ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА

Основные задачи:

  1. повышение познавательного интереса учащихся средних общеобразовательных школ к естественнонаучным, экологическим знаниям;
  2. воспитание экологической культуры школьников;
  3. формирование профессиональной направленности школьников;
  4. привлечение научного потенциала вузов региона к активной помощи школе по экологическому образованию и воспитанию;
  5. диагностирование деятельности кружков, факультативов, научных обществ учащихся с целью определения уровня экологических знаний, умений у школьников, а также определения профессионального уровня воспитателей.

Методика проведения экологической олимпиады:*
* олимпиады могут проводиться на нескольких уровнях:

Все олимпиады проводятся в несколько этапов:

  1. Подготовительный, на котором формируется оргкомитет олимпиады, разрабатываются конкурсные задания; определяются эксперты; оформляются призы, обозначается рейтинговая шкала для участников.
  2. Основной, или собственно олимпиада, где осуществляется регистрация участников, очередность участия олимпийцев в турах-конкурсах; проведение туров конкурсов; определяются победители олимпиады.
  3. Заключительный этап, на котором победители олимпиады награждаются призами, даются советы, рекомендации участникам.
  4. Аналитический, касающийся организаторов олимпиады, на котором определяются положительные и негативные стороны деятельности разработчиков заданий и участников туров-конкурсов; даются рекомендации практическим работам по проведению олимпиады. Материалы и результаты чаще всего публикуются.

Требования к членам оргкомитета по олимпиаде:

  1. определяют тексты заданий туров-конкурсов (в зависимости от местных условий);
  2. определяют конкретные сроки проведения, место проведения олимпиады;
  3. утверждают экспертный совет (жюри), численный состав которого должен быть не менее 3 человек;
  4. обеспечивают четкое проведение олимпиады;
  5. составляют отчеты по итогам олимпиады;

Требования к участнику экологической олимпиады:

Участник олимпиады по экологии должен знать:

  1. программный естественнонаучный материал и хорошо ориентироваться в нем;
  2. экологические понятия;
  3. правила поведения в природной ситуации;
  4. глобальные, региональные экологические проблемы; возможные пути выхода из экологического кризиса (хотя бы на уровне теории);
  5. дополнительные источники (литературные, журнальные, научно-попу-лярные) информации по проблемам экологии мира и края.
  6. совместно с жюри подводят итоги, награждают победителей;
  7. организуют пропаганду и популяризацию результатов олимпиады через телевидение, радио, печать;
  8. готовят рекомендации по проведению последующих олимпиад.

Участник олимпиады по экологии должен уметь:

  1. аргументировать теоретические предположения по экологии;
  2. работать с библиографией по экологии;
  3. работать с естественными природными объектами (в природе и в аудитории);
  4. отличать редкие и краснокнижные виды представителей фауны и флоры родного края;
  5. пользоваться простейшим лабораторным оборудованием (лупы, термометры, микроскопы и др.);
  6. сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи природных явлений.

Представляем примерный перечень вопросов и ответов к экологической олимпиаде (городская, 1993 г., г. Архангельск) для учащихся 5 — 9 классов.

  1. Блок вопросов. «Общая экология».
    1. Что входит в понятие окружающей среды?
      • Все, что находится вокруг нас.
    2. Что за наука экология?
      • Экология — наука об окружающей среде, о взаимосвязи живыхорганизмов: природы и человека.
    3. Сколько мусора ежедневно приходится примерно на одного человека?
      • 1 кг на человека, 400 т мусора или 100 машин.
    4. Что такое биотоп?
      • Однородное природное пространство, местообитание определенных видов (био — жизнь, топ — место).
    5. Что такое биоценоз?
      • Сообщество живых организмов на природной территории.Обязательно входят: продуценты, консументы, редуценты.
    6. Кто такие продуценты — консументы — редуценты?
      • Это живые организмы, взаимодействующие в природе. Продуценты — растения, продуцирующие органические вещества из неорганических.Консументы — животные, питающиеся органическими веществами. Редуценты — бактерии и грибы, превращающие органические вещества в неорганические.
    7. Что такое антропогенный фактор?
      • Это фактор деятельности человеческого общества на окружающую среду.
    8. Что собой представляет цепь питания или пищевая цепь?
      • Каждое звено этой цепи представляет пищу для следующего.
    9. Что понимают под экосистемой?
      • Сообщество живых организмов, имеющее уравновешенный обмен энергией, обеспечивающей самовосстановление и саморазвитие.
    10. Интродукция.
      • Перенос особей вида живых организмов за пределы ареала.

     

  2. Блок вопросов. «Животный мир».
    1. Какие из морских животных строят себе дом из льда и снега?
      • Кольчатая нерпа, белый медведь, морской заяц.
    2. Какие виды морских млекопитающих обитают в Белом море?
      • Гренландский тюлень, морской заяц, кольчатая нерпа, белуха, морж — единичные особи.
    3. Зеленец, белек, серка — что это за звери?
      • Это названия гренландского тюленя с различным состоянием волосяного покрова.
    4. Что за морские звери: серун — крылан — лахтак?
      • Серун — гренландский тюлень годовалого возраста.
    5. Крылан — взрослый гренландский тюлень (на спине черные очертания крыл).
    6. Лахтак — поморское название морского зайца.
    7. Когда и где рождаются детеныши гренландского тюленя?
      • Белое море одно из 3-х «родильных отделений» гренландского тюленя. С конца февраля до середины марта дрейфующие массивы льдов Белого моря заселяются гренландскими тюленями, здесь появляются в это время на свет новорожденные детеныши.
    8. Как можно объяснить снижение численности популяций ценных пород рыб в Северной Двине?
      • Вырубка лесов — снижение уровня вод реки и ее притоков.
      • Сплав древесины — изменение биодинамики реки.
      • Загрязнение отходами лесодеревообрабатывающей промышленности (Коряжемский ЦБК, Новодвинский ЦБК и др.).
      • Использование удобрений на пойменных лугах.
    9. Из-за чего, на ваш взгляд, произошел массовый выброс морских звезд в Двинской губе Белого моря в 1990 году?
      • Накопление токсичных продуктов в донных отложениях.
      • Нарушение пищевой цепи: гибель мидий — гибель звезд.
    10. Какое биологическое оружие для борьбы с тлями вы знаете?
      • Божья коровка.
    11. Можно ли назвать тараканов домашними животными?
      • Домашние животные были специально приручены, таракан таким не является.

     

  3. Блок вопросов. «Растительный мир».
    1. Кустарник высотой 25 см, листья вечнозеленые, кожистые на верхушке, в августе — октябре гроздь красных ягод. (Брусника)
    2. Рассыпана на мху красно-рубиновая ягода.(Клюква)
    3. Одна из первых поспевших северных ягод: сначала зеленая, затем красная, а поспеет желтая, золотистая. (Морошка)
    4. Одна из поздних ягод на севере, долго висят оранжево-красные ягоды на ветках. Привлекают птиц своими гроздьями. (Рябина)
    5. Цветки самые пахучие, белые, а ягоды черные с косточкой. (Черемуха)
    6. Витамина в ней много, да куст колючий. (Шиповник)
    7. Хвойный кустарник, ягода два года растет — синего цвета; глухарь любит ее зимой поесть. (Можжевельник)
    8. Низкий ветвистый кустарник, ягоды синие-синие. (Голубика)
    9. Низкий ветвистый многолетний кустарник, растет в лесу, ягоды сине-черные. (Черника)
    10. Перечислите северные деревья и кустарники, выделяющие фитонциды? (Сосна, ель, черемуха, можжевельник)
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100