ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — ВАЖНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Искандеров М. Д.
17 декабря 1997 года Указом Президента РФ № 1300 утверждена концепция национальной безопасности РФ.
Концепция национальной безопасности РФ — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых в стране взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Многовековой опыт жизни и деятельности человека и всего общества в целом показывает, что в природе вообще не существует естественных и искусственных (созданных человеком, людьми) объектов, процессов, явлений (в дальнейшем объектов) абсолютно безопасных для человека. Теоретические исследования показывают, что безопасным для человека могут быть лишь объекты, лишенные запасенной энергии, химических и биологических активных элементов. Таким образом, любой реально существующий объект обладает бесчисленным количеством свойств, которые используются человеком в его производственной и повседневной деятельности.
Эти свойства могут быть опасными и не опасными для здоровья и жизни человека. Так, например, радиоактивность, являющаяся свойством радиоактивных веществ в целом является опасным свойством для здоровья и жизни человека. Но человек, обеспечивая себя необходимой защитой, широко использует это свойство радиоактивных веществ для удовлетворения своих потребностей в различных сферах человеческой деятельности.
На современном этапе под угрозой безопасности принято понимать наличие совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно- важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
В настоящее время считается, что основной внешней угрозой экологического характера являются войны, в особенности ядерная война, которая может привести к экологической катастрофе планетарного характера. Реальность такой угрозы убедительно доказана теоретическими исследованиями и экспериментами, выполненными в 80-х годах известными учеными с мировым именем: американским К. Саганом и российским Н. Моисеевым, и названа ими “ядерной зимой”.
Под внутренней угрозой нами понимается любая производственная и хозяйственная деятельность, которые осуществляются различными предприятиями, учреждениями, организациями, ведомствами без учета возможного антропогенного и техногенного загрязнения ими окружающей природной среды и разрушения существующих экосистем.
Для обеспечения экологической безопасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства создаются системы обеспечения экологической безопасности.
Система обеспечения экологической безопасности от выше указанной внешней угрозы включает совокупность систем международных договоров политического, военного и экологического характера, не допускающих развязывания каких-либо войн и в особенности ядерной войны, а в случае возникновения каких-либо серьезных противоречий между странами, обеспечивающих их разрешение мирными средствами, и различные международные органы, осуществляющие контроль за выполнением требований указанных международных договоров.
Система обеспечения экологической безопасности от внутренней угрозы включает: систему законов РФ, в которых указаны требования по защите окружающей природной среды от каких-либо ее загрязнений антропогенного и техногенного характера, а также систему государственных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность по контролю и надзору за исполнением требований законов РФ по обеспечению экологической безопасности. Законами РФ также предусмотрены возможность и порядок осуществления контроля экологической безопасности и со стороны общественных организаций и отдельных граждан РФ.
В настоящее время детское и юношеское общественное движение “Школьная экологическая инициатива” г. Гатчины и Гатчинского района достигло такого уровня зрелости, что для этого движения сегодня уже недостаточно только констатации состояния экологической обстановки в их родном городе, районе, где они постоянно проживают со своими родителями, друзьями и учатся, а в будущем будут работать.
Сегодня детям уже совершенно очевидно, что улучшение экологической обстановки в их родных местах — это длительный, многолетний и непрерывный процесс, важная часть жизнедеятельности людей. Поэтому, у школьников, молодых граждан страны, возникает естественная потребность в их непосредственном участии в улучшении экологической обстановки, в управлении экологической безопасностью, а для этого им уже необходимы законодательно-правовые знания и знания по организации управления экологической безопасностью в их родном городе, районе, области и стране в целом.
Думается, что внесение в сознание школьников начальных правовых знаний в области обеспечения экологической безопасности является важным условием их воспитания как будущих активных граждан ныне создаваемого в России нового демократического правового государства.
Перейти к оглавлению | ||||||