ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ»

Алексеева М.М., Баластаева Н.В.

Цели игры

Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии в рамках изучения предметов биологии и географии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Игра рекомендуется как форма проведения внеклассной работы по предметам со школьниками 6-11 классов.

Подготовка к игре

Игра рассчитана на 5 команд по 5-6 человек в каждой . Команды сборные, формируются из учеников 6-11 классов. Команда имеет название, эмблемы, девиз и выбирает командира. Игра идёт за двумя игровыми столами, на столах две одинаковые настольные лампы.

Ход игры:

Вступление. На сцену выходят ведущие : учитель географии, учитель биологии и ученица в костюме — «Земля».

Географ: — Сегодня мы проводим игру брейн-ринг в рамках изучения предметов географии и ...

Биолог: — и биологии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, а ...

Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

Биолог: — Поэтому наш брейн-ринг мы назвали экологическим.

Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе , что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода , а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля , занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова : «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони . И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

I ТУР

Учитель приглашает первые 2 команды занять места за игровыми столиками. Игра идет до 3 очков .

— Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?

(Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)

— Какой дом в деревне Сяськелево наиболее аварийно опасен и почему ?

(12 дом, фундамент подмывается подземной рекой.)

— Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире?

( Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)

— Чем опасно «пассивное курение»?

( Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении).

— Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой?

(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).

Музыкальная пауза.

(Звучат частушки или песня в исполнении ребят на экологическую тему).

II ТУР

Приглашаются победитель и 3-я команда .

— Какова возможная продолжительность жизни человека?

(По мнению учёных, 180-280 и даже 1000 лет).

— По какой причине чаще всего заболевает человек?

(Функционирование организма зависит от состояния психики человека ).

— Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева?

(Собрать 60 кг макулатуры ).

— Почему в лесу нельзя поднимать шум ?

(Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).

— Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

(5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).

    Рубрика "А знаете ли Вы, что ?"
  1. Американские селекционеры работают над выведением оранжевого сорта огурцов. В новых огурцах будет много витамина А и каротина.
  2. По оценкам ВОЗ, ежегодно происходит около 500 тысяч случаев отравления пестицидами, из них 5 тысяч со смертельным исходом.
  3. Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц ,а к 2000году это соотношение ещё уменьшится.
  4. Каждый год смывается дождём , выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.

III ТУР

Победитель и 4-ая команда.

— Какие проблемы в деревне Сяськелево связаны с питьевой водой?

(Нет фильтровального слоя , 10 лет не работают очистные сооружения.)

— Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку?

(Вызывает поражение нервной системы , снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни.)

— Какой вред приносит оставленный в лесу мусор.?

(Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года., консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет , стекло практически вечно ).

— Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?

(Пресной воды на планете около 2% ).

— Какова роль муравейников в лесу?

(Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители)

Театральная пауза.

Земля: С далекой планеты на Землю прилетели инопланетяне. (Выходят инопланетяне в облегающих костюмах, на головах — маски, антенны из алюминиевой проволоки. В руках мешочек с надписью «СЕМЕНА» и саженцы деревьев).

Инопланетяне: (говорят холодным голосом по слогам) Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к Вам с далекой планеты Альфа-Центавра и привезли Вам саженцы деревьев и семена овощей.

Земляне: Спасибо большое! Но как Вы узнали, что на Земле ничего не осталось, все растения исчезли? На месте лесов осталась пустыня, в реках давно нет рыбы и пресной воды.

Инопланетяне: Нам передали о вашей беде жители созвездия Рыб. Они прислали в подарок Вам вот этот букет цветов.

Земляне: (благодарят, нюхают цветы) А мы уже и забыли, как прекрасно пахнут цветы! А Ваша планета какая?

Инопланетяне: Наша планета чистая, если смотреть из космоса — голубая. Такая, какой была Ваша Земля еще 150 лет назад.

Земляне: Мы обязательно посадим сад из ваших саженцев и вырастим овощи из семян. Уберем нашу Землю и станем беречь ее. Ведь это наш дом!

Инопланетяне: Земляне! Мы улетаем к себе, но скоро вернемся, чтобы помочь Вам спасти Вашу Землю. Иначе будет плохо всем нам.

До встречи! (машут руками, уходят).

IY ТУР

— Как предохранять себя от отравления ядами бактерий?

(Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д.).

— По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе ? (Лишайники, хвоя, сосна).

— Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).

— На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы?

(Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)

— Какова основная причина самого страшного бедствия для природы — пожара?

(97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу!).

— Как предохранить себя от отравления угарным газом?

— Какие болезни называют «болезнями урбанизации»?

(Стрессы, гипертония, ранний атеросклероз, инфаркт, неврозы, онкологические заболевания, нарушения обмена веществ).

— Какой подвиг совершила кактусовая моль в Австралии?

(Уничтожила непомерно разросшиеся кактусы, справиться с которыми другими способами не удавалось).

Заключение

Биолог:
Нам кажется, что мы умней природы,
Самообман, не более того.
Но мозг, при всем величии его,
Не бог, не царь, а вещество природы.

Географ:
Теории Эйнштейна и Ньютона
Ракеты, теплоходы и заводы,
Наука вся, искусство всех времен
Есть лишь частица вещества природы!
Н. Доризо

Мы желаем Вам жить в гармонии с природой!

Земля:

Спасибо всем за игру. У меня появилась надежда на будущее. И я хочу наградить победителей игры.

(Награждает команду-победителя и лучшего игрока).

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100