УРОК-ИГРА «ФЛОРА МОЕГО КРАЯ»
Форма: урок-игра «Счастливый случай» (для VI - VII классов).
Цель: расширить и закрепить полученные знания по ботанике.
Оборудование: цветовой круг, волчок, конверты с вопросами,гербарий.
План (на доске):
- Гейм «Коллективный»
- Гейм «Блиц-турнир».
- Гейм «Конкурс капитанов».
- Подведение итогов.
Содержание: в игре принимают участие 4 команды. В центре класса стоит
стол, на котором цветовой круг. В центре круга — волчок. В круге по цветам раскладываются
конверты с вопросами и заданиями. Один из секторов — счастливый случай (за него
5 баллов).
Задание капитану каждой команды: придумать по три вопроса своим противникам.
1-й гейм:
Капитаны команд подходят к игровому столу и крутят волчок по очереди, выбирая
своей команде пакет, в котором 5 сложных вопросов и гербарий (должны назвать
растения и семейство). Обсуждение идет 15 минут. За каждый правильный ответ
5 баллов. Если команда дает неправильный ответ на вопрос, то право ответа переходит
к другой команде.
2-й гейм:
Капитаны выбирают с помощью волчка конверт, в котором 10 вопросов. Вопросы
читает учитель (быстро). Команда, как можно быстрее, должна дать ответ. За каждый
правильный ответ 2 очка.
3-й гейм:
Конкурс капитанов: задание — найти в сочинении (экологическое письмо) ошибки.
Вопросы друг другу.
4. Подведение итогов. Подсчет очков.
Вопросы:
-
- Почему у сосны, растущей в глубине леса, отмирают нижние ветви?
- Какой вред приносят бактерии организму человека и какие болезни, вызываемые
ими, вам известны?
- Что общего между мукором и пенициллином?
- Какие виды опыления вы знаете?
- Почему в аквариуме, заселенном водорослями и рыбами, можно долго не менять
воду?
- В чем значение бактерий в природе?
- На каком дереве растет чага?
- Как можно определить возраст у молодой сосны?
- Какое значение имеют водоросли в народном хозяйстве?
- Почему на хлебе и других продуктах может появиться плесень?
- Что общего в строении всех известных растений?
- Какие семейства цветковых растений относятся к классу двудольных?
- Какое сходство имеют мхи и водоросли?
- Почему сосна называется голосеменным растением?
- Как размножаются и питаются грибы?
- Папоротник, мох, плаун, хвощ — споры какого из названных растений применяются
в металлургии, пиротехнике, медицине?
- У представителей какого семейства встречается несколько типов цветка,
различающихся по форме и функции?
- Сколько лет живет хвоя у ели, сосны, лиственницы?
- Почему полезно гулять в лесу?
- Из чего получают манную, гречневую, перловую крупу, геркулес и пшено?
Блиц вопросы:
- Что такое микориза?
- Какие растения первыми вышли из воды?
- Из какого гриба получают антибиотики?
- Как называется самый крупный гриб (имеет название животного)?
- Почему наши северные растения имеют видоизмененные листья-хвоинки?
- Чем отличаются: ложный опенок от съедобного, ложная лисичка от съедобной?
- Что такое ведьмин круг?
- От какой группы растений произошли мхи?
- Спрятался в тень — шапка набекрень.
Кто проходит близко — кланяется низко
- Видоизменением какого органа является кочан капусты?
- Для стеблей каких растений характерны годичные кольца?
- Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок, и остался стебелек.
- Имеется ли плодовое тело у плесневого гриба мукора?
- Есть змеи стометровые, зеленые, бордовые.
А капитану в море от них большое горе.
- Какие растения имеют тело?
- Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?
- Какую окраску имеют пресноводные водоросли?
Морские глубоководные?
- Какие растения относятся к классу однодольных растений?
- Какое значение имеют лишайники?
- Назвать овощные культуры из семейства крестоцветных.
- Какого цвета цветок у папоротника?
- Пришли пареньки, присели на пеньки,
Сидят гуртом — не сгонишь кнутом.
- Какие организмы образуют тело лишайника?
- Он не ходит, а живой.
Зарылся в землю с головой.
- Какие водоросли обитают на большой глубине?
- Какой существует ограничивающий фактор в распространении лишайников?
- Растение кукуруза — однодольное?
- Какие грибы называют шляпочными?
- Какое строение бактерий: многоклеточное? Одноклеточное? Колониальное?
- Какие грибы называют грибами-паразитами?
- Где находятся семязачатки у сосны?
- Конское копыто к дереву прибито
- Свыклась водоросль с грибком,
Да с развесистым дубком.
Зацепилась за кору
И пришлась ко двору.
- Из чего вырастает растение мха?
- С какой скоростью нарастает слоевище у ягеля?
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный?
- Сколько годичных колец в стволе 10-летней липы?
- Каким образом опыляются цветки кукурузы, пшеницы, ржи?
- Какие бактерии живут в симбиозе с бобовыми растениями?
- Белая шапка, темная подкладка,
На лужайке вырос он,
И зовется .... (шампиньон).
Экологическое письмо
Этим летом мы решили съездить всем классом за город.
Игорь, наш староста, договорился с директором школы об автобусе, и мы поехали.
Нам было весело. Правда, сначала шел дождь, но мы не испугались и развели костер
под елкой, где сухо. Потом мы гуляли. Видели хищную птицу и долго искали ее
гнездо на земле, но не нашли. Солнце высушило траву, залетали бабочки, и мы
поймали почти всех для коллекции. Одна очень красивая бабочка, большая и с хвостами
на крылышках. Затем мы помогали шоферу мыть в речке автобус, а тем временем
Пашка нашел ямку и сачком выловил там всех мальков для ухи. После обеда мы играли
в прятки, с криками носились по лесу. Девочки собирали букеты. Аня набрала букет
из красивых луговых васильков. Даша — из черемухи, а Надя — из ландышей, кувшинок,
собранных на опушке.
Какие поступки, приносящие вред природе, совершили ребята?
Какие биологические ошибки есть в этом письме