ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИГРА ПО “СТАНЦИЯМ”,
ПРОВЕДЕННАЯ В ПЛАМЕНСКОЙ ШКОЛЕ
(внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)

Алексеева М. М.


Цели:

  1. Вовлечь учеников начальной школы в экологическое движение.
  2. Популяризация знаний учащимся 8 класса.


Подготовка к игре:

  1. Учитель с учениками разрабатывают маршрут, определяют количество и нахождение станций.
  2. Разрабатывается оформление, наглядный материал и информация для каждой станции, определяются ведущие. Продумывается их творческое воплощение.


Ходы игры:

Ребята начальной школы строятся на линейку, перед ними начинают разыгрывать представление сказочные герои.

Звучит музыка и выбегает Леший:

— Лесная тревога! Лесная тревога! (с разных сторон на зов сбегаются Водяной, Баба-Яга, Домовенок Кузя, Лиса-Патрикеевна). Друзья мои, верные хранители лесной тишины, я, Леший, созвал вас для того, чтобы сообщить ужасную новость: в наши владения вторглись незнакомцы... Права ты была, Баба-Яга, что нагадала мне вчера трудности по служебной линии.

— Водяной, давай сюда нашу мудрую книгу “Определитель четверолапых”. Посмотрим, кого занесла нелегкая в наши заповедные места. (открывает красочно оформленную большую книгу, надевает очки, читает.)

— Лягушка — мокрое курносое существо (в это время друзья Лешего проверяют наличие этих качеств у ребят) с большими круглыми глазами и полусогнутыми задними лапами

— Лиса-Патрикеевна: Не-е-е! Они сухие ... и лапы у них прямые! Читай дальше.

— Леший (читает): Прыткая ящерица — подвижная непоседа, длинный язык. Любит отдых на освещенных солнцем полянах... Ага... (подозрительно смотрит на ребят). Свой хвост ...

— Баба-Яга: Не подходит! Хвоста нет.

— Леший: Не перебивай старших! (читает дальше) Свой хвост в случае опасности отбрасывает!... Все ясно... Это ящерицы.

— Водяной: (заглядывая через плечо Лешему, дочитывает): Длина животного 15 -20 сантиметров!

— Баба-Яга: Что-то ты, Леший, совсем забыл, чему тебя в школе учили! Дай, я!... (отбирает у него книгу, нервно листает “Определитель четверолапых”) Нашла! Нашла! Это — обезьяны! Смотри, как похоже (показывает ему картинку в книге).

— Леший: Нет, старая, это ты вчера в гостях у Домового белены объелась! Обезьяны живут только в теплых краях. В наши зимние морозы они давно бы уже носы поотморозили. А у этих — улыбки до ушей!... А вот, смотри! (водит пальцем по книге, читает). Человек — друг всех четверолапых, а также животных с иным количеством конечностей. Добродушен и весел.. — О, это нам подходит! Человек с рюкзаком, или турист — человек, любящий все живое и готовый прийти на помощь, знающий и оберегающий природу. Имеет одну маленькую слабость: предпочитает всем видам отдыха — активный отдых на природе, в кругу лучших друзей.

— Домовой: Ребята, извините нас, что сразу не поняли, кто вы такие. Но мы проверяем всех, кого заносит в наши лесные края. Сейчас, к сожалению, развелось много нечисти, которая губит природу ради своих прихотей. А все от того, что не знают ее законов и не предполагают, к чему это может привести.

— Водяной: Мы расскажем и покажем вам много интересного, что ваш простой человечий глаз не сразу замечает. Не будь я лучшим водяным области!

Ребята, мы раздадим карты для каждого класса, с их помощью вы будете двигаться по маршруту от станции к станции.

Счастливого вам пути!

На кабинетах таблички с номером и названием станции. Оформляли станции ведущие, ученики 8 класса ( 1- 2 человека на станции).

Станция № 2 “ ВОДА”

Ведущая:

— Здравствуйте ребята, вы пришли на станцию, которая называется “Вода”, и речь у нас пойдет о воде. Сегодня у нас в гостях властелин воды Водяной, а о себе он расскажет сам.

Поет:
Я Водяной, я Водяной,
Дружить советую со мной,
Я стерегу водицу,
Покой мне только снится,
(Фу, какая гадость!)
Мы порезвимся всласть..

Говорит:
Болота, реки, ручейки —
Владенья Водяного!
Кто мутит чистые пруды,
И много требует воды,
Я утоплю такого

Ведущая: Ребята, а знаете ли Вы, что такое вода? Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: “Вода ... тебя невозможно описать, тобою нужно наслаждаться, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходимая для жизни: ты — сама жизнь”. Видите, как красиво он описал воду. Посмотрите на глобус, все, что обозначено синим цветом — это все вода, но она соленая и пить ее нельзя и только 2% — вода пресная.

Взгляните на картинку, и вам сразу станет ясно, что воду нужно беречь, ведь ее так мало.

Бедуины не зря утверждали: “Вода дороже золота”. Так сколько же стоит вода и не дешевле ли сегодня заняться сохранением последних ее источников! Завтра поиск воды обойдется нам дороже поиска золота и нефти!

А сейчас мы проведем небольшой эксперимент с водой.

Поставим литровую банку под струю воды, которую я забыла выключить после того, как помыла руки. Видите, ребята, почти через 20 секунд банка наполнилась водой, и представьте, если оставить включенный кран на час, сколько воды утечет бесполезно. А причин потери воды очень много: забыли выключить воду в столовой, туалете или дома постоянно течет кран, и вся эта вода уйдет безвозвратно. Многие ходят по нашей деревне и видят, что очень много утечек из труб.

Но совсем другой вопрос — чистая ли это вода, нет, к сожалению, это не совсем так. Когда вы пойдете в 5 класс, то вы сможете рассмотреть капельку воды под микроскопом и увидите, сколько там бактерий, так что такую воду нельзя пить, не прокипятив ее сначала. А я часто вижу, как вы после физкультуры бежите к раковине и начинаете пить эту воду. Ребята, я вас очень прошу запомнить два правила:

  1. Никогда не пейте сырую воду.
  2. Всегда закрывайте за собой кран.

Водяной ничего не хочешь спросить у ребята?


— Водяной: Да, очень хочу. Ребята, а вы помогаете дома маме?
— Дети: Да, помогаем.
— Водяной: А если помогаете, то как?
— Дети: Пылесосим, вытираем пыль, моем посуду и т.д.
— Водяной: Ребята, а расскажите, как вы моете посуду?
— Дети: Мы берем грязную тарелку, намыливаем ее, затем споласкиваем и ставим на место.
— Ведущая: Молодец, Водяной, хороший задал вопрос. Ну, а я, в свою очередь, расскажу, как относятся к воде в Англии и как там моют посуду. Во-первых, там не принято, как у нас, умываться под струей, служит там для умывания раковина, которая наполняется водой. Так же там существует два крана, в одном кране вода чистая , но дорогая, в другом грязная, но дешевая и ее используют только для бытовых нужд. А посуду после мытья не споласкивают, а насухо вытирают полотенцем, но для мытья используют безвредные химические составы. А некоторые экономные хозяйки умудряются одну и ту же воду использовать несколько раз: сначала умоются, потом этой же водой постирают, а потом еще и намоют пол.

Ну, вот, ребята, все, что я хотела, рассказала и, надеюсь, убедила вас беречь воду. Желаю вам удачного дальнейшего путешествия по станциям, а я с вами прощаюсь. До свидания.

Станция “Птицы нашего леса”

— Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы очень рады вас видеть на нашей станции под названием “Птицы нашего леса”.

— Ведущий: А каких птиц вы знаете?

Дети начинают перечислять.

— Ведущий: А не хотели бы вы послушать и узнать их по голосам?


Ставится пластинка с голосами птиц: соловей, обыкновенная кукушка, глухарь, козодой, черный дятел.

