КАК МЫ УЧИЛИСЬ ИЗМЕРЯТЬ МОЩНОСТЬ ДОЗЫ ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ

Авторы работ:Завьялов Михаил (10 кл.), средняя школа, пос. Тайцы, Бондаренко Александр (11 кл.), средняя школа № 9, г. Гатчина

Руководитель работы - Миронов Ю. Т.

Чтобы оценить радиационную обстановку на местности, прежде всего измеряют мощность дозы гамма-излучения на обследуемом месте. Делать это приходится и в нормальных условиях (при проведении радиационного мониторинга), и в условиях, которые нормальными не назовешь, например, после аварии на каком-нибудь радиационно-опасном объекте, особенно если этот объект расположен поблизости. Очень важно при этом иметь практические навыки проведения измерений, быть "на ты" с используемым дозиметром.

В лагере "ЭКО - 97" были организованы полевые радиационные занятия. Они проходили на временном гаммадроме - участке местности, имевшем вид естественной лужайки паркового типа (трава, отдельные кусты и деревья), размером, примерно, 50 х 50 м, расположенной на научно-технической площадке ПИЯФ РАН. Естественный радиационный фон на площадке не превышал 0,15 мкЗв/ч (15 мкР/ч).

В процессе занятий на участке скрытно размещался источник гамма-излучения, с которым лужайка превращалась в учебный гаммадром. Мы, разбившись на звенья, тренировались в поисках источника излучения с помощью дозиметра ДРГ-1Т. К возможностям этого дозиметра для профессионалов близки возможности дозиметра ИРД-01Б, используемого в школах и быту.

Значение мощности дозы от источника, использованного на гаммадроме, на расстоянии 1 м не превышало примерно учетверенного фона и составляло 60 - 80 мкР/ч. Это гарантировало безопасность занятий.

По нормам радиационной безопасности НРБ-96 для студентов и учащихся в возрасте до 21 года, проходящих обучение с использованием источников ионизирующего излучения, годовая доза не должна превышать 1 мЗв. Доза же, которую можно было бы получить на гаммадроме, и то при проведении непрерывных измерений в течение одного часа, не превышала 1 мкЗв. Это примерно в тысячу раз ниже допустимого значения, фактически же ещё ниже, т.к. у нас на поиск и обнаружение источника у разных звеньев ушло всего от 5 до 10 мин.

Наше звено состояло из трех человек. Все мы были до этого неплохо подготовлены теоретически и могли бы справиться с поиском в одиночку. Но в звене меньше делается ошибок. Например, мы быстро поняли, что спешка, "беготня" с дозиметром неуместны, и сумели показать лучшее время среди всех звеньев - 5 мин.

Такие тренировки на гаммадроме дают навыки поисков радиационных аномалий и отшлифовывают способности выявлять радиоактивные загрязнения на местности.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100