ПРАЗДНИК ЛЕСА



Форма: Урок-игра для учащихся III - IV классов.
Цели: Формирование знаний о лесных сообществах, обитателях, растениях и животных своего каря. Воспитание активности школьников, культуры поведения в природе. Развитие познавательного интереса учащихся к естествознанию, умение принимать самостоятельные решения.

План

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный.
    Участники: учащиеся III - IV классов начальной школы.

Материалы и оборудование

Пакет загадок о растительном мире, рисунки растений, гербарные листья растений, листы чистой бумаги, карандаши, секундомер, компас, разноцветные флажки.

Методические рекомендаци к проведению праздника

На подготовительном этапе учитель вместе с библиотекарем школы подбирает стихи, загадки о лесе и его обитателях. Кроме того, учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу для чтения, оформляет выставку книг (вместе с библиотекарем).

Учитель составляет сценарий праздника и распределяет роли между детьми, проводит репетицию праздника.
На подготовительном этапе объявляется конкурс газет, рисунков, плакатов, транспорантов, фотографий в защиту леса на тему: “Лес — наше богатство, его надо беречь!”


“Берегите лес от пожара”,
“Лес — наряд нашей планеты”,
“Лес — дом для зверей и птиц”.

На основном этапе (собственно праздник) дети показывают свои достижения. Сам праздник проходит в несколько этапов: “Разминка”, “Собери гербарий”, “Лесные разведчики”, “Наблюдатели”, “Лесные ориентиры”, “Найди тайник”, Лесное лукошко”, “Угадай”. Начиная с третьего задания, все конкурсы проводятся на природе (во дворе школы, в парке, в лесу).

На заключительном этапе подводятся итоги праздника, вручаются призы победителям за активность, за смекалку, за знания, за хорошее поведение в природе.

Содержание праздника

Учитель: Сейчас я, ребята, загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то сразу же узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Учитель: Ну, конечно, эта загадка о лесе. Послушайте стихотворение Владимира Орлова — “В лесу”.

Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о природе, которая нас окружает. Лес, поле, горы, море — все это природа. Но больше всего, если мы говорим о природе, мы имеем в виду лес, журчащий ручеек, протекающий в лесу. В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, егерей. Они охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес — хранитель влаги. Много книг стихотворений, песен посвящено лесу.

Вы знакомы с произведениями Скребицкого, Паустовского, Толстого, Мамина-Сибиряка, Соколова-Микитова.. Нет такого рассказа, произведения, где бы не описывалась природа. Мы должны беречь наши леса!

1-й ученик:


Что мы сажаем, сажая лес?

2-й ученик:


Мачты и реи — держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль.
Странствовать по морю
В бурю и штиль.

1-й ученик:


Что мы сажаем, сажая лес?

3-й ученик:


Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым мы будем писать,
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.

1-й ученик:


Что мы сажаем, сажая лес?

4-й ученик:


Легкие крылья
Летать в небеса.
Дом и качели, челнок и скамью
И деревянную лошадь мою.

1-й ученик:


Что мы сажаем, сажая лес?

5-й ученик:


Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром птицы кричат.

1-й ученик:


Что мы сажаем, сажая лес?

6-й ученик:


Лист, на который ложится роса,
Воздух для легких, и влагу, и тень.

ВСЕ:


Вот что сажаем в сегодняшний день.

Учитель: Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.


2-й ученик:


Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому — черника поспела,
А там и малина, брусника, орех!

3-й ученик:


Скорей собирайтесь
На утренний поезд!
Давно ожидают вас травы по пояс!
Скорее спешите
В поля и леса,
Пока самоцветами блещет роса!

4-й ученик:


Вас встретит, как друга,
Лесная опушка.
Вам тысячу лет
Нагадает кукушка!
Вас очень хотят
Обласкать ветерки,
Живою водой —
Напоить родники!

5-й ученик:


Вам дарит огромное
Это богатство
Травы и деревьев
Земное пространство.
Оно постоянно
О Вас беспокоясь,
Зовет вас из дома
На утренний поезд.

