Y. ДОШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЫ - ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ
Контанистова М.Н.
"Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух -
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда -
целы они -
Все возродится снова."
Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг совершенно исчезло, как это случилось со многими видами растений и животных. Однако, каждый должен помнить, что и вода, и воздух, и почва могут менять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы. Вот почему очень важно начать осуществлять экологическое воспитание детей уже в дошкольном возрасте.
Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам важную задачу - выпускать в жизнь воспитанных и образованных детей. Взрослые, повинные в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием я понимаю прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Об экологическом воспитании малышей я уже писала в статье "Первые шаги по экологической тропинке" ( "Экология. Безопасность. Жизнь", выпуск 4, 1997 г.). И вот 3 года кропотливой работы с детьми позади. Теперь моим детям не три года, а 6-7 лет, и они готовятся пойти осенью в школу.
Вся работа по экологическому воспитанию проходила в игре. Ведь игра - наиболее
естественный и радостный вид деятельности, формирующий (эмоциональную окраску)
характер детей и придающий занятию эмоциональную окраску, сделав его живым и
интересным. Но даже и при такой работе возникают сложности. Ведь дети часто
видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой.
В таких случаях приходится говорить: " Хоть они и взрослые, а не знают,
что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить
бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи. А вот вы, дети, молодцы,
так не делаете". Конечно, сразу же результата не видно, но сейчас, когда
дети подросли, я вижу, что мои усилия не прошли бесследно. Дети могут защитить
безобидного насекомого, не сломают ветку на кустике или дереве, не обидят птичку
или животного. Они умеют наблюдать глазами, не трогая руками. С большим интересом
постепенно заполняется "Красная книга" нашей группы. Туда я записываю
детские рассказы и стихи о растениях и животных, подбираем с детьми и наклеиваем
о них картинки. Вот несколько детских высказываний и стихов.
«Я березку белую Ласковой зову. На ее косичках Сережки рассмотрю». Женя Викулова, 5 лет |
“Рябинушка кудрявая Растет у нас в саду, С ягодами красными Стоит вся на виду». Даша Линник, 6 лет |
А как дети радуются, когда мы едем в Петербургский институт ядерной физики на очередную школьную конференцию! Это у нас получается своеобразный отчет о проделанной работе. Ребята с полной ответственностью готовятся к выступлению, а потом долго обсуждают его с родителями. И я чувствую большую поддержку родителей в экологическом воспитании детей.
Осенью у нас прошел праздник «Экошоу малышей». Почетным гостем на празднике была Стелла Марковна Мирошкина. А сюрпризов на нем было очень много: и Паутиныч, уставший собирать за людьми мусор в лесу, и «золотые рыбки» в водорослях Гатчинского Серебряного озера.
Но так как дети подросли, то наряду с играми о природе появились и более серьезные игры, в которых решались острые проблемы.
Например:
Проблема чистой воды
«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана - кап,
кап,
кап......
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря,
зря,
зря....
А то пройдет немного лет,
И нет водицы, нет,
нет,
нет....
Дети научились беречь водопроводную воду. Ведь текущая без нужды вода попадет в канализацию, где сливается с грязной. Очистные сооружения работают с большой нагрузкой. Качество водопроводной воды с каждым днем ухудшается. Предложила детям разучить дома с родителями четверостишье, которое мы с ними выучили в группе.
«Бережливым будь с водой,
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!»
Не менее важно было познакомить детей и показать им значение для жизни человека четырех стихий природы( земли, воды, воздуха, огня), познакомить детей с легендами Древнего Востока о возникновении мира. На протяжении года провела с детьми серию занятий и игр. Особенно детям нравятся беседы при свечах, когда они полностью расслабляются и чувствуют теплоту, уют. Вот так мы прочитали сказку об огне, а потом попробовали изобразить танец огня с помощью рук, сидя на корточках. И тут же обратили внимание, что огонь может быть очень коварным, если обращаться с ним неправильно. Так мы познакомились со всеми 4-мя стихиями, а потом провели в зале развлечение «День рождения Земли»
Не менее интересная работа прошла по знакам Зодиака, в результате которой у детей сформировались понятия о принадлежности человека к определенному знаку Зодиака. Оформили альбом «Небесный зоопарк», и дети с удовольствием играют в игру «Найди свое созвездие», «Подарки знаков Зодиака». Ведь в этой игре детям надо сделать подарки Земле и объяснить, почему и для чего дарится тот или иной подарок.
Например:
Ира (родилась в марте )— Я Рыба, знак стихии Воды. Дарю Земле реки, озера, моря, чтобы в них водилась рыба. А еще дарю Земле голубой луч.
Саша ( родилась в декабре)– Я Козерог, знак стихии Земли. Дарю Земле деревья и цветы, чтобы она всегда была нарядной и молодой. А еще я дарю ей зеленый луч. В конце занятия дети прослушали под фонограмму «Благодарность Земле», и там звучат такие слова:..» Пусть я маленькая, голубая песчинка среди безбрежного космического океана, но я живая. В моей груди бьется огромное любящее сердце, и оно говорит нам: Спасибо!»
Вот такой интересной, полезной жизнью живут дети в нашей группе. Они растут удивительными, добрыми и заботливыми. Я радуюсь каждому их успеху, верю в них и знаю, что вырастут они экологически грамотными людьми и вместе с ними мы сохраним свою планету.
Высказывания детей о природе и животных, занесенных в групповую «Красную книгу»
«Самое красивое дерево — это березка. Ведь она всегда нарядная, белоствольная. Зимой, когда на веточках березки иней, она похожа на сказочную принцессу, а летом с сережками — на нарядную девицу».
Даша Линник, 6 лет
« Елка очень добрая, она кормит белочек и птичек семенами шишек. Ель надо беречь, потому что без ели будет скучно всем на земле.»
Саша Иванова, 6 лет
« Мы живем в детском саду в группе «Рябинка», и на нашем участке растут 4 рябинки. Мы за ними ухаживаем. Только жалко, что свиристели быстро клюют ягоды на рябинках, ведь с ягодами она красивее».
Ира Пидбороченская, 5 лет
Осенняя сказка
Стояли в парке клен и сосна. Сосна и клен дружили друг с другом. Но сосна немножко завидовала клену, потому что у него все листочки были разноцветными. Сосна сказала: «Какой ты красивый!» «Да, я красивый, а ты вся зеленая». Но подул сильный ветер, стало холоднее, и у клена все листочки осыпались. А у сосны остались все на месте. Никогда нельзя хвастаться. Каждый красив по-своему. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Женя Викулова, 6 лет
Золотой осенью в саду
С клена листья осыпаются.
Я в букет их соберу,
Пусть осень не кончается.
Будет дома веселей
И от листиков светлей!
Настя Гаврилова, 6 лет
На кормушку птички сели
Поклевать все захотели.
Я насыплю им туда
Хлебных крошек и зерна.
Олеся Дмитрук, 6 лет
Охранять природу нужно,
Собирать и хлам, и лом,
Чтобы чистым и уютным
Был зеленым наш общий дом.
Маша Хайданова, 6 лет
Ветер у березки
Косы заплетает.
Солнышко березке
Сережки распускает.
Саша Иванова, 6 лет
Сделаем Гатчину
Городом-садом.
Пусть каждый посадит цветок.
Чтоб воздух был чистым
И пруд был прозрачным,
А Гатчина город — расцвел!
Дети группы «Рябинка»
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |