КЛУБ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ
Форма: Игра-путешествие для учащихся III - IV классов.
- Цели:
- Обобщить и проверить природоведческие знания учащихся по теме “Разнообразие
природы нашей Родины”.
- Воспитание любви к природе и стремления бережно относится к ней.
- Развитие логического мышления, речи, памяти, сообразительности, взаимопомощи.
План
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный.
Оформление и оборудование
- Маршрут путешествия.
- Гербарные листа (береза, сосна).
- Березовый сундучок.
- Проигрыватель, пластинка “Голоса птиц”, Детские песни в исполнении К. Румяновой”.
- Фильмы “Зона арктических пустынь”, “Степь”.
- Напитки из брусники, шиповника.
- Варенье из черники, черной смородины.
- Описание природных зон.
- Рассказы с условными знаками.
- Ватман для конкурса художников, карандаши.
- Листья для подведения итогов.
- Призы
Содержание
На подготовительном этапе пишется специальный сценарий путешествия, осуществляется
оформление и распределение задания.
На основном этапе участники делятся на команды и получают маршрутные листы
с заданиями. На заключительном этапе подводятся итоги, вручаются награды, призы.
Ведущий:
Огромна наша Родина. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе,
в воде и под водой кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Природу
любят многие, но внимательно, бережно могут относится к ней только глубоко понимающие,
знающие, воспитанные люди.
Сейчас “Клуб друзей природы” отправится в путешествие по просторам нашей Родины.
Мы узнаем, кто из вас хорошо знает природу, умеет беречь и охранять ее.
Маршрут нашего путешествия:
Каждая команда на маршруте будет собирать листья для гербария. Остановки оцениваются
по 5-балльной системе (сколько баллов — столько листьев). Учитывается находчивость,
смекалка, дисциплина, взаимовыручка.
- Разминка. За каждый правильный ответ — 1 балл (лист), если нет ответа
или он неправильный — 0 баллов (листьев).
- Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник)
- Что такое торосы? (Ледяные холмы)
- Из древесины какого дерева получают бумагу? (Ель)
- Что такое саксаул? (Дерево в пустыне)
- Кто такой лемминг? (Полярная мышь)
- Как называется лес, в котором растут одни сосны?(Сосновый бор)
- Что такое барханы? (Песчаные холмы)
- Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
- Кто такой варан? (Ящерица пустыни)
- Что такое водяника, вероника, шикша, сиха, ерник? (Это северный стелющийся
кустарник с черными ягодами)
- Остановка к/т “Светлячок”
По изображению на экране определить, над какой природной зоной пролетаем.
- Остановка “Березовый сундучок”
Вносится сундучок, в котором находятся гербарные листы березы, сосны. По описанию
определить, ветка какого растения в сундучке.
Задание команде 1.
Это ветка многолетнего дикорастущего древесного растения. Из древесины
получают лыжи, мебель, фанеру, из листьев — краску, из веток — веники и
метлы, из почек лекарство.
- Загадки (если не могут ответить).
- Летом цветет, зимой греет,Настанет весна
— потечет слеза.
- Зелена, а не луг,бела, а не снег,
Кудрява, а не голова (Береза).
Задание команде 2.
Это ветка многолетнего дикорастущего растения. Возраст молодого дерева
определить легко, а взрослого — трудно. Древесина идет на изготовление телеграфных
столбов, мачт для кораблей. Богата смолой, листья — витаминами “С”.
- Загадки (если не могут ответить)
- Этой бабке 100 лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет избушкой. (Сосна)
- Музыкальная пауза. По голосам птиц определить, кто поет?
- Остановка “Природные зоны”
По описанию природной зоны определить, какая это природная зона.
Задание команде 1.
- Это безлесая равнина, покрытая болотами. Природа здесь суровая. Зима
ветренная, холодная, сильные морозы продолжаются около 8 месяцев. За короткое
лето успевает растаять снег да оттаять самый верхний слой земли. А глубже
от постоянных холодов земля вечно остается мерзлой. (Тундра)
- Занимает огромную площадь. Поверхность разнообразна. Встречаются равнины,
возвышенности, низменности, горы. Здесь много больших и малых рек. По
времени зима равняется лету. Растительный и животный мир богаты. (Тайга)
Задание команде 2.
- Это безлесые, равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью.
Климат теплый и сухой. Зима здесь короткая, довольно холодная, а лето
продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного. (Степь)
- Перед нами обширные пространства земли, почти лишенные растительности
из-за сухого климата. Летом сильно печет солнце, дует горячий знойный
ветер. Зима холодная, малоснежная, короткая. (Пустыня)
- Музыкальная пауза. Звучат детские песни в исполнении К. Румяновой.
Командам необходимо правильно назвать авторов стихов и героя мультипликационного
фильма.
- Остановка “Лесное кафе”
Ведущий: По вкусу и описанию определить, из каких ягод приготовлены
напитки (вносят два подноса, на которых стаканы с напитками).
Задание команде 1.
Это многолетний кустарник, растет на опушках леса, по склонам гор. В народе
называют “дикой розой”. Лечебные свойства — плоды содержат большое количество
витамина “С”. (Шиповник)
Задание команде 2.
Многолетнее дикорастущее растение, живет до 200 лет. Зимует под снегом
с зелеными листьями. Растет в тундре, и в лесной полосе. Используются красные
ягоды для питья и в народной медицине. (Брусника)
Ведущий: Определите по вкусу из каких ягод приготовлено варенье
(Вносятся вазочки с вареньем).
Задание команде 1.
За свой цвет получила название. Растет до 200 лет в сосновых и еловых
лесах, полезное дикорастущее растение. (Черника)
Задание команде 2.
Хорошо растет во влажной почве, по берегам рек, ручьев, не боится морозов,
богата витаминами.
- Загадка:
- Две сестрицы летом зелены.
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Смородина)
- Остановка “Шифровальная”
С помощью знаков записан рассказ. Расшифровать и прочитать его.
Задание команде 1.
Сегодня мы идем работать в колхозный” .
Наш путь лежит через
, потом мы идем к .
Перейдя на другую сторону по
, мы увидели справа
, а слева . А
за ним, , куда мы
пришли работать.
Задание команде 2.
От к нашей
мы шли ,
затем . Отдохнув
у студеной, мы
пошли по , которая вывела
нас к .
Отгадать ребус!
- Музыкальная пауза
Участники команд исполняют отрывки из песен о животных и растениях, поочередно,
кто больше.
- Остановка “Волшебный карандаш”
Обе команды участвуют в оформлении плакатов “Берегите природу”. Подведение
итогов. Награждение.