II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НОВОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мищенко В., Хмелева Е.

В области охраны окружающей среды и природопользования в январе- октябре 1997 года было принято несколько десятков нормативных актов федерального уровня (законов, решений правительства, актов министерств и ведомств). Большинство из них, хотя подчас и не регулируют непосредственно права граждан и общественных организаций, но имеют существенное значение. В частности, в значительном количестве актов установлены обязанности различных государственных органов, должностных лиц, предприятий в экологической сфере и смежных областях, требование к безопасности разного рода объектов и пр. Эти данные необходимы общественности для затребования информации, обжалования бездействия ( незаконных действий) госорганов и должностных лиц, предъявление судебных исков о прекращении экологически вредной деятельности, а также для осуществления иных правовых действий по защите своих экологических прав и общественных интересов.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что очень часто права граждан и НПО устанавливаются, нарушаются, прямо или косвенно зависят отнюдь не от «экологических», а от более общих нормативных актов либо актов, казалось бы, совсем далеких от природоохранной сферы.

Среди последних пристального внимания заслуживают постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и сами эти Правила (опубликованы : СЗ РФ № 33, 1997, ст. 3895). В соответствии с п.2 Правил структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти теперь не имеют права издавать нормативные правовые акты, не допускается также издание таких актов в виде писем и телеграмм. Никакое участие общественности в принятии решений федеральными министерствами и ведомствами не предусмотрено, что идет в разрез с тенденциями построения правового государства и развития международного права. В настоящее время юристы Института «Экоюрис» разрабатывают возможные стратегии обжалования, проверки конституционности этого постановления и Правил.

Из «неприродоохранных» законов мы бы советовали обратить внимание на следующие:

Наиболее важные экологические и экологозначимые законодательные и иные нормативные акты, принятые в 1997 г.:

  1. Законодательные акты

    1.1 «Лесной кодекс Российской Федерации» № 22-ФЗ от 29.01.97 (опубликован: РГ № 23, 04.02.97; СЗ РФ № 5, 1997, , ст. 610). Этот кодекс, как и другие акты по лесам, достаточно подробно характеризовался в «Лесном бюллетене», издаваемом ЦОДП в электронном и « бумажном» виде.

    1.2 Федеральный Закон № 109- ФЗ от 19.07.97 « О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» ( опубликован: РГ №142, 25.07.97; СЗ РФ № 29,1997, ст.3510).Регулирует отношение и устанавливает полномочия органов государственной власти в этой области; закрепляет обязательность экспертизы ( прежде всего экологической) пестицидов и агрохимикатов и обязательность государственной регистрации этих веществ; устанавливает общие требования безопасного обращения (производства, использования и утилизации пестицидов и агрохимикатов), а также ответственность за нарушение данного закона.

    1.3 Федеральный Закон № 116- ФЗ от 21.07.97 « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( опубликован: РГ 30.07.97; СЗ РФ № 30, 1997, ст. 3588). Дает понятие и списки опасных производственных объектов, устанавливает для них требования промышленной безопасности (соответствующие экологическим, санитарным и др. нормам), определяет порядок лицензирования деятельности в этой области, вводит обязательные: декларацию промышленной безопасности, экспертизу промышленной безопасности, страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.

    1.4 Федеральный Закон № 117-ФЗ от 21.07.97 «О безопасности гидротехнических сооружений» (опубликован РГ № 144, 29.07.97; СЗ РФ № 30,1997, ст. 3589). Регулирует отношение при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности.

  2. Нормативные акты РФ

    2.1 Постановление Правительства РФ №306 от 14.03.97 «О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» (опубликовано: РГ № 59-60, 26.03.97; СЗ РФ № 12, 1997, ст. 1442). Правила устанавливают классификацию ядерных объектов, органы, в чью компетенцию входит принятие решений о размещении и сооружении ядерных объектов, процедуру принятия решений, в том числе, обязательную экологическую экспертизу материалов. Очень важен п.8: «При выявлении на любом из этапов сооружения объектов дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государственный орган, принявший решение о сооружении объектов, обязан (выделение Е.Х.) отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение».

    2.2 Постановление Правительства РФ № 334 от 24.03.97 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (опубликовано: РГ « 69, 08.04.97; СЗ РФ № « 13, 1997, ст. 1545). Устанавливает обязанности и функции государственных органов и органов местного самоуправления в области сбора, систематизации и обмена информацией. Об обязанностях органов по информированию населения не упоминается.

    2.3 Постановление Правительства РФ №383 от 03.04.97 «Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности. Установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (опубликовано: РГ №74, 15.04.97; СЗ РФ №14, 1997, ст.1636). Правила детализируют порядок выдачи лицензий на водопользование, закрепленный в Водном кодексе. Данные правила, как и аналогичные правила в области лицензирования природопользования и выбросов и сбросов загрязняющих веществ, не предусматривают учета мнения населения, процедуры участия общественности в принятии экологически значимого решения, которым является выдача лицензии.

    2.4 Постановление Правительства РФ №588 от 17.05.97 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» и Положение (опубликовано: РГ №107, 03.06.97; СЗ РФ №21, 1997, ст. 2483). Устанавливает компетенцию Министерства природных ресурсов РФ.

    2.5 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года №643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» и Положение (опубликованы: РГ 10.06.97; СЗ РФ №22, 1997, ст. 2605). Устанавливает компетенцию Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

    2.6 Постановление Правительства РФ №1169 от 15.09.97 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» (опубликовано: РГ №195, 08.10.97; СЗ РФ №8. 1997, ст. 4385).

    2.7 Постановления Правительства РФ №1200 от 19.09.97 «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» (опубликовано: РГ №195, 08.10.97; СЗ РФ №39, 1997, ст. 4538).

    2.8 Постановления Правительства РФ №1252 от 29.09.97 «Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющемся федеральной собственностью» (опубликовано: СЗ РФ, №40, ст. 4608, 06.10.97).

  3. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств

    3.1 Письмо Госналогслужбы РФ №ВК-6-04/68 от 24.01.97 «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на 1997 г.» (опубликовано: «Экономика и жизнь» №10, 1997; «Финансовая газета» №10, 1997; РГ «Ведомственное приложение» №57, 22.03.97; «Налоговый вестник» №3, 1997; «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету» №4, 1997).

    3.2 Приказ Госкомэкологии РФ №280, от 17.06.97 «Об утверждении Регламента проведения государственной экологической экспертизы» (опубликовано: «Курьер» №24, 12.08.97 — Еженедельник официальной информации, приложение к газете «Российские вести»; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» В отличие от других актов о ГЭЭ, документ четко закрепляет очень важное требование о том, что положительное заключение ГЭЭ не должно содержать никаких замечаний (п. 4.15).

Сокращения:

По материалам «Бюллетеня Московского ИСАР» №3, осень 1997 г.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100