— Ведущий: Ребята, вы, наверное, часто осенью видели летящих на юг гусей, уток, грачей. Таких птиц называют перелетными. Они не остаются зимовать, а улетают в теплые страны. Кочующими птицами называют снегирей, свиристелей. Они в поисках пищи кочуют стаями с места на место. Труднее всего зимой приходится оседлым птицам. Это воробьи, голуби, дрозды, вороны, синицы. Они не кочуют и не перелетают в теплые страны. Им очень трудно достать корм, т.к. большинство корма находится по снегом. Таким птицам зимой требуется помощь.

— Ведущий: А как вы помогаете птицам? (кормушки, семена, грозди рябины , сало)

— Ведущий: Вы наверное часто находили в лесу шишки без семян или без чешуек. Мне бы хотелось показать вам такие шишки и рассказать, кто над ними поработал. У этой шишки чешуйки растрепаны в разные стороны. Семена этой шишки выел дятел. Он зажимает шишку в трещинах или между веток деревьев и выклевывает семена. У этой шишки вообще не осталось чешуек. Эту шишку поела белка. Эта шишка старая, она долго лежала на земле, а чешуйки у нее надгрызаны. Их надгрызла мышь. У этой шишки все чешуйки направлены к месту, от которого была оторвана шишка. От этого шишка похожа на пирамиду. Над этой шишкой поработал клест.

— Ведущий: А сейчас вам Старушка-веснушка задаст несколько загадок о жителях леса.


Серый, зубастый
По полям рыщет
Телят, овец ищет
(волк)

 


Ночью летает
Зверей пугает
(сова)

Станция “Гарбология”

— Ведущий: Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста! Я рада вас приветствовать на станции “Гарбология” вместе с Бабой-Ягой.

— Баба-Яга: (поет песенку) Меня называют старушкой ... (подметает мусор)

— Ведущий: Вот видите, ребята, даже Баба-Яга подметает лес! А как же мы боремся с мусором? Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление — гарбология, что в переводе означает мусороведение. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет и не может быть в принципе. Но с чего же начать?

Во-первых, мусор должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе. Значит, мусор должен попасть на свалку. Речь идет, конечно же, не о “дикой”, а специально оборудованной свалке. Кто-то может сказать, что и оборудованная свалка — не лучший способ избавляться от мусора. Что это, по сути дела, перекладывание проблемы на плечи будущих поколений. Это на самом деле так, но сегодня без свалок не обойтись. Если мы будем безответственно относиться к среде обитания и разбрасывать токсичный мусор где придется, наши потомки попросту не доживут до тех дней, когда смогут что-то сделать самостоятельно. Вот, ребята, мы каждый день с вами выбрасываем мусор, а задумываемся ли мы над тем, через сколько лет та или иная вещь разрушится. Ну, вот, например, консервная банка разрушится лишь через 100 лет, стекло — через 100 лет, а вот представьте себе, пластик практически не разрушается вообще. Ребята, как вы знаете, существует множество способов вторичной переработки различных типов мусора, причем постоянно предлагаются новые. И сегодня на нашей выставке мы хотели бы показать вам изделия, сделанные самими ребятами уже из использованной продукции.

— Ведущий: Здесь вы видите вот такую декоративную вазочку, сделанную из обыкновенной бутылки.

— Баба-Яга: А вот здесь из жестянки сделана такая красивая детская мебель.

— Ведущий: А здесь вот такой стаканчик для карандашей из фантиков. В общем, здесь вы видите еще очень много полезных вещей для дома.

— Ведущий: Я уже вижу, вы немного приустали, и сейчас, чтобы вам было повеселей, мы немного поиграем. Мы предлагаем вам взять листочки (Баба-Яга их раздает) и нарисовать, или просто написать ваши варианты использования вторичного мусора, т.е. что вы могли предложить использовать дважды или может быть у вас сделано уже что-нибудь дома. Подумайте и нарисуйте! Хорошо!? И хочу заметить, что лучшие работы будут оценены призами (ребята рисуют).