Учитель: Ребята, я думаю, что все вы знаете лесные растения и цветы. Вот сейчас мы проведем для вас игру-соревнование, которое называется “Собери гербарий”. Желательно разделить учащихся на две группы, не более, 8 человек в каждой.

Каждому в группе дается карточка с заданием, которое заключает в себе следующее:
“Прочитай предложенную загадку. Подумай и отыщи среди растущих растений то, которое является ответом”. На столиках раскладываются гербарные листы-ответы или рисунки растений.

Карточки-задания для 1-ой группы:


1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
(Береза)


2. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок,
И остался стебелек
(Одуванчик)


3. Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника)


4. Никто не пугает,
а вся задрожит.
(Осина)


5. Что за трава, которую
слепой сразу узнает?
(Крапива)


6. Две сестры летом зелены,
поспевая одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина)


7. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные...
(Ромашки)


8. Если к заводи придете,
То цветы вы там найдете.
Посмотрите, как в картинке,
Бело-желтые...
(Кувшинки)

Карточки-задания для 2-ой группы:


1. Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
(Береза)


2. Цветы ангельские,
А когти дьявольские.
(Шиповник)


3. Что в хлебе родится,
А есть не годится?
(Василек)


4. Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко.
(Земляника)


5. Рос шар бел,
Ветер дунул, и шар улетел.
(Одуванчик)


6. Сама холодна, а людей жжет.
(Крапива)


7. Черная?
Нет, красная.
Бывает она белая,
Когда зеленая.
(Красная смородина)


8. Её всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ёлка)

Победителем этого соревнования объявляется тот, кто правильно и раньше собрал гербарий.

Учитель: Ребята, вы любите читать книжки про разведчиков? А ведь разведчики были очень сильными и мужественными людьми. Они хорошо знали природу, умели правильно ориентироваться на местности. Сейчас мы проверим, сумеете ли вы быть похожими на настоящих разведчиков? Начинаем новую игру-состязание “Лесные разведчики”. Сейчас вы должны проявить смекалку, выносливость, знания. И тогда вас ждет победа! (Проводится на улице).

Наблюдатели

Для игры выбирают место, откуда видны дорога, колодец, дома, деревья, кусты, мостик и т.п. Участники минуту рассматривают ландшафт, стараются запомнить все детали. Затем, отвернувшись, отвечают на вопросы учителя, проверяя таким образом свое внимание и зрительную память. За каждый правильный ответ дается одно очко. Победителем считают того, кто набрал больше очков.

Лесные ориентиры

Одной паре или группе учитель предлагает определить стороны горизонта, направление на север, по деревьям и растениям, другой — по солнцу, третьим — по часам с помощью солнца, четвертой — по валунам, муравейникам и т.п. Через некоторое время каждая пара или группа сообщает свой результат. Кто правильнее и быстрее выполнит задание, сверяют с компасом, тот и будет победителем.
Перед началом можно объяснить участникам правила и способы ориентирования на местности. Вот некоторые из них:

Найди тайник

Все играющие делятся на пары. Учитель отводит игроков по одному из пары в сторону и вручает каждому разноцветный флажок или какой-нибудь предмет. После этого он отправляет их в лес на расстояние 200 - 300 м, и сам идет в лес вместе с ними. Когда предметы спрятаны, все возвращаются на поляну, запоминая путь по ориентирам. Прятавший сообщает своему напарнику место расположения предмета и путь следования до него. По общей команде все вторые номера отправляются на поиски. Учитель через 10 - 20 минут дает свисток. Это значит, что поиск окончен. Победителем объявляется пара, игрок которой первым вернулся из леса с флажком своего цвета. Затем первые и вторые номера можно поменять.

Лесное лукошко

Каждой паре дается по листку бумаги и карандашу. За 10 минут нужно написать или за 1 минуту перечислить съедобные и ядовитые грибы, которые встречаются в нашем лесу.
Победителем объявляется та пара, у которой будет больше правильных названий.

Угадай растение

Каждой паре дается по букету листьев или веточек растений. Предлагается узнать название этих растений.
Победителем будет считаться пара, которая больше всех правильно назовет наибольшее количество видов растений.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100