ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Основные задачи:
- повышение познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ
к естественнонаучным, экологическим знаниям;
- воспитание экологической культуры школьников;
- формирование профессиональной направленности школьников;
- привлечение научного потенциала вузов региона к активной помощи школе по
экологическому образованию и воспитанию;
- диагностирование деятельности кружков, факультативов, научных обществ учащихся
с целью определения уровня экологических знаний, умений у школьников, а также
определения профессионального уровня воспитателей.
Методика проведения экологической олимпиады:*
* олимпиады могут проводиться на нескольких уровнях:
- школьные;
- районные (окружные, городские);
- региональные (зональные);
- республиканские;
- международные.
Все олимпиады проводятся в несколько этапов:
- Подготовительный, на котором формируется оргкомитет олимпиады, разрабатываются
конкурсные задания; определяются эксперты; оформляются призы, обозначается
рейтинговая шкала для участников.
- Основной, или собственно олимпиада, где осуществляется регистрация
участников, очередность участия олимпийцев в турах-конкурсах; проведение туров
конкурсов; определяются победители олимпиады.
- Заключительный этап, на котором победители олимпиады награждаются
призами, даются советы, рекомендации участникам.
- Аналитический, касающийся организаторов олимпиады, на котором определяются
положительные и негативные стороны деятельности разработчиков заданий и участников
туров-конкурсов; даются рекомендации практическим работам по проведению олимпиады.
Материалы и результаты чаще всего публикуются.
Требования к членам оргкомитета по олимпиаде:
- определяют тексты заданий туров-конкурсов (в зависимости от местных условий);
- определяют конкретные сроки проведения, место проведения олимпиады;
- утверждают экспертный совет (жюри), численный состав которого должен быть
не менее 3 человек;
- обеспечивают четкое проведение олимпиады;
- составляют отчеты по итогам олимпиады;
Требования к участнику экологической олимпиады:
Участник олимпиады по экологии должен знать:
- программный естественнонаучный материал и хорошо ориентироваться в нем;
- экологические понятия;
- правила поведения в природной ситуации;
- глобальные, региональные экологические проблемы; возможные пути выхода из
экологического кризиса (хотя бы на уровне теории);
- дополнительные источники (литературные, журнальные, научно-попу-лярные)
информации по проблемам экологии мира и края.
- совместно с жюри подводят итоги, награждают победителей;
- организуют пропаганду и популяризацию результатов олимпиады через телевидение,
радио, печать;
- готовят рекомендации по проведению последующих олимпиад.
Участник олимпиады по экологии должен уметь:
- аргументировать теоретические предположения по экологии;
- работать с библиографией по экологии;
- работать с естественными природными объектами (в природе и в аудитории);
- отличать редкие и краснокнижные виды представителей фауны и флоры родного
края;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием (лупы, термометры,
микроскопы и др.);
- сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные
связи природных явлений.
Представляем примерный перечень вопросов и ответов к экологической олимпиаде
(городская, 1993 г., г. Архангельск) для учащихся 5 — 9 классов.
- Блок вопросов. «Общая экология».
- Что входит в понятие окружающей среды?
- Все, что находится вокруг нас.
- Что за наука экология?
- Экология — наука об окружающей среде, о взаимосвязи живыхорганизмов:
природы и человека.
- Сколько мусора ежедневно приходится примерно на одного человека?
- 1 кг на человека, 400 т мусора или 100 машин.
- Что такое биотоп?
- Однородное природное пространство, местообитание определенных видов
(био — жизнь, топ — место).
- Что такое биоценоз?
- Сообщество живых организмов на природной территории.Обязательно
входят: продуценты, консументы, редуценты.
- Кто такие продуценты — консументы — редуценты?
- Это живые организмы, взаимодействующие в природе. Продуценты —
растения, продуцирующие органические вещества из неорганических.Консументы
— животные, питающиеся органическими веществами. Редуценты — бактерии
и грибы, превращающие органические вещества в неорганические.
- Что такое антропогенный фактор?
- Это фактор деятельности человеческого общества на окружающую среду.
- Что собой представляет цепь питания или пищевая цепь?
- Каждое звено этой цепи представляет пищу для следующего.
- Что понимают под экосистемой?
- Сообщество живых организмов, имеющее уравновешенный обмен энергией,
обеспечивающей самовосстановление и саморазвитие.
- Интродукция.
- Перенос особей вида живых организмов за пределы ареала.
- Блок вопросов. «Животный мир».
- Какие из морских животных строят себе дом из льда и снега?
- Кольчатая нерпа, белый медведь, морской заяц.
- Какие виды морских млекопитающих обитают в Белом море?
- Гренландский тюлень, морской заяц, кольчатая нерпа, белуха, морж — единичные
особи.
- Зеленец, белек, серка — что это за звери?
- Это названия гренландского тюленя с различным состоянием волосяного покрова.
- Что за морские звери: серун — крылан — лахтак?
- Серун — гренландский тюлень годовалого возраста.
- Крылан — взрослый гренландский тюлень (на спине черные очертания крыл).
- Лахтак — поморское название морского зайца.
- Когда и где рождаются детеныши гренландского тюленя?
- Белое море одно из 3-х «родильных отделений» гренландского тюленя. С конца
февраля до середины марта дрейфующие массивы льдов Белого моря заселяются
гренландскими тюленями, здесь появляются в это время на свет новорожденные
детеныши.
- Как можно объяснить снижение численности популяций ценных пород рыб
в Северной Двине?
- Вырубка лесов — снижение уровня вод реки и ее притоков.
- Сплав древесины — изменение биодинамики реки.
- Загрязнение отходами лесодеревообрабатывающей промышленности (Коряжемский
ЦБК, Новодвинский ЦБК и др.).
- Использование удобрений на пойменных лугах.
- Из-за чего, на ваш взгляд, произошел массовый выброс морских звезд в Двинской
губе Белого моря в 1990 году?
- Накопление токсичных продуктов в донных отложениях.
- Нарушение пищевой цепи: гибель мидий — гибель звезд.
- Какое биологическое оружие для борьбы с тлями вы знаете?
- Можно ли назвать тараканов домашними животными?
-
Домашние животные были специально приручены, таракан таким не является.
- Блок вопросов. «Растительный мир».
- Кустарник высотой 25 см, листья вечнозеленые, кожистые на верхушке, в
августе — октябре гроздь красных ягод. (Брусника)
- Рассыпана на мху красно-рубиновая ягода.(Клюква)
- Одна из первых поспевших северных ягод: сначала зеленая, затем красная,
а поспеет желтая, золотистая. (Морошка)
- Одна из поздних ягод на севере, долго висят оранжево-красные ягоды на
ветках. Привлекают птиц своими гроздьями. (Рябина)
- Цветки самые пахучие, белые, а ягоды черные с косточкой. (Черемуха)
- Витамина в ней много, да куст колючий. (Шиповник)
- Хвойный кустарник, ягода два года растет — синего цвета; глухарь любит
ее зимой поесть. (Можжевельник)
- Низкий ветвистый кустарник, ягоды синие-синие. (Голубика)
- Низкий ветвистый многолетний кустарник, растет в лесу, ягоды сине-черные.
(Черника)
- Перечислите северные деревья и кустарники, выделяющие фитонциды? (Сосна,
ель, черемуха, можжевельник)