— Ведущий: Ребята, а наша станция уже так быстро подошла к концу. Я надеюсь, что вам у нас понравилось, и если у вас возникли какие-либо вопросы, обращайтесь к нам, мы всегда вам поможем и с удовольствием ответим на ваши вопросы. Ну, а сейчас я прощаюсь с вами и желаю счастливого пути по другим станциям! До свидания!

Станция “Советы домовенка Кузьки”

Оборудование: лейка, тряпочка, пульверизатор, лупа.

Оформление: цветы в горшках.

Действующие лица: ведущий, домовенок Кузька.

— Ведущий: Вы пришли на станцию под названием “Советы домовенка Кузьки. Моим помощником будет домовой. Вы его не пугайтесь, он хороший. По поверью, тот дом, в котором жил домовой, считался счастливым. А когда переезжали, то старались перевезти его с собой в новый дом. Для этого люди оставляли варежку на печке на ночь, думая, что домовой там живет, а утром забирали ее. Но сейчас домовые редко встречаются, и нам было очень трудно найти домовенка, мы решили обратиться в бюро мультфильмов, нам там дали самого красивого и интересного. Его имя Кузька. Он всем известен? Кузя поможет преподать вам урок домоводства (в это время Кузя сидит на стуле рядом с ведущим и застенчиво улыбается).

Ну, а начнем мы, наверное, с того, что расскажем вам о некоторых растениях, интересных своим названием, историей и многим другим. (На столе перед детьми стоят цветы в горшках — дифенбахия, хлорофитум, сальсевьера, ципирус-папирус, царица ночи, традесканция, в углу стоит большое растение — монстера, в большом горшке, на полу стоит пефролепес; в аквариуме растут кактусы). Вы, конечно, как зашли на эту станцию, сразу обратили внимание на это огромное растение. Его название монстера. Оно образовано, наверное, от слова “монстр”. Даже по приданию считалось, что у уставшего путника, прилегшего отдохнуть под это растение, монстера высасывала всю энергию, как монстр. И человек не мог идти дальше. Но это лишь придание, на самом деле монстера — безобидное растение и очень красивое. В период цветения у монстеры появляются прекрасные огромные красные соцветия. (Ведущий подходит к монстере и показывает на нее).

А вот растение с красивым названием дифенбахия. Но, несмотря на свое прекрасное название, оно ядовитое. Дифенбахия приехала к нам из далекой Бразилии. Яд дифенбахии везде, в листьях, в стебле, и лучше до нее не дотрагиваться, но все же, если вы прикоснулись к дифенбахии, то сходите и помойте ручки. (Ведущий подходит к дифенбахии и показывает, рассказывая про нее).

(Ведущий показывает и рассказывает о хлорофитуме). Ну, а этот цветок, я думаю, есть у вас дома и в классах. Это очень полезное растение. Оно очищает воздух, впитывая СО2 и выделяя О2 . Его название хлорофитум.

Но также очищает воздух и сальсевьера или просто щучий хвост. (Ведущий говорит, показывая на сальсевьеру).

А этот цветок интересен своей историей. Его в древнем Египте использовали для изготовления папируса — бумаги. Отсюда и название — ципирус-папирус. (При помощи ведущего все дети обратили внимание на ципирус-папирус).

(А затем ведущий подходит к аквариуму с кактусами и рассказывает о них). Но больше всего мы гордимся нашими кактусами. Мы для них выделили большой аквариум, где создан микроклимат Южно-Американской пустыни, откуда они собственно и родом. Кактусам там очень уютно. Мы поливаем их всего один раз в год и в определенных количествах.

Но вернемся из Южно-Американской пустыни и посмотрим на это великолепное растение. Его название — царица ночи. Красивое название и растение само не обычное. Царица ночи цветет всего один раз в году, ночью, в июне месяце. Очень нежное растение, несмотря на иголки. С ним надо обращаться очень аккуратно, как можно меньше прикасаться к нему, а то оно может погибнуть. (Ведущий стоит у царицы ночи и говорит, показывая).

Но, если до царицы ночи лучше не прикасаться, то это растение на Кубе, в Северной Америке считается сорняком, (ведущие переходит от царицы ночи к традесканции), который растет на грядках, на полях и мешает сельскому хозяйству, как у нас — лебеда. Но в нашей стране традесканция считается декоративным растением и растет в горшках, как другие комнатные растения. Традесканция бывает фиолетовая, зеленая, зебровая.

А вот еще одно очень интересное растение. Название его нефролепес. Про него ходит много легенд. (Ведущий подходит к горшку с нефролепесом). Вот одна из них. Считалось, что в день Ивана Купалы расцветает папоротник множеством маленьких темно-красных цветов. И считалось, что тот, кто увидит, как цветет папоротник, будет сказочно богат. Но это лишь легенда. А на самом деле папоротники не цветут никогда. Вот, наверное, и все цветочные растения, о которых сегодня я хотела бы рассказать вам. Ну, а пока мы говорили о цветах, мой помощник Кузька заскучал. (Ведущий обращается к домовому, а он в это время зевает). И сейчас мы дадим вам несколько советов по уходу за комнатными растениями. Во-первых, я хочу знать, умеете ли вы поливать цветы? (Ведущий обращается к детям. В ответ он слышит “Да”). Ну, если вы так хорошо умеете поливать цветы, то скажите мне, можно ли поливать цветы холодной водой из-под крана? (Ответ: “Нет”). Конечно, нельзя, надо, чтобы вода отстоялась в лейке и приняла комнатную температура. А еще один вопрос: “Как правильно держать лейку, можно ли ее поднимать очень высоко или опускать слишком низко? (Ответ: “Нельзя”. Кузя показывает, как неправильно поливать и как правильно поливать). Да, нельзя, потому что, если держать лейку очень высоко или лить слишком низко, то можно размыть корни и растение может погибнуть. А вот, например, как сейчас в классе жарко, душно, топятся батареи и в этом случае растения нуждаются в опрыскивании (Домовой подходит к какому-либо цветку и показывает, как надо опрыскивать растения с помощью пульверизатора ). Ну, а если за окошком лето, ярко светит солнце, можно ли опрыскивать растение? (В ответ тишина). Нет, нельзя, потому что капельки на листиках при соприкосновении с лучами солнца образуют что-то похожее на лупу, это может повредить листочку. (Кузя подносит лупу к листу). В таких случаях растения надо протереть мягкой тряпочкой. (Домовой вытирает несколько листочков). Но вот, наверное, и все, что мы хотели вам рассказать и показать.

Станция “Лес”

Главные действующие лица: Ведущий и Лиса-Патрикеевна

Краткий план:

  1. Приветствие (очень кратко)
  2. Песня лисы
  3. Стихотворение о лесе (и небольшое вступление)
  4. Лесные ориентиры
  5. Поведение в лесу
  6. Вопросы и загадки
  7. Гербарий и охраняемые растения

— Начинает Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы пришли на станцию “Лес”. Вот о лесе то мы с вами сейчас и поговорим. А прогулку по нашему лесу сегодня с вами совершу я и Лиса-Патрикеевна (Показывает на ученика переодетого в костюм лисы).

— Лиса представляется песенкой:
В глухомани, в лесу, несмотря на красу,
Дни проводит Лиса-Патрикеевна.
Не хитрит и не лжет, всех зверей стережет,
Иногда выезжает в деревню.
Я спокойна вполне, не охочусь нигде,
Уважаю я спорт и диету,
Вижу кухню во сне, стать бы поваром мне,
Я бы всех пригласила к обеду.

— Ведущий:
Леса уходят, жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают — океан зеленый!

Видите, ребятки, какими красивыми строками поэты описывают лес. А все-таки, что же такое лес?! Лес — это зеленый наряд нашей планеты. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это — грибные поляны и душистая земляника. Одним словом лес — это богатство, которым щедро одарила нас матушка-природа. Богатство, которое мы должны с вами приумножать, а не уничтожать.

— Лиса: Ребята, а вы бывали в нашем лесу? (Ответ). Но вам должно быть известно, что как бы хорошо вы в лесу не ориентировались, в нем очень просто заблудиться. И на всякий случай у вас в запасе должно быть несколько ориентиров, чтобы вы, если что, могли найти дорогу домой. А может быть кто-нибудь из вас и сейчас нам расскажет? (Ответ). Ну, тогда давайте мы вам немножко расскажем (Начинают рассказывать в порядке чередования, 1-ым начинает Ведущий)

— Ведущий: Солнце летом бывает в 7 часов утра на востоке, в 13 часов — приблизительно на юге, а в 19 часов вечера — на западе (В это время лиса показывает схему.

— Лиса: На отдельно растущих деревьях крона гуще с южной стороны, а с северной — грубее и на стволах деревьев больше мха.

— Ведущий: Так же и валуны обрастают мхом с севера.

— Лисе: А вот муравейник всегда расположен у дерева или на юге или на юго-западе.

— Ведущий: Ну, вот, ребятки, теперь, я думаю, в лесу вы не заблудитесь

— Лиса: А если и заблудитесь, то дорогу домой вы обязательно найдете.

— Ведущий: Ребятки, а в гости вы ходить любите? А идя в лес, мы прежде всего идем в гости, не нужно об этом забывать. А в гостях мы должны знать определенные правила поведения.

— Лиса: Ребята, а никто из вас не знает, как нужно правильно вести себя в лесу? Ну давайте мы вам немного напомним (Начинает Ведущий, остальные в порядке чередования):

— Ведущий: Ну что, смотрю, ребятушки, вы немного утомились, да!? А давайте-ка мы немножко и поиграем!? Мы с Лисой-Патрикеевной будем загадывать вам загадки и задавать вопросы, а вы отгадывать и отвечать.

(Начинают загадывать детям загадки, в порядке чередования, первая начинает лиса) (загадки о природе)


1. Весной — веселит,
Летом — холодит
Осенью — питает,
Зимой — согревает.
(Лес)

 


2. Рос шар бел
Ветер дунул,
да шар улетел.
(Одуванчик)


3. Красна, сладка, душиста,
Растет низко,
К земле близко!
(Земляника)

 


4. Зелена, а не луг
Бела, а не снег.
Кудрява, а не голова.
(Береза)


5. Что за трава, которую
и слепой сразу узнает?
(Крапива)

 


6. Какая охота разрешена
в лесу в любое время года?
(Фото-охота)


7. Каковы причины лесных
пожаров?
(развернутый ответ)

 


8. Из древесины какого
дерева делают бумагу, спички?
(Ель, Осина)

(И т.д., другие загадки о природе.)

— Ведущий: Ребятки, а давайте теперь поиграем так, я буду показывать растения нашего леса, а вы будете отгадывать их названия (Начинают показывать гербарий)

— Лиса: Ребятишки, а теперь, пожалуйста, обратите внимание на книгу (показывает на “Красную книгу”, сделанную учащимися). Здесь вы видите растения, которые находятся на грани исчезновения, скоро мы можем лишиться их совсем! Поэтому мы должны их охранять! (Ребята рассматривают эту книжку-раскладушку)

Ведущий: Ну что, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Надеемся, вам понравилось и вы узнали для себя много нового и интересного. Желаем вам удачи, до свидания, ребята? (Уходят).

Используемая литература

  1. Алексеев С.В., “Экология” учебник для 9 кл. средней школы, С.-Петербург СМИО ПРЕСС 1997 г. 320 с., ИЛ.
  2. Комиссарова Т.С., Макарский А.М., Полевые уроки по геоэкологии. Книга I Санкт-Петербург. 1995 г. 163 с. ИЛ.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Тарасов С.В. “Дидактические игры по экологии” Санкт-Петербург 1992 62 с. (С.-Пб Государственный университет Педагогического мастерства).
  4. “Я познаю мир”. Энциклопедическая серия. Том. «Экология». Изд. АСТ. 1997г. 450 с.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100