ТАЙНА ВСЕЛЕННОЙ

Проскурнина Н.П.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана — кап, кап, кап...
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря..
А то пройдет немного лет
И нет водицы — нет, нет, нет.

(С. Погорельский)

Человек и природа ... Философы, поэты и художники всех времен отдают дань этой актуальной теме. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых наболевших на сегодняшний день. Формируя гуманное отношение к природе следует помнить, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. Не даром говорят: “Что посеешь в детстве — пожнешь в старости”.

“Главное — заложить в детях эмоциональную отзывчивость через сострадания, сопереживания, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри , почувствовать чужую боль, как свою собственную.“ (В. Сухомлинский)

В природе во всем строгий порядок. По своим законам живут и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. В природе нет хороших и плохих зверей: все они важны и все они нужны.

Мы формируем у детей умение ориентироваться в экологических проблемах мира, своего региона, фиксируем наблюдения за погодой, ростом растений. Если полюбить природу, она откроет нам свои тайны.

"Кто это сидит на зеленом листке?
"Куда?" полетело верхом на жуке,
"Зачем?" вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом. И так целый день".

Достаточно сделать в лесу несколько шагов — и одно чудо за другим удивит нас. Вот ... протянул руку к листку, а он ... вспорхнул и полетел.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Широка и привольна наша Земля. Перед нами раскрыты просторы Родины — парки, аллеи, озера. Ведь нет такого уголка, которого не коснулось бы дыхание человека. Под экологическим воспитанием нужно понимать прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, чуткости и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для радостной жизни.

Еж пыхтит и морщится
- Что я вам уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

В.Е. Борейко

К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это накладывает отпечаток и на психологию детей, которые нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. Предлагаю ребенку поставить себя на место сломанного дерева, потоптанной травы и понять, что жестокость по отношению к живому — это зло. В ходя занятий мы беседуем о том, как бы ты себя вел, если отдыхал бы в лесу? А около речки? В парке? Как бы ты защитил природу.

У детей появляются такие ответы: “Не будем сорить, нельзя топтать цветы, траву: они полезные и красивые”. Но понять травинку, жучка ребенок сможет тогда, когда представит себя в их роли, посмотрит на мир их глазами.

Представь, что ты жучок, а я тебя подергаю. “Ага, мне больно будет” - говорит Валера и, сжимаясь, отходит подальше. “Тогда не обижай его, а поговори с ним тихонечко и нежно”. Спрашиваю: ”Тебе хорошо? Что ты чувствуешь?”

Детей надо вырастить счастливыми, гармоничными людьми, полноценными жителями нашей планеты. Мое мнение совпадает с мнением педагогов и психологов: обратиться к опыту наших предков, которые воспитывали многие поколения людей, живших в гармонии с природой. Очень важным инструментом в экологическом воспитании и нравственном была сказка. Она сопровождала человека от рождения и воспитывала добро. Ведь только добрый человек может защитить нашу Землю от экологической катастрофы. Сказка забавляла, смешила, развлекала, а главное, воспитывала. В ней сконцентрированы великая мудрость, неоценимый нравственный опыт. Для нас, воспитателей, ценен смысл сказки: она призывает к гармонии человека и природы, космоса и всего мира. Луна и звезды, Солнце, звери и птицы наделены в сказках человеческими чертами, к ним можно обращаться, они говорят и чувствуют, как люди. Недаром говорят, что в Тульской области все еще “живут” два камня, “приплывшие” из Оки в речку Упу. Эти камни зовут Баш и Башиха. Люди обращаются с ними по-хорошему, ласково, они помогают. Но не любят, когда их беспокоят.

Народ верил в этот мир и принимает его таким, какой он есть, верил в солидарность всего живого и доброго.

Ну что ж, я предлагаю чаще брать “билет” и вместе с детьми окунуться в мир детства и отправиться в мир сказки.

"Нас сказка в чащу лесную зовет,
Минута - и солнце над лесом взойдет.
Согретые солнцем, проснуться зверюшки,
И бабочки будут кружить над опушкой".

Путешествуя с героями сказки, хотела научить детей понимать другие живые существа, переживать за них, ощущать трагизм жестокости, будить в детях сострадание.

"Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать"

С. Вургуна

Понять состояние души героев сказки помогают вопросы: “Почему это произведение называется сказкой? Что здесь сказочного? Бывает ли так в жизни? Кто добрый в сказке и почему? На кого хотели быть похожи? Я пыталась, чтоб ребята придумывали сказки на новый лад . Герои этих сказок совершают добрые, мудрые поступки. Поступками злого волка и хитрой лисы любуется весь лес. При участии детей раскрываем содержание сказки, где даже коровы обходят растения с яркими цветами, понимая, что они для пчел и бабочек, что им нужно отцвести и оставить семена.

Недаром в народе говорят: «Растение — Земли украшение».

Организуя занятие по выращиванию растений, невольно обращаешься к сказке «Репка». Дети рассказывают, что помогали бабушкам и мамам поливать овощи на огороде, грядки на нем ровные, земля мягкая, ухоженная. Оттого овощи выросли сочные. Берегут землю-матушку. Рыхлят да поливают. Есть и помощник у взрослых — добрые руки, ласковый разговор и удобрение, навозом называется. Овощи вырастают сочные и полезные. Недаром говорят: «Если поспело — берись за дело».

В сказках много мудрых, интересных изречений; задача воспитателя — обращать на них внимание, помочь понять смысл и значение, наблюдать, подтверждается ли та или иная народная примета. «Без дела жить — только небо коптить».

Детям обязательно надо кого-то любить. И если этот кто-то, зверюшка, лесовичок, гномик, в чем-то оказывается беспомощнее, тогда этот кто-то — существо желанное, родное. Ребенок стремится защитить, опекать эти существа. Это ли не замечательно!

Произведения российских писателей пронизаны глубокой любовью, учат разумному и бережному отношению к растениям и животным. С удовольствием слушают ребята о глупом маленьком щенке из рассказа

В. Бианки «Первая охота», о задачливом и смешном котенке со странным именем Тюпа в рассказах Е. Чарушина. Как уважительно и, вместе с тем, с юмором повествует он о жизни и приключениях медведей.

С необычных событий начинается «Краденое солнце» К.И. Чуковского. Только представьте себе на минуту, как солнце, которое обычно светило, согревало и радовало все живое вокруг, гуляло по небу, взял да проглотил Крокодил. Наступила темнота, кто на улицу попал — заблудился и пропал: «Не могут дойти до дома зайчики, плачет медведь, не может найти своих медвежат: «Ой, куда вы толстопятые , сгинули?

На кого вы меня старого кинули?»

А герой сказки «Тараканище» — Воробей. В опасный момент он спаситель — герой. Герой тот, кто защищает, оберегает слабых. Каждая сказка Чуковского — это своеобразный мир живой природы, живущий по своим законам, но в ней есть свой сюжет. Иметь в сердце веру в добро, в красоту, мудрость — является сердцевиной любой сказки. И сказывается эта сказка, чтобы дети почувствовали, где живут вместе те, кто хочет мира и добра.

Задача воспитателя — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за природу, и каждый может приумножить ее красоту.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты ...
И не будет красоты.

Т. Собакина

Природа не предусмотрела этого. Судьба природы в наших руках!.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100