АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ВОЙСКОВИЦКОЙ ГИМНАЗИИ
Куракова Н.Г.
В течение миллионов лет человек формировался в относительно постоянных и медленно меняющихся условиях окружающей среды, которые связаны с газовым составом атмосферы, химическим составом вод, пищи, уровнем электромагнитных колебаний, шума, освещенности.
В настоящее время мы живем в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных магнитных полей. Все это сказывается на нашем здоровье.
Индивидуальное здоровье и среда жизнедеятельности являются существенными понятиями экологии человека.
Индивидуальное здоровье — состояние сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Среда жизнедеятельности включает ряд элементов:
Влияние факторов среды на здоровье человека неоспоримо и, в первую очередь, их влиянию подвержены дети. Медицинские осмотры в школах показывают, что здоровье детей стало ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является только один школьник из десяти. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения от здоровья, в том числе и хронические заболевания.
Поэтому целью исследований учащихся Войсковицкой гимназии было определение уровня здоровья учеников 1-х, 5-х и 10-х классов.
По методике антропоэкологических исследований определялись формула здоровья, состояние осанки, пропорциональность тела, быстрота, сила, выносливость учащихся.
Выяснилось, что уровень здоровья первоклассников и пятиклассников соответствует среднему показателю жизнеспособности, а у десятиклассников наблюдаются некоторые отклонения от нормы.
Наблюдение за осанкой выявило серьезное нарушение осанки у 81% учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. У десятиклассников обнаружены и нарушения зрения. Результаты исследований состояния здоровья учащихся Войсковицкой гимназии подтверждают выводы медиков о преобладании среди школьников нарушений осанки и зрения.
Каковы же причины неблагополучия здоровья школьников?
Около шести часов, а иногда и больше учащиеся проводят в школе. Поэтому необходимо оценить эколого-гигиеническое состояние школьных помещений. Для этого использовались следующие параметры: площадь и объем помещений, температурный режим, влажность, освещенность.
Проводилась аттестация семи кабинетов школы, ни один из которых не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Можно предположить, что одной из причин снижения уровня здоровья, нарушений осанки и снижения уровня зрения учащихся является эколого-санитарное состояние школы.
Как относятся к своему здоровью сами школьники?
С этой целью в 5-х и 10-х классах была проведена анкета, позволившая выявить, как оценивают здоровье ученики 5-х и 10-х классов.
Анкета
5 классы | 10 классы | |
1.Количество опрошенных учащихся. | 61 | 42 |
2.Количество болевших за полгода. | 31 | 19 |
3.Количество пропущенных дней по болезни. | 296 | 209 |
Среди тех болезней, которыми переболели учащиеся, чаще всего назывались ОРЗ, ОРВИ, ангина. Причиной болезней и пятиклассников, и десятиклассников называют переохлаждения (замерзли, промокли, бегали раздетыми по улице), что означает, в первую очередь, незнание правил гигиены органов дыхания.
Хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?
На этот вопрос наиболее часто отвечали:
5 классы | 10 классы | |
1. Хорошо | 45 | 17 |
2. Средне | 19 | |
3. Никак | 12 | 6 |
3. Когда как | 3 | |
4. Не знаю | 1 |
Забота о здоровье своих близких:
5 классы | 10 классы | |
1. Стараюсь не огорчать. | 38 | 16 |
2. Даю советы, как вести себя. | 10 | 1 |
3. Помогаю по дому. | 46 | вопрос не задавался |
3. Привлекаю к совместным оздоровительным мероприятиям | 13 | 2 |
4. Никак не забочусь | 3 | 12 |
5. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью | 13 | 9 |
Большинство учащихся считают, что заботятся о своем здоровье хорошо, но при этом часто простужаются, не зная или не выполняя простейших гигиенических правил. Забота же о здоровье родных и близких сводится к помощи по дому и попыткам меньше огорчать свою семью. Очень не многие учащиеся говорят о совместных с родителями оздоровительных мероприятиях. Можно предположить, что причиной снижения уровня является отсутствие знаний о способах сохранения и укрепления здоровья у детей и родителей.
Антропоэкологические исследования способствовали выявлению состояния здоровья учащихся и анализу причин, вызывающих ухудшение здоровья. В перспективе — исследование воздуха, пищи, воды поселка Новый Учхоз и установление причинно-следственных связей между условиями окружающей среды и заболеваемостью учащихся гимназии.
Используемая литература
Перейти к оглавлению | ||||||