СВИНЕЦ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ОПАСНОСТЬ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
(программа образовательного курса
для студентов медицинских и биологических вузов)
Егорова Г.Л., Худолей В.В.
Свинец является одним из наиболее токсичных металлов и включен в списки приоритетных загрязнителей рядом международных организаций, в том числе ВОЗ, ЮНЕП, Американским агентством по контролю за токсичными веществами и заболеваниями (CDC), и другими аналогичных государственными организациями в различных странах.
В России на сегодняшний день отсутствуют достоверные данные о масштабах распространения свинцового загрязнения и о его влиянии на здоровье населения. Междуведомственная комиссия по экологической опасности 22 мая 1995 года рассмотрела вопрос о проблемах свинцового загрязнения в России и пришла к заключению, что:
Неизбежная индустриализация современного общества диктует целесообразность получения как населением, так и специалистами необходимых знаний о масштабах свинцовой опасности, существующих гигиенических нормативах, симптомах и заболеваниях, вызванных свинцом у детей, и мерах предупреждения свинцовых отравлений.
Образовательная программа “Свинец в окружающей среде: опасность для здоровья детей и ее предупреждение” составлена для студентов вузов медицинского и биологического профиля, для будущих специалистов-врачей, гигиенистов, экологов, биологов, а также для работников здравоохранительных и природоохранных служб, журналистов, освещающих проблемы экологии и здоровья. В этой программе кратко изложена история данной проблемы в мире и в России, приведены показательные примеры и последние данные по загрязнению окружающей среды свинцом, путях его поступления в организм ребенка, заболеваниях и симптомах свинцовой интоксикации и мерах по предупреждению опасности.
Цель этой программы не только просветительская, но и практическая, направленная на получение будущими специалистами знаний об экологической ситуации и свинцовой опасности в России, прежде всего, в районах наиболее сильно загрязненных свинцом, и необходимых мерах по предупреждению и устранению этой опасности.
Программа состоит из 5-ти блоков вопросов, которые, на наш взгляд, наиболее важны для указанного круга слушателей. Разработанный курс рассчитан на 5 лекций (занятий), которые могут быть включены в программу обучения студентов.
Программа обучения
Лекция 1. Свинец: свойства, распространение в окружающей среде, источники
1.1. Физико-химические свойства свинца и методы измерениябиохимических сдвигов, наблюдаемых при его воздействии.
1.2. Встречаемость в природе.
1.3. Производство и использование свинца.
1.4. Миграция свинца в окружающей среде.
Лекция 2. Уровни свинца в окружающей среде и его воздействие на человека
2.1. Воздействие свинца на население (атмосферный воздух, вода, пищевые продукты и др.).
2.2. Воздействие свинца на детей (почва, пыль, краски).
2.3. Воздействие свинца в производственных условиях.
2.4. Концентрация свинца в крови.
Лекция 3. Воздействие свинца на обменные процессы в организме человека. Экспериментальные исследования
3.1. Связь между содержанием свинца в воздухе и содержанием его в крови.
3.2. Всасывание свинца в желудочно-кишечном тракте.
3.3. Распределение в организме и выведение свинца
3.4. Канцерогенность, мутагенность, тератогенность.
Лекция 4. Воздействие свинца на организм человека. Эпидемиологические исследования
4.1. Свинцовые отравления в промышленности.
4.2. Свинцовые отравления среди населения в целом.
4.3. Свинцовые отравления у детей.
4.4. Влияние свинца на кроветворную систему.
4.5. Влияние свинца на центральную и периферическую нервную систему.
4.6. Влияние свинца на почки.
4.7. Влияние свинца на печень и желудочно-кишечный тракт.
4.8. Влияние свинца на сердечно-сосудистую систему.
4.9. Влияние свинца на репродуктивную систему.
4.10 Влияние свинца на органы внутренней секреции.
4.11. Оценка канцерогенности и тератогенности свинца.
4.12. Факторы, влияющие на токсичность свинца для человека (возраст, питание, сезонные вариации, интеркуррентные заболевания и др.).
Лекция 5. Оценка степени риска свинца для здоровья детей ипредупреждение свинцовых отравлений
5.1. Связь “доза-эффект”, “доза-ответ”.
5.2. Показатели воздействия свинца на организм.
5.3. Меры профилактики.
Источники поступления свинца в окружающую среду
Пути поступления свинца в организм
Более высокая, чем у взрослых, чувствительность детей к воздействию свинца обусловлена:
Методы оценки содержания свинца в организме
Предупреждение свинцовых отравлений
Перейти к оглавлению | ![]() |
|||||
![]() | ||||||
|
![]() |