ФАКУЛЬТАТИВ ”НАШ КРАЙ”
Форма: факультатив для учащихся V - VI классов (45 часов)
Цели:
Содержание
Растения, животные и окружающая среда. Связь растений и животных со средой обитания. Основные понятия экологии: взаимосвязи растений и животных с факторами неживой и живой природы, приспособленность растений и животных к совместному проживанию. Мир живых организмов. Обоснование необходимости охраны природы.
Тема I. Основные экологические понятия. Среда обитания. Факторы среды.
Тема II. Взаимосвязи растений и животных с факторами неживой природы.
Тема III. Взаимосвязи растений и животных с факторами живой природы.
Тема IV. Влияние деятельности человека на растения, животных и среду их обитания.
Тема V. Охрана растений и животных.
Тема I. Основные экологические понятия. Среда обитания.
Факторы среды (5 часов)
Факторы среды | ||
---|---|---|
1. | Факторы неживой природы(абиотический фактор) | вода, горные породы, воздух, свет, температура, рельеф местности |
2. | Факторы живой природы(биотический фактор) | растения, животные, грибы, микроорганизмы, человек |
3. | Влияние деятельности человека(антропогенный фактор) | загрязнения и разрушения окружающей среды |
Итоги: фотографии, схемы, рисунки, гербарии, аппликации.
Тема II. Взаимосвязь растений и животных с факторами неживой природы (10 часов)
Влияние света на жизнь растений. Светолюбивые и теневыносливые растения. Приспособленность растений для жизни в тени и на солнце. Влияние температуры на жизнь растений. Холодостойкие и теплолюбивые растения. Приспособления растений к жизни в условиях пониженных и повышенных температур. Значение воды в жизни растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Приспособления растений к жизни в воде, на суше, недостатку влаги, избытку ее. Роль воды для прорастания семян, фотосинтеза, растворения и поглощения минеральных веществ, защиты растений. Требования растений к пище: различным элементам минерального питания, кислороду, углекислому газу.
Растения, требовательные к большому количеству воздуха в почве (горох, фасоль, кукуруза, картофель и др.), умеренно требовательные (рис, рогоз, осока).
Разнозначимость и независимость факторов жизни растений. Объяснить почему кедры не растут в тундре, клюква — в степи.
Влияние растений на окружающую среду: выделение кислорода, поглощение углекислого газа, увеличение органического вещества в почве, поддерживание жизни на Земле, сезонные изменения в жизни растений, весенние явления в жизни растений, их обусловленность изменениями факторов неживой природы, осенние явления в растительном мире.
Тема III. Взаимосвязи растений и животных с факторами живой природы (10 часов)
Понятие “факторы живой природы”: растения, животные, грибы, бактерии. Взаимосвязь между растениями. Растительные сообщества. Связи между растениями и животными. Взаимосвязи в живой природе.
Растения в естественных условиях обитания. Животные в естественных условиях обитания. Агроценозы. Разведение животных человеком.
Приспособленность растений к совместному обитанию. Положительные и отрицательные влияния растений друг на друга. Влияние животных на растения (примеры). Роль микроорганизмов в жизни растений. Взаимосвязи между растениями, животными, микроорганизмами.
Тема IV. Влияние деятельности человека на растения, животных, среду обитания (10 часов)
Положительные и отрицательные влияния деятельности человека на жизнь растений и животных. Необходимость охраны растительного и животного мира. Редкие и исчезающие растения и животные (фото, книги, фильмы). Примеры отрицательного влияния человека на природу (региональный материал). Почему растений и животных становится меньше? (Ученическая конференция). Сбор лекарственного и декоративного сырья человеком. Влияние на растения и животных массовых посещений людьми лесов, болот, лугов, полей, неконтролируемых вырубок леса. Влияние строительства скотоферм, птицефабрик и деятельности производств ЦБК на растительный и животный мир.
Формы: аудиторные встречи с представителями разных профессий (лесниками, медицинскими работниками, экологами).
Тема V. Охрана растений и животных (10 часов)
Основные направления охраны растительного и животного мира. Меры охраны растений и животных. Почему в настоящее время остро встает проблема охраны природы?
Демонстрация Красной книги России. Определение редких и исчезающих видов растений, животных регионов. Демонстрация Черной книги региона. Диспут “Почему нужно охранять растения и животных?”, “Как можно сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных?” (круглый стол). Какой вклад в дело защиты и сохранения растений и животных вносят ботанические сады, заказники, экологическая тропа районов, заповедники Архангельской области.
Путешествие в природу
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |