УРОК-ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН»

Форма: урок - игра для учащихся VI-VIII классов.
Цель: вызвать у ребят стремление к расширению знаний, проверить уровень
знаний по данной теме.
Содержание:
Все участники занимают места в зале ( классе).
Звучит «Танец с саблями». На фоне музыки ведущий ведет рассказ:
- Вы слышите? ..Ветер истории доносит до нас эхо битвы греков с персами. Сражение
длится уже не первый день. Свобода и Родина для греков превыше всего. Битва
происходит в местечке Марафон.
- Вот, кажется окончен бой. Да! Греки отправляют гонца в Афины с радостной
вестью о победе. Путь от Марафона не близок — 42 километра. Но воин преодолел
его без остановки, а прибыв в Афины, воскликнул: «Мы победили!». Так в историю
вошел самый легендарный вид спорта —МАРАФОН — бег на самую длинную дистанцию.
НА сцене появляются ведущие игры:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Разрешите представиться: ведущие игры и судьи
дистанции в 42 километра, которую мы предполагаем вам сегодня преодолеть.
Это будет небывалое сражение....У всех на стульях есть стартовые номера,
которые мы просим вас надеть... Итак, начинаем предстартовую подготовку (
под звуки музыки все участники прикрепляют номера).
- Ваша дистанция в 42 км будет, соответственно, равна 42 вопросам, на которые
нужно дать ответ. За каждый правильный ответ участникам дается жетон ( показ
образца).
- До 30-ти км промежутка ( полуфинала) участвуют все. Затем судьи подводят
итоги, и те, кто набрал наибольшее количество очков, выходят на финишную прямую,
остальные становятся зрителями, потому что сходят с дистанции.
- Помогают нам в судействе на дистанции 2 представителя.
Их роль — фиксировать, кто первым поднимет руку ( свой номер) для ответа
на вопрос.
Итак, если условия понятны, начинаем
Звучит торжественная музыка, на сцену выходит богиня правосудия ФЕМИДА (
костюм: белая накидка, брошь, сандалии, повязка на глазах, весы в руках).
Торжественно обращается к участникам игры.
- Приветствую Вас! С великого Олимпа спустилась я к вам, богиня правосудия,
неподкупная Фемида. Ни одно состязание не обходится без меня! Клянетесь ли
Вы, что будете мужественны и отважны? Что с честью вынесете все испытания?
- Клянемся!
- Клянетесь ли Вы, что будете бороться честно, что злость и черная зависть
не будет владеть Вашими умами?
- Клянемся!
- Да победит сильнейший! Счастливого пути!!!
Итак, начинаем наше состязание
- Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь болезнь
природы угрожает благополучию и жизни самого человека. Какие меры принимаются
человеком для охраны окружающей среды?
- Создаются общества охраны природы, заключаются международные соглашения,
чтобы сообща бороться за спасение природы, например: Конвенция по ограничению
торговли редкими и исчезающими видами животных и растений. Этот документ защищает
от истребления и массового вывоза в разные страны многих животных, которых
уничтожают ради шкур, бивней, рогов ...
- SOS — международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей... Теперь
мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще и чаще
звучит в природе SOS. Созданы и создаются различные международные организации,
служащие делу спасения природы.
Расшифруйте название одной из них МСОП.
- Международный союз охраны природы
- Назовите признаки грозной опасности, которая нависла над планетой.
- Исчезают виды рыб, растений, увеличивается загрязнение воздуха, лесов, океана,
растут груды мусора, изменяется климат.
- К каким последствиям приводит вырубка лесов?
- Изменению водного и атмосферного баланса.
- Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
- Нерациональное природопользование к снижению биопродуктивности.
- Почему почву можно сравнить с тоненькой пленкой жизни, покрывающей сушу нашей
планеты?
- Без этой «пленки» не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека.
Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются
минеральные вещества, соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки снова попадают в почву и под
воздействием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются
минеральные вещества, соли. Их используют новые растения, растениями питаются
новые животные — происходит круговорот веществ. Представьте себе, если бы
почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные,
а значит, не сможет жить на земле и человек.
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. 20 см — за 5
- 6 тысяч лет!!!
- Что защищает почву от разрушения? От действия ветра и потоков воды?
-
Лесные посадки, снегозадержание зимой ...
- Как сохраняют почвы?
-
В почвы, используемые в сельском хозяйстве, вносят минеральные и органические
удобрения.
- Почему леса называют «легкими» планеты?
-
Основным поставщиком кислорода в биосферу являются леса.
- Назовите известных вам животных в вашем районе, которые внесены в Красную
книгу.
- Назовите известные вам растения, которые внесены в Красную книгу.
- Назовите исчезающие виды растений нашей области.
- Назовите редких животных Архангельской области.
- Как их надо охранять?
-
Создание заповедников, заказников, питомников.
- Что можете сделать вы для охраны природы?
- Чем занимается население вашего края?
- Основной вид деятельности — лесозаготовки и обработка древесины.
- Какой вред приносит неразумная, повсеместная вырубка древесины?
-
Мелеют реки, исчезают животные.
- Как можно исправить положение?
- Лесопосадки, создание заказников, питомников, заповедников.
- Что делается для этого в вашем районе?
- Какой заповедник расположен на территории области?
- Назовите правила поведения в природе...
- Как называют ученых, изучающих птиц?
- Установлено, что на Земле около 8500 разных видов птиц. Из них 770 видов
живет в нашей стране. Назовите самых БОЛЬШИХ птиц мира?
- Пингвин, страус африканский.
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Почему?
- Зимой для них больше корма — еловых и сосновых шишек.
- Что страшнее для птиц зимой — голод или холод?
- Голод, т.к. сытой птице и холод не страшен.
- Как мы с вами можем помочь птицам зимой?
- Назовите правила подкормки птиц?
- Кормушки должны быть нераскрашенными, корма должно быть немного и
только нужного птицам, кормить следует регулярно, не сорить около кормушки.
- Каких птиц привлекают и охраняют в природе издавна?
- Ласточки, скворцы, аисты.
Финал: вперед вырвались команды (номера)...............
Они продолжают борьбу за победу.
- Почему нельзя стрелять птиц и вообще беспокоить во время гнездования?
- Назовите основные требования к скворечникам.
- Какие заповедники нашей страны вы знаете?
- Назовите те заповедники, где охраняются птицы?
- «Семь островов» в Мурманске, Кандалакшский, Астраханский.
- Назовите известное вам озеро Плесецкого района, периодически исчезающее?
- Назовите самые крупные озера области.
- Какие распространенные пресноводные виды рыб нашей области вы знаете?
-
Щука, окунь, лещ, карась, ерш, налим,
сиг, стерлядь.
- Какие дополнительно разводят на рыбозаводах?
- Какая из северных ягод при созревании трижды меняет свой цвет?
- Морошка (зеленый, красный, золотисто-желтый).
- Какую из северных ягод называют «кладовой солнца»?
- Сколько дней растет белый гриб?
- Объясни слова «Судьба природы— судьба страны».
Подведение итогов марафона.
- Настала пора, уважаемая Фемида, вершить правосудие.
- Фемида: Победителем стал участник под номером ....... Ф.И.О. участника.
2-е и 3-е места заняли...........................
Награждение.