ФАКУЛЬТАТИВ ”НАШ КРАЙ”


Форма: факультатив для учащихся V - VI классов (45 часов)


Цели:

Содержание

Растения, животные и окружающая среда. Связь растений и животных со средой обитания. Основные понятия экологии: взаимосвязи растений и животных с факторами неживой и живой природы, приспособленность растений и животных к совместному проживанию. Мир живых организмов. Обоснование необходимости охраны природы.

Тема I. Основные экологические понятия. Среда обитания. Факторы среды.

Тема II. Взаимосвязи растений и животных с факторами неживой природы.

Тема III. Взаимосвязи растений и животных с факторами живой природы.

Тема IV. Влияние деятельности человека на растения, животных и среду их обитания.

Тема V. Охрана растений и животных.

Тема I. Основные экологические понятия. Среда обитания.
Факторы среды (5 часов)

Факторы среды
1. Факторы неживой природы(абиотический фактор) вода, горные породы, воздух, свет, температура, рельеф местности
2. Факторы живой природы(биотический фактор) растения, животные, грибы, микроорганизмы, человек
3. Влияние деятельности человека(антропогенный фактор) загрязнения и разрушения окружающей среды

Форма проведения:
— урок,
— экскурсия.


Итоги: фотографии, схемы, рисунки, гербарии, аппликации.

 

Тема II. Взаимосвязь растений и животных с факторами неживой природы (10 часов)

Влияние света на жизнь растений. Светолюбивые и теневыносливые растения. Приспособленность растений для жизни в тени и на солнце. Влияние температуры на жизнь растений. Холодостойкие и теплолюбивые растения. Приспособления растений к жизни в условиях пониженных и повышенных температур. Значение воды в жизни растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Приспособления растений к жизни в воде, на суше, недостатку влаги, избытку ее. Роль воды для прорастания семян, фотосинтеза, растворения и поглощения минеральных веществ, защиты растений. Требования растений к пище: различным элементам минерального питания, кислороду, углекислому газу.

Растения, требовательные к большому количеству воздуха в почве (горох, фасоль, кукуруза, картофель и др.), умеренно требовательные (рис, рогоз, осока).

Разнозначимость и независимость факторов жизни растений. Объяснить почему кедры не растут в тундре, клюква — в степи.

Влияние растений на окружающую среду: выделение кислорода, поглощение углекислого газа, увеличение органического вещества в почве, поддерживание жизни на Земле, сезонные изменения в жизни растений, весенние явления в жизни растений, их обусловленность изменениями факторов неживой природы, осенние явления в растительном мире.

Тема III. Взаимосвязи растений и животных с факторами живой природы (10 часов)

Понятие “факторы живой природы”: растения, животные, грибы, бактерии. Взаимосвязь между растениями. Растительные сообщества. Связи между растениями и животными. Взаимосвязи в живой природе.

Растения в естественных условиях обитания. Животные в естественных условиях обитания. Агроценозы. Разведение животных человеком.

Приспособленность растений к совместному обитанию. Положительные и отрицательные влияния растений друг на друга. Влияние животных на растения (примеры). Роль микроорганизмов в жизни растений. Взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами.

Тема IV. Влияние деятельности человека на растения, животных, среду обитания (10 часов)

Положительные и отрицательные влияния деятельности человека на жизнь растений и животных. Необходимость охраны растительного и животного мира. Редкие и исчезающие растения и животные (фото, книги, фильмы). Примеры отрицательного влияния человека на природу (региональный материал). Почему растений и животных становится меньше? (Ученическая конференция). Сбор лекарственного и декоративного сырья человеком. Влияние на растения и животных массовых посещений людьми лесов, болот, лугов, полей, неконтролируемых вырубок леса. Влияние строительства скотоферм, птицефабрик и деятельности производств ЦБК на растительный и животный мир.

Формы: аудиторные встречи с представителями разных профессий (лесниками, медицинскими работниками, экологами).

Тема V. Охрана растений и животных (10 часов)

Основные направления охраны растительного и животного мира. Меры охраны растений и животных. Почему в настоящее время остро встает проблема охраны природы?

Демонстрация Красной книги России. Определение редких и исчезающих видов растений, животных регионов. Демонстрация Черной книги региона. Диспут “Почему нужно охранять растения и животных?”, “Как можно сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных?” (круглый стол). Какой вклад в дело защиты и сохранения растений и животных вносят ботанические сады, заказники, экологическая тропа районов, заповедники Архангельской области.

Путешествие в природу

  1. Разработка маршрута путешествия.
  2. Программа исследований на маршруте.
  3. Определение на маршруте представителей растительного и животного мира.
  4. Исследования на месте стоянки влияния факторов среды.
  5. Разбивка лагеря.
  6. Уборка территории.
  7. Оформление маршрутного листа и результатов исследований экологической ситуации (1, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 31, 33, 34, 41, 42, 43, 52, 60, 65, 68)
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100