АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ВОЙСКОВИЦКОЙ ГИМНАЗИИ

Куракова Н.Г.

В течение миллионов лет человек формировался в относительно постоянных и медленно меняющихся условиях окружающей среды, которые связаны с газовым составом атмосферы, химическим составом вод, пищи, уровнем электромагнитных колебаний, шума, освещенности.

В настоящее время мы живем в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных магнитных полей. Все это сказывается на нашем здоровье.

Индивидуальное здоровье и среда жизнедеятельности являются существенными понятиями экологии человека.

Индивидуальное здоровье — состояние сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.

Среда жизнедеятельности включает ряд элементов:

  1. систему физических, химических, биологических, психосоциальных и техногенных факторов;
  2. совокупность местообитания, воздуха, пищи, воды, экономических и социальных условий жизни.

Влияние факторов среды на здоровье человека неоспоримо и, в первую очередь, их влиянию подвержены дети. Медицинские осмотры в школах показывают, что здоровье детей стало ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является только один школьник из десяти. У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения от здоровья, в том числе и хронические заболевания.

Поэтому целью исследований учащихся Войсковицкой гимназии было определение уровня здоровья учеников 1-х, 5-х и 10-х классов.

По методике антропоэкологических исследований определялись формула здоровья, состояние осанки, пропорциональность тела, быстрота, сила, выносливость учащихся.

Выяснилось, что уровень здоровья первоклассников и пятиклассников соответствует среднему показателю жизнеспособности, а у десятиклассников наблюдаются некоторые отклонения от нормы.

Наблюдение за осанкой выявило серьезное нарушение осанки у 81% учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. У десятиклассников обнаружены и нарушения зрения. Результаты исследований состояния здоровья учащихся Войсковицкой гимназии подтверждают выводы медиков о преобладании среди школьников нарушений осанки и зрения.

Каковы же причины неблагополучия здоровья школьников?

Около шести часов, а иногда и больше учащиеся проводят в школе. Поэтому необходимо оценить эколого-гигиеническое состояние школьных помещений. Для этого использовались следующие параметры: площадь и объем помещений, температурный режим, влажность, освещенность.

Проводилась аттестация семи кабинетов школы, ни один из которых не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Можно предположить, что одной из причин снижения уровня здоровья, нарушений осанки и снижения уровня зрения учащихся является эколого-санитарное состояние школы.

Как относятся к своему здоровью сами школьники?

С этой целью в 5-х и 10-х классах была проведена анкета, позволившая выявить, как оценивают здоровье ученики 5-х и 10-х классов.

Анкета

  1. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?
    1. Болел ли ты в последние полгода. Если болел, перечисли заболевания.
    2. Сколько дней ты болел?
    3. Что было причиной твоих болезней?
    4. Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своем организме?
  2. Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?
    Выбери ответы, которые больше соответствуют твоему поведению)
    1. Стараюсь не огорчать.
    2. Даю советы, как вести себя.
    3. Помогаю по дому.
    4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.
    5. Никак не забочусь.
    6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью.

 

  5 классы 10 классы
1.Количество опрошенных учащихся. 61 42
2.Количество болевших за полгода. 31 19
3.Количество пропущенных дней по болезни. 296 209

Среди тех болезней, которыми переболели учащиеся, чаще всего назывались ОРЗ, ОРВИ, ангина. Причиной болезней и пятиклассников, и десятиклассников называют переохлаждения (замерзли, промокли, бегали раздетыми по улице), что означает, в первую очередь, незнание правил гигиены органов дыхания.

Хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?

На этот вопрос наиболее часто отвечали:

  5 классы 10 классы
1. Хорошо 45 17
2. Средне   19
3. Никак 12 6
3. Когда как 3  
4. Не знаю 1  

Забота о здоровье своих близких:

  5 классы 10 классы
1. Стараюсь не огорчать. 38 16
2. Даю советы, как вести себя. 10 1
3. Помогаю по дому. 46 вопрос не задавался
3. Привлекаю к совместным оздоровительным мероприятиям 13 2
4. Никак не забочусь 3 12
5. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью 13 9

Большинство учащихся считают, что заботятся о своем здоровье хорошо, но при этом часто простужаются, не зная или не выполняя простейших гигиенических правил. Забота же о здоровье родных и близких сводится к помощи по дому и попыткам меньше огорчать свою семью. Очень не многие учащиеся говорят о совместных с родителями оздоровительных мероприятиях. Можно предположить, что причиной снижения уровня является отсутствие знаний о способах сохранения и укрепления здоровья у детей и родителей.

Антропоэкологические исследования способствовали выявлению состояния здоровья учащихся и анализу причин, вызывающих ухудшение здоровья. В перспективе — исследование воздуха, пищи, воды поселка Новый Учхоз и установление причинно-следственных связей между условиями окружающей среды и заболеваемостью учащихся гимназии.

Используемая литература

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. “Здоровье человека и окружающая среда”, М. 1997 г.
  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.“ Экология: что должен знать и уметь школьник”, М.1997 г.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А. Г. “Твое здоровье”, СПб. 1997 г.
  4. Пугал Н.А., Зверев И.Д., Лаврова В.Н. Экологический мониторинг, Биология №11, Москва, 1996 г.
  5. Материалы клуба «Терра - Инкогнито», Архангельск, 1997 г.
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100