ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ»
Алексеева М.М., Баластаева Н.В.
Цели игры
Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии в рамках изучения предметов биологии и географии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.
Игра рекомендуется как форма проведения внеклассной работы по предметам со школьниками 6-11 классов.
Подготовка к игре
Игра рассчитана на 5 команд по 5-6 человек в каждой . Команды сборные, формируются из учеников 6-11 классов. Команда имеет название, эмблемы, девиз и выбирает командира. Игра идёт за двумя игровыми столами, на столах две одинаковые настольные лампы.
Ход игры:
Вступление. На сцену выходят ведущие : учитель географии, учитель биологии и ученица в костюме — «Земля».
Географ: — Сегодня мы проводим игру брейн-ринг в рамках изучения предметов географии и ...
Биолог: — и биологии. Наша точка соприкосновения — планета «Земля». Биология изучает её живые организмы, а ...
Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.
Биолог: — Поэтому наш брейн-ринг мы назвали экологическим.
Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе , что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода , а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля , занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова : «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони . И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
I ТУР
Учитель приглашает первые 2 команды занять места за игровыми столиками. Игра идет до 3 очков .
— Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?
(Асбестовые наполнители, железобетонные блоки, свинцовые красители, ДСП и др.)
— Какой дом в деревне Сяськелево наиболее аварийно опасен и почему ?
(12 дом, фундамент подмывается подземной рекой.)
— Какое самое загрязнённое место в отечественной квартире?
( Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания превышают ПДК в 7-10 раз.)
— Чем опасно «пассивное курение»?
( Человек получает до 80 % веществ выделяемых при курении).
— Можно ли считать воду из водопроводного крана чистой?
(Нет, в водопроводной воде содержится множество химических веществ).
Музыкальная пауза.
(Звучат частушки или песня в исполнении ребят на экологическую тему).
II ТУР
Приглашаются победитель и 3-я команда .
— Какова возможная продолжительность жизни человека?
(По мнению учёных, 180-280 и даже 1000 лет).
— По какой причине чаще всего заболевает человек?
(Функционирование организма зависит от состояния психики человека ).
— Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева?
(Собрать 60 кг макулатуры ).
— Почему в лесу нельзя поднимать шум ?
(Птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, теряет родителей, гибнет).
— Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?
(5 г бензина затягивает плёнкой 50 м2 водной поверхности).
III ТУР
Победитель и 4-ая команда.
— Какие проблемы в деревне Сяськелево связаны с питьевой водой?
(Нет фильтровального слоя , 10 лет не работают очистные сооружения.)
— Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости, почему вредно слушать громкую музыку?
(Вызывает поражение нервной системы , снижает слух, вызывает язвенную и гипертоническую болезнь, уменьшает продолжительность жизни.)
— Какой вред приносит оставленный в лесу мусор.?
(Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года., консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет , стекло практически вечно ).
— Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?
(Пресной воды на планете около 2% ).
— Какова роль муравейников в лесу?
(Один большой муравейник охраняет один гектар леса от насекомых, большинство из которых — вредители)
Театральная пауза.
Земля: С далекой планеты на Землю прилетели инопланетяне. (Выходят инопланетяне в облегающих костюмах, на головах — маски, антенны из алюминиевой проволоки. В руках мешочек с надписью «СЕМЕНА» и саженцы деревьев).
Инопланетяне: (говорят холодным голосом по слогам) Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к Вам с далекой планеты Альфа-Центавра и привезли Вам саженцы деревьев и семена овощей.
Земляне: Спасибо большое! Но как Вы узнали, что на Земле ничего не осталось, все растения исчезли? На месте лесов осталась пустыня, в реках давно нет рыбы и пресной воды.
Инопланетяне: Нам передали о вашей беде жители созвездия Рыб. Они прислали в подарок Вам вот этот букет цветов.
Земляне: (благодарят, нюхают цветы) А мы уже и забыли, как прекрасно пахнут цветы! А Ваша планета какая?
Инопланетяне: Наша планета чистая, если смотреть из космоса — голубая. Такая, какой была Ваша Земля еще 150 лет назад.
Земляне: Мы обязательно посадим сад из ваших саженцев и вырастим овощи из семян. Уберем нашу Землю и станем беречь ее. Ведь это наш дом!
Инопланетяне: Земляне! Мы улетаем к себе, но скоро вернемся, чтобы помочь Вам спасти Вашу Землю. Иначе будет плохо всем нам.
До встречи! (машут руками, уходят).
IY ТУР
— Как предохранять себя от отравления ядами бактерий?
(Мыть руки перед едой, накрывать пищу, хранить продукты в холодильнике и т.д.).
— По каким признакам в городском парке можно судить о чистом воздухе ? (Лишайники, хвоя, сосна).
— Почему акклиматизация (переселение животных и растений в районы, где они раньше не обитали) сейчас рассматривается как мероприятие в значительной мере опасное? (Они могут вытеснить местные виды из-за отсутствия врагов, большей способностью к выживанию и распространению).
— На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы?
(Нет, это заменяет воздействие копытных, в противном случае, идет вытеснение степной растительности и степь быстро зарастает лесом!)
— Какова основная причина самого страшного бедствия для природы — пожара?
(97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу!).
— Как предохранить себя от отравления угарным газом?
— Какие болезни называют «болезнями урбанизации»?
(Стрессы, гипертония, ранний атеросклероз, инфаркт, неврозы, онкологические заболевания, нарушения обмена веществ).
— Какой подвиг совершила кактусовая моль в Австралии?
(Уничтожила непомерно разросшиеся кактусы, справиться с которыми другими способами не удавалось).
Заключение
Мы желаем Вам жить в гармонии с природой!
Земля:
Спасибо всем за игру. У меня появилась надежда на будущее. И я хочу наградить победителей игры.
(Награждает команду-победителя и лучшего игрока).
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |