ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЛИТОСФЕРУ
Авторы работ:Геоб Ирина (9 кл.), Вагина Анастасия (9 кл.), Войсковицкая гимназия, пос. Н. Учхоз
Руководитель работы:Титова Е.Г.
Транспорт существенно уменьшает общую площадь используемой земли, в том числе и общую площадь плодородной земли. Эрозия почвы происходит довольно быстро, а для воссоздания плодородного слоя глубиной 1 см необходимо около 100 лет. Крупный аэропорт требует для организации всех служб площадь, равную 25 - 50 км. Еще большая площадь вокруг аэропортов становится непригодной для проживания людей из-за высокого уровня шума и условий безопасности полетов.
Сохранению почв служат такие главные направления в развитии транспорта, как выделение под транспортные сооружения менее ценных в сельскохозяйственном отношении земель; сохранение традиционных гидрологических режимов в районе транспортных сооружений; сокращение (лучше прекращение) загрязнения почв вредными компонентами работы транспортных средств.
За рубежом и в нашей стране накапливают опыт экономического использования земли с развитием автотранспорта, например, в городах строят большие подземные гаражи. Планируется создание многих новых подземных сооружений. Имеются уже их проекты, но пока останавливает первая трудность - высокая стоимость их строительства. Однако экономия на транспорте - вещь весьма разорительная; в будущем она обернется значительно большими расходами, если ее осуществлять непродуманно. Так, 1 км хорошей дороги с твердым покрытием стоил в 1990 году от одного до полутора миллионов рублей. Однако отсутствие такого покрытия (например, в сельской местности) приводит к прямому разрушению и эрозии почвы. Передвижение транспорта по бездорожью выводит из использования большую площадь земли. Часто в весеннюю и осеннюю распутицы старые, разбитые дороги забрасываются, а движение осуществляется по новым участкам земли, вплоть до засеянных пашен. Важно и то, что пыль, поднимающаяся вдоль с непокрытых дорог, попадает на придорожные растения, существенно снижая урожайность. К сожалению, неухоженные дороги в нашей стране являются отличительной чертой, которая связана и с развитием автомобильного транспорта. На сегодняшний день важно решить проблему: как использовать неудобные земли и осушить морские территории для нужд транспорта.
Существует (в основном за рубежом) опыт создания плавучих нефтяных хранилищ и емкостей на морском дне. Конечно, первое из основных требований, к этим хранилищам - надежно обеспеченная герметичность. Здесь следует отметить, что осушение территорий и создание подводных или надводных хранилищ топлива - во многом спорное (особенно в отношении хранилищ) направление в освоении земной поверхности. Дело в том, что осушение прибрежных зон (литорали) может привести к серьезным нарушениям сложившихся экологических систем и связей водных обитателей. Кроме того, даже при сверхнадежной работе проектировщиков и строителей невозможно гарантировать полную безаварийность. После этого ясно, что спешки в освоении этих территорий в нашей стране нельзя допускать. Эффективное освоение этих земель требует создание условий для обеспечения высокой экологичности проектов и наличия высокоразвитой и современной строительной индустрии.
Утилизация твердых транспортных отходов
Многие транспортные предприятия вырабатывают отходы (шлаки, мусор, отходы металлов, резин, пластмасс). Мусор рассеивается на довольно больших площадях вдоль железных и автомобильных дорог. Самый эффективный способ утилизации - переработка транспортного мусора (как и всякого другого) на специальных заводах, где производится сортировка этого мусора. В процессе сортировки магнитными сепараторами магнитные материалы отделяются от немагнитных. Из последних выделяются тяжелые компоненты. - цветные металлы и стекло. Оставшийся мусор используется как топливо для производства электроэнергии.
Использованная литература
Перейти к оглавлению | ||||||