УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»
Форма: Устный журнал для учащихся IV - VI классов.
Цели: Развивать уважительное отношение учащихся к природе.
Способствовать развитию любознательности, интереса,
поиска решений.
Способствовать формированию научного мировоззрения,
активизировать познавательную деятельность школьников.
Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название. На больших лентах пословицы:
Содержание
Название страниц журнала:
1 страница «Природа и люди»
— Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода — часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды.
— Почему мы часто говорим, что солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья? (Дети рассказывают о закаливании, играх на свежем воздухе, отдыхе у реки, в лесу).
— Давайте представим мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек (детские словесные картины). Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы.
— А будут ли они счастливы без своих четвероногих друзей? Природа воспитывает в людях замечательное качество — доброту. Природа еще дорога людям потому, что в ней мы находим много интересного (все: от маленького жучка до Солнца) (Зачитать короткие выдержки из книг, доказывающие, как удивительна природа).
Штейнбах М. Птицы рассказывают о себе: Фотокнижка. М.: Дет. лит., 1980.
Александрова М. Самый-самый: О морских животных. М., 1976.
Снегирев Г. Край чудесный: Фотокнижка о Дальнем Востоке. М.: Дет. лит., 1978.
Граубин Г. Почему осенью листопад? М., 1985.
(Порекомендовать детям эти книги).
Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор !
(Грамзапись «Голоса птиц»).
Природа богата, но ее богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими, как разумный и заботливый хозяин. (Примеры отрицательного отношения к природе: дым из трубы фабрики; загрязнение местной реки; неубранные помойные ямы).
В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает
всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться,
чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала им жизнь.
Ученики читают стихи:
2-я страница « Из чего это сделано?»
Учитель демонстрирует различные предметы, сделанные из дерева (карандаш, линейка, бумага, альбом); металла (ножницы, ложка); глины (цветочный горшок, посуда); шерсти ( шапочка, носки, шарф), а также продукты питания.
Учитель: Все эти предметы хорошо известны вам. Объясните, для чего они служат? Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека).
Для изготовления этих предметов потребовался большой труд людей разных профессий, большие знания.
Из чего же изготовлены эти вещи?
(На столе лежит гербарий пшеницы и ржи, образец железной руды, сухая и влажная глина. Подобраны соответствующие иллюстрации).
Учащиеся выбирают то, из чего изготовлен показанный предмет, рассказывают о труде сталевара, хлебороба, животновода.
Учитель: Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все необходимое для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, все это необходимо беречь.
3-я страница «Жизнь растений»
Цели: формировать представление о жизни растений, их разнообразии, об условиях, необходимых для их жизни: развивать умение ухаживать за комнатными растениями.
Учитель: Назовите растения, которые вы знаете.
(Из иллюстраций, которые надо закрепить на магнитной доске, выбирают изображение деревьев, кустарников, трав). Одни растения люди выращивают в поле, огороде, саду, цветнике, комнате. Другие — растут сами по себе в лесу, на лугу.
Учитель называет растения, бросает ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, говорит, где растет названное растение: в лесу, в поле, на лугу и т. д.
— Посмотрите на растения, которые окружают нас. Для чего люди их выращивают? ( Дети называют известные им растения).
Учитель предлагает рассмотреть два новых растения, сообщает их названия.
Учитель: Сравните состояния комнатных растений зимой и в это время года.
— Что необходимо растениям для жизни? (Тепло).
— Деревья и кустарники зимой не погибают, а как бы засыпают. А что необходимо всем растениям? (Воздух и вода).
— Почему большинство комнатных растений мы ставим к окну? (Растениям нужен свет).
— Итак, растениям нужны воздух, тепло, свет и вода. Вот почему очень важно ухаживать за растениями, за нашими зелеными друзьями. Зимой, проветривая помещения, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с листьев, мы помогаем им дышать. Поливая растения, обеспечиваем их водой. По-настоящему любит растения тот, кто о них заботится.
4-я страница «Жизнь животных»
Цели: формирование представления о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для их жизни; развитие умений ухаживать за животными.
Учитель показывает изображение животного и просит рассказать, кто это: зверь, птица, рыба, насекомое?
—Какие условия необходимы для жизни растений? Нужны ли эти условия животным? (Тепло, вода, воздух).
—Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевые черви всю жизнь проводят в почве, там темно, свет им не нужен. Зато всем животным необходима пища.
—Чем же питаются животные?
Одни — различными частями растений; другие — насекомыми; третьи нападают на довольно больших животных (хищники). Например, лиса ловит мышей и зайцев. Волк может напасть даже на кабана, лося.
Для домашних животных, обитателей живого уголка в любое время года человек создает необходимые условия. Если в школе имеется живой уголок, учитель знакомит детей с двумя, тремя животными, показывает простейшие приемы ухаживания за ними.
Если живого уголка нет, можно провести беседу об уходе за собакой, кошкой, другими домашними животными.
Учитель: Животные радуют людей красотой, интересами, повадками, а нередко и настоящей дружбой с человеком.
5-я страница «Люби и знай природу»
Люди обращают серьезное внимание на сохранение животных и растений в нашей стране, на правильное использование богатств природы.
Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом за тепло, любовью за любовь.
Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чем пишет поэт С. Викулов в своем стихотворении.
— Ребята, в нашей стране были приняты законы об охране природы, животных и воздуха. (Дети читают стихи).
Учитель: Все ли знают, как называются эти растения? (кувшинка, ландыш, колокольчик).
— Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя. Все они занесены в Красную книгу.
— И зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей помощи, в нашем внимании, в нашей заботе. Но не все, к сожалению, любят и берегут природные сокровища — лес, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.
Послушайте!
- А поэту Глебу Горбовскому пришлось свое стихотворение назвать «Мертвый лес».
А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?..
Школьники читают по картинкам:
Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.
Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и реках будет много рыбы. Все это наше с вами богатство!
Дети читают стихи:
Исполняют песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка».
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу — значит охранять Родину.
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |