязнения являются химические, биологические и радиоактивные источники загрязнения.
- Химическими веществами, загрязняющими атмосферу, являются окислы азота, серы, углерода, фреоны, промышленный озон, продукты сгорания топлива и продукты распада веществ.
- Промышленную зону надо размещать, учитывая розу ветров.
- Зеленые насаждения снижают шум, выделяют кислород, очищают воздух от выхлопных газов.
- При сжигании мусора выделяются ядовитые вещества диоксиды и токсины.
- При размещении свалок нужно соблюдать геологические (состав грунта), гидрологические (глубину и направление течения грунтовых вод) и метеорологические (розу ветров) условия.
- Шумовое загрязнение — это уровень шума, превышающий предельно-допустимое значение. Уровень шума измеряется в децибелах (Дб.).
- Уровень смертности превышает уровень рождаемости в 2раза, наблюдается естественная убыль населения.
- Численность населения г. Гатчины — 80 тыс. человек, а Гатчинского р-на. — 120 тыс. человек.
IV. Станция «Влияние автотранспорта
на окружающую среду»

- Какие вредные воздействия оказывает автотранспорт на окружающую среду?
- Для чего строят объездные дороги ?
- Почему вдоль дороги высаживают деревья ?
- Назовите вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
- Предложите пути уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
- Почему нельзя пасти коров, собирать ягоды, грибы, содержать огород вдоль дороги ?
Ответы:
- Выхлопные газы, шумы, автотранспортные происшествия, тяжелые металлы и
т.д.
- Уменьшение потока машин, проезжающих через город, уменьшает их вредное
воздействие.
- Растительность задерживает выхлопные газы, тяжелые металлы, уменьшает
шум, задерживает снег.
- Угарный газ, углекислый газ, сероводород, сернистые газы, соединения
тяжелых металлов.
- Замена топлива или улучшение его качества, замена машины на велосипед,
строительство объездных дорог, посадка деревьев вдоль трасс; строительство
подземных автостоянок. Утилизация отработанных материалов.
- Растения возле дорог накапливают тяжелые металлы, особенно свинец.
V. Биологическая станция

Вопросы:
- Какие макроскопические изменения возникают у растений при длительном загрязнении воздуха?
- Назовите растения-индикаторы загрязнения воздуха?
- Отгадайте загадки:
а) У него суровый вид, над пустынею парит. Вертит лысой головой, падаль ищет день-деньской.
б) Хохолок и оперенье — эта птичка — загляденье! "Сколько с детками хлопот!" — беспокоится .......
в) Он на страуса походит, по пустыне важно ходит. Только ростом мелковат, цвет яиц зеленоват.
г) Птица не сидит без дела, все кору долбит умело. А питание потом добывает языком!
- Когда две популяции не влияют друг на друга, такое состояние называется...
- Какие живые организмы способны перерабатывать бытовые и промышленные отходы?
- Во время войны в партизанских отрядах в качестве перевязочного материала часто использовали сфагнум. Чем объяснить это?
Ответы:
- Изменение строения эпидермиса — это некрозы.
- Лишайники; голосеменные растения — сосна, ель; водное растение — ряска.
- а) Сип; б) Удод; в) Нанду; г) Дятел.
- Нейтрализм
- Бактерии гниения; плесневые грибы
- Так как мох впитывает жидкость в 25 раз больше своего веса, обладает
бактерицидными свойствами и уничтожает бактерии
VI. Творческая станция

На этой станции командам дается творческое задание. Цель этого задания — составить
стихотворение из десяти данных слов. Вот эти слова:
- Озон - газон, паровоз - биоценоз, бактерии - критерии, синицы - спицы, вампир - мир.
- Токсины - медицина, планета - комета, экология - зоология, человек - рассвет, мир - букет.
- Апельсины - мандарины, витамины - пестициды, карбонаты - нитраты, потоп - биотоп, газон - электрон.
- Трава - голова, краса - лиса, лес - исчез, пожар - жар, человек - век.
В результате получились такие стихотворения:
-
Не губите озон,
Он спасает газон.
Чтоб проехал паровоз,
Рушим мы биоценоз.
Больше новых бактерий,
Но остался все тот же критерий.
И улетают синицы,
И некому больше садится ... на спицы.
Лишь комар — вампир,
Правит пир на весь мир.
- Из-за токсинов в апельсинах
Нужны врачи и медицина
Чтобы планета не стала кометой
И человек встретил рассвет,
А мир был похож на прекрасный букет
Учите, народ, зоологию!
И помните про экологию!
- Надо кушать апельсины,
Можно даже мандарины
В них найдем мы витамины
с пестицидами, без мины.
Любит почва карбонаты,
Но не любит все нитраты,
Почва не грозит потом,
Если есть в ней биотоп.
Биотоп есть и в газонах
(Нет их только в электронах).
То есть наша биосфера
Любит пользование в меру.
- Пришла весна,
Трава цветет,
От счастья кругом голова идет.
Вокруг — краса,
Бежит лиса,
И дыбом встали волоса.
Под нашей головою небо,
А прям у глаз Зеленый лес,
Мы отвернулись — он исчез,
От этого мутился ум,
От горя вся трава завяла,
И с неба солнышко упало,
Тут сразу начался пожар,
Все уничтожил нестерпимый жар.
В этом виновен человек,
Он уничтожил все за век
Используемая литература
- «Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник»,- М.,1993
г., с.543-544
- «Экологический бумеранг», Самкова В.А., Прутченков А.С., М.,1996г.
- «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 4, Гатчина, 